Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные этапы развития экономической теории




Экономика – одна из древнейших наук, берущая начало в V- III вв. до н.э. в странах Древнего Востока. Впоследствии экономическая мысль получила развитие в Древней Греции и Древнем Риме. Ксенофонт и Аристотель ввели термин «экономия», что означает управление домашним хозяйством, от которого и произошло слово экономика.

Как наука экономика возникла в XVI-XVII вв. и получила название политическая экономия, т.к. рассматривала хозяйство в общенациональном масштабе.

Первым направлением политэкономии был меркантилизм (с итал. – торговец). Пути увеличения богатства меркантилисты видели в торговле, в системе денежного и торгового баланса: для роста богатства страны необходимо больше вывозить товаров, чем ввозить, и больше ввозить золота, чем вывозить его.

В XVIII в. во Франции зародилось новое направление – физиократия (от греческих слов – власть природы). Физиократы считали, что истинным богатством нации является продукт, производимый в сельском хозяйстве. В дальнейшем взгляды физиократов были расширены, и всякое производство рассматривалось как источник богатства.

Переход к индустриальной стадии производства сопровождался возникновением классической политической экономии, которая рассматривает все сферы экономики: производство, распределение, обмен и потребление. Своего расцвета классическая политэкономия достигла благодаря Адаму Смиту (1723 − 1790) и Давиду Риккардо (1772 – 1823). Они основали трудовую теорию стоимости, показав, что стоимость создается только трудом. К теоретическому наследию английских классиков примыкает учение Карла Маркса (1818 − 1883), которое развило теорию прибавочной стоимости и обострило классовые противоречия между трудом и капиталом.

В конце XIX века политэкономия вытесняется понятием «экономикс», который ввел в науку английский экономист Альфред Маршалл (1842 – 1924). Предметом исследования экономикс являются оптимальное использование людьми ограниченных ресурсов для производства благ, их распределения, обмена и потребления.

В наши дни экономическая наука получила более распространенное название – экономическая теория.

В современной экономической науке наблюдается синтез старой классической школы и трех новых направлений.

1. Кейнсианство, которое служит теоретическим обоснованием государственного регулирования рыночной экономики.

2. Неоклассическое направление: классическая теория А. Смита и маржинализм, монетаризм, неолиберализм.

3. Институционально-социологический подход: теория праздного класса, прав собственности, общественного выбора, информационного общества, теория глобалистики и др.

 

 

Часть II

Микроэкономика

 

Рынок

Рынок – место, где происходит купля-продажа благ по свободным ценам. Рынок – это форма организации связей между производством и потреблением созданных благ. Рынок основан на системе экономических стимулов, исходящих от потребителя и представляет собой спонтанный (стихийный) порядок, где каждый голосует рублем «за» или «против» какого-либо блага.

Рынок является основой рыночной экономики – системы экономических отношений по поводу купли-продажи товаров и услуг, осуществляемой с помощью денег в условиях плюрализма всех форм собственности, свободной конкуренции и ценообразования.

Рынок – обязательный компонент товарного хозяйства. Без товарного производства нет рынка, без рынка нет товарного производства. Объективная необходимость рынка вызвана теми же причинами, что и товарное производство: развитием общественного разделения труда и экономическим обособлением субъектов рыночных отношений.

Сущность рынка находит свое выражение в его экономических и социальных функциях. Мировой и национальный опыт показывает, что рынок оказывает громадное влияние на все стороны жизни общества.

Выделяют следующие основные функции рынка:

1. Информационная функция. Ее суть состоит в том, что через систему целого ряда показателей (цены, количества, качества, ассортимента, процента и т.п.) рынок, как гигантский компьютер, собирает, перерабатывает и выдает обобщенную информацию в рамках той экономической территории, которую он охватывает, информирует общество о состоянии экономики.

2. Посредническая (связующая) функция. Рынок соединяет в единую систему экономически обособленных товаропроизводителей и потребителей. В результате продавцы и покупатели находят друг друга, у каждого из них появляется возможность выбрать и подходящего покупателя, и нужного продавца.

3. Регулирующая функция. Рынок дает ответы на вопросы: что производить? как производить? для кого производить? На основе межотраслевой и межрегиональной конкуренции идет бесконечный «перелив» капиталов и ресурсов, что в конечном счете формирует такую структуру экономики, которая отвечает требованиям рынка, требованиям потребителей.

4. Ценообразующая функция. У каждого товаропроизводителя складываются свои индивидуальные затраты и, следовательно, индивидуальные стоимости и цены. Между тем рынок признает лишь общественно необходимые затраты и соответственно общественные, рыночные цены, которые одновременно отражают и потребности покупателя, и уровень предложения товарной массы.

5. Функция экономичности потребления. Рынок вынуждает сокращать издержки обращения в сфере потребления (затрат покупателей на приобретение ограниченных благ) и соизмерять потребности населения со своими доходами.

6. Стимулирующая функция. Рыночные цены побуждают каждого товаропроизводителя экономить свои индивидуальные затраты и предоставлять рынку только те товары, которые нужны покупателю. При росте спроса на товар производители расширяют масштабы своего производства и повышают цены. При понижении цен производители сокращают производство, одновременно изыскивают возможности снижения издержек производства путем внедрения новой техники, технологии, совершенствования организации труда.

7. Эквивалентная функция. Рынок сопоставляет индивидуальные затраты производства отдельного производителя с общественным эталоном, соизмеряя затраты и результаты, а также выявляя ценность товара.

8. Созидательно-разрушительная функция. Рынок обеспечивает динамичное изменение всех хозяйственных пропорций между отраслями и регионами. Он как бы взрывает старую структуру хозяйства и на каждом новом этапе развития формирует новую структуру.

9. Санирующая (оздоровительная) функция. В этом смысле рынок напоминает санитара, который устраняет устаревшие производства, отрасли и дает дорогу высокоэффективным организациям. Этот процесс является болезненным, мучительным, ибо он ускоряет гибель неконкурентных хозяйств и не позволяет развиваться слабым. Средний цикл жизни малого бизнеса не превышает шести лет. Из трех начинающих предпринимателей двое разоряются в сравнительно короткий срок за 1,5 – 2 года.

10. Дифференцирующая функция. Рынок приводит к дифференциации в уровне жизни населения, что не так уж и плохо, ибо тем самым обеспечивает высокую мотивацию к труду. Плохо то, что он не обеспечивает социальную защищенность граждан.

Наиболее эффективно свои функции рыночный механизм осуществляет в условиях экономической свободы, которая подразумевает свободу предпринимательства, свободу перемещения ресурсов, свободу ценообразования, свободу выбора продавцов и покупателей.

Рыночная экономика – это саморегулирующаяся система, которая способна эффективно функционировать без прямого вмешательства государства. Сотни тысяч товаров производятся миллионами людей без централизованного руководства, и при этом обеспечивается сбалансированность спроса и предложения.

Рынок, зародившийся несколько тысячелетий назад, прошел сложный путь развития и тем самым доказал свою жизнеспособность. В этом смысле рыночную экономику можно рассматривать как достижение человеческой цивилизации, как наиболее эффективную из всех существовавших форм организации общественного производства.

 

Вместе с тем, было бы большой ошибкой рассматривать рынок как идеальный механизм, лишенный каких-либо недостатков и противоречий. Тенденция к установлению равновесия, заложенная в рыночном механизме, прокладывает себе дорогу через постоянное нарушение равновесия. Результатом стихийного характера этого процесса являются определенные потери общественного труда. Частные предприниматели не могут точно определить общественные потребности и тенденции изменения спроса, поэтому материализованные затраты могут оказаться излишними.

Стихийное колебание цен и предложения имеет следствием неустойчивость положения участников производства. С понижением цены определенное количество производителей выталкиваются из данной отрасли, что для предпринимателей может означать разорение, а для рабочих – безработицу. Поскольку товары в рыночной экономике направляются туда, где имеется больше денег, рынок может предписать некоторым людям голодать из-за недостаточности дохода, а другим – получать несоразмерные или чрезмерные доходы.

Следует отметить, что рыночный механизм ориентирован прежде всего на получение прибыли и поэтому он не может эффективно решать многие стоящие перед обществом задачи, такие как социальное обеспечение и пр.

Как саморегулирующаяся система рынок не является идеальной и достаточно стабильной. Типичной формой ее нестабильности является циклический характер развития экономики, провалы рынка и жестокие кризисы, такие как «Великая депрессия» 1929-1933 годов.

Одной из форм нарушения равновесия и нестабильности экономики является инфляция, всеобщий неудержимый рост цен. Последствия этой формы экономической нестабильности разрушительны и социально опасны.

Рыночная система не обеспечивает полного использования ресурсов. Ей свойственна неполная занятость вещественных и трудовых ресурсов. Безработица – неизбежный спутник рынка.

Рынок сам порождает факторы, которые нарушают свободу предпринимательства. Такими факторами являются различные формы монополизма, которые деформируют правила игры на свободном, классическом рынке.

Рынок не учитывает отрицательные внешние эффекты (например, загрязнение окружающей среды). Товаропроизводители, нарушая экологию, не желают добровольно нести затраты по восстановлению сил природы.

Рынок не в полной мере учитывает влияние положительных внешних эффектов (услуги образования, науки, здравоохранения). Он учитывает только индивидуальный коммерческий аспект этих эффектов, но не придает значения социального воздействия этих факторов, он как бы недооценивает полную полезность этих благ и услуг.

Рынок безразличен к производству общественных благ (национальная оборона, охрана общественного порядка, воспитание детей и т.д.) Рынок не способен решить целый ряд социальных проблем: содержание пенсионеров, больных, инвалидов, сирот. Рынку чужды нравственные идеалы добра, справедливости, патриотизма.

Все вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что рыночный механизм нуждается в регулировании и корректировке. Такой механизм имеет смешанная экономика.

 

Классификация рынков.

Совокупность всех рынков, расчлененных на отдельные элементы на основе самых разнообразных критериев, образует систему рынков. Можно выделить следующие критерии для характеристики структуры и системы рынка.

1. По объектам:

o рынок товаров и услуг (потребительский рынок);

o рынок отдельных товаров или товарных групп (рынок бананов, овощной рынок, рынок мяса, рынок одежды, рынок жилья);

o рынок факторов производства;

o финансовый рынок;

o рынок информации;

o рынок научно-технических разработок, патентов, лицензий.

2. По субъектам:

o рынок покупателей;

o рынок продавцов;

o рынок государственных учреждений;

o рынок посредников.

3. По географическому положению:

o местный рынок;

o региональный рынок;

o национальный рынок;

o мировой рынок.

4. По уровню насыщения:

o равновесный рынок;

o дефицитный рынок;

o избыточный рынок.

5. По степени зрелости:

o неразвитый рынок;

o развитый рынок;

o формирующийся рынок.

6. По степени ограниченности конкуренции:

o рынок совершенной конкуренции (свободный рынок);

o рынок монополистической конкуренции;

o олигополистический рынок;

o монопольный рынок.

7. По соответствию действующему законодательству:

o легальный рынок;

o нелегальный («серый», «черный») рынок.

8. По отраслям:

o автомобильный рынок;

o компьютерный рынок и т.д.

9. По характеру продаж:

o оптовый рынок;

o розничный рынок.

10. С учетом ассортимента товаров:

o замкнутый рынок, на котором представлены товары только первого производителя;

o насыщенный рынок, на котором множество сходных товаров многих производителей;

o рынок широкого ассортимента;

o смешанный рынок, на котором имеются разнообразные товары, не связанные между собой.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...