Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 8. Здравоохранение, медицина и фармация в России и СССР




Организационные принципы советского здравоохранения. Этапы становления системы управления здравоохранением. Народный комиссариат здравоохранения РСФСР (1918). Н.А.Семашко (1874-1949), З.П.Соловьев (1876-1928). Народный комиссариат здравоохранения СССР (1936). Г.Н.Каминский (1895-1938).

Профилактическое направление. Задачи государства в области здравоохранения; их реализация в первые годы советской власти. Декрет о национализации аптек (28.12.1918). Порядок взимания платы за отпускаемые из аптек медицинские средства. Открытие первого в стране фармацевтического института (Петроград, 1919). Борьба с эпидемиями. Санитарное просвещение. Оздоровление условий труда и быта. Охрана материнства и младенчества. Участие населения в здравоохранении. Проблема медицинских и фармацевтических кадров и пути ее решения. Единство медицинской науки и практики здравоохранения. Проблемы развития медицины и фармации в России и СССР в первые годы советской власти. Пути их решения. Основные достижения. Развитие медицинской и фармацевтической науки в России и СССР в первые годы советской власти. Медицинская и фармацевтическая печать. Научные съезды. Международные конгрессы.

Открытия в области медицины и фармации и смежных с ними наук, отмеченные Нобелевскими премиями. Международное сотрудничество в области здравоохранения.

История создания Всемирной организации здравоохранения.

 

 

Семинарские занятия

 

Тема № 1. Вводное занятие

План

1. История медицины и фармации как наука

2. Периодизация всемирной истории медицины и фармации. Источники изучения истории медицины и фармации

Цель и задачи занятия

Дать определение истории медицины и фармации как науки. Охарактеризовать основные этапы ее развития, перечислить источники изучения истории медицины и фармации, раскрыть цели и задачи изучения истории медицины и фармации.

Ознакомление с содержанием данной учебной дисциплины, с тематикой рефератов и докладов, требованиями к их подготовке и написанию, основными учебными пособиями и литературой для подготовки к семинарским занятиям.

Материал к занятию

История медицины и фармации это наука, изучающая развитие медицинской деятельности и медицинских знаний, историю лекарствоведения на различных этапах истории человечества. Она непосредственно связана с общей историей культуры народов. История медицины рассматривает развитие лечебной и предупредительной медицины, медицинской практики и теории.

Знание истории медицины и фармации имеет большое значение для формирования мировоззрения будущего врача, обогащает его теоретическими знаниями, воспитывает чувство гуманизма и патриотизма. Как предмет преподавания, история медицины и фармации дает возможность на основе изучения прошлого опыта правильно оценить достижения современной медицины и фармации.

История медицины делится на общую и частную. Общая история медицины изучает методологические и естественнонаучные основы медицины различных эпох, важнейшие направления ее развития, совершенствование практических навыков и умений по лечению, распознаванию и предупреждению болезней.

Общую историю медицины студенты изучают на кафедре истории и философии. Частная история медицины изучает возникновение и развитие отдельных медицинских дисциплин, вклад ученых в их развитие, создание и деятельность медицинских учреждений. Частная история медицины подробно изучается на специальных кафедрах.

 

Студенту необходимо осмыслить и запомнить следующие понятия:

Медицина – (от лат. Medicina) – система наук и практическая деятельность, направленные на сохранение и укрепление здоровье человека, продление его жизни, предупреждение и лечение болезней.

Фармация – (от греч. Pharmakeia - лекарство, применение лекарств). Фармация – научно-практическая отрасль, занимающаяся вопросами изыскания, получения, исследования, хранения, изготовления и отпуска лекарственных средств. Вместе с фармакологией составляет науку о лекарствах. Фармация объединяет комплекс дисциплин: фармацевтическую химию, токсикологическую химию, фармакогнозию, технологию лекарственных форм и препаратов и др.

В основу периодизации истории медицины положена периодизация всемирной истории:

· первобытное общество (2 млн. лет до н.э. 1У-1 тысячелетие до н.э.)

· древний мир (до середины 1 тысячелетия н.э.)

· средние века (с середины 1 тысячелетия до 1640 г.)

· новое время (1640-1918 гг.)

· новейшая, современная история (с 1918 г.).

В каждой из эпох медицина и фармация имела свои черты развития. Они менялись с развитием науки, техники, культуры, экономики.

 

Источники изучения истории медицины и фармации можно условно разделить на 7 основных групп:

1. Устные (фольклорные) – передача народом в устной форме образов реальной действительности

2. Лингвистические – отображение в речевой форме реальной исторической действительности

3. Письменные – рукописные или печатные документы, выполненные на папирусе, глине, керамике, бумаге, пергаменте, дереве и т.д.

4. Вещественные (материальные) – основную часть которых составляют археологические памятники, а также антропологические материалы (останки человека).

5. Этнографические – суеверия, обряды, верования, обычаи и т.д.

6. Кинофотодокументы – источники, фиксирующие события, которые могут неоднократно воспроизводиться

7. Фотодокументы – фонограммы, сделанные в момент события.

 

Задачи преподавания курса истории медицины и фармации:

- изучение фактических данных из прошлого медицины и фармации;

- развитие исторического мышления в понимании процессов становления медицины и фармации

- воспитание уважительного отношения к избранной профессии на основе изучения опыта мировой и отечественной медицины, ее лучших традиций,

- ознакомление с жизнью и научно-практической деятельностью выдающихся представителей отечественной и зарубежной медицины.

- воспитание чувства патриотизма и гуманизма, чести и достоинства врача, провизора на основе изучения лучших традиций отечественной медицины и фармации.

 

Литература

(общая ко всем темам семинарских занятий)

· Сорокина Т.С. История медицины. М., 1994; 2004

· Лисицын Ю.П. История медицины. Учебник. М., 2004

· Заблудовский П.Е. и др. История медицины. М., 1981

· Кузьмин М.К. История медицины. М., 1978

· Мирский М.Б. Медицина России ХУ1-Х1Х веков. М., 1996

· Мирский М.Б. Хирургия от древности до современности. Очерки истории. М., 2000

· Егоров В.А., Абдулманова Е.Д. История фармации. Самара, 2002

· Зархин И.Б. Очерки из истории отечественной фармации. М., 1956.

· Микиртичан Г.Л., Суворова Р.В. История отечественной педиатрии. С.-Петербург, 1998

· Выдающиеся деятели отечественной медицины. Учебно-методическое пособие. Ярославль, ЯГМА, 2000

 

Тема №2

Врачевание в первобытном обществе

План

1. Врачевание в доисторическое время. Переход от коллективного врачевания к знахарству. Начало добывания лекарственных средств

2. Религиозные представления древнего человека и приемы врачевания

Темы докладов

· Колдовство и знахарство народов мира

· Языческие верования и знахарство древних славян

· Медицина в необычном

· Хирургия каменного века

Литература к занятию

· Рыбаков В.А. Язычество древней Руси. М., 1988

· Русский народ: его обычаи, предания и поэзия. /Собр. М.Забелиным. М., 1980; 1990.

· Марчукова С.М. История естествознания и техники. Гл. 1У. Медицина древнего мира. С.-Петербург, 1999, с. 137-202.

· Мейер-Штейнег Т. Древняя медицина. М., 1999

· Грибанов Э.Д. Медицина в необычном. М., 1988

Цель и задачи занятия

Охарактеризовать древнейшую стадию развития человечества. Проанализировать основные приемы врачевания в первобытном обществе. Раскрыть связь врачевания с культами и верованиями.

Материал к занятию

Древнейшей стадией существования человечества является доклассовый первобытнообщинный строй. Его отделяют от нас примерно сто тысяч лет. В развитии человечества выделяют две эры: бесписьменная история (первобытнообщинный строй) и письменная (с 1У тыс. до н.э.). По своей продолжительности первая охватывает 99% всей истории человечества. Все последующие периоды занимают не более 1%.

В недрах первобытнообщинного строя появилась трудовая деятельность, мышление, сознание, речь, язык, социальные отношения, культура, искусство, гигиенические навыки. В этот же период человек овладел огнем. Очень часто историки называют первобытнообщинный строй универсальным.

Начало фармации, т.е. начало добывания лекарственных средств, зарождается на заре человеческой культуры. Очевидно, первыми лекарствами были растения. Об этом говорится в древнейших мифах (герои ищут траву бессмертия). В египетских папирусах и древних китайских рукописях перечислены сотни видов лекарственных растений. В одной из древнейших библиотек мира – собрании клинописных табличек ассирийского царя Ашурбанипала (7 в. до н.э.) было найдено 33 таблички с текстами о целительном действии растений.

Старинные свидетельства подтверждены знаменитой археологической находкой в Иране (пещера Шанидар). Здесь обнаружено 9 мужских скелетов. Эти люди были больными или калеками. Их останки говорят о болезнях костей или позвоночника. Они не могли жить без постоянной помощи. При исследовании этого захоронения было сделано важнейшее научное открытие: древние люди целенаправленно использовали лекарственные растения. Больные помещались на ложе из лекарственных растений 8 видов, среди них – тысячелистник, алтей, золототысячник и др. Все обладали лечебными свойствами. Причем многие росли не рядом с пещерой, а далеко в горах.

Древние легенды рассказывают о том, как были открыты лечебные свойства некоторых растений. Одними из первых растений стали использовать болеутоляющие – прежде всего пасленовые, растения, раздражающе действующие на пищеварительный тракт. С развитием охоты появляются лекарства животного происхождения: жир, печень, кровь, костный мозг. С появлением скотоводства было открыто много новых целебных растений. В результате наблюдения за животными стали открывать рвотные, слабительные и другие растения.

Уже в каменном веке (особенно в эпоху неолита, с У1 тыс. до н.э.) начинает активно практиковаться врачевание. Развивалось в тесном взаимодействии с рациональными и иррациональными представлениями об окружающем мире. Результатом рационального сознания стали полезные знания и приемы врачевания. Их можно реконструировать, исследуя традиционную медицину аборигенов Австралии, Америки и Океании, живших в недавнем прошлом по археологической терминологии, в каменном веке. Широко использовали методы, которые сегодня называем физиотерапией: паровая баня при простудах, горячие и холодные компрессы, массаж, промывание кишечника.

Есть основания говорить и о хирургии каменного века. Древние люди обрабатывали раны, накладывали «шины» при переломах, знали опьяняющее и наркотическое действие некоторых природных средств и использовали их для обезболивания, делали кровопускания, применяя изделия из камня, кости, рыбьей чешуи, колючки и шипы.

Рациональные знания первобытного человека были еще весьма ограничены. Неспособность объяснить явления окружающего мира порождала фантастические, иррациональные представления об окружающем мире. На этой почве стали зарождаться первые религиозные представления, которые отразились и на приемах врачевания.

Тотемизм – вера в существование родственной связи рода человека с различными животными или растениями. Преобладал – зооморфный тотемизм – почитание животных. Фетишизм – вера в сверхъестественные свойства неодушевленных предметов. Впоследствии стали изготовляться в качестве культовых предметов – амулетов, талисманов (от чумы, холеры, ранения и т.д.). Анимизм – вера в души, духов. Эти представления связаны с ранними формами культа умерших. Магия – вера в способность человека сверхъестественным образом воздействовать на людей, предметы, события. С помощью специальных приемов, магических действий пытались получить желаемый результат (напр. Изменение погоды, удачную охоту, выздоровление от болезни). Среди различных разновидностей магии была и лечебная.

Усложнение ритуалов со временем потребовали определенной специализации. Культовые действия стали свершаться узким кругом лиц. Культ предков отразился на представлениях древних людей о причинах болезней: недуг понимался как результат вселения в тело духа умершего предка. Это повлияло на приемы врачевания, направленные на изгнание духов. Сложилось целое направление культовой практики – шаманство. Оно сочетало нелепые ритуалы с применением рациональных средств и приемов врачевания. Врачевание в эту эпоху продолжало оставаться коллективным. Накопление эмпирических знаний отражало коллективный полезный опыт. В то же время, появление ранних форм религий способствовало развитию лечебной магии и культового врачевания.

С Х тыс. до н.э. началось разложение первобытного общества, зарождение частной собственности и классов. В области врачевания в этот период закреплялись и развивались традиционные навыки и приемы, расширялся круг лекарственных средств, изготовлялись примитивные инструменты из металла (медь, бронза, железо), проводилось ритуальное обрезание, ампутации конечностей, родовспоможение. Есть примеры даже кесарева сечения.

Появление классового неравенства вело к усилению племенной организации, расширению религиозных верований. Это обусловило появление профессиональных служителей культа. Их деятельность включала: сохранение и передачу положительных знаний; толкование обычаев и религиозные функции; врачевание. Последнее часто было их основным занятием.

Лечебная магия складывалась на основе уже накопленных знаний и навыков. Народные врачеватели – знахари (хотя в разных странах их называют по-разному: курандеро – Южная Америка, мганга – Восточная Африка, табиб – в странах Востока, ведья и хаким – в Индии и т.д.). Знахари прекрасно знали флору и фауну своей местности, являлись тонкими психологами, артистами, фокусниками. Прекрасно владели аудиторией. Иногда результаты их врачевания – за пределами понимания современной медицины. Подготовка знахарей велась индивидуально и с детства. Знания сохранялись в секрете и передавались по наследству.

Оценка первобытного врачевания неоднозначна. Его рациональные традиции и огромный эмпирический опыт явились одним из истоков современной медицины – как научной, так и нетрадиционной. С другой стороны – на рациональные приемы накладывались религиозные верования. И это закономерно – т.к. общество находилось на самой ранней стадии развития и не могло объяснить явлений природы.

Первобытная культура, несмотря на множество предрассудков, внесла большой вклад в развитие науки вообще и медицины в частности. Многие лекарственные средства растительного, животного и минерального происхождения, применяемые в настоящее время, позаимствованы у наших предков. Для первобытной эпохи врачевание не было примитивным, и потому не может называться «примитивной медициной».

Под народной медициной следует понимать медицину, возникшую в эпоху первобытнообщинного строя, накопившую в течение веков полезные, рациональные знания и приемы, которые до сих пор передаются из поколения в поколение.

 

Тема № 3

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...