Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Анализ налоговых поступлений в местный бюджет

 

На основании данных поступлении государственных доходов в разрезе видов налогов и платежей по Республике Казахстан за 2002-2007 гг., предоставленным Налоговым Комитетом Республики Казахстан на своём официальном сайте, была сделана сводная таблица 4, в которой представлены данные поступлений в местные бюджеты на период 1 февраля 2002-2007 гг.

Анализ доходов местных бюджетов и доли налоговых поступлений в них таблицы 4 позволил построить диаграмму, представленную на рисунке 5. Диаграмма наглядно отображает рост доходов местных бюджетов и уменьшение доли налоговых поступлений в них. Так доходы местных бюджетов с 2002 увеличились в 2,8 раза, а налоговые поступления в 2,6 раза

 

Рисунок 5 - Анализ доходов местных бюджетов и доли налоговых поступлений в них

 

Таблица 6 - Сводная таблица поступлений в республиканский и местные бюджеты тыс.тенге

Наименование платежа 2002 год

2003 год

2004 год

2005 год

2006 год

2007 год

1

2

3

4

5

6

7

ДОХОДЫ, всего

19 310 372

24 210 361

27 533 066

27 990 282

41 105 072

54 044 823

НАЛОГОВЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ

18 582 893

23 715 670

26 542 821

26 664 826

37 384 627

48 591 316

Индивидуальный подоходный налог

5 470 980

6 991 757

8 307 487

8 545 128

13 368 151

19 212 187

Социальный налог

8 749 701

10 720 516

12 347 218

12 188 536

14 531 645

20 137 276

Hалоги на собственность

686 453

735 256

767 605

764 902

822 990

1 126 454

Hалог на добавленную стоимость

476 034

359 199

764 058

 

 

 

Акцизы

1 677 560

1 196 408

1 534 191

1 499 937

2 107 305

2 694 524

Поступления за использование природных и других ресурсов

1 096 711

3 046 058

2 144 460

3 239 395

5 599 647

4 749 324

Сборы за ведение предпринимательской и профессиональной деятельности

180 679

207 916

218 850

242 055

587 646

414 998

Hалоги на международную торговлю и внешние операции

 

 

 

 

 

 

Прочие налоги

24 277

61 670

2 485

2 281

177

666

Обяз. платежи, взимаемые за совершение юридически значимых действий и выдачу документов гос. органами.

220 499

396 890

456 467

182 592

367 065

255 888

HЕНАЛОГОВЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ

379 944

237 833

225 494

232 102

282 965

575 087

Доходы от предпринимательской деятельности и собственности

52 322

49 063

61 018

111 059

131 561

163 262

Поступления от реализации товаров (работ, услуг) государственными учреждениями, финансируемыми из государственного бюджета

3 655

2 725

5 324

4 427

591

1 993

Вознаграждения (интересы) по кредитам

0

9 007

13 235

101 739

115 273

240 960

Прочие неналоговые поступления

28 187

50 884

29 288

14 150

33 730

155 384

ДОХОДЫ ОТ ОПЕРАЦИЙ С КАПИТАЛОМ

347 535

256 858

764 750

1 093 354

3 437 480

4 878 419

Продажа основного капитала

53 573

8 780

2 254

10 343

1 372 036

1 762 286

Продажа земли и нематериальных активов

293 963

248 078

762 496

1 083 011

2 065 444

3 116 134

Примечание – построено автором на основании данных НКМФ РК

 

На основании анализа таблицы 6, была построена таблица 7, в которой рассматривается доля налоговых поступлений в доходах местных бюджетов.


Таблица 7 – Динамика доли налоговых поступлений в доходах местных бюджетов, %

Наименование платежа 2002 год

2003 год

2004 год

2005 год

2006 год

2007 год

НАЛОГОВЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ

96,2327

97,9567

96,40343

95,26459

90,94894

89,90929

Другие поступления

3,767297

2,043303

3,596566

4,735415

9,051061

10,09071

Примечание – построено автором на основании данных НКМФ РК

 

Анализ структуры доходов местных бюджетов, приведённый в таблице 5, показывает, что наблюдается постоянное падение доли налоговых поступлений в общих поступлениях с 97,9% 2003 году до 89,9% в 2007 году (2004 г. – 96,4%, 2005 г. – 95,3%, 2006 г. – 90,9%). В то время как доля налоговых поступлений доходной части местных бюджетов уменьшается, увеличивается доля официальных трансфертов, выделяемых бюджетам областей [12].

В бюджете 9 областей республики доля официальных трансфертов составляет более 35%. Официальные трансферты общего характера определяются как разница между прогнозными объемами доходов и затрат соответствующего местного бюджета. Инструментом оперативного регулирования межбюджетных отношений в период действия трехлетних объемов официальных трансфертов общего характера, утвержденных соответствующим законом, являются целевые трансферты. Согласно Бюджетному кодексу, целевые текущие трансферты выделяются местным бюджетам для компенсации потерь их потерь в случае принятия нормативных правовых актов, влекущих увеличение расходов и (или) уменьшения доходов местных бюджетов, а также целевые текущие трансферты выделяются для реализации отдельных текущих бюджетных программ, не учитываемых при расчете объемов официальных трансфертов общего характера.

Из налоговых поступлений наибольшую долю имеют социальный налог и индивидуальный подоходный налог. Данный вывод был сделан на основании анализа диаграммы, представленной в приложении 1, из которой видно, что социальный налог приносит наибольшее количество налоговых платежей в местные бюджеты, подоходный налог занимает вторую по значимости позицию, на третьей позиции находятся поступления за использование природных и других ресурсов.

Необходимо также отметить, что из года в год происходит увеличение объёмов налоговых поступлений вышеотмеченных налогов. Кроме того, за последние 2 года (2006 и 2007 гг.) заметно изменилось соотношение объёмов поступлений социального и подоходного налога, т.е. если в 2002-2005 гг. социальный объёмы поступлений от социального налога заметно опережали поступления от подоходного налога, то теперь они почти сравнялись, что является последствием изменения налоговой политики, проводимой в стране.

В соответствии с Приказом Министра экономики и бюджетного планирования "Об утверждении распределения поступлений классификации доходов между уровнями бюджета по Единой бюджетной классификации Республики Казахстан" проведено распределение налоговых поступлений, акцизов, поступлений за использование природных и иных ресурсов, сборов, обязательных платежей, пошлин, неналоговых поступлений, трансфертов, погашения кредитов, займов и т.д. Принцип распределения основан на закреплении 100% поступления одного наименования поступления в один из уровней бюджета. При этом 3 наименования индивидуального подоходного налога и социальный налог распределяются по нормативам установленным областными маслихатами между областным бюджетом и бюджетами районов и городов областного значения. Всего в республиканский бюджет поступления идут по 151 наименованию, в областные бюджеты по 45 наименованиям, в бюджеты г.Астана и г. Алматы по 99 наименованиям и бюджеты районов и городов областного значения по 92 наименованиям [18].

Таким образом, насколько эффективен такой характер регулирования межбюджетных отношений можно будет судить по итогам реализации бюджетного цикла. Проблема пересмотра налогового законодательства особенно актуальна в настоящий момент, в период разделения государственных функций и полномочий. Представляется несколько не логичным принятие вначале Бюджетного кодекса с последующим принятием законов по разграничению полномочий между уровнями государственного управления. Необходимо было вначале четко определить Реестр государственных функций с разграничением их между уровнями государственного управления, а затем определить необходимые объемы и источники финансирования этих функций.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...