Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Подходы к понятиям «лидер» и «лидерство»




 

Руководить людьми можно двумя способами. Во-первых, коман­довать ими, подталкивать и т. п., чем занимается традиционный менеджер-администратор. Во-вторых, увлекать и вести за собой, что свойственно лидеру.

Официальная должность формально создает для руководителя необходимые предпосылки быть одновременно лидером коллек­тива, но автоматически таковым его не делает.

Лидер не назначается вышестоящей инстанцией и не утвержда­ется приказом, а выдвигается и психологически признается окру­жающими как единственный, кто способен обеспечить удовлетво­рение их потребностей и показать выход из сложных ситуаций.

Слово лидер обозначает того, кто ведет за собой, возглавляет. Лидер осуществляет важную функцию управления — показывает путь движения вперед, ведет исполнителей за собой. Сегодня в мире сложилась такая ситуация, в которой без признанных лидеров невозможно выжить ни предпринимательской, ни любой другой организации. Лидерство является тем видом деятельности, ко­торый, рядом с руководством и принятием решений, присущ всей системе управления. Если эффективный руководитель однозначно положительно влия­ет на эффективность управления, то эффективные лидеры не всегда являются одновременно и эффективными руководителями. Об эффективности лидера можно судить из того, в какой мере он влияет на персонал организации. Иногда эффективное лидерство (неформальный лидер) может быть прегра­дой для достижения цели организации. Деловым людям, независимо от места ведения бизнеса, необходим лидер мысли, лидер интуиции, лидер действия, лидер результата.

Главные черты, которые должны быть присущи лидеру в современной деловой организации, такие:

— искусство быть равным, то есть способность налаживать и поддержи­вать систему отношений с равными себе людьми:

— искусство быть руководителем, то есть способность руководить подчи­ненными, преодолевать трудности и решать все проблемы, которые приобре­тает руководитель вместе с властью и ответственностью;

— искусство решать конфликты — способность выступать в роли посред­ника между двумя сторонами вконфликте, отслеживать последствия психо­логических стрессов;

— искусство обрабатывать информацию — способность построить систе­му коммуникаций в организации, получать надежную информацию, верно ее оценивать и эффективно использовать;

искусство принимать нестандартные управленческие решения — спо­собность находить проблемы и решения в условиях, когда альтернативные ва­рианты, действия, информация и цели неоднозначны или вызывают сомнение;

— искусство распределять ресурсы, а организации — способность выбрать необходимую альтернативу, найти оптимальный вариант при условиях огра­ниченности времени и недоступности других видов ресурсов;

— дар предпринимателя — способность идти на оправданный риск и на внедрение инноваций в организации;

— искусство самоанализа — способность понимать позицию лидера и его роль в организации, умение видеть то, как он влияет на организацию.

Руководителей фирм и компаний, ориентированных на инновации, назы­вают "преобразующими лидерами". Перечень личных черт преобразующего лидера такой:

— видение ситуации, проблемы, то есть создание для себя самого образа организации и "перенесения" своего видения в сознание персонала, разработ­ка конкретных путей и средств достижения цели;

— целостность характера – верность слову, соблюдение общечеловеческих норм морали, единство ценностей, цели и средств ее достижения;

— вера в людей, заинтересованность в людях, доверие клюдям, доверие людей к лидеру;

— бескорыстие — служение людям, отсутствие слепого карьеризма, взвешенное использование личных благ;

— благосклонность (преданность) к организации: организация — второй дом, подчиненные — это дети, все блага — для организации;

— творческие способности — поиск нового, преобразование существующего с целью достичь лучшего;

— твердость духа, высокая требовательность, право награждать и наказы­вать, положительное отношение к единоначалию;

— умение общаться — деловое общение, информирование подчиненных, умение вести душевный разговор, быть среди подчиненных, иметь авторитет­ное окружение;

— умение рисковать — побуждение персонала к инновациям, оценка инноваторов, поведение с учетом ситуации;

— способность находить элегантные и простые решения сложных про­блем;

— уравновешенность, умение сохранять спокойствие в кризисных ситуа­циях, которые побуждают окружающих также сохранять спокойствие и дей­ствовать продуманно.

Администраторы и лидеры различаются:

1. Подходом к решению проблем. Лидеры обладают четким собственным видением будущего и путей движения к нему.

Администраторы большей частью ждут указаний «сверху» и беспрекословно их выполняют. Таким образом, главная задача лидера определить, что делать; администратора - какими спосо­бами достигать поставленные другими цели, организовать и на­правлять работу подчиненных согласно планам.

2. Характером действий. Администраторы строят их на основе четкой регламентации, предписаний, правил, процедур, жестко контролируя подчиненных. Лидеры самостоятельно определяют свои поступки, исходя из складывающейся ситуации, проявляют инициативу, предоставляют последователям свободу действий.

3. Основой власти. Администраторам люди подчиняются по обязанности, боясь наказания или рассчитывая на дополнитель­ное вознаграждение. За лидерами следуют добровольно, разделяя их взгляды, понимая важность того, что они делают, к чему призы­вают, не рассчитывая на какие-то особые награды.

Лидер, увлекающий людей на решение тех или иных важных для организации проблем, называется инструментальным. Но в любом коллективе существует и так называемый эмоциональ­ный лидер (обычно наиболее уважаемый человек), которому при­надлежит решающее слово в межличностных отношениях.

В коллективах с невысоким уровнем развития лидер чаще всего выступает в роли эксперта-специалиста по любым вопросам или эмоционального центра (может подбодрить, посочувствовать, по­мочь). В коллективе с высоким уровнем развития лидер является, прежде всего, интеллектуальным центром, источником идей, кон­сультантом по самым сложным проблемам.

Но в обоих случаях он - интегратор коллектива, инициатор и организатор его активных действий, образец, с которым остальные сверяют свои мысли и поступки.

Лидер неформального коллектива следит, чтобы конкретные действия каждого из его членов не противоречили общим интере­сам, не подрывали единство группы. В необходимых случаях он может отстаивать эти интересы перед администрацией, вступить в конфликт с ней, санкционируя только не противоречащее им трудовое поведение.

Бороться с этим невозможно, ибо давление на лидера вызывает еще большее сплочение коллектива в его противостоянии админи­страции. Поэтому с лидером лучше идти на компромисс, предло­жив ему одновременно официальную должность, которой он обычно не имеет, но вполне заслуживает. Это облегчает и процесс управления, ибо, пользуясь одновременно доверием коллектива и администрации, легче согласовывать их интересы.

 

Стили управления

 

Определение лидерства с позиции поведения руководителя основывается на том, что его эффективность определяется не личными качествами руково­дителя, а манерой поведения с подчиненными. Этот подход развит в теории стилей руководства.

Слово "стиль" греческого происхождения. Первоначаль­но оно означало стержень для писания на восковой доске, а позднее употреблялось в значении "почерк". Отсюда можно считать, что стиль руководства - это своего рода "почерк" в действиях менеджера.

Более полное определение стиля руководства: относи­тельно устойчивая система способов, методов и форм прак­тической деятельности менеджера.

Кроме того, под стилем управления понимают манеру и способ поведения менеджера в процессе подготовки и ре­ализации управленческих решений.

Все определения стиля управления сводятся к совокуп­ности характерных для менеджера приемов и способов ре­шения задач управления, т.е. стиль - это система постоянно применяемых методов руководства.

Как видно, стиль и метод руководства существуют в опре­деленном единстве. Стиль представляет собой форму реализа­ции методов руководства, принятую данным менеджером в соответствии с его личными, субъективно-психологическими характе­ристиками.

Каждому из сложившихся методов руководства адекватен вполне определенный стиль управления. Это значит, что каждый метод для своей реализации нуждается в личностях, обладающих впол­не определенными качествами. Кроме того, метод управления является более подвижным и чувствительным к новым потреб­ностям в сфере управленческих отношений, чем стиль руковод­ства.

Итак - стиль управления это совокупность наиболее характерных и устойчивых методов решения типовых задач и проблем.

Именно в индивидуальном стиле проявляется своеобразный уп­равленческий почерк отдельного менеджера, определяющий и стиль работы группы.

Можно говорить о стиле работы менеджера или о стиле работы всей группы (что предпочтительно). Это происходит вследствие того, что стиль управления становится определяющей характеристикой самой группы и по этому признаку можно классифицировать группы исполнителей.

Различают автократический (авторитарный), демократический и либеральный стили управления.

Стиль конкретного руководителя не всегда можно точно отнести к одному из указанных видов. Скорее совокупность привычных для менеджера методов взаимодействия с подчиненными расположена в определенной позиции континуума стилей.

Типичным для автократического стиля управления является использование голого администрирования постоянно, даже тогда, когда это вредит делу. Руководитель непосредственно вмешивается в большинство вопросов, самостоятельно их решает, дает распоряже­ния и запрашивает необходимую информацию. От подчиненных работников требуется исполнение заданий в соответствии с указаниями руководителей. Их личность и взгляды в значительной степени остаются без внимания, а иногда и подавляются.

Типичной для либерального менеджера является низкая степень проявления власти и личного влияния на подчиненных. Он считает подчиненных равными партнерами в процессе подготовки решений. Здесь наблюдаются высокий уровень доверия менеджера к своим подчиненным, но и отсутствие у них должного уважения к менеджеру. Последний не демонстрирует своей власти при подготовке решений. Более того, он принимает решение, предложенное группой, даже если оно не совпадает с его собственным. В ряде случаев это является результатом профессиональной слабости менеджера.

Этот стиль имеет тенденцию к более широкому распространению и в настоящее время представляет собою наиболее совершенный тип управления. Он занимает промежуточное положение между автокра­тическим и либеральным типами, из которых первый отличается не­достаточной, а второй — чрезмерной самостоятельностью работников.

 

Теория лидерства

 

Ученых издавна интересовала проблема лидерства.

Ее систематическое изучение было предпринято с начала 1930-х годах. В результате сформировалась теория великих людей, которая исходила из того, что лидерами их сделал определенный набор личностных качеств (выдающиеся знания, интеллект, впе­чатляющая внешность, уверенность в себе, честность и пр.).

Однако эта теория не могла объяснить, например, почему стали лидерами Сталин, Гитлер и т. п., явно не отвечавшие многим пере­численным требованиям.

Затем сформировалась поведенческая теория лидерства, со­гласно которой главную роль в деле его становления играют не личные качества человека, а манера его взаимоотношений с окру­жающими. Основным недостатком этой теории стал ее вывод о су­ществовании некоего оптимального стиля руководства, с помо­щью которого можно решить все управленческие проблемы, и не­обходимости его поиска.

Конечно, личные качества и стиль руководства являются важ­ными условиями успеха, но более поздние исследования убеди­тельно доказали, что решающую роль в нем могут сыграть ситуа­ционные факторы, включающие в себя и личные качества испол­нителей, и характер работы, особенности внешней среды и т. п.

 


Поделиться:





Читайте также:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...