Внешние эффекты и общественные блага
Рыночный механизм не всегда способен автоматически прийти к оптимальному состоянию. Существуют проблемы, на решение которых рыночный механизм не рассчитан, а потому не в состоянии решить их эффективно. Такие случаи, когда рынок неэффективно размещает ресурсы, называются провалами, или фиаско рынка. Работа рыночного механизма может порождать внешние эффекты, или экстерналии. Под внешним эффектом подразумевается воздействие сделки на третьи лица, которые не участвуют в данном процессе. Это воздействие проявляется в виде издержек или выгод, не отраженных в рыночной цене. Например, производство, наносящее ущерб окружающей среде и другим производителям, порождает отрицательные экстерналии. Услуги в области здравоохранения, образования, озеленения и др. порождают положительные экстерналии. В общем случае под внешними эффектами можно понимать влияние деятельности одного человека на благосостояние другого. Если такое воздействие неблагоприятно, оно называется отрицательным внешним эффектом и наоборот. При условии действия внешних эффектов интересы общества в результатах деятельности рынка простираются за пределы благосостояния покупателей и продавцов; они включают в себя и благополучие других людей, находящихся в сфере воздействия рынка. Так как покупатели и поставщики, принимая решения об объемах потребления или предложения, пренебрегают внешними эффектами, то в условиях экстерналий рыночное равновесие не позволяет осуществить аллокацию (рыночное распределение ограниченных ресурсов) с высокими результатами. Такое рыночное равновесие не позволяет максимизировать общие блага общества в целом, т.е. достигнуть Парето-эффективного состояния.
Экстерналии нарушают эффективность работы рыночного механизма. Отрицательные экстерналии на конкурентном рынке порождают перепроизводство по сравнению с общественно эффективным объемом производства. При положительных экстерналиях, наоборот, возникают случаи недопроизводства товаров и услуг. Условием достижения общественно эффективного объема выпуска является равенство предельной общественной полезности (MSU) предельным общественным издержкам (MSC): MSU = MSC () Экстерналии возникают как в процессе производства благ, так и в процессе потребления. В случае отрицательных экстерналий производства предельные издержки отдельного производителя МС меньше предельных общественных издержек MSC. Например, производитель, отказавшись использовать дорогостоящие экологически чистые технологии, переносит тем самым на третьи лица часть своих издержек, порождая предельные внешние издержки MSC. У третьих лиц по вине производителя возникают издержки, связанные с болезнями, покупкой лекарств, ухудшением трудоспособности и т.п. Вследствие отрицательных экстерналий объем выпуска Q1 превышает общественно эффективный объем QE, а цена Р1 оказывается заниженной по сравнению с РЕ, рис а. В случае положительных экстерналий производства предельные издержки отдельного производителя МС больше предельных общественных издержек MSC, рис. б. Например, рынок промышленных роботов, систем видео наблюдений и т.п.
Как в этих случаях достигнуть общественного оптимума? Необходимо интернализировать внешние эффекты, то есть внешние издержки общества перевести во внутренние издержки производства в случае отрицательных экстерналий, и часть внутренних издержек производства в случае положительных экстерналий переложить на государство. Одним из способов достижения общественного оптимума в случае с отрицательными экстерналиями является введение налога Пигу (экономист Артур Пигу (1877-1959) одним из первых предложил данный способ регулирования экстерналий). При введении такого налога предельные частные издержки увеличиваются до предельных общественных издержек на величину налога «Т», рис. а. При этом цена производимой продукции увеличивается, а объемы производства снижаются до оптимальных величин QE. В сущности, налог Пигу устанавливает цену на право загрязнения окружающей среды. При командно-контрольной политике регулирования у предприятий нет причин уменьшать выбросы ниже регламентируемых. Налог Пигу, напротив, стимулирует фирмы к разработке новых, безотходных технологий производства. Таким образом, налог Пигу являются не только источником денежных поступлений в казну, но и средством повышения экономической эффективности.
Для случая положительных экстерналий интернализация внешних эффектов производится путем субсидирования производства. При этом частные предельные издержки производства уменьшаются на величину субсидий S, равновесная цена снижается, а объемы производства увеличиваются до оптимальных величин QE, рис. б. Экстерналии проявляются и в процессе потребления. Например, потребление алкоголя создает отрицательные внешние эффекты в случае, когда пьяный водитель управляет автомобилем. Положительные экстерналии возникают в образовании, так как грамотное население выбирает достойное его правительство, что приносит выгоду каждому.
В случае с отрицательным внешним эффектом социальная (общественная) ценность от потребления меньше, чем частная ценность, а оптимальное для общества количество блага меньше, чем количество, определяемое рынком. В случае с положительными экстерналиями социальная ценность больше, чем частная ценность. Правительство может скорректировать последствия несовершенства рынка с помощью интернализации внешних эффектов. Чтобы сдвинуть рыночное равновесие ближе к социальному оптимуму, в случае отрицательных внешних эффектов используется налог Т на потребление, который увеличивает нагрузку на потребителя, а также доводится информация о вреде потребления данного блага (кривая предельной частной полезности сдвигается влево, рис. а).
В случае положительных экстерналий выделяются субсидии S (часть издержек берет на себя государство, а кривая предельной полезности сдвигается вправо, рис. б). Например, алкогольные напитки облагаются самыми высокими налогами на потребление – акцизами, а образование субсидируется правительствами. В борьбе с экстерналиями государству помогают многочисленные общества по защите прав потребителей, свободная пресса, институты представительной демократии. В свете интернализации отрицательных экстерналий следует заметить такой факт. Как бы парадоксально это не звучало, но в случае сохранения экологии некоторая доля загрязнения может оказаться для общества полезной. Дело, конечно, не в том, что загрязнение желательно, а в том, что за пределами определенного уровня его дальнейшее уменьшение может привести к снижению общего итогового благосостояния общества. На рисунке по горизонтальной оси Q отложены объемы уменьшения загрязнения, по вертикальной оси Р – предельные общественные выгоды и предельные общественные издержки. Оптимальное ослабление внешнего эффекта достигается в случае равенства: MSU = MSC. Когда издержки MSC превышают выгоду MSU, дальнейшее уменьшение загрязнения приводит к снижению экономической эффективности; в таком случае выгоднее использовать ресурсы для каких-нибудь других целей, а не для дальнейшего уменьшения загрязнения окружающей среды. Если права собственности на ресурсы будут четко определены (специфицированы) и соблюдены, включая возможность свободного обмена этими правами, то рынок сможет урегулировать проблему экстерналий самостоятельно, без участия государства, путем купли-продажи этих прав. Такую идею выдвинул Рональд Коуз, который изучал связь между внешними эффектами, правами собственности и эффективностью, что привело к созданию теоремы (1960), названной в честь ученого. Теорема Коуза гласит: внешние эффекты могут быть интернализированы при четкой спецификации прав собственности на ресурсы и свободном обмене этими правами.
Теорема выполняется лишь при таком количестве участников обмена правами, при котором трансакционные издержки (издержки связанные с поиском информации, с выжиданием и прочей волокитой) проведения переговоров о передаче прав собственности не превысят выгод от результатов обмена. Проще говоря, количество участников переговоров не должно быть слишком велико. Главный вывод теоремы Коуза заключается в том, что внешние эффекты возникают только в случае размытости, неопределенности прав собственности на ресурсы. Общественные блага. Существует такая категория товаров и услуг, на которые выявить спрос и определить оптимальную цену рыночным способом либо невозможно, либо невыгодно из-за чрезвычайно высоких трансакционных издержек. Речь идет об общественных благах. Общественными называются такие блага, главной характеристикой которых является неисключаемость из потребления и неконкурентность в потреблении, см. таблицу «Типы благ».
Таблица. Типы благ
Те общественные товары и услуги, которые полностью отвечают данным свойствам, называются чистыми общественными благами, например, национальная оборона, городское освещение, маяки, вакцинация населения, научные знания (при бесплатном образовании), законотворческая деятельность, общественный порядок и т.д. Неисключаемость из потребления означает, что сам характер чистого общественного блага таков, что невозможно отделить «плательщиков» от «неплательщиков». Свойство неисключаемости из потребления говорит о том, что уже само создание общественных благ порождает положительные экстерналии. Из-за огромного количества участников слишком велики трансакционные издержки выявления того, кто платит, а кто бесплатно пользуется общественными благами, что и порождает проблему «безбилетника». Поэтому рыночное производство общественных благ неэффективно. Чистые общественные блага неконкурентны в потреблении: увеличение количества потребителей не уменьшает полезности этого блага для остальных, следовательно, и предельные издержки предоставления таких благ равны нулю. Например, оттого, что светом маяка пользуется еще одно морское судно, не зависит уменьшение полезности освещения для других кораблей, и для каждого дополнительно проходящего судна не требуется возводить дополнительный маяк.
Принято различать чистые общественные блага от смешанных. Чистые общественные блага обладают ярко выраженными свойствами, как неисключаемость и неконкурентность. У смешанных общественных благ одно или оба свойства могут быть выражены слабее, например, перегруженные платные автодороги. Блага, которые не обладают вообще указанными свойствами, называются «частными» и производятся на рыночной основе. Производство общественных благ является важнейшей функцией государства. Принимая на себя финансирование общественных благ, государство решает проблему минимизации трансакционных издержек, связанных с поиском информации, проблему безбилетника, проблему неделимости блага и др. Так как положительные экстерналии представляют собой общественные блага, государство субсидирует здравоохранение, образование, различные благотворительные программы, поскольку от реализации мероприятий в этих сферах выигрывают не только непосредственные получатели блага, но и большинство в целом: ведь чем больше здоровых, образованных и культурных людей будет в обществе, тем меньше трансакционные издержки координации деятельности между людьми. Следовательно, при прочих равных условиях, тем больше предпосылок для экономического роста имеет такое общество. Отрицательные внешние эффекты порождают проблему, известную под названием «Трагедия общинных земель». Например, если один человек использует общий конкурентный ресурс (грибы, ягоды, вода, рыба, дикие животные и т.п.), то он уменьшает его потребление другими людьми, а отрицательный внешний эффект приводит к нерациональному использованию ресурсов. Правительство может решить проблему ограничения доступности общего ресурса с помощью прямого регулирования или введения специального налога. Иногда в качестве альтернативы правительство превращает общий ресурс в частный товар. Данное правило известно тысячи лет. Древнегреческий философ Аристотель так писал о проблеме общих ресурсов: «Меньше всего заботы проявляются об общем для многих, так как всех людей больше волнует то, чем они владеют единолично, а не совместно с другими». Когда отсутствует собственник, обладающий правом законного контроля над товаром определенной ценности, тогда рынок не способен эффективно распределять ресурсы и достигать Парето-эффективного состояния в обществе. Если отсутствие прав собственности приводит к фиаско рынка, за устранение проблем берется государство.
Роль государства Современное общество не может обойтись без государства, т.к. на государство возложена важнейшая функция − оптимизация двух различных механизмов производства и распределения частных и общественных благ. К основным функциям государства относятся: ü обеспечение правовой и социальной среды в обществе; ü перераспределение доходов; ü регулирование занятости и уровня инфляции; ü стимулирование экономического роста; ü эффективная внешняя политика и т.п. Следует заметить, что достижение социальной справедливости и экономической эффективности – достаточно противоречивые цели: увеличение социальной справедливости может привести к снижению экономической эффективности и наоборот. Поэтому государству постоянно приходиться искать оптимальное сочетание этих двух противоположных устремлений. Государство в своей деятельности использует правовые, административные и экономические инструменты. К правовым инструментам относятся законодательное регулирование форм и прав собственности, функционирования предприятий, заработной платы, условий труда, социального обеспечения и т.д. К административным инструментам относятся: антимонопольные меры; внедрение обязательных стандартов (экологических, санитарных); определение минимума заработной платы и т.д.. Государство применяет методы прямого экономического регулирования путем целевого финансирования, осуществления дотаций предприятиям, государственных закупок, деятельностью государственного сектора экономики. Косвенное государственное экономическое регулирование заключается в проведении денежно-кредитной политики (изменение учетной ставки, установление норм обязательных резервов, операции на открытом рынке ценных бумаг), бюджетно-налоговой политики, ускоренной амортизации, стимулировании экспорта и т.п. Государственное вмешательство в экономику страны может порождать непредвиденные побочные эффекты. Вероятность их весьма высока, т.к. государство оперирует различными инструментами − административными, правовыми, экономическими − и просчитать последствия от их использования становиться очень проблематично. Следует признать, что рынок и государственное управление экономикой − два несовершенных механизма организации хозяйственной жизни, поэтому выбор между рынком и государством не есть выбор между совершенством и несовершенством, а скорее это выбор между двумя несовершенными альтернативами. Найти их оптимальное сочетание для данного исторического момента является делом гениального политика.
Часть III Макроэкономика
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|