События предшествующие и последующие
Наша позаимствованная у Дели-Давай камера обследовала все уголки картинки. Закончилась ли на этом ее работа? Пожалуй, нет. Но для нового взгляда на картинку мы переложим камеру в руки другого волшебника - Отставай-Забегай. Он позволит нам познакомиться с событиями предшествующими и последующими, найти начало и конец для рассказа, а также выстроить все события в нужной последовательности (рис.6). рис. 6 - Представим, что мы с вами находимся там, где нарисован кружок. У нас сейчас десять часов. А сколько показывают часы на руке у Отставай? - Девять. - А у Забегай? - Одиннадцать, - Если у нас сейчас утро, то что у Отставай? -Ночь. – А у Забегай? - День. Дальше вопросы строят по тому же принципу, используя день недели, месяц, время года и т.д. Делаем вывод, что Отставай-Забегай может передвигаться разными шагами: совсем маленькими пяти-десяти минутными и огромными - месячными, годовыми. - Мы с вами сейчас находимся в школе. А (отставай!) где вы были рано утром и что там делали? - Мы были дома и еще спали. - Хорошо, прикрепим к доске на начале линии Отставай-Забегай маленького картонного человечка. Он тоже спит. (Или просто нарисуем мелом след ботинка Отставай-Забегай.) Но что было - забегай! - по том, когда вы проснулись? - Мы умывались. - Молодцы! Тот, кто ответил первым, подойдет к доске и передвинет человечка чуть-чуть вперед, как будто он сделал один шаг. (Нарисуем следующий след на линии.) А каким будет следующий шаг - забегай! - что вы еще потом делали? Кто может ответить, подходит и переставляет человечка. - Так мы отследили все шаги Отставай-Забегай, которые предшествовали появлению в школе, пошли дальше по занятиям в школе, и заглянули, что будет, когда вернемся домой. В результате мы выстроили временную последовательность событий, а в ней отметили те события, между которыми возникает причинно-следственная связь. Дети уточняли, без какого предыдущего события не могло бы осуществиться следующее. С такой подготовкой мы еще раз вернулись к рассмотрению нашей картинки.
- Итак, девочка сейчас на поле кормит уток. А где она была - Отставай! - раньше? - Раньше она была дома, играла. Кончила играть и сразу пошла к уткам? Или мы пропустили какой-то шаг, Забегай? - Пропустили, она сперва взяла зерно. - Взяла зерно прямо в руки и пошла? - Нет, нашла тазик и лопатку, насыпала зерно в тазик и тогда пошла. - Кто теперь расскажет все события подробно, не пропуская мелкие шаги Отставай-Забегай? - Девочка играла дома, а потом собралась кормить уток: взяла тазик, пошла в кладовую, набрала там зерно и понесла его на поле к уткам. Таким образом, мы подошли к ситуации, изображенной на картинке: девочка кормит уток. Попросим Отставай-Забегай делать мелкие шаги и выяснить, что произошло между двумя большими шагами, когда девочка подошла к полю и когда уже накормила уток. Можем нарисовать на линии Отставай-Забегай оба больших следа, а между ними, скажем, 5 маленьких следков. Пусть дети придумают, что могло произойти на каждом из них. Например, 1) девочка увидела уток 2) она их позвала 3) девочка насыпала зерно в корыто 4) утки подбежали и начали клевать зерно 5) девочка радовалась, глядя как утки едят. С таким же успехом мы могли бы сделать 7 или 10 маленьких шагов. Тогда наша камера будет двигаться еще медленнее и передаст события с ещё большей точностью. Переход на маленькие шаги, кстати, можно использовать в любом месте рассказа, если в том есть необходимость. Но, пожалуй, наступила пора навести порядок в нашем рассказе. Вспомним детские ответы на шагах 2 и 3. Предложим детям расставить их на линии Отставай-Забегай. «На земле стоит забор», Кто и когда мог это заметить? Может быть, девочка, когда приближалась к полю? Может, об этом беседовали утки? «Девочка держит тазик». Когда это предложение удобней использовать? Когда девочка только идет или когда кормит уток? Могут быть разные варианты. Наша задача при выборе этих вариантов не только учитывать причинно-следственные связи, но и построить интересный рассказ. Возможно, некоторые предложения мы поэтому опустим, чтобы они не загромождали рассказ излишними подробностями. Идеально, конечно, было бы каждому ребенку выстроить и написать свой вариант, а потом все сравнить. Но это при условии, что дети уже умеют писать. Если нет, вместе с Забегай посмотрим, что будет делать девочка после кормления уток, и получим конец рассказа. Собственно, мы могли бы построить рассказ и по-другому. Если на линии Отставай-Забегай отмечать приключения уток: как они проснулись, почистили перышки, вышли на прогулку и т.д. Еще интересней было бы отследить события, связанные с забором. Но для этого потребуется уже тренированное воображение. Над этим стоит поработать в будущем.
Шаг 5. «Отставай-Забегай!» (выстраивание временной последовательности). Выбираем одного из героев и представляем пошагово, что он делал раньше - до появления на картинке, что будет делать потом. При необходимости большие шаги дробим на мелкие. Находим место на временной линии для придуманных ранее (на шагах 2 и 3) предложений. Разные точки зрения Как добиться, чтобы каждый ребенок максимально использовал свои индивидуальные особенности восприятия в работе над картинкой? Как сделать, чтобы его рассказ пробуждал чувства и желания собеседников? Частично мы занимались этими вопросами, когда включали в работу все каналы восприятия. Но рассказ по картинке зависит не только от самой картинки, он зависит и от рассказчика, точнее, от его точки зрения. И именно интересная точка зрения делает рассказ необычным, впечатляющим. Точки зрения людей складываются из множества разных представлений: профессиональных, национальных, религиозных, возрастных и др. Мы начнем с более простых вещей, когда точка зрения зависит от состояния, настроения человека.
- Представьте, что все мы утки. И мы гуляем по траве - отставай! - в тот момент, когда девочка еще не пришла. Мы голодные и настроение у нас какое? Да, плохое. Почувствуйте, какие у вас пустые животики, послушайте, как они бурчат, посмотрите тогда вокруг и расскажите, какие все вещи, которые вас окружают. - Забор старый, гнилой. - Корыто грязное. - Трава сухая, колючая. - Девочка плохая, ленивая. - - А теперь - забегай! - пришла девочка и всех уток накормила. Мы теперь сытые, довольные и настроение у нас хорошее. Каким теперь мы увидим все вокруг? - Корыто удобное, широкое. - Забор хороший, защищает нас. - Трава сочная, зеленая. - Девочка добрая, заботливая. Картинка изменилась на глазах, заиграла контрастами. И стала еще ближе детям, так как они там побывали, пережили разные состояния и смогли высказать свое отношение к изображенному на ней. По какому признаку находить разные состояния, настроения, чтобы предложить их детям для формирования точки зрения? Такие состояния могут быть: веселый - грустный, довольный - огорченный, спокойный - испуганный, здоровый - больной и др. Как "привязать" их к конкретной картинке? Если на картинке несколько героев, то, возможно, у одного (или у группы) одно настроение, а у другого - противоположное. Другая возможность - изменить настроение героя (или группы) во времени: сперва такое, а потом - наоборот. Тогда стоит внимательно попутешествовать вместе с ОтставайЗабегай, чтобы найти причину изменений. Это может быть смена погоды, появление нового персонажа, новые события, физиологические процессы героя. А если есть причина изменить настроение, то разные точки зрения тоже найдутся. Шаг 6. Переходим на разные точки зрения. Определяем состояние одного из героев. Входим в его состояние и описываем окружение или события с точки зрения этого героя. Затем находим другого героя в ином состоянии или берем того же героя в другое время в другом состоянии. Описываем все с новой точки зрения. Включаем описания с разных точек зрения в рассказ.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|