Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Старчество. Вниз по «кровавой» дорожке. У Лазаревского храма




Старчество

Отец Иоанн (Крестьянкин) был одним из сонма старцев Псково-Печерского монастыря. В книге «Несвятые святые» митрополит Тихон свидетельствует: «Главным подвигом наместника архимандрита Алипия было устроение старчества в Псково-Печерском монастыре. Старчество – удивительное явление еще и потому, что не пребывает на одном месте, скажем, в каком-то конкретном монастыре. Оно странствует по земле, неожиданно расцветая то в заволжских скитах Северной Фиваиды, то в Белобережской пустыни в Брянских лесах, то в Сарове, то в Оптиной. А в ХХ веке оно нашло для себя приют в Псково-Печерской обители. И отец Алипий чутко уловил этот загадочный путь. Как самое драгоценное сокровище он берег и умножал старчество в своем монастыре. Наместник сумел добиться разрешения на переезд в Печоры из Финляндии великих валаамских старцев. Принял после тюрем и ссылок опального иеромонаха Иоанна (Крестьянкина)… Приютил отца Адриана (Кирсанова), вынужденного покинуть Троице-Сергиеву лавру. При отце Алипии возросло целое поколение старцев-духовников. В то время создать и сохранить такое было настоящим подвигом».

Что же такое это дивное явление? Старчество — особый дар Святого Духа, талант, который апостол Павел называет даром рассуждения. Дар рассуждения (старчество) ставится Святыми Отцами превыше всех других дарований. «Не всякий, кто стар летами, уже способен к руководству; но кто вошел в бесстрастие и принял дар рассуждения», — говорит преподобный Петр Дамаскин. Старец призывается на это служение Самим Богом, проходит святоотеческим путем тяжелый подвиг, достигает бесстрастия, чистоты сердечной, проникается обильно Божественным светом благодати Святого Духа, преисполняется любовью, ему открывается воля Божия. Он получает особый дар — направлять души ко спасению и врачевать их от страстей. Этот особый дар руководства, основанный на водительстве людей ко спасению Святым Духом, и называется даром старчества и требует от носителя этого дара мудрого любвеобильного попечения о вверившихся ему душах.

В монастыре сущность старчества заключается в том, что из среды братии, подвизающейся в обители, избирается опытный в духовно-аскетической жизни инок, обладающий даром рассуждения, который становится руководителем, духовным отцом, старцем всей монашеской общины. Во всякое время к нему добровольно идут ученики, раскрывают пред ним свою душу, помыслы, желания и поступки, испрашивают его советов и благословения. Они полностью отказываются от своей воли ради исполнения всеблагой воли Божией и беспрекословно, без размышления повинуются старцу и выполняют все его указания как откровение этой воли. Это старческое окормление помогает в борьбе со страстями, подкрепляет в минуты уныния, малодушия и сомнения, служит верным покровом от вражеских бурь всем, кто прибегает к его содействию.

Множество великих Старцев подвизалось в Псково-Печерском монастыре при архимандрите Алипии и позднее. Самыми известными были архимандриты Иоанн (Крестьянкин), Нафанаил (Поспелов), Серафим (Розенберг), Адриан (Кирсанов), схиархимандриты Агапий (Агапов), Александр (Васильев), схиигумен Савва (Остапенко) и схиигумен Мелхиседек (Цебенко), схииеродиакон Андроник (Шаруда) и много-много других.

Наш Митрополит Тихон (Шевкунов) начинал свой монашеский путь в этой обители и возрастал, руководствуясь наставлениями духоносных Отцов. Невероятно точно он смог передать высокое духовное состояние обители и ее насельников в те времена в книге «Несвятые святые…». Когда читаешь книгу, сердце наполняется несказанной радостью и добрыми чувствами. И, несомненно, возникает желание измениться в лучшую сторону…

 

Вниз по «кровавой» дорожке

Следуя вниз по «кровавой дорожке» мы видим неожиданный экспонат. Это коляска императрицы Анны Иоанновны (годы царствования 1730-1740). Монастырское предание гласит о том, что приехала императрица сюда в 1732 году глубокой осенью. Резко ударил мороз и выпало огромное количество снега, поэтому Анна Иоанновна вынуждена была продолжить своё путешествие на санях, которые смастерили братия. Карета же оставлена ею в память о визите.

 

У Лазаревского храма

Слева перед вами Лазаревский храм, освященный в 1800 году. В нем находится монастырская библиотека, а за ним расположена монастырская больница - лазарет.

Здесь жили Валаамские Старцы. В 1957 году они прибыли из Финляндии. Их было семь. Братия ухаживали за ними и помогали им во всем. Наиболее ярко запечатлелись духовные образы троих монахов: иеросхимонаха Михаила (Питкевича) (+1962 г), схиигумена Луки (Земскова) (+1968 г) и схимонаха Николая (Монахова) (+1969 г). Старец Михаил советовал: «Держи себя всегда в напряжении. То послушание спасительно, что тяжело дается, а что нравится и легко – дешево стоит». Бывший келейник старцев, архимандрит Кенсорин (Федоров), говорил, что «эти старцы – соль земли… Они – путеводители, т. е. берут как бы за руку свое духовное чадо и ведут ко спасению…». Пребывание их в монастыре было недолгое, но очень яркое. Все они погребены в пещерах Богом зданных.

На стене Лазаревского храма вы видите икону с изображением праведного Лазаря. Воскрешением Лазаря Господь явил Свою Божественную силу и славу, уверил всех в общем воскресении умерших в день Страшного Суда. Воспоминание об этом чуде празднуется в Лазареву субботу, за неделю до Светлой Пасхи. В храме праведного Лазаря круглосуточно совершается чтение Неусыпаемой Псалтири, которое в свое время возглавил схиигумен Савва (Остапенко).

Пришел в монастырь иеромонах Савва в 1955 году из Троице-Сергиевой Лавры. С первых же дней он предложил по примеру Лавры ввести ежедневный братский молебен перед ракой с мощами преподобномученика Корнилия. Первоначально он был благочинным монастыря, а затем нес послушание духовника приезжающих в обитель богомольцев. В 1973 году Наместником архимандритом Алипием был пострижен в схиму. Отец Савва пользовался большой любовью у своих духовных чад, которых было более 7 тысяч.

Наставления его были краткие, но емкие, например: «Все грехи - от любви к себе», «Дар прощать выше дара исправлять наказанием», «Ум озабоченный - это моль, которая точит кости». Схиигумен Савва написал много книг о духовной жизни. В то время издать их было невозможно: они переписывались от руки. Для тех, кто впервые приезжал в Печоры и не был знаком с историей обители, он написал книгу «Краткое описание Псково-Печерского монастыря». Люди съезжались к отцу Савве со всех концов страны. Что они обретали здесь, в монастыре? Любовь и утешение, покаяние и прощение. И на любовь своего духовного отца отвечали такой же горячей и преданной любовью. Скончался схиигумен Савва в 1980 году.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...