Перспективы развития налоговой системы и методы её совершенствования
В своём послании народу Казахстана Президент Н.А. Назарбаев особо отметил необходимости приведения налоговой системы в соответствие с задачами нового этапа развития Казахстана. Действующий Налоговый кодекс сыграл позитивную роль в экономическом росте, однако в настоящее время его потенциал практически исчерпан. Кодекс насчитывает свыше 170 видов льгот и преференций, которые постоянно и бессистемно растут [1]. Правительству следует разработать новый Налоговый кодекс. Он должен способствовать модернизации и диверсификации экономики, выходу бизнеса из «тени». Новый Кодекс должен приобрести характер закона прямого действия, ограждающего от вольного толкования его норм налоговыми службами, сочетать качество администрирования и интересы налогоплательщиков. Но, главное, он должен предусматривать снижение общей налоговой нагрузки для несырьевых секторов экономики, особенно для малого и среднего бизнеса. Ожидаемые потери бюджета должны быть компенсированы за счет повышения экономической отдачи от добывающего сектора. Исходя из необходимости достижения целей, поставленных Президентом страны, а также подтверждая преемственность в реализации основных направлений развития экономики, Правительство определяет в качестве главной цели создание благоприятных институциональных и экономических условий для повышения международной конкурентоспособности Казахстана и качества жизни граждан страны. Это позволит обеспечить решение стратегической задачи по вхождению Казахстана в ближайшие десять лет в число пятидесяти наиболее конкурентоспособных стран мира. В ближайшие три года Правительство ставит перед собой задачу достижения следующих ключевых индикаторов выполнения Программы. Среднегодовой реальный прирост ВВП в размере 8,5 %, что позволит решить стратегическую задачу по удвоению ВВП в 2008 году по отношению к 2000 году. Общий рост экономики за три года планируется на уровне 27,7 %. Рост ВВП на душу населения в 2008 году до 5559 долларов США, что в 1,5 раза выше сегодняшнего уровня. Рост производительности труда в среднем на 8,5 % ежегодно. Среднегодовой прирост промышленного производства - 5 %, в том числе в обрабатывающей промышленности - 6,7 %. Рост инвестиций в основной капитал - в среднем на 15,7 % в год. Уровень среднегодовой инфляции - "в коридоре" 5,7 %-7,3 % в 2006 году, 5 %-7 % - в 2007-2008 годах.
Политика доходов в 2008 – 2010 году будет направлена на продолжение стимулирования индустриально-инновационного развития страны, повышение конкурентоспособности и создание рационального баланса налоговой нагрузки в экономике [42]. Казахстанская система налогообложения доходов малого и среднего бизнеса представлена в виде упрощенной системы, характеризующейся не только низкой ставкой налогообложения, но и значительно упрощенной отчетностью. С 1 января 2006 года произведено расширение сферы применения специального налогового режима (СНР) для субъектов малого бизнеса, применяющих специальный налоговый режим на основе упрощенной декларации, путем увеличения предельной численности наемных работников и предельного дохода. Учитывая положительный опыт осуществления деятельности субъектами малого бизнеса в условиях действия упрощенного налогового режима, с 1 января 2007 года снизились ставки налога в СНР на основе патента с 3 % до 2 %, в СНР на основе упрощенной декларации вместо разделительной прогрессивной шкалы для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц со ставками от 3 % до 5 % и от 3 % до 7 % установлена соответственно единая ставка на уровне 3 %. Эта мера оказывает поддержку инициативной части населения, стремящейся реализовать свои предпринимательские способности и идеи [10, 11].
В 2007 году ставка налога на добавленную стоимость снижена до 14 процентов, а с 1 января 2008 г. до 13%. Данная мера позволила предприятиям высвободить средства из оборота, которые были направлены на модернизацию производства, на его расширение и развитие. С 2007 года введена плоская шкала индивидуального подоходного налога на уровне 10 процентов, которая стала одной из самых низких в мире. При этом из облагаемого дохода исключается минимальный размер заработной платы вместо месячного расчетного показателя. Основным эффектом введения данной нормы стало повышение мотивации людей к повышению собственного материального благополучия. В целях создания условий для высокотехнологичных и экспортоориентированных производств в Казахстане созданы 3 специальные экономические зоны, на которых осуществляется освобождение от корпоративного подоходного налога, земельного налога, налога на имущество, налога на добавленную стоимость и таможенных пошлин. Основные направления налоговой политики на 2008 – 2010 годы будут ориентированы на решение задач фискальной политики с учетом необходимости укрепления социально-значимых функций налогов как справедливого и оправданного инструмента, стимулирующего развитие необходимых направлений экономики и обеспечивающего полное выполнение государственных функций, которые заключаются в следующем: дальнейшее снижение ставки НДС; оптимизация льгот с учетом повышения их эффективности и стимулирующего эффекта в реальном секторе экономики; ликвидация льгот по пассивным доходам физических лиц в рамках постепенного переноса основной роли в формировании доходов бюджета с предпринимательства на население. Условные потери по налогу на добавленную стоимость в 2008 году составят 67,9 млрд. тенге (снижение ставки с 14 % до 13 %), по социальному налогу – 115,0 млрд. тенге (снижение ставки в среднем на 30 %), по таможенным пошлинам на ввозимые товары – 17,7 млрд. тенге (из-за унификации пошлин). В целом потери составят 6,5 % от общего объема доходов государственного бюджета. Таким образом, снижение ставок налогов приводит к относительному снижению темпов поступлений этих налогов в прогнозируемом периоде.
В последующие годы прогнозируется дальнейший рост темпа поступлений указанных налогов, т. к. предполагается, что будет получен ожидаемый эффект от снижения налоговой нагрузки. Начиная с 2009 года будут реформированы специальные налоговые режимы – сужение сферы применения разовых талонов, исключение патентов, а по упрощенной декларации будут осуществлять деятельность только индивидуальные предприниматели – физические лица. Крупные сельскохозяйственные товаропроизводители будут выведены из специальных налоговых режимов [13].
Таблица 8 - Прогноз ненефтяных доходов в государственный бюджет на 2008 – 2010 годы, в % к ВВП
В соответствии с проводимой налоговой политикой, а также прогнозными показателями среднесрочного плана социально-экономического развития Республики Казахстан, действия Концепции формирования и использования средств Национального фонда Республики Казахстан на среднесрочную перспективу, утвержденной Указом Президента Республики Казахстан от 1 сентября 2005 года № 1641, на среднесрочную перспективу определены доходы государственного бюджета на 2008 – 2010 годы [42]. С переходом с 1 июля 2006 года на новую систему функционирования Национального фонда Республики Казахстан, предусматривающую зачисление прямых налогов от предприятий в Национальный фонд, в целях исключения зависимости экономики от нефтяного сектора, государственный бюджет формируется за счет ненефтяных доходов. Прогноз доходов нефтяного сектора на 2008 – 2010 годы определен исходя из условий Концепции формирования и использования Национального фонда Республики Казахстан на среднесрочную перспективу, с учетом внесенных в бюджетное законодательство изменений, направленных на осуществление четкого разграничения нефтяных и ненефтяных доходов.
В 2008 году поступления в Национальный фонд (за исключением инвестиционного дохода) прогнозируются на уровне 7,4 % к ВВП, в 2009 году – 7,2 % к ВВП и в 2010 году – 6,8 % к ВВП. Снижение связано с прогнозированием мировой цены на нефть на стабильном уровне – соответственно 60 долларов за баррель. Прогнозируемые темпы роста ВВП превышают темпы роста доходов нефтяного сектора, несмотря на прогноз их увеличения в абсолютном выражении, что также оказывает влияние на размер доли в ВВП [42]. До 2012 года НК МФРК планирует увеличить отношение налоговых поступлений к ВВП до 27%, при том, что в 2006 гг этот показатель был равен 21,8%. По официальным оценкам объём теневой экономики составляет 21,3% к ВВП. Это значит, что наши дополнительные резервы по налоговым поступлениям в компетенции НКМФРК составляют 21,8% (отношение к ВВП за 2006 год) * 21,3% = 4,6% к ВВП, т.е. почти 5%. Т.е. целевой показатель 22%+5%=27% вполне достижим, и его можно ставить как стратегическую цель. В ценах 2007 года эти 5% составляют почти 700 млрд. тнг. дополнительных поступлений в бюджет не за счёт роста экономики, а за счёт улучшения администрирования. Это - очень сложная, трудная, но решаемая задача. Таблица 9 - Прогноз поступлений прямых налогов в Национальный фонд, в % к ВВП
Целевые показатели по налоговым поступлениям по годам: 2008г – 3,7 трлн. тнг, 2009 г – 5,2 трлн. тнг, 2010г – 7,1 трлн. тнг, 2011г – 9,4 трлн. тнг, 2012 г – 12,3 трлн. тнг. В 2006 году эти поступления составили 2,2 трлн. тнг. Т.е. в 2012 году мы должны достигнуть роста налоговых поступлений в компетенции НКМФРК по сравнению с фактом 2006 года в 5,5 раз. В таблице 10 эти суммы представлены в разрезе регионов.
Таблица 10 - Целевые показатели по налоговым поступлениям в компетенции НК МФ РК на 2008 – 2012 гг. в разрезе регионов, млрд. тенге
Резервы для достижений этих целей есть. Так, например, анализ деклараций по корпоративному подоходному налогу за 2003-2006 гг. свидетельствует о том, что - только треть отчитывающихся предприятий - рентабельны (т.е. получают положительный налогооблагаемый доход) - это около 30 тысяч предприятий; - из этих 30 тысяч предприятий по 70-ти процентам коэффициент налоговой нагрузки по всем налогам не превышает 5%, а доля таких предприятий растет из года в год; - около 4-х тысяч предприятий на протяжении всего проанализированного периода показывают нулевой или отрицательный налогооблагаемый доход; - выявлены предприятия, представляющие «пустографки», но осуществляющие импорт по данным таможни; объем импорта по ним за 2004-2006 гг. составил 1,5 млрд. долл. США. Кроме того, резервы есть и по т.н. «лжепредприятиям». К примеру, только в 2006 году в результате отработки автоматизированного камерального контроля налоговой отчетности за 2005 год налоговыми органами выявлено 1135 налогоплательщиков (не представлявших налоговую отчетность (или представлявших с нулевыми показателями), но выписывавших счета-фактуры), по которым потери бюджета по корпоративному подоходному налогу и НДС составили 73,4 млрд. тенге. Есть резервы и по крупным налогоплательщикам. Так в результате налоговых проверок крупных компаний, проводимых в рамках контроля законодательства по трансфертному ценообразованию, а также комплексных проверок, проводимых специализированным отделом с начала года по ним доначислено 3,6 млрд. долларов. Далее, 276 крупных налогоплательщиков, находящихся республиканском мониторинге, дают половину всех государственных доходов, остальная половина приходится на оставшиеся 900 тыс. налогоплательщиков – значит там тоже есть значительные резервы. Есть и другие материально значимые резервы – которые необходимо вскрыть, и тогда достижение стратегических целевых показателей к 2012 году становится достаточно реальным. В среднесрочной перспективе рост налоговых поступлений может быть обеспечен и за счёт улучшения налогового законодательства. Сейчас в Правительстве действует рабочая группа, в рамках которой предполагается кардинально реформировать налоговую политику. Налоговым Комитетом дорабатывается наше видение налоговой политики, базирующееся на следующих принципах: Максимальное упрощение налоговой политики, отмена налоговых льгот при одновременном снижении налоговой нагрузки; Приведение в соответствие с международным опытом и стандартами; Прорывная модернизация работы налоговых органов; Реальное формирование налоговой культуры. Качество услуг сегодня является самым слабым звеном в работе налоговых комитетов. По итогам опроса Агентства по делам государственной службы НКМФРК занимает 7 место среди 34 госорганов и организаций в общем рейтинге по административным барьерам, при этом по - отсутствию удобных мест ожидания - 3 место (45% потребителей указатели на этот адмбарьер); - недоброжелательный персонал - 4 место (35%); - плохо организованные сотрудники - 4 место (29%); - большие очереди - 5 место (69%). Результаты вышеупомянутого социологического обследования аналогичны результатам опроса ЦИОМ. Поэтому необходимо в ближайшее время сделать мощный рывок по улучшению качества услуг, чтобы показатели следующего социологического исследования дали позитивную динамику общественной оценки работы налоговых органов. И если сегодня, согласно этого исследования, качеством работы удовлетворены 41% предпринимателей и 51% населения, то в 2012 году эти показатели должны быть не менее 90%. Поэтому мы ставим перед целевые показатели по качеству налоговых услуг на ближайшие 5 лет (Таблица 11): в 2008 г – не менее 50% субъектов предпринимательства должны быть удовлетворены качеством услуг налоговых органов в 2009 – не менее 60%, в 2010 – не менее 70%, в 2011 – не мене 80%, в 2012 – не менее 90%.
Таблица 11 - Целевые показатели по качеству налоговых услуг на 2008-2012 гг.
Аналогичные целевые показатели ставятся и по удовлетворённости населения. Чтобы достигнуть их, необходимо реализовать комплекс мероприятий. В предстоящем 2008 году: Строительство и реконструкция 18 ЦПО; Оснащение и переоснащение ЦПО (компьютерами, сканерами, креслами, стульями); Введение форменной одежды для работников ЦПО; Обеспечение ЦПО бесплатными формами заявлений; Распространение в ЦПО буклетов и брошюр по Стандартам налоговых услуг; Разработка и внедрение Правил поведения работников ЦПО; Разработка и внедрение Правил мониторинга качества налоговых услуг; Использование расчета критериев качества гос. услуг в рейтинге налоговых органов; Размещение «Терминал налогоплательщика» в микрорайонах и сельских округах; Расширение спектра электронных услуг. Координация работы по проведению опроса населения независимыми организациями. Выделение ЦПО в структуре налоговых органов. Создание отделов качества гос. услуг в структуре областных налоговых органов. Планы 2009 – 2010 годы: Строительство и реконструкция остальных ЦПО; Обеспечение форменной одеждой работников всех ЦПО; Оснащение и переоснащение ЦПО (компьютерами, сканерами, креслами, стульями); Разработка и внедрение «Терминал клиента ЦПО»; Оснащение телевизорами и системой видеонаблюдения; Обеспечение ЦПО бесплатными формами заявлений, Стандартами налоговых услуг; Совершенствование расчета критериев оценки качества гос. услуг в рейтинге налоговых органов; Расширение спектра электронных услуг. Разработка и внедрение электронного журнала входных и выходных документов ЦПО при взаимодействии с ИС НК МФ. Для максимального увеличения поступлений в государственный бюджет без увеличения ставок налогов предусматривается соблюдение жесткой налоговой дисциплины, создание специализированной структуры в Налоговом комитете Министерства финансов Республики Казахстан. Будут проведены реформы в области налогового и таможенного администрирования; расширены электронные услуги для налогоплательщиков, внедрены методы пресечения "лжепредпринимательства", деятельности "обнальных" фирм и теневого оборота, в том числе оборота подакцизной продукции [41]. Для проведения взвешенной фискальной политики, направленной на обеспечение стабильности бюджета, ограничение государственных расходов, соблюдение жесткой бюджетной дисциплины, сбережение значительной части нефтяных доходов в Национальном фонде, стимулирование структурной перестройки экономики, предусматривается дальнейшее совершенствование бюджетного законодательства, в том числе: - переход к формированию бюджета в соответствии с новой Концепцией формирования и использования средств Национального фонда; - трехлетнее бюджетное планирование на уровне функциональных групп расходов Единой бюджетной классификации; - ориентирование процесса исполнения бюджета на эффективность и результативность бюджетных программ; - повышение качества управления бюджетными деньгами (наличностью); - установление мер ответственности администраторов бюджетных программ и их государственных учреждений за использование бюджетных средств. В результате реализации планируемых мер наряду с увеличением поступлений в государственный бюджет ожидаются высвобождение дополнительных средств у предприятий, сокращение теневых выплат заработной платы, снижение налоговой нагрузки для субъектов малого бизнеса, упрощение налогового администрирования, рост занятости населения, увеличение удельного веса поступлений от субъектов малого бизнеса в бюджет с 14 % в 2005 году до 20 % в 2008 году, снижение уровня коррупции в налоговых и таможенных органах, обеспечение стабильности государственного бюджета [42]. Налоговая политика будет направлена на стимулирование индустриально-инновационного развития страны, повышение конкурентоспособности, сокращение доли теневой экономики и создание рационального баланса налоговой нагрузки в экономике. Предстоит провести глубокий анализ по налоговым льготам, оценить степень их влияния на эффективность экономики. Поэтапно будет решаться задача перераспределения налогового бремени с доходов юридических лиц на доходы физических лиц, а также изучен вопрос внедрения всеобщего декларирования доходов и расходов населения. Проводимая в целом взвешенная фискальная политика направлена на обеспечение стабильности бюджета, эффективное выполнение финансовых обязательств государства и ориентацию расходов на приоритетные направления государственной политики. В сфере государственных закупок будет сформирована система, учитывающая интересы государства и бизнеса и способствующая эффективности и гибкости расходования государственных средств. Заключение
Подводя итоги, отметим что, налоги - это одно из основных понятий экономической науки. Сложность понимания природы налога обусловлена тем, что налог - это одновременно экономическое, хозяйственное и правовое явление реальной жизни. Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. Совокупность видов налогов, взимаемых в государстве, форм и методов их построения, органов налоговой службы образует налоговую систему государства. Налоговая система РК включает в себя определенные виды налогов, сборов и пошлин, правовые нормы, регулирующие налоговые отношения и органы налоговой службы. Согласно статьи 59 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» в Республике Казахстан действуют налоги и другие обязательные платежи в бюджет, установленные Кодексом. Суммы налогов и других обязательных платежей поступают в доходы соответствующих бюджетов в порядке, определенном Бюджетным кодексом Республики Казахстан и законодательством о республиканском бюджете на соответствующий год. Бюджетная система Республики Казахстан включает бюджеты различных уровней, основанные на экономических отношениях и соответствующих правовых нормах. В Республике Казахстан самостоятельно функционируют республиканский бюджет и местные бюджеты в совокупности составляющие государственный бюджет. Структурный анализ, проведённый в дипломной работе, показал, что основными источниками налоговых поступлений республиканского бюджета являются корпоративный подоходный налог, налог на добавленную стоимость и поступления за использование природных и других ресурсов. Рост налоговых поступлений в республиканский бюджет растёт из года в год. Так с 2003 года налоговые поступления в республиканский бюджет увеличились более чем в 3 раза. Сумма налоговых поступлений в республиканский бюджет в 2008 г. на 36% превышают показатель 2006 года. На основании данных поступлении государственных доходов в разрезе видов налогов и платежей по Республике Казахстан за 2002-2007 гг., предоставленным Налоговым Комитетом Республики Казахстан на своём официальном сайте, был проведён анализ поступлений в местные бюджеты на период 1 февраля 2002-2007 гг. Анализ доходов местных бюджетов и доли налоговых поступлений в них позволил сделать вывод, что в анализируемый период происходил рост доходов местных бюджетов и уменьшение доли налоговых поступлений в них. Кроме того, анализ структуры доходов местных бюджетов показал, что наблюдается постоянное падение доли налоговых поступлений в общих поступлениях с 97,9% 2003 году до 89,9% в 2007 году (2004 г. – 96,4%, 2005 г. – 95,3%, 2006 г. – 90,9%). В то время как доля налоговых поступлений доходной части местных бюджетов уменьшается, увеличивается доля официальных трансфертов, выделяемых бюджетам областей. Из налоговых поступлений наибольшую долю имеют социальный налог и индивидуальный подоходный налог, причём социальный налог приносит наибольшее количество налоговых платежей в местные бюджеты, подоходный налог занимает вторую по значимости позицию, на третьей позиции находятся поступления за использование природных и других ресурсов. Необходимо также отметить, что из года в год происходит увеличение объёмов налоговых поступлений вышеотмеченных налогов. Кроме того, за последние 2 года (2006 и 2007 гг.) заметно изменилось соотношение объёмов поступлений социального и подоходного налога, т.е. если в 2002-2005 гг. социальный объёмы поступлений от социального налога заметно опережали поступления от подоходного налога, то теперь они почти сравнялись, что является последствием изменения налоговой политики, проводимой в стране. В своём послании народу Казахстана Президент Н.А. Назарбаев особо отметил необходимости приведения налоговой системы в соответствие с задачами нового этапа развития Казахстана. Действующий Налоговый кодекс сыграл позитивную роль в экономическом росте, однако в настоящее время его потенциал практически исчерпан. Кодекс насчитывает свыше 170 видов льгот и преференций, которые постоянно и бессистемно растут [1]. Правительству следует разработать новый Налоговый кодекс. Он должен способствовать модернизации и диверсификации экономики, выходу бизнеса из «тени». Новый Кодекс должен приобрести характер закона прямого действия, ограждающего от вольного толкования его норм налоговыми службами, сочетать качество администрирования и интересы налогоплательщиков. Но, главное, он должен предусматривать снижение общей налоговой нагрузки для несырьевых секторов экономики, особенно для малого и среднего бизнеса. Ожидаемые потери бюджета должны быть компенсированы за счет повышения экономической отдачи от добывающего сектора. Исходя из необходимости достижения целей, поставленных Президентом страны, а также, подтверждая преемственность в реализации основных направлений развития экономики, Правительство определяет в качестве главной цели создание благоприятных институциональных и экономических условий для повышения международной конкурентоспособности Казахстана и качества жизни граждан страны. Это позволит обеспечить решение стратегической задачи по вхождению Казахстана в ближайшие десять лет в число пятидесяти наиболее конкурентоспособных стран мира. В ближайшие три года Правительство ставит перед собой задачу достижения следующих ключевых индикаторов выполнения Программы. Среднегодовой реальный прирост ВВП в размере 8,5 %, что позволит решить стратегическую задачу по удвоению ВВП в 2008 году по отношению к 2000 году. Общий рост экономики за три года планируется на уровне 27,7 %. Рост ВВП на душу населения в 2008 году до 5559 долларов США, что в 1,5 раза выше сегодняшнего уровня. Рост производительности труда в среднем на 8,5 % ежегодно. Среднегодовой прирост промышленного производства - 5 %, в том числе в обрабатывающей промышленности - 6,7 %. Рост инвестиций в основной капитал - в среднем на 15,7 % в год. Уровень среднегодовой инфляции - "в коридоре" 5,7 %-7,3 % в 2006 году, 5 %-7 % - в 2007-2008 годах. Политика доходов в 2008 – 2010 году будет направлена на продолжение стимулирования индустриально-инновационного развития страны, повышение конкурентоспособности и создание рационального баланса налоговой нагрузки в экономике. Отдавая должное содержанию налоговой и бюджетной политики, следует отметить, что существующая система налогообложения, в свете стратегических планов развития Казахстана, требует дальнейшего совершенствования и обеспечения стабильности основных принципов, заложенных в налоговое законодательство, которое позволит обеспечить поступательное развитие экономики государства, поможет создать достаточный уровень жизни населения страны. Это во многом зависит от правильности выбора стратегии и тактики налоговой реформы, умения предвидеть все, даже самые отдаленные, ее социально-экономические и политические последствия и факторы, которые могут вызвать какие-либо отклонения, способности четко реагировать на эти отклонения от заданных параметров и быстро их корректировать путем внесения в предварительные расчеты необходимых поправок.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|