Влияние глобализации на налоговую систему
В условиях мировой глобализации все большее значение приобретает необходимость обеспечения конкурентоспособности экономики Республики Казахстан, определяемой главным приоритетом в предстоящий период Президентом страны. При этом глава государства отмечает, что вопросы выживания для казахстанской экономики остались позади, а впереди только выбор наиболее прогрессивного мирового опыта для процветания и стабильного развития. В мае 2007 года представители Налогового комитета Министерства финансов РК были участниками форума Организации по экономическому сотрудничеству и развитию (ОЭСР), местом которого был многосторонний налоговый центр в городе Анкара [14]. ОЭСР – это форум, на котором правительства 30 демократических государств совместно работают и рассматривают экономические, социальные и экологические проблемы, вызванные глобализацией. Начав свою деятельность с 20 странами – членами в 1961 году, сегодня ОЭСР насчитывает 30 стран - членов (с 2000 года), которые на ряду с другими странами принимают участие в работе ОЭСР. Работа в ОЭСР осуществляется через различные комитеты, состоящие из делегатов от правительств стран – членов ОЭСР. Секретариат располагается в Париже (≈ 2000 человек). Одной из главных задач Комитета по налоговым делам ОЭСР является организация форума для творцов налоговой политики и административных управляющих для обсуждения вопросов текущей политики и администрирования, для оказания помощи странам – членам ОЭСР и экономикам стран не членов ОЖСР в вопросах совершенствования структуры и деятельности их налоговых систем, для расширения сотрудничества и координации между ними в сфере налогообложения и поощрения стран не членов ОЭСР к принятию практики налогообложения, что способствует экономическому росту через развитие международной торговли и инвестиций.
Ниже приведены основные темы и информация, которые были раскрыты в ходе проведенного семинара инструкторами [20]. 1. Терминология и общие соображения по теме уклонение от налогообложения и уплаты налогов В соответствии с Интернет – словарем Wikipedia «… Уклонение от налогов – это общий термин для определения усилий, предпринимаемых физическими лицами, фирмами, доверительными фондами и другими юридическими лицами, в целях уклонения от налогов незаконными методами. Согласно Интернет – словарю Wikipedia «Избежание от налогообложения (tax avoidance) является правовым использованием налогового режима в собственных интересах с целью уменьшения суммы налога, подлежащего уплате по закону. Для чего необходимо делать различие между двумя этими понятиями? Потому что в системах налогов большинства стран это различие делается: так как в последствии различные в случае уклонения от уплаты налогов или в случае некриминального уклонения от налогообложения; так как законодатели считают, что умышленное нарушение закона должно трактоваться по-другому, чем в спорной ситуации в рамках закона, но неприемлемой с позиции правительства; из-за психологических различий; так как случай уклонения от уплаты налогов может обуславливать стратегию, отличающуюся от случая уклонения от налогообложения; так как выявленные действенные схемы уклонения от налогообложения могут предоставить большее основание для внесения изменений в законодательство (поправки в материальное право), чем выявленные случая уклонения от уплаты налогов. Предложения для реализации в РК - Рассмотреть необходимость введения понятий «Избежание от налогообложения» и «уклонение от налогообложения» в казахстанское законодательство. Рассмотреть вопрос ужесточения ответственности за уклонение от налогов в уголовном законодательстве.
2. Общие соображения, касающиеся мер противодействия уклонению от налогообложения Центральной проблемой является выявление схем уклонения, которые в основном можно выявить во время проведения проверок. Нередко налогоплательщикам не удается скрыть все и при обычной проверке можно выявить следы. Поэтому инструкторы предлагали использовать любую имеющуюся для этого информацию о проверяемых налогоплательщиках, общаться с бывшими супругами, подругами и любовниками, бывшими сотрудниками, конкурентами, т.е. быть доступными для тех, кто готов дать информацию. Особенно важно публиковать номера телефонов, адреса электронной почты, чтобы люди могли дать какую-либо информацию, имеющуюся у них. Также инструкторы говорили о том, что необходимо запрашивать явным образом, в форме налоговой декларации, следующие сведения: - имеет ли налогоплательщик счета в иностранных банках (конкретные формулировки вопроса о счетах в иностранных банках можно найти в формах налоговых деклараций Австралии, Франции, Ирландии, Норвегии, США …) - контролирует ли налогоплательщик иностранные организации - владеет ли налогоплательщик иностранной собственностью. Т.е., заставляя налогоплательщика отвечать на конкретный вопрос, необходимо тем самым показать ему, что в случае неправдивого ответа он пересекает черту и начинает уклоняться от налогообложения. Предложения для реализации в РК - Рассмотреть возможность введения новой формы налоговой декларации в соответствии с имеющимся международным опытом. 3. Особые меры противодействия международным схемам уклонения от налогообложения Взаимодействие с органами таможенного и пограничного контроля в отношении перемещения денег через границы - обязательство регистрировать наличность (определенную сумму), перевозимую через границу - выборочные проверки таможенниками - передача сведений (непосредственно) в налоговые органы Ужесточение требований в отношении анонимных переводов при помощи банковской системы, т.п. - запрещение анонимных счетов - запрещение анонимных переводов без открытия клиентских счетов
- требование регистрационного номера налогоплательщика - не забывать об альтернативных системах денежных переводов Предложения для реализации в РК - усилить работу по взаимодействию с органами таможенной службы в данном направлении [20]. 4. Особое внимание – доступу к информации, находящей в распоряжении национальных банков Запрет на анонимные банковские переводы является сдерживающим фактором только тогда, когда налогоплательщик знает, что налоговые органы могут получить доступ к банковским сведениям о его денежных переводах за границу. Ряд стран имеют возможность для налоговых целей получать банковские сведения без ограничений (Австралия, Чехия, Дания, Финляндия, Франция, Италия, Норвегия, Новая Зеландия, Турция) (Источник: Доклад ОЭСР «Совершенствование доступа…», 2000, п. 81). В других странах ОЭСР доступ к банковской информации возможен в особых обстоятельствах. - Банки подлежат действию режимов отчетности в отношении валютных и иностранных операций. Иногда их отчетность по операциям предназначена непосредственно налоговым органам. Обычно, как минимум, предоставляются сведения о подозрительных операциях в соответствии с законодательством по борьбе с отмыванием денег. В случае подозрений в уклонении от налогообложения орган противодействия отмыванию денег передает эти сведения налоговым органам [21, 52]. - Обзор 15 стран ОЭСР показал, что большинство налоговых органов имеют возможность получать информацию по установленным категориям непоименованных налогоплательщиков. Например, «все клиенты, которые в 2005 г. перевели свыше 5000 евро на счета в стране A». Достаточные основания для того, чтобы считать, что налогоплательщики этой категории не соблюдают налоговое законодательство. - Запросы о получении доступа к информации относительно категории непоименованных налогоплательщиков (т.н. запросы касательно «Иван Иваныча») в некоторых странах последнее время оказались очень действенными. Особенно в отношении феномена оффшорных кредитных карт.
Если налогоплательщики пожелают получить доступ к своим не облагаемым налогами оффшорным средствам в стране проживания, например, через оффшорные кредитные карты, информация об использовании таких кредитных карт обрабатывается национальными учреждениями. Налоговые органы могут получать доступ к информации о таких учреждениях (например, запрашивать сведения о «всех кредитных картах, использованных внутри страны и выпущенных банками в стране A», страна A – налоговое убежище). Предложения для реализации в РК - Рассмотреть возможность внесения изменений и дополнений в банковское законодательство с целью предоставления налоговым органам сведений, составляющих банковскую тайну. 5. Налоговые оазисы и льготные режимы Ключевые факторы при определении налоговых оазисов Налоги номинальные или отсутствуют вовсе Нехватка эффективного обмена информацией Нехватка прозрачности Отсутствие существенной деятельности Цели использования налоговых оазисов: неналоговое использование (например, вследствие меньшего регулирования / более дешевой регистрации) перевозка грузов, страхование, а также минимизация налогов. Возможные меры противодействия Заключение договоров со странами, являющимися налоговыми оазисами; Законодательство о контролируемых иностранных корпорациях (КИК) или иностранных инвестиционных фондах (ИИФ); Правила о трансфертном ценообразовании; Доступ к информации и раскрытие информации о сделках. Предложения для реализации в РК: Необходимо продолжить работу по заключению международных договоров об избежании двойного налогообложения, об обмене информацией; Рассмотреть возможность внесения изменения в части ужесточения законодательства о связанных (взаимосвязанных, взаимозависимых) сторонах. Рассмотреть необходимость внесения соответствующих изменений в законодательство о трансфертном ценообразовании; Рассмотреть возможность внесения изменений и дополнений в банковское законодательство с целью предоставления налоговым органам сведений, составляющих банковскую тайну. 6. Схемы минимизации налогов Основные концепции, которые часто используются в международных схемах минимизации налогов (а также в допустимых вариантах налогового планирования) - Использование «налогового убежища» в стране с более низким уровнем налогообложения; - Установление трансфертных цен с целью минимизации налогов; - Использование дочерней страховой компании; - Кредитное финансирование вместо финансирования за счет собственного капитала; - Лизинг вместо кредитного финансирования;
- Преимущества за счет различий в налогооблагаемых базах; - Преимущества за счет различий в правилах в отношении источника; - Преимущества за счет различий в квалификации сделок (дивиденды или проценты); - Преимущества за счет различий в квалификации сделок (лизинг или продажа); - Преимущества за счет различий в классификации субъектов права; - Вычет издержек, связанных с освобождаемым от налогообложения доходом; - Переезд на жительство в страну с более низким уровнем налогообложения до получения дохода на прирост капитала; - Ориентация на более низкие пороговые значения доходов, облагаемых налогом и т.д. Признаки, с которыми часто бывает связана минимизация налогов (т.е. признаки, при обнаружении которых в ходе аудита рекомендуется провести более детальную проверку): - Наличие сложных сделок с сомнительным коммерческим обоснованием или вообще без него; - Цикличность денежных потоков; - Графики быстрых действий; - Участие известных учредителей/ «патронов»; - Использование налоговых убежищ; - Существенные расхождения между данными бухгалтерской и налоговой отчетности. При этом наличие одного или более из этих признаков не обязательно означает, что имеет место минимизация налогов, а отсутствие таких признаков не обязательно говорит об ее отсутствии. Возможные ответные меры на минимизацию налогов - Тщательная проверка возможных случаев минимизации налогов - Регулярный аудит - Отбор дел на основании определенных показателей (управление рисками) - Режимы раскрытия информации - В случае минимизации - лишение налоговых льгот - Толкование - Конкретные правила, направленные против минимизации налогового бремени и против налоговых злоупотреблений - Общие доктрины и правила, направленные против минимизации налогового бремени и против налоговых злоупотреблений - Денежные штрафы, налагаемые в случае минимизации - В отношении налогоплательщиков - В ряде случаев – в отношении участвующих в сделках третьих сторон Предложения для реализации в РК - Рассмотреть возможность отражения данных концепций и признаков в Правилах проведения налоговой проверки (Общая или Особенная части). 7. «Низкая степень капитализации» Манипулирование капитализацией с помощью долговых / долевых инструментов по налоговым причинам. Может иметь место между: - аффилированными лицами, когда обычный заем может заменять ценные бумаги займодавец безразличен по отношению к характеру возврата инвестиций - независимыми лицами заемщик освобожден от налога, имеет потери, различия в налоговых ставках для заемщика и займодавца. Главным образом вопрос носит международный характер. Глобальный результат: недостаточная капитализация имеет преимущества, когда финансирующая/материнская компания облагается более низким налогом по сравнению с компанией-заемщиком / дочерней компанией Ранее налоговые проблемы решались с помощью: - валютного контроля; - законодательства об иностранных инвестициях; - правил о достаточности капитала для регулируемых отраслей. Подход к фиксированному отношению задолженности к собственному капиталу Два подхода при применении предельного порога - не возникает вопроса, если отношение задолженности к собственному капиталу ниже предельного порога; или - отказать в вычете процентов, если соотношение выше предельного порога Применяются различные уровни, но самым распространенным отношением задолженности к собственному капиталу является 3:1 Преимущества: легкость применения и администрирования, уменьшает количество споров. Недостатки: нет руководства для определения правильного предельного порога, может привести к двойному налогообложению, если предельный порог слишком высокий, не предоставляет скидок с налогооблагаемых сумм для высокоразвитой промышленности, легко избежать уплаты. Предложения для реализации в РК - Рассмотреть возможность пересмотра предельного коэффициента. 8. Расширение финансовых рынков и уклонение от налогообложения. Расширение финансовых рынков. Большее разнообразие в видах финансовых инструментов: - Вызванное экономической неустойчивостью в части процентных ставок, биржевых курсов и цен в следствие либерализации рынка; - Виды инструментов в общих чертах охватывают финансовые инструменты, инструменты хеджирования и инструменты биржевой игры (спекулятивные)% - Разнообразие такое большое, что трудно поддается классификации. Деривативные финансовые инструменты. Финансовый инструмент (т.е. контракт), стоимость которого зависит от стоимости активов, лежащих в основе дериватива / ставок - ориентиров / индексов. Контроль и регулирование денежными потоками - напр., продажа продукции следующего года за наличные средства, обращающиеся в настоящее время. Может использоваться в комбинации для создания заема – комбинированный заем. Проблемы, стоящие перед существующей системой налогов. Расширение финансового рынка создает возможность действовать по другому для достижения тех же самых экономических результатов. Однако, в системе налогов наблюдается тенденция к жесткой классификации – такая жесткая классификация привела бы к разным последствия в области налогообложения. Вызов: расширение налогооблагаемой базы с учетом расширения нового / реструктуризированного финансового рынка (инструменты или организации). Предложения для реализации в РК - Рассмотреть опыт налогообложения деривативов в других странах с целью создания своего порядка налогообложения подобных инструментов. 9. Эффективные способы обмена информацией. Значение обмена информацией: - Обеспечить правильное применение принципов налогооблажения; - Противодействовать уклонению от налогов или снижению суммы налогообложения; - ОЭСР стремится способствовать усовершенствованию международного сотрудничества по налогооблажению с юридической и практической точки зрения; Юридические механизмы в ОЭСР: - Статья 26; Типовая Конвенция ОЭСР по налогообложению (двустороннее соглашение); - Конвенция Совета Европы/ОЭСР об Административной Взаимопомощи в области налогообложения (многосторонняя “живая” конвенция); - Соглашение об обмене информацией по вопросам налогообложения (двустороннее и многостороннее соглашение); Практические механизмы ОЭСР: - Рекомендации по использованию Индивидуальных Номеров Налогоплательщиков (ИНН).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|