Стабилизационная политика
Рыночный механизм хозяйствования не идеален. Он порождает негативные явления, такие как кризис перепроизводства, кризис недопроизводства, инфляция, безработица, социальное расслоение и т.д. Вместе с тем, как показывает мировой опыт развития, альтернативы рыночному хозяйству нет. Современная рыночная экономика – это одна из наиболее гибких систем приспособления производства к потребителю. Однако это приспособление немыслимо без определенных усилий со стороны государства. Любое современное государство управляет своим рынком. В настоящее время во всех цивилизованных странах накоплен большой опыт вмешательства государства в экономику с целью ее стабилизации и регулирования. Государственное регулирование экономики – это целенаправленное воздействие государства на хозяйственные процессы и субъекты хозяйствования для обеспечения стабильного, устойчивого и эффективного функционирования рыночного хозяйства. Задачи государственного регулирования сводятся к следующему: 1) свести к минимуму отрицательные последствия рыночного механизма хозяйствования; 2) обеспечить социальную защиту отдельных групп населения, в том числе и работающих; 3) создать предпосылки для эффективного развития рыночной экономики. Объектами государственного регулирования выступают сферы производства, отрасли, регионы, а также ситуации, явления и условия социально-экономической жизни страны: ü экономический цикл; ü занятость; ü денежное обращение; ü социальное обеспечение; ü окружающая среда; ü внешнеэкономические связи и т.д. Различают следующие основные методы государственного регулирования: правовые, административные, экономические.
1. К правовым инструментам государственного регулирования относятся: − определение формы и права собственности; − условия заключения контрактов и хозяйственных договоров; − организационно-правовые рамки функционирования предприятий; − правила деятельности финансово-кредитных учреждений; − законодательное регулирование условий труда и заработной платы; − законодательное регулирование социального обеспечения и т.д. 2. К административным инструментам государственного регулирования относятся: − антимонопольные меры (предупреждение монопольного сговора, контроль за деятельностью доминирующих товаропроизводителей, принудительное разукрупнение фирм); − внедрение обязательных экологических, санитарных, социальных и иных стандартов (потребительская корзина, МРОТ – минимальный размер оплаты труда, пособия по безработице и т.д.). 3. К экономическим инструментам государственного регулирования относят методы прямого и косвенного воздействия. К методу прямого воздействия на экономику относятся: − целевое финансирование; − дотации предприятиям; − финансирование научно-технических, экологических программ; − финансирование социальной сферы; − государственные закупки; − деятельность государственного сектора экономики. К методу косвенного воздействия на экономику относятся: − денежно-кредитные механизмы (учетная банковская ставка, установление норм обязательных резервов, операции на открытом рынке ценных бумаг); − бюджетно-налоговые механизмы (налоговая система, налоговые ставки и льготы, трансфертные платежи); − ускоренная амортизация; − внешнеэкономические механизмы (стимулирование экспорта, кредитование экспорта, привлечение или ограничение иностранного капитала). Следует отметить, что государственное вмешательство в рыночные механизмы должно быть корректным и осторожным. Так, чрезмерное увлечение государственным регулированием может привести к снижению экономической эффективности или к провалам государственного регулирования.
Государственное вмешательство может порождать и непредвиденные побочные эффекты. Если возможный отрицательный эффект государственного воздействия на экономику больше возможного положительного эффекта, то от процесса регулирования целесообразно будет отказаться. Основная дискуссия по поводу экономической политики сводится к двум проблемам: 1) должны ли денежно-кредитная и бюджетно-налоговая политика играть активную роль в стабилизации экономики или их роль должна заключаться в приспособлении к текущим экономическим колебаниям? 2) следует ли в процессе реализации экономической политики придерживаться определенного курса или же оперативно реагировать на изменение условий? Активную политику необходимо проводить, когда экономический спад или подъем угрожают социальными потрясениями или «перегревом» экономики (чрезмерным производством, который может повлечь за собой кризис перепроизводства). С другой стороны, проведению стабилизационной экономической политики мешают временные лаги – промежуток времени между моментом экономического шока и результатом экономических мер. Сторонники пассивной экономической политики утверждают, что попытки стабилизировать экономику часто оборачиваются еще большей дестабилизацией. Сторонники активной экономической политики считают, что наличие временных лагов не должно снимать необходимость регулирования экономики. Важно сокращать временные лаги, используя автоматические стабилизаторы, которые либо тормозят, либо стимулируют экономический рост без специальных корректировок экономической политики. Для проведения успешной активной политики необходимо осуществлять экономические прогнозы. Для этого формируют целевую функцию, определяют очередность целей и их желаемые величины. Далее формируется пакет вариантов экономической политики, обеспечивающих достижение целей программы. На следующих этапах оцениваются ресурсные обеспечения всех проектов и формулируются критерии, позволяющие оптимизировать выбор одного из вариантов программы.
Вторая дискуссионная проблема – должна ли экономическая политика следовать твердому курсу или нужно выбирать подходящие варианты для каждого политического момента. Сторонники твердого курса считают, что на политический процесс вообще нельзя полагаться. Политика стабилизации – политика государства по поддержанию объема производства и уровня занятости на естественном уровне. Внезапные экономические шоки (неожиданный резкий рост или падение) совокупного спроса зависят от предложения денег, поэтому денежная политика является одним из главных рычагов стабилизационной политики государства. Но потрясения со стороны совокупного спроса – не единственный источник экономических колебаний. Причинами потрясений могут быть совокупное предложение, изменение издержек производства и, как следствие, цены на товары – ценовые шоки. При решении проблем, порожденных неблагоприятными потрясениям в экономике со стороны предложения (например, предложение упало, а кривая предложения сместилась вверх), государственные институты, способные влиять на совокупный спрос, должны сделать выбор между двумя вариантами экономической политики: 1. Поддержание совокупного спроса на постоянном уровне. Тогда производство и занятость окажутся ниже естественного уровня. Рано или поздно произойдет падение цен до прежнего уровня и восстановится полная занятость. Однако этот вариант довольно болезненный, так как сопровождается сокращением производства. 2. Увеличение совокупного спроса приведет к стремительному восстановлению естественного уровня производства. Считается, что Центральному банку удалось смягчить последствия шока со стороны совокупного предложения, если рост совокупного спроса по величине совпал с величиной шока совокупного предложения. Недостатком такого решения является то, что даже после стабилизации экономического потрясения сохраняется высокий уровень цен. Пока еще не найден эффективный способ сохранения уровня совокупного спроса на таком уровне, чтобы обеспечить полную занятость и стабильный уровень цен.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|