Связи и взаимодействия между объектами
Стр 1 из 4Следующая ⇒ Введение: взгляд на проблему Рассказ по картинке - кажется, что может быть проще. На деле же учитель зачастую становится свидетелем сцены: «раскрывает школьник рот, да не слышно, что поет». Значит, есть в этой задаче камни преткновения для ребенка. И если их не преодолеть, то потом возникнут трудности с составлением рассказа, написанием сочинений. Между тем, для курса русского языка общеобразовательными стандартами выдвинута цель - научить учащихся «сознательно выражать свои мысли и чувства в таких языковых формах, которые будут полностью понятны слушателям и читателям, которые побуждают к деятельности их ум, чувства или желания» [1]. Как все-таки добиться, чтобы начальный элемент курса - рассказ по картинке - слетал бы с уст каждого ученика без запинки? Обратимся за ответом на этот вопрос к методическим пособиям учителя начальных классов. Итак: - надо «учить образности речи, пониманию наиболее важных смысловых оттенков. Изобразительные средства и помогают в решении этих задач» [2]; - работа над связной устной речью включает в себя «рисование с помощью учителя словесной картинки с использованием нескольких прочитанных слов, объединенных ситуативно. Дополнение сюжета, самостоятельное придумывание событий, предшествующих изображенным или последующих» [3]; - «Беседа по картинке «В классе» (с.8 «Азбуки»): кто нарисован на картинке? Что делают дети? Какое задание выполняет мальчик у доски? Что делают ученики? Что нарисовал ученик на доске? и т.п. Для оживления работы можно предложить дать имена изображенным на картинке детям и придумать об отдельных из них предложения (например: «Катя подняла руку». «Петя тоже хочет рисовать на доске», и др.)» [4];
- «Составление предложений. Ученикам предлагается рассмотреть картинку и составить предложение о том или другом действующем лице; описать его одежду, действия и т.п. Это дает зрительную опору, вызывает в памяти пассивный запас слов, приучает детей видеть главное, оживляет занятия» [5]; - - «Составление рассказа. Работа протекает в такой последовательности: сначала дети, рассматривая картинку, выделяют основное ее содержание, затем то, что изображено на первом плане, потом - на втором плане. После анализа школьники составляют связный рассказ» [5]. Предложенные рекомендации не полностью могут удовлетворить учителя, так как они: - дают просто общие положения, на которые учитель не всегда может опереться; или - конкретизируют задачу, но не дают ответ на вопрос, как выполнить эти задачи, т.е. не предлагают конкретный инструментарий; или - бывают предельно конкретными (вопросы: кто нарисован? что делают?), но не будят мысль ребенка, желание высказываться, - теряется мотивация речи; и - их использование не приводит к достижению вышеупомянутых целей курса: дети пассивные, ответы односложные и их немного, речь недостаточно связна и образна; и - не связаны между собой в последовательную и целостную систему работы. Поэтому у нас, учителей-практиков возникла необходимость самостоятельно разработать методику рассказа по картинке. Основные требования, которые мы предъявили к этой методике: - целостность за счет полноты методических шагов; - инструментальность каждого шага и методики в целом; - мотивированность каждого шага с точки зрения детей; - стимулирование индивидуального восприятия картинки каждым ребенком; - результативность, достижение целей курса; - передаваемость - возможность использовать в работе с другими учебниками, картинками. В основу методики положен инструментарий для формирования системно-диалектического способа мышления, разработанный в теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) [6,7,8]. Учтены также вышеупомянутые методические рекомендации. Методика разрабатывалась и опробовалась в 1-в классе Елгавской 1-ой начальной школы. В качестве основного учебника приходилось использовать «Азбуку» [9], несмотря на ее устарелость и многие недостатки.
Мы шли от практики: слушали и анализировали ответы детей, слабые места и перекидывали через них мостики в виде соответствующих методических шагов. Сначала мы проверяли надежность каждого отдельного мостика, а затем начали из них выстраивать единую дорожку, ведущую к намеченной цели - рассказать картинку без запинки. Эффективность методических шагов мы проверяли по изменениям результатов в работе детей и вводили соответствующие коррекции. Сейчас этой разработкой успешно пользуются наши коллеги. Прежде чем перейти к непосредственному изложению методики, вспомним популярную пословицу: что посеешь, то и пожнешь. Нам хочется готовых результатов. Но давайте не будем экономить на времени сева, на подготовительной работе, чтобы жатва не обманула наших надежд.
Общая часть: методические шаги и инструментарий Состав картинки Что нарисовано на картинке? Могут ли возникнуть у ребенка сложности при ответе на этот вопрос? Пожалуй, да. Взглянем на картинку в «Азбуке» с. 38-39 (рис.1). Нарисовано много. Все объекты и предметы переплетаются, перекрывают друг друга, разнообразие форм не дает сосредоточиться. При этом, как знать, который из объектов имел в виду учитель? Как отыскать именно его? Как выделить что-то одно в этом пестром калейдоскопе? Переформулируем вопрос: кто нарисован? Он дает толчок к поиску наиболее активного персонажа - человека. Тогда правильный ответ будет - девочка. - Что делает? - Кормит уток. На этом мы исчерпали содержание картинки, поскольку других «кто», кроме девочки и уток, на этой картинке нет. А для продолжения разговора придется вернуться к размытому «что». рис.1
В этой ситуации нам на помощь пришел волшебник Дели-Давай. Он, в удобной для детского восприятия форме, воплощает в себе понятие ТРИЗ - системность. (Более подробно с этим и другими тризовскими волшебниками можно познакомиться и поиграть в работе «Когда я стану волшебником» [10]). Дели-Давай умеет все на свете делить на части и объединять. Смотрит он на человека и сразу видит все части тела. Посмотрели и мы вместе с ним на предметы в классе, сказали: «дели!» и обнаружили, что тетрадка состоит из обложки и страничек; окно - из рамы, стекла и креплений; цветок - из стебля, листочков и корня и т.д. И на картинку посмотрели взглядом «дели!». Для надежности сфокусировали взгляд с помощью кинокамеры: сложили ладошки вместе, чтобы получился маленький глазок, и смотрим через него. Да так, чтобы в глазок попадал только один какой-то объект.
Итак; что ты видишь через свой глазок? Теперь картина проясняется: глазок четко выделяет каждую деталь и дети называют, кто что обнаружил. Каждую находку мы схематически фиксируем на доске, обводя кружочками: девочка, утка, зерно, тазик и т.д. (рис.2). рис. 2
Дети стараются не просто угодить учителю, а выискать что-то такое, чего другие еще не заметили. Идет охота за подробностями. Мы не ограничиваем детей. Выделить главное, отбросить лишнее - этому можно научить потом. Сейчас важно, чтобы было из чего выделять. Правда, иногда чья-то камера подъезжает так близко, что в глазок попадает только часть объекта: косынка девочки, клюв утки. Тогда можем детям сказать, что эти части уже учтены рисунками девочки и утки, а можем их нарисовать по отдельности, чтобы потом использовать при описании внешнего вида героев (рис.3). Рис. 3
В другой раз камеры, на наш взгляд, прошлись по картинке слишком поверхностно. Нарисована на доске утка, но на картинке утки ведь очень разные. Можем спросить детей: А утки все "одинаковые, или - дели! - они чем-то отличаются? Оказывается, что утки делятся, например, на светлых и темных. А трава вся одинаковая? - Нет, где-то низкая, где-то высокая и т.д. При желании можем и эти отличия зафиксировать на доске: под основным кружком утки дорисовать еще два: для светлых и темных отдельно. То же самое с травой и прочими объектами. Дополнительные кружочки нам понадобятся, если мы захотим более подробно описать взаимодействия между объектами.
Шаг 1. «Дели!» (определение состава). Наводим глазок камеры на картинку так, чтобы в ней был виден только один объект. Называем объекты и схематически фиксируем их в кружочках на доске. Связи и взаимодействия между объектами Вопрос «что делает?» тоже недостаточно однозначен и понятен для неопытного детского ума. Начнем с того, что любые действия имеют временную продолжительность, а картинка отражает застывшие позы вместо действий. Если вам ответят, что девочка стоит с протянутой рукой и пальцы ее сжимают ручку лопатки, попробуйте возразить! Вы, конечно, хотели услышать, что девочка кормит уток. Но кормление включает в себя зачерпывание зерна лопаткой из таза, поднесение лопатки к корыту, наклонение лопатки для высыпания зерна и многократный повтор этих действий. Всего этого на картинке нет. Кормление здесь будет уже обобщающим действием. Выходит, что своим простым вопросом мы требуем от ребенка увидеть за застывшей позой героя серию последовательных ее изменений и обобщить их одним глаголом. Если ребенок не имеет достаточного житейского опыта в этом виде деятельности, то задача может для него оказаться непосильной. О том, что делать в таких случаях, мы поговорим чуть позже, когда познакомимся с волшебником Отставай-Забегай. Теперь займемся другой проблемой: вопрос «что делает?» не радует нас обилием ответов. Девочка кормит уток, утки едят зерно, что тут еще скажешь? А ведь взаимодействия между объектами не всегда выражаются в каких-то крупных, видимых, завершенных событиях. Они могут реализоваться и более незаметно, незначительно. Но, в конечном счете, все и вся в нашем мире связано между собой и действует друг на друга. Гитара висит на стене. Есть тут взаимодействие? Есть. Цветок повернут к солнцу. Тоже есть. Давайте попробуем задаться целью: найти связи, взаимодействия между всеми разрозненными объектами на доске. Для этого нам понадобится позаимствовать у волшебника Дели-Давай умение объединять. Дели-Давай смотрит задумчиво на карандаш. Как вы думаете, с чем он мог бы объединить карандаш? С тетрадкой. Почему? Потому, что карандаш рисует в тетрадке. С пеналом. Карандаш лежит в пенале. С рукой. Рука держит карандаш. А с чем, по-вашему, Дели-Давай собрался объединить нож, воду, сапоги? Попробуйте обосновать свои предложения, и потом мы вместе с Дели-Давай займемся кружочками на доске. Ведь это не дело, что мы картинку разобрали на части, а обратно собрать забыли. Пора наводить порядок, соединить части в целое (рис.4).
Рис. 4
С чего начать? Какие два кружочка мы можем связать между собой? Кто придумал, может подойти к доске и соединить кружочки линией. С условием, что он может обосновать, почему так сделал. Итак: - Утки и зерно: утки едят зерно. - Утки и девочка: девочка кормит уток. - Пока ничего нового. Но продолжим. - Есть еще желающие? - Да! - Девочка и тазик: девочка держит тазик. - Тазик и зерно: в тазике лежит зерно. Количество линий на доске все растет. Рисунок начинает напоминать паутину. Но дети с нарастающим азартом пытаются найти два кружочка, которые еще никто не догадался соединить. - земля и забор: на земле стоит забор. - утки и песок: утки ходят по песку. Бывает, ребенок кружочки соединил, но объяснить свою мысль не может. Спросим тогда, что делает один объект с другим? - утки и корыто: что делают утки с корытом или корыто с утками? Утки стоят у корыта. Утки засунули головы в корыто. Пока дети заняты выявлением связей, вряд ли они прислушаются к нашей просьбе выстраивать предложения в определенном порядке, чтобы получился связный рассказ. Пусть они выплеснут свою поисковую энергию, пусть получат удовлетворение от собственной находки! Сейчас им нужно именно это, а не цели, обозначенные в стандартах. А учитель тем временем может записать готовые предложения в тетрадь или на доске. Связи между предложениями, необходимые для рассказа, мы выстроим чуть позже. Пока отметим, что нам не понадобилось напоминать детям говорить полными предложениями. Вместо нас это сделал Дели-Давай. Шаг 2. «Давай!» (нахождение связей). Соединим два кружочка на доске и объясним, почему мы так сделали. Расскажем, как связаны между собой объекты в этих кружочках.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|