Методы экономической теории
Для того чтобы изучать экономические явления и процессы, необходимо использовать определенные способы познания – методы. Слово «метод» в переводе с греческого языка означает путь к какой-либо цели. Если предмет науки отвечает на вопрос что познается, то метод − на вопрос, как познается. Основные методы, используемые экономической наукой, представлены в таблице 1.
Таблица 1 Методы, используемые экономической наукой.
В качестве основного средства познания в экономической теории используют метод научной абстракции, который не уводит от действительности, а наоборот, приближает к ней, к тому истинному порядку, который скрывается за нагромождением отдельных фактов и событий. Гениальным примером применения этого метода является выделение в общественном развитии общественно-экономических формаций. Абстрактные обобщения экономических фактов находят воплощение в моделях. Моделирование – наиболее практичная сторона метода экономической науки. Результатом применения методов экономического исследования является выработка научных гипотез, то есть обоснованных предположений о закономерностях поведения изучаемого объекта. Если выдвинутая гипотеза получает подтверждение практикой, она называется принципом или теорией.
Потребности Движущей силой человеческого общества являются потребности – объективно существующие желания людей, связанные с обеспечением их жизнедеятельности и развития. Потребность – это ощущение недостаточности, нужда, необходимость в чем-либо. Потребность побуждает человека к действиям на устранение возникшего дискомфорта. Таким образом, потребности выступают как внутренний побудитель активной деятельности человека, а удовлетворение потребностей является целью этой деятельности.
Классическая экономическая наука обычно выделяет три группы потребностей: материальные, духовные и социальные. 22. Материальные потребности удовлетворяются материальными благами. Это продукты питания, одежда, жилище, домашняя обстановка, коммунальные, бытовые услуги и т.п. 22. Духовные потребности определяются духовной деятельностью человека, под которой понимается не только интеллектуальная, но и любая деятельность, порождаемая внутренним состоянием человека. Духовные потребности связаны с развитием человека как личности и удовлетворяются получением образования, приобщением к искусству, чтением книг, владением информацией, трудовой деятельностью и пр. 22. Социальные потребности – потребности в общественной деятельности, самовыражении, общении с людьми, обеспечение социальных прав и т.д. Социальные потребности реализуются через участие людей в общественной деятельности. (К социальным потребностям нельзя отнести потребность в труде.) По видам субъектов, у которых возникают потребности, последние разделяются на индивидуальные, семейные, коллективные, общественные.
В современной западной литературе большую популярность получила теория американского социолога А. Маслоу, в соответствии с которой все потребности располагаются в восходящем порядке от «низших» материальных до «высших» духовных, рис. 1.
Пять уровней потребностей представляются в виде пирамиды, в основании которой лежат первичные потребности (физиологические). Второй уровень – потребности в безопасности, защите. Третий уровень – социальные потребности (любовь, дружба, общение и т.д.) Четвертый уровень – потребность в самоутверждении и уважении. Пятый уровень – потребность в самореализации, самовыражении, развитии собственных способностей и талантов. Две первые группы потребностей, согласно А. Маслоу, − низшего порядка, три последние – высшего. До тех пор, пока у среднестатистического человека не удовлетворены потребности низшего порядка, у него не возникают потребности высшего порядка. В этом и заключается смысл пирамиды потребностей Маслоу. Первичные потребности – потребности, которые по своей природе являются врожденными, это физиологические потребности: в пище, во сне, в одежде, потребность в безопасности и т.п. Если у человека первичные потребности удовлетворены, то он переходит к удовлетворению вторичных потребностей. Вторичные потребности не являются врожденными, они сформированы в ходе развития и обретения жизненного опыта. Это социальные потребности (человеку необходимо принадлежать к той или иной социальной группе, ощущать себя в социуме – такова общественная природа человека), потребности в уважении (человеку необходимо признание окружающих), потребность в самовыражении. Первичные потребности не могут быть заменены одна другой, вторичные – могут. Деление потребностей на первичные и вторичные исторически условно, соотношение между ними с развитием общества меняется. Классификация потребностей отличается огромным разнообразием. Классификацию потребностей можно дополнить выделением потребностей рациональных и иррациональных, абстрактных и конкретных, осознанных и неосознанных, ложно понятых и т.п. Однако следует помнить, что любая классификация потребностей достаточно условна, поскольку все потребности взаимосвязаны и взаимообусловлены.
Материальные запросы формируются не только под воздействием функций жизнедеятельности человека, но и в значительной мере под влиянием уровня экономического и научно-технического развития общества, духовных и социальных ориентиров. Потребности людей имеют исторический характер. Их размер и способы удовлетворения зависят от того, в каких общественно-исторических условиях, с какими привычками и жизненными запросами сформировались отдельные люди, социальные слои и общество в целом. Потребности людей динамичны. Они изменяются под воздействием общественного прогресса, интенсивности обмена информацией, совершенствованиями самого человека. Непрерывное изменение потребностей в количественном и качественном отношении, их возрастание в процессе эволюции человеческого общества характеризуется как закон возвышения потребностей: любому открытому социуму свойственно увеличивать свои потребности в геометрической прогрессии. Одновременно с этим происходит выравнивание социальных потребностей, потребности высшего порядка появляются у всё более широких слоев населения. Замечено, что примерно каждые 10 лет количество видов потребительских товаров и услуг увеличивается более чем в два раза. Но на протяжении многих сотен и тысяч лет рост и изменение потребностей происходили плавно, относительно невысокими темпами.
Рассмотрим подробнее экономические потребности. Экономические потребности – это часть человеческих нужд, для удовлетворения которых необходимы производство, распределение, обмен и потребление благ. Именно эти потребности участвуют в активном взаимодействии между производством и неудовлетворенными запросами людей. Производство прямо влияет на потребности людей. Во-первых, оно создает конкретные блага и тем самым способствует удовлетворению определенных человеческих запросов. Удовлетворение этих нужд и уже потребляемая полезная вещь в свою очередь ведут к появлению новых производных потребностей (своеобразный эффект мультипликатора потребностей).
Во-вторых, ускорение научно-технического прогресса коренным образом обновляет мир и уклад жизни, порождает качественно новые потребности, например, потребность в компьютере и т.п. В-третьих, производство во многом влияет на способы применения полезных вещей и тем самым формирует определенную бытовую культуру. В свою очередь экономические потребности оказывают обратное воздействие на производство. Во-первых, они являются внутренней побудительной причиной и конкретным ориентиром созидательной деятельности предпринимателей. Во-вторых, запросам людей присуще свойство быстро изменяться в количественном и качественном отношениях. В силу этого экономические потребности часто обгоняют производство. В-третьих, ведущая роль потребностей проявляется в том, что они вызывают движение хозяйственной деятельности – от низшей ступени ко все более высоким. Всю историю экономики в определенном смысле можно рассматривать как историю формирования все более высокого уровня потребностей. Экономические потребности общества безграничны, в то время как экономические ресурсы, которыми располагает общество, ограничены. В результате взаимодействие между расширением потребностей, реальным потреблением и процессом развития производства отражает существующее между ними противоречие. Но это такое противоречие, которое стимулирует производство. Проблема потребностей имеет как теоретическое, так и практическое значение. Организация бизнеса предполагает наличие четкой информации о состоянии, уровне, динамике потребностей в товарах и услугах своих сегодняшних и завтрашних потребителей. Для правильной ориентации в практической хозяйственной деятельности производителям важно знать, какие сдвиги происходят в структуре покупок населения за определенный период. На основании этого они могут определить, когда наступит предел насыщения потребностей населения в отношении определенных благ и своевременно переключиться на выпуск новых и более высококачественных продуктов.
Блага Потребности людей выражаются в желаниях приобрести на рынках товары и услуги, потребление которых принесет им пользу. Средством удовлетворения потребностей людей являются блага. Благо может быть экономическим, если оно ограничено и принадлежит собственнику (например, квартира), и неэкономическим (например, воздух), если оно неограниченно и никем не присвоено. Среди экономических благ различают товары и услуги. Товары предметно осязаемы, их производство и потребление разделены во времени, в то время как производство услуг совпадает с потреблением.
Экономические блага делятся на долговременные, предполагающие многоразовое использование, и недолговременные, исчезающие в процессе потребления. Кроме того, экономические блага подразделяются на взаимозаменяемые (субституты), например рыба и мясо и взаимодополняемые (комплементы), например мотор и бензин. Экономические блага также можно разделить на прямые (потребительские), например, хлеб и косвенные (производственные), например, оборудование. Классификация благ представлена в таблице 2.
Таблица 2. Классификация благ.
Классификацию благ можно продолжить по наличию материального воплощения, по возможности передачи в другие руки, по принадлежности, по времени использования и т.д. Ресурсы Все, что можно использовать в процессе производства благ является ресурсами. В экономической науке принято делить ресурсы на четыре группы: − природные ресурсы – потенциально пригодные для применения в производстве естественные силы и вещества, среди которых различают неисчерпаемые и исчерпаемые, а среди последних – возобновимые и невозобновимые; − трудовые ресурсы – население в трудоспособном возрасте; − материальные ресурсы – все созданное человеком, являющееся результатом производства; − финансовые ресурсы – денежные средства, которые общество может выделить на производство. Следует отметить, что в доиндустриальном обществе приоритет принадлежал природным и трудовым ресурсам, в индустриальном – материальным ресурсам. В современную эпоху наиболее важную роль в развитом обществе играют информационные и интеллектуальные ресурсы. В экономике принято делить ресурсы на абсолютно ограниченные и относительно ограниченные. Первая ситуация возникает, когда потребности всех членов общества неограничены. Когда же потребности ограничиваются, то ресурсы переходят в разряд относительной ограниченности, что объективно способствует выживанию общества. С развитием общества ограниченность ресурсов преодолевается, но одновременное и полное удовлетворение всех потребностей невозможно. Следствием ограниченности ресурсов является стремление к наилучшему их использованию.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|