Братия. Трапезная
Братия Сейчас здесь же, в братском корпусе живут иеромонахи, большинство из которых возрастало под духовным попечительством великих старцев. Братия монастыря с Божьей помощью умело сочетает молитву и труд, являясь духовным примером для мирян, желающих жить с Богом, трудиться над своей душой и над своим сердцем. Каждый день для монахов Псково-Печерского монастыря начинается в 5. 30 утра со звоном колокольчика. В 6. 00 – братский молебен или ранняя Божественная Литургия. Все участвуют в Богослужении: иеромонахи с иеродиаконами служат, одни братья помогают в алтаре, другие поют на клиросе, иные несут послушание в храме или просто молятся. После Богослужения и трапезы все приступают к исполнению назначенных каждому послушаний. Это составление расписания Богослужений, хранение в порядке Богослужебного облачения и святынь, организация деятельности экскурсионной службы монастыря и посещений паломниками пещер Богом зданных, работа в библиотеке, образовательно-просветительская деятельность, служение болящим в монастырском лазарете, уход за немощствующими старцами, приготовление трапезы, уборка и облагораживание территории, снабжение обители всем необходимым, работа в кузнечной и столярной мастерских, на коровнике. А в весенне-осенний период – труд на просторных монастырских угодьях. Много-много других послушаний несут братья и, конечно же, чтение неусыпаемой Псалтири. При этом каждый ведет свою невидимую брань, преодолевая много испытаний и сложностей, которые выпадают на долю каждого… Образ иноческого жития очень точно описал в своем стихотворении Старец схиигумен Савва:
Жизнь отрешенная, строгая, чистая
В девстве, молитве, посте; Избранных Божиих дорога тернистая – Инока жизнь во Христе. Подвиги тайные, труд очищения Сердца от грешных страстей, Брань многотрудная в час искушения С множеством вражьих сетей. Муки боренья с природой растленною. Подвиг несенья креста, Чтобы стяжать чистоту вожделенную Ради заветов Христа. Духа горение, плоти распятие, Токи полуночных слез. В мысленных взорах лишь Отчи объятия, В сердце - распятый Христос. Жизнь в бренном теле, как жизнь безтелесная Ангельский образ святой... Алчба духовная, жажда небесная Путь на земле неземной.
Почему же люди все-таки приходят в монастырь? Жил человек себе и жил спокойно и вдруг – монастырь. Как это происходит? Что таинственно зреет в душе человека, приводя к такому решению? Некоторые люди думают, что уходя в монастырь, человек бежит от житейских проблем, проявляя тем самым слабость. На это святитель Игнатий (Брянчанинов) написал в своем бесценном труде «Аскетические опыты»: «Начальная причина монашества – не немощь человеческая, но сила Христова». Люди приходят в монастырь, потому что ощутили в себе призвание служить только Единому Богу, всего себя отдать Ему. И это призвание становится непреодолимым. Да, спастись христианин может и в миру, и служить Богу в миру тоже можно и нужно. Но человеку, который хочет прийти в монастырь, по душе именно монастырский образ жизни, его привлекает монастырский уклад. Конечно, особенности в каждой обители свои, недаром говорится: «Со своим уставом в чужой монастырь не ходят». Но главное едино! Сначала пришедший должен побыть послушником, и обычно это длится несколько лет. Ему дается время на раздумье, на познание себя: действительно ли он желает именно монашеского жительства, ведь можно быть и семейным священником на приходе. В это время и обнаруживается особенное устремление человека к монастырскому образу жизни. И для того, чтобы он зрело и серьезно разобрался в себе, необходимо лет 5 послушнического искуса, никак не меньше. Вот тогда уже встает вопрос о постриге. И это очень серьезный выбор, ведь монашеские обеты - целомудрия, послушания и нестяжания - пред Богом даются на всю жизнь. Монастырь – это с одной стороны весь мир, а с другой – как отец Иоанн говорил: «Вот, вот твой монастырь, сердце твое». Если любишь ты монастырский образ жизни, уклад монастырский, монашеское житие – значит, есть тебе дорога в монастырь.
Преподобный Силуан Афонский так пишет о монашестве: «Мир думает, что монахи – бесполезный род. Но напрасно люди так думают. Они не знают, что монах – молитвенник за весь мир, не видят его молитв и не ведают, как милостиво Господь принимает их. Монахи ведут крепкую брань со страстями, и за эту борьбу будут велики у Бога».
Трапезная Перед Вами красное двухэтажное здание. Это Трапезная, построенная в конце XIX века. Здесь братия завтракают, обедают и ужинают. Во время трапезы читаются жития святых и их душеполезные поучения. В помещении трапезной, трудами столяра обители отца Мелхиседека (Цебенко) (+1992) выполнен иконостас. В храмах и в кельях у братии до сих пор сохранились резные рамы для икон, стулья, шкафы, прочая мебель, сделанные его руками. «Удивительный и таинственный подвижник» - так описывает его митрополит Тихон (Шевкунов) в своей книге «Несвятые святые». После того, как ему явилась Божия Матерь и сказала, что ждет от него покаяния и молитвы, а не его рукоделий, он принял великую схиму и взял на себя подвиг молчания и непрестанной внутренней молитвы. Владыка Тихон пишет в своих воспоминаниях, что схиигумен Мелхиседек «с совершенной отчужденностью от мира подвизается в невидимых и непостижимых для нас духовных битвах…». Старец был образцом смиренномудрия. На просьбу молодого послушника дать ему совет Старец «поднял глаза и вдруг горько-горько зарыдал… - Брат, - сказал он с невыразимой болью. – Что ты меня спрашиваешь? Я сам погибаю! Старец-схиигумен, … святой жизни подвижник и аскет, …плакал от неподдельного горя, что он воистину – худший и грешнейший человек на земле! ».
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|