Подходы к понятиям «лидер» и «лидерство»
Руководить людьми можно двумя способами. Во-первых, командовать ими, подталкивать и т. п., чем занимается традиционный менеджер-администратор. Во-вторых, увлекать и вести за собой, что свойственно лидеру. Официальная должность формально создает для руководителя необходимые предпосылки быть одновременно лидером коллектива, но автоматически таковым его не делает. Лидер не назначается вышестоящей инстанцией и не утверждается приказом, а выдвигается и психологически признается окружающими как единственный, кто способен обеспечить удовлетворение их потребностей и показать выход из сложных ситуаций. Слово лидер обозначает того, кто ведет за собой, возглавляет. Лидер осуществляет важную функцию управления — показывает путь движения вперед, ведет исполнителей за собой. Сегодня в мире сложилась такая ситуация, в которой без признанных лидеров невозможно выжить ни предпринимательской, ни любой другой организации. Лидерство является тем видом деятельности, который, рядом с руководством и принятием решений, присущ всей системе управления. Если эффективный руководитель однозначно положительно влияет на эффективность управления, то эффективные лидеры не всегда являются одновременно и эффективными руководителями. Об эффективности лидера можно судить из того, в какой мере он влияет на персонал организации. Иногда эффективное лидерство (неформальный лидер) может быть преградой для достижения цели организации. Деловым людям, независимо от места ведения бизнеса, необходим лидер мысли, лидер интуиции, лидер действия, лидер результата. Главные черты, которые должны быть присущи лидеру в современной деловой организации, такие:
— искусство быть равным, то есть способность налаживать и поддерживать систему отношений с равными себе людьми: — искусство быть руководителем, то есть способность руководить подчиненными, преодолевать трудности и решать все проблемы, которые приобретает руководитель вместе с властью и ответственностью; — искусство решать конфликты — способность выступать в роли посредника между двумя сторонами вконфликте, отслеживать последствия психологических стрессов; — искусство обрабатывать информацию — способность построить систему коммуникаций в организации, получать надежную информацию, верно ее оценивать и эффективно использовать; — искусство принимать нестандартные управленческие решения — способность находить проблемы и решения в условиях, когда альтернативные варианты, действия, информация и цели неоднозначны или вызывают сомнение; — искусство распределять ресурсы, а организации — способность выбрать необходимую альтернативу, найти оптимальный вариант при условиях ограниченности времени и недоступности других видов ресурсов; — дар предпринимателя — способность идти на оправданный риск и на внедрение инноваций в организации; — искусство самоанализа — способность понимать позицию лидера и его роль в организации, умение видеть то, как он влияет на организацию. Руководителей фирм и компаний, ориентированных на инновации, называют "преобразующими лидерами". Перечень личных черт преобразующего лидера такой: — видение ситуации, проблемы, то есть создание для себя самого образа организации и "перенесения" своего видения в сознание персонала, разработка конкретных путей и средств достижения цели; — целостность характера – верность слову, соблюдение общечеловеческих норм морали, единство ценностей, цели и средств ее достижения; — вера в людей, заинтересованность в людях, доверие клюдям, доверие людей к лидеру;
— бескорыстие — служение людям, отсутствие слепого карьеризма, взвешенное использование личных благ; — благосклонность (преданность) к организации: организация — второй дом, подчиненные — это дети, все блага — для организации; — творческие способности — поиск нового, преобразование существующего с целью достичь лучшего; — твердость духа, высокая требовательность, право награждать и наказывать, положительное отношение к единоначалию; — умение общаться — деловое общение, информирование подчиненных, умение вести душевный разговор, быть среди подчиненных, иметь авторитетное окружение; — умение рисковать — побуждение персонала к инновациям, оценка инноваторов, поведение с учетом ситуации; — способность находить элегантные и простые решения сложных проблем; — уравновешенность, умение сохранять спокойствие в кризисных ситуациях, которые побуждают окружающих также сохранять спокойствие и действовать продуманно. Администраторы и лидеры различаются: 1. Подходом к решению проблем. Лидеры обладают четким собственным видением будущего и путей движения к нему. Администраторы большей частью ждут указаний «сверху» и беспрекословно их выполняют. Таким образом, главная задача лидера определить, что делать; администратора - какими способами достигать поставленные другими цели, организовать и направлять работу подчиненных согласно планам. 2. Характером действий. Администраторы строят их на основе четкой регламентации, предписаний, правил, процедур, жестко контролируя подчиненных. Лидеры самостоятельно определяют свои поступки, исходя из складывающейся ситуации, проявляют инициативу, предоставляют последователям свободу действий. 3. Основой власти. Администраторам люди подчиняются по обязанности, боясь наказания или рассчитывая на дополнительное вознаграждение. За лидерами следуют добровольно, разделяя их взгляды, понимая важность того, что они делают, к чему призывают, не рассчитывая на какие-то особые награды. Лидер, увлекающий людей на решение тех или иных важных для организации проблем, называется инструментальным. Но в любом коллективе существует и так называемый эмоциональный лидер (обычно наиболее уважаемый человек), которому принадлежит решающее слово в межличностных отношениях.
В коллективах с невысоким уровнем развития лидер чаще всего выступает в роли эксперта-специалиста по любым вопросам или эмоционального центра (может подбодрить, посочувствовать, помочь). В коллективе с высоким уровнем развития лидер является, прежде всего, интеллектуальным центром, источником идей, консультантом по самым сложным проблемам. Но в обоих случаях он - интегратор коллектива, инициатор и организатор его активных действий, образец, с которым остальные сверяют свои мысли и поступки. Лидер неформального коллектива следит, чтобы конкретные действия каждого из его членов не противоречили общим интересам, не подрывали единство группы. В необходимых случаях он может отстаивать эти интересы перед администрацией, вступить в конфликт с ней, санкционируя только не противоречащее им трудовое поведение. Бороться с этим невозможно, ибо давление на лидера вызывает еще большее сплочение коллектива в его противостоянии администрации. Поэтому с лидером лучше идти на компромисс, предложив ему одновременно официальную должность, которой он обычно не имеет, но вполне заслуживает. Это облегчает и процесс управления, ибо, пользуясь одновременно доверием коллектива и администрации, легче согласовывать их интересы.
Стили управления
Определение лидерства с позиции поведения руководителя основывается на том, что его эффективность определяется не личными качествами руководителя, а манерой поведения с подчиненными. Этот подход развит в теории стилей руководства. Слово "стиль" греческого происхождения. Первоначально оно означало стержень для писания на восковой доске, а позднее употреблялось в значении "почерк". Отсюда можно считать, что стиль руководства - это своего рода "почерк" в действиях менеджера. Более полное определение стиля руководства: относительно устойчивая система способов, методов и форм практической деятельности менеджера.
Кроме того, под стилем управления понимают манеру и способ поведения менеджера в процессе подготовки и реализации управленческих решений. Все определения стиля управления сводятся к совокупности характерных для менеджера приемов и способов решения задач управления, т.е. стиль - это система постоянно применяемых методов руководства. Как видно, стиль и метод руководства существуют в определенном единстве. Стиль представляет собой форму реализации методов руководства, принятую данным менеджером в соответствии с его личными, субъективно-психологическими характеристиками. Каждому из сложившихся методов руководства адекватен вполне определенный стиль управления. Это значит, что каждый метод для своей реализации нуждается в личностях, обладающих вполне определенными качествами. Кроме того, метод управления является более подвижным и чувствительным к новым потребностям в сфере управленческих отношений, чем стиль руководства. Итак - стиль управления — это совокупность наиболее характерных и устойчивых методов решения типовых задач и проблем. Именно в индивидуальном стиле проявляется своеобразный управленческий почерк отдельного менеджера, определяющий и стиль работы группы. Можно говорить о стиле работы менеджера или о стиле работы всей группы (что предпочтительно). Это происходит вследствие того, что стиль управления становится определяющей характеристикой самой группы и по этому признаку можно классифицировать группы исполнителей. Различают автократический (авторитарный), демократический и либеральный стили управления. Стиль конкретного руководителя не всегда можно точно отнести к одному из указанных видов. Скорее совокупность привычных для менеджера методов взаимодействия с подчиненными расположена в определенной позиции континуума стилей. Типичным для автократического стиля управления является использование голого администрирования постоянно, даже тогда, когда это вредит делу. Руководитель непосредственно вмешивается в большинство вопросов, самостоятельно их решает, дает распоряжения и запрашивает необходимую информацию. От подчиненных работников требуется исполнение заданий в соответствии с указаниями руководителей. Их личность и взгляды в значительной степени остаются без внимания, а иногда и подавляются. Типичной для либерального менеджера является низкая степень проявления власти и личного влияния на подчиненных. Он считает подчиненных равными партнерами в процессе подготовки решений. Здесь наблюдаются высокий уровень доверия менеджера к своим подчиненным, но и отсутствие у них должного уважения к менеджеру. Последний не демонстрирует своей власти при подготовке решений. Более того, он принимает решение, предложенное группой, даже если оно не совпадает с его собственным. В ряде случаев это является результатом профессиональной слабости менеджера.
Этот стиль имеет тенденцию к более широкому распространению и в настоящее время представляет собою наиболее совершенный тип управления. Он занимает промежуточное положение между автократическим и либеральным типами, из которых первый отличается недостаточной, а второй — чрезмерной самостоятельностью работников.
Теория лидерства
Ученых издавна интересовала проблема лидерства. Ее систематическое изучение было предпринято с начала 1930-х годах. В результате сформировалась теория великих людей, которая исходила из того, что лидерами их сделал определенный набор личностных качеств (выдающиеся знания, интеллект, впечатляющая внешность, уверенность в себе, честность и пр.). Однако эта теория не могла объяснить, например, почему стали лидерами Сталин, Гитлер и т. п., явно не отвечавшие многим перечисленным требованиям. Затем сформировалась поведенческая теория лидерства, согласно которой главную роль в деле его становления играют не личные качества человека, а манера его взаимоотношений с окружающими. Основным недостатком этой теории стал ее вывод о существовании некоего оптимального стиля руководства, с помощью которого можно решить все управленческие проблемы, и необходимости его поиска. Конечно, личные качества и стиль руководства являются важными условиями успеха, но более поздние исследования убедительно доказали, что решающую роль в нем могут сыграть ситуационные факторы, включающие в себя и личные качества исполнителей, и характер работы, особенности внешней среды и т. п.
Читайте также: I. МЕТОДЫ, ПОДХОДЫ И ПРОЦЕДУРЫ ДИАГНОСТИКИ И ЛЕЧЕНИЯ Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|