Тема 1. История медицины и фармации как наука и предмет преподавания.
Стр 1 из 13Следующая ⇒ Ярославская государственная медицинская академия Министерства здравоохранения и социального развития РФ Кафедра истории и философии История медицины и фармации Учебно-методическое пособие к семинарским занятиям по истории медицины и фармации Для студентов лечебного и педиатрического факультетов
Ярославль, 2003 История медицины и фармации: Учебно-методическое пособие к лекциям и семинарским занятиям по истории медицины и фармации для студентов лечебного и педиатрического факультетов. Издание 2-е, дополненное
Авторы: Ерегина Н.Т., Хидирова В.И., Чудакова М.С., Шелия Ж.А. Ярославль; Ярославская государственная медицинская академия, 2002 Кафедра истории и философии Зав. кафедрой, к.и.н., доцент Н.Т.Ерегина
Рецензенты: Д.м.н., профессор А.Л.Хохлов Д.и.н., профессор В.П.Федюк Рекомендованы к печати Советом по гуманитарному образованию ЯГМА (протокол № 2 от 5 декабря 2000 г.)
Утверждены Центральным Координационным Методическим Советом ЯГМА
Введение
История медицины и фармации как самостоятельная учебная дисциплина преподается в высших медицинских и фармацевтических учебных заведениях. Она является важнейшей составной частью цикла гуманитарных и социально-экономических дисциплин основной образовательной программы подготовки дипломированного специалиста. Ее изучение формирует научное мировоззрение и нравственную позицию студентов, повышает уровень общей и профессиональной культуры, знакомит с историей развития врачебной этики. Преподавание истории медицины и фармации призвано раскрыть общие закономерности всемирно-исторического процесса становления и развития врачевания с древнейших времен до современности, продемонстрировать достижения каждой новой эпохи в области медицины и фармации в контексте духовной культуры человечества, показать взаимодействие и единство национальных и интернациональных факторов в формировании медицинской и фармацевтической науки и практики в различных регионах земного шара. Усвоение и осмысление этих вопросов является важнейшей предпосылкой формирования общей культуры, гражданственности и нравственности студентов. Изучение истории медицины и фармации имеет важное значение для формирования исторического мышления, расширения теоретических знаний будущего врача, воспитания у него чувства гуманизма и патриотизма.
Задачами курса являются: усвоение основных этапов, закономерностей и особенностей истории врачевания, медицинских знаний, медицинской и фармацевтической деятельности народов мира на протяжении всей истории человечества (с древнейших времен до современности) в неразрывной связи с историей, философией, достижениями естествознания и культуры; изучение истории отечественной медицины и фармации как составной части всемирной истории и культуры. Преподавание истории медицины и фармации в Ярославской государственной медицинской академии складывается из лекций (18 часов) по истории зарубежной медицины и фармации и семинарских занятий (18 часов) по истории отечественной медицины и фармации. На семинарских занятиях изучаются особенности и основные направления развития медицины и фармации в нашей стране, выявляется роль материалистического мировоззрения в утверждении передовых взглядов в отечественной медицине и фармации. Тематический план лекций по истории медицины и фармации (18 часов) 1. История медицины и фармации как наука (0,5 часа)
2. Врачевание в первобытном обществе (1,5 часа) 3. Врачевание в странах древнего Востока (2 часа) 4. Врачевание в древней Греции и Риме (2 часа) 5. Медицина и фармация раннего и развитого средневековья (2 часа) 6. Медицина и фармация периода позднего средневековья (2 часа) 7. Медицина и фармация нового времени (1640-1918 гг.) (6 часов) 8. Здравоохранение, медицина и фармация в России и СССР (2 часа).
Тематический план семинарских занятий (18 часов) 1. Вводное занятие (2 часа). 2. Врачевание в первобытном обществе (2 часа). 3. Медицина и фармация Киевской Руси и Московского государства (2 часа) 4. Медицина и фармация в ХУШ веке (2 часа) 5. Развитие русской медицины и фармации в Х1Х веке (4 часа) 6. Российская медицина в конце Х1Х – начале ХХ вв. (4 часа) 7. Посещение музея истории медицины (2 часа).
Развернутый план Лекций по истории зарубежной медицины и фармации Тема 1. История медицины и фармации как наука и предмет преподавания. История медицины как часть истории человечества. Интернациональный характер развития медицины. История медицины и фармации как наука. Общая и частная история медицины и фармации. Периодизация и хронология всемирной истории медицины и фармации. Источники изучения истории медицины и фармации. Тема 2. Врачевание в первобытном обществе. Становление первобытного врачевания. Периодизация и хронология первобытной эры и первобытного врачевания. Источники информации о болезнях первобытного человека и врачевания. Современные представления о происхождении человека. Прародина человечества: гипотезы моногенизма и полигенизма. Два подхода в определении критериев человека: антропологический и философский. Стадии первобытнообщинного врачевания: эмпирическая и демоническая. Древнейшие люди (архантропы). Характеристика периода. Зарождение коллективного врачевания (лечебные средства растительного, животного и минерального происхождения) и гигиенических навыков. Древние люди (палеантропы). Характеристика периода. Накопление и обобщение эмпирического опыта коллективного врачевания. Первые погребения умерших (ок. 65-40 тыс. лет назад). Исследования погребений в пещере Шанидар (целенаправленное использование лекарственных растений в каменном веке). Зачатки религиозных представлений.
Врачевание в период расцвета первобытного общества (40 тыс. лет назад – Х-У тыс. до н.э.). Завершение антропогенеза; формирование человека современного вида - Homo sapiens (неоантроп). Представления о здоровье, болезнях и их лечении как результат рациональных и иррациональных представлений об окружающем мире. Рациональные приемы врачевания. Изготовление инструментов для врачевания. Зарождение культов и верований (тотемизм, фетишизм, анимизм, магия). Зарождение лечебной магии. Переход от коллективного врачевания к знахарству. Сочетание коллективного врачевания и знахарства. Трансформация зооморфного тотемизма в антропоморфный тотемизм. Развитие гигиенических навыков и обычаев. Врачевание в период разложения первобытного общества (с Х-У тыс. до н.э.). Зарождение частной собственности, классов и государства. Расширение круга лекарственных средств и приемов эмпирического врачевания. Хирургические приемы. Инструменты для врачевания. Наркотические и опьяняющие средства. Трансформация религиозных культов. Культ предков. Отражение культа предков в представлениях о здоровье и болезни. Появление профессиональных служителей культа. Судьбы первобытных синполитейных обществ.Народное врачевание в синполитейныхобществах аборигенов Австралии, Азии, Африки, Америки, Океании. Знахарь, его общая и профессиональная подготовка, положение в обществе, круг лечебных средств и приемов психологического воздействия на больного. Тема 3. Врачевание в странах древнего Востока (IУ тыс. до н.э. – У в. н.э). Характеристика эпохи. Возникновение первых рабовладельческих цивилизаций. Общие черты развития врачевания в странах древнего мира. Врачевание в странах древней Месопотамии (Шумер, Вавилония, Ассирия). Врачевание в Шумере (Ш тыс. до н.э.). Изобретение клинописи. Древнейшие тексты медицинского содержания, их эмпирический характер. Мифология и врачевание. Достижения шумерской цивилизации – основа и источник вавилоно-ассирийской культуры и врачевания.
Врачевание в Вавилонии и Ассирии (П - I тыс. до н.э.). Развитие эмпирических знаний (ирригация, ремесла, архитектура, врачевание, математика, астрономия). Особенности развития врачевания. Мифология и врачевание. Представления о причинах болезней. Два направления врачевания: асуту - искусство врачевателей и ашипуту – искусство заклинателей. Помещения для больных при храмах. Законы Хаммурапи о правовом положении врачевателей. Врачебная этика. Передача врачебных знаний. Гигиенические традиции. Санитарно-технические сооружения. Врачевание в древнем Египте (Ш - I тыс. до н.э.). Характерные черты древнеегипетской культуры: иероглифическая письменность, религиозные представления, высокое развитие знаний и ремесел. Особенности развития врачевания. Связанное с культом умерших бальзамирование трупов и накопление сведений о строении человеческого тела. Представления о причинах болезней. Врачебная специализация и развитие отдельных отраслей врачевания. Папирус Эберса – «Книга приготовления лекарств для всех частей тела» (ХУI в. до н.э.). Лекарственные растения древнего Египта. Древнейшие косметические средства. Аромотерапия. Папирус Смита (ок. 1550 г. до н.э.) – самый древний из дошедших до нас текстов о строении человеческого тела и об оперативном лечении. Зубоврачевание, родовспоможение, лечение заразных болезней (папирусы Эберса, Хёрста, Берлинский, Лондонский). Гигиенические традиции и санитарное благоустройство городов. Помещения для больных при храмах. Врачебная этика. Обучение врачеванию. Влияние древнеегипетского врачевания на развитие врачевания в странах Востока и древней Греции. Врачевание в древней Индии (Ш тыс. до н.э. - I тыс. н.э.). Период хараппской цивилизации (Ш–нач. П тыс. до н.э., долина р. Инд). Хараппская культура. Древнейшие (из известных) санитарно-технические сооружения. Ведийский период (конец П – сер. I тыс. до н.э., долина р. Ганг). Священные книги древних индийцев: «Ригведа», «Самаведа» как источники сведений о болезнях. Древнеиндийские философские учения (индуизм, брахманизм, йога, буддизм) и их влияние на представления о болезнях и врачевании. Представления о лекарственных растениях как о целебной силе, изгоняющей злых духов. Классический период (I тыс. до н.э. - IУ в. н.э.). Искусство врачевания (аюрведа – учение о долгой жизни). Представления о строении человеческого тела (вскрытие умерших). Лекарственное врачевание («Чарака-самхита»). Высокое развитие оперативных методов лечения («Сушрута-самхита»). Приказ о введении культуры лекарственных растений (Ш в.). Гигиенические традиции. «Предписания Ману» о соблюдении чистоты. Лечебницы при буддийских храмах. Врачебная этика.
Врачевание в древнем Китае (сер. П тыс. до н.э. – Ш в. н.э.). Достижения древнекитайской цивилизации. Учения у шин о пяти стихиях и инь-ян о двух началах. Религиозно-философские системы (конфуцианство, даосизм и др.), их влияние на развитие представлений о здоровье, болезнях и их лечении. Методы обследования больного. Искусство диагностики. Учение о пульсе. Система традиционного врачевания – иглоукалывание и прижигание (Фу Си). «Классический труд по иглотерапии и прижиганию» (265 г.). Лекарственное врачевание и оперативное лечение. Видные врачеватели: Бянь Чюэ, Ван Чун, Хуа То, Ван Шухэ. Предупреждение болезней. Массаж и лечебная гимнастика. Гигиенические традиции. Благоустройство городов. Значение традиционных систем врачевания древнего Востока для последующего развития медицины народов мира.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|