Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Прикладная часть: примеры из уроков




В этой части мы приведем примеры применения методики на конкретных уроках. Повторим, что методику, собственно, и создавали на этих уроках, анализируя трудности детей, выстраивая методические шаги и проверяя их в деле. Поэтому в практической работе не было той последовательности шагов, которую мы изложили в общей части. Начали мы со словарной работы, с Отставай-Забегай, и только потом почувствовали необходимость в уточнении состава и связей, открыли для себя эмоциональные возможности детей в работе по разным каналам восприятия и с разных точек зрения. В результате мы пришли к той последовательности работы, которую описали выше.

Тем, кто попробует работать по этой методике, также советуем не стремиться сразу к составлению полного рассказа. Лучше проверить несколько шагов на одной картинке, на следующей добавить еще шаг. И только когда дети активно овладеют отдельными шагами, в них созреет необходимость перейти на следующую ступень - согласование всех частей описания в единый целый рассказ. Всему свое время.

В приведенных далее примерах нет полного описания уроков, выделена только работа с картинкой. И то не вся. Мы опустили здесь те познавательные и нравственные вопросы, которые, естественно, имели место на уроках, но не представляют собой особой новизны. И чтобы легче было ориентироваться, дальнейший материал расположен в последовательности тем «Азбуки», но с отметками методических шагов. Напомним их:

Шаг 1. Состав картинки.

Шаг 2. Связи и взаимодействия между объектами.

 

Шаг 3. Характеристики объектов и действий.

Шаг 4. Пополнение словарного запаса образных характеристик.

Шаг 5. События предшествующие и последующие.

Шаг 6. Разные точки зрения.

Пример 1. Шаг 4

Учитель (У): Посмотрите на картинку. Как внимательно куда-то смотрит мальчик. Он говорит: «Посмотри, Ева, какие пушистые ели!» Ева посмотрела и говорит: «Какие же они пушистые, они облезлые». Кто из них прав, как вы думаете?

Дети (Д) высказывают свои мнения.

У: Давайте лучше обратимся к словарю, он нам объяснит, что значит «пушистый», а что «облезлый». «Пушистый - покрытый мягким пухом или мягкой густой шерстью, очень мягкий и легкий, напоминающий собой пух». Подходит это к елочкам, можно о них сказать - пушистые?

Д: Да.

У: Что еще может быть пушистым?

Д: Хвост у лисы, волосы у девочки, ткань на платье, ресницы.

У: А теперь послушайте, что говорится в словаре про облезлое. «Облезлый - с облезлыми волосами, шерстью, перьями». Можем мы сказать про елочки, что они облезлые?

Д: Да, у больших стволы облезлые, и ветки облезлые.

У: Что же еще может быть облезлым?

Д: Кошка облезлая, трава облезлая, воротник у шубы облезлый.

На следующем уроке в тетради «Познакомьтесь с алфавитом» зарисовываем все, что может быть пушистым (ель. волосы, ресницы, хвост, усы, кот, ткань).

 

Пример 2. Шаги 3, 4

У: Какие деревья изображены на рисунке?

Д: Высокие, пушистые, густые, стройные.

У: А если бы все эти деревья росли вместе в лесу, то каким бы был лес, как бы мы его назвали?

Д: Смешанный.

У: Если лес долго рос, то каким он стал?

Д: Старым, дремучим, сырым.

У: Если мы войдем в такой лес, то что мы почувствуем, чем там будет пахнуть?

Д: Грибами, сыростью, соснами и елками.

У: А что мы можем услышать в таком сыром, дремучем, старом лесу?

Д: Шум деревьев, ежик шуршит, птица кричит.

У: А если мы погладим стволы деревьев, то что почувствуем? Какие они?

Д: Шершавые - старые стволы, гладкие - молодые стволы деревьев.

Пример 3. Шаг 4

Словесное рисование картины

У: Прочтем слова, которые написал Карандаш.

Д: Лес, трава, река, село, ива.

У: Представим, что мы летом в деревне, в селе. И сейчас будем рисовать лес. Закройте глазки и постарайтесь вспомнить, увидеть лес. Кто представил себе лес густым, дремучим, темным и сырым? (Дети поднимают руки.) А у кого лес редкий, солнечный, с полянкой? В лесу растет трава. Представили? У кого она высокая, пушистая, шелковистая? А у кого может быть другая трава выросла? Какая она?

Д: Низкая, сухая, колючая.

У: А теперь представим речку и место, где она находится. У кого она течет через лес? А у кого речка за лесом, вдалеке? А может кто-то по-другому вообразил?

Д: У меня речка течет перед лесом, у меня - через село.

У: А теперь представьте, какая наша речка. Кто представил речку мелкую, узкую, извилистую? А у кого речка широкая, полноводная? А теперь вообразим и нарисуем село. У кого село за лесом? А кто по-другому построит село?

Д: У меня село около леса. А у меня перед лесом.

У: Что еще мы не изобразили на картинке?

Д: Иву.

У: А какая она будет у вас и где растет?

Д: Ива около реки. Она пушистая, наклонилась к реке.

У: А теперь расскажите, какая у вас получилась картина. (Дается задание на дом - нарисовать представленную каждым картину.)

Пример 4. Шаг 4

(Перед этим на пассивном этапе введены слова: острый - тупой, гладкий - шершавый, пушистый - облезлый.)

Для закрепления значений слов можно попросить детей найти, что есть на картинке острое, тупое и т.д. Ответы детей: острый угол у стола, острая пила, острый кончик кисточки, острый запах у плиты, острая приправа у повара, острый нож у повара и т. д.

Чтобы ввести в активный словарь детей ранее изученное слово «гладкий», можно составить загадку о кастрюле.

У: Дети, какая кастрюля на рисунке?

Д: Круглая, гладкая, внутри пустая.

У: А что еще бывает круглое?

Д: Тыква, капуста, мячик, солнышко.

У: Что еще бывает гладкое?

Д: Репа, доска, бока у пилы.

У: Что еще бывает внутри пустым?

Д: Шапка, кувшин, пенал.

У: Выберем теперь самые интересные ответы и совместим их. Тогда у нас может получиться, например, такая загадка про кастрюлю: круглая, но не капуста, гладкая, но не пила, внутри пустая, но не шапка.

Пример 5. Шаги 2, 5

Словесное рисование картины

У: Назовите, какие предметы должны быть изображены на нашей картинке.

(Дети называют, учитель рисует их на доске)

У: А теперь подумайте, что здесь с чем связано, проведите линию от одного предмета к другому и составьте предложения. С чем связана мама?

Д: С сосисками, молоком и маслом: она их купила в магазине. С сумкой: она положила продукты в сумку и принесла домой. С котом: дома у нее есть кот.

У: А с чем и кем связан кот?

Д: С сосисками и молоком: кот любит сосиски и молоко. С мамой: он живет у мамы и мама его кормит. С сумкой: кот нюхает сумку, а оттуда пахнет сосисками.

У: А если он почувствовал запах сосисок, то как будет - Забегай! - вести себя дальше?

Д: Кот будет тереться у маминых ног, мурлыкать или мяукать, просить сосиску.

У: Забегаем еще дальше: мама выложила на стол продукты и вдруг зазвонил телефон. Она выходит в коридор поговорить по телефону. Как вы думаете, что будет в это время делать кот?

Д: Он запрыгнет на стол, утащит сосиски и будет есть. Он утащит сосиски под стол, и одна будет торчать из-под стола.

У: А теперь вернулась мама. Забегай!

Д: Мама ахнула, отняла у кота сосиски, поругала кота.

У: Какой же был кот?

Д: Ворюга, хитрый, жадный.

У: Скажите, какой рассказ у нас получился?

Д: Смешной, интересный.

(Дается задание нарисовать словесную картинку. На следующем уроке делается выставка рисунков и несколько детей рассказывают по своей картинке.)

Пример 6. Шаги 3, 4, 5 (буквы Б б) У: Что изображено на картинке? Д: Зоопарк. У: Вспомним нашу экскурсию в зоопарк. Что было - Отставай! - до зоопарка? Д: Мы ехали на автобусе, покупали билеты, а потом вошли в зоопарк. У: Каких зверей мы видели в зоопарке? Д: Обезьян, слонов, медведей и т.д. У: А теперь назовите тех зверей и птиц, в названии которых есть звуки [б, б']. Д: Барсук, зубр, зебра, белка, голуби. У: А теперь давайте подойдем к клетке с зубром. Я буду вашим экскурсоводом, но вы мне будете тоже помогать рассказывать о зверях. Итак, - Дели! - что есть у зубра? (Ответы детей фиксируются на доске; рис.7) рис. 7 У: Направляем наш глазок камеры на зубра и внимательно рассматриваем голову. Какая она? Что у зубра на голове и какое? Д: Голова большая и мощная. На голове рога маленькие, но острые. Глаза у зубра большие, сердитые, серьезные. У: Глаза у зубра подслеповатые, они не очень хорошо видят, зато у зубров хорошо развит нюх. Они по запаху чувствуют, кто к ним приближается. Рассмотрим туловище. Какое оно? Д: Туловище сильное, передняя часть тела грузная, а хвост с кисточкой на конце. У: Направляем наши кинокамеры на ноги зубра. Что мы видим? Д: Ноги сильные, с твердыми копытами. Передние ноги с густой, длинной, пушистой шерстью. (Следует рассказ учителя о зубрах, их жизни и привычках) У: Как вы думаете, о каких животных говорят «Разлинованы лошадки, словно школьные тетрадки»? Д: О зебрах. У: Верно. Рассмотрим зебру на рисунке взглядом - Дели! - и сравним ее с зубром (рис.8). рис. 8 Д: У зебры нет рогов на голове, зато есть грива. У: Чем отличается каждая часть одного животного от другого? Д: У зебр не такая мощная грудь, как у зубра. Они ниже ростом. Голова у зебры меньше, чем у зубра. Туловище у зебры гладкое, полосатое, а у зубра шершавое, коричневое. Уши у зубра длинные, а у зебры маленькие. Ноги у зубра толстые, а у зебры стройные.   У: Мысленно погладим зебру. Какая она? Д: Она мягкая. У: А грива какая на ощупь? Д: Грива мягкая тоже, пушистая. У: Такая же мягкая, как хвост у лисы, и такая же пушистая? Д: Нет, она как мягкая щеточка. (Далее следует рассказ учителя о зебрах, их жизни и привычках). У: Об остальных обитателях зоопарка мы поговорим в следующий раз, а сегодня закончим нашу экскурсию в зоопарк. - Забегай! - что же будет потом? Д: Мы сядем на автобус и поедем домой. У: О чем вы расскажете родителям дома? Д: Я расскажу о зебре и зубре. У: Как же мы озаглавим картинку? Д: В зоопарке. Экскурсия в зоопарк. Пример 7. Шаги 1, 2, 5 (буквы Д д) У: Что вы видите на картинке в глазке своей камеры? Д: Дедушка, мальчики, корзинка, забор, трава, деревья со сливами, кусты с красными ягодами - красная смородина, кусты с черными ягодами - черная смородина. (Учитель зарисовывает схематически все названное на доске) У: Какие из этих рисунков мы можем связать между собой? Д: Дедушка и дети: дедушка угощает детей сливами. Дети были в саду у дедушки. Деревья и кусты: в саду растут деревья и кусты с ягодами. Сад и забор: сад за забором. Деревья и трава: под деревьями растет трава. Корзина и кусты: корзина со сливами стоит около куста. У: Посмотрите на дедушку-садовника. Каким он вам кажется? Д: Садовник добрый, он улыбается. У: А теперь - отставай! - где дети были раньше и как оказались в саду? Д: Они играли во дворе и залезли через забор посмотреть. Дети были дома и пришли к садовнику в гости. У: Забегай! - Что будет потом? Д: Они придут домой и расскажут, какой дедушка добрый. Угостят сливами своих друзей, братьев, сестер. У: А теперь проверим, что у нас получился за рассказ. Не забудьте, что в вашем рассказе должно быть начало (Отставай!), середина (то, что нарисовано на картинке) и конец (Забегай!). (Следуют рассказы детей, а затем беседа по прочитанному тексту) Пример 8. Шаги 1,2,3,4,5 (буквы Я я) У: Что вы видите на картинке в глазке своей камеры? (Дети подробно называют все объекты и предметы) У: А какие между ними связи? Д: У детей в руках лопаты. Они копают ямки. Около дома стоят бочка, лейка, грабли. Воробьи клюют крошки. У дома крыльцо. В окошке видны цветы на подоконнике и занавески на окнах. Перед домом земля. На земле растут деревья. Деревья привязаны к палкам. На земле тоже лежат деревья и палки. Вокруг дома и земли забор. За забором тоже растут деревья. У: А теперь представим, что мы вместе с Забегай пробежали вперед и наблюдаем, как меняются связи между героями нашей картинки. Чтобы лучше было видно, Забегай бежит совсем маленькими шагами. Кто заметил, какие связи уже на первых шагах исчезли, и какие новые появились? Д: Дети положили лопаты и взяли деревца. Они поставят их в яму. У: А потом? Д: Потом яму закопают. У: Если Отставай-Забегай вместо маленьких шагов: дети выкопали ямы, поставили деревца, закопали, сделал бы один большой шаг, как мы могли его назвать? Д: Дети сажают деревья. У: Дети посадили деревья, Забегай опять побежал маленькими шагами. Какие связи теперь еще изменятся? Д: Дети и лейка: дети возьмут лейку и будут поливать новые деревья. Нет, сперва лейка и бочка: они набрали из бочки в лейку воду. Тоже неправильно, сперва дети и грабли: дети возьмут грабли и разровняют землю вокруг деревьев, а потом наберут воду и польют. У: Как вы думаете, какие деревья сажают дети? Д: Яблони, или груши, или сливы. У: А зачем они сажают эти деревья? Что мы увидим, если сделаем большой-пребольшой шаг вместе с Забегай? Д: На яблоне выросли яблоки, на груше - груши, дети их собирают и едят. У: Какими будут на вкус яблоки, когда вырастут? Д: Сладкие. У: А слово наоборот? Д: Кислые. У: Что еще кроме яблок может быть сладким? Д: Пирог, компот, варенье.   У: А каким голосом лиса разговаривала в сказке с колобком? Д: Тоже сладким. У: Что же может быть кислым? Д: Яблоко, капуста, тесто. У: Могут ли быть кислыми настроение, выражение лица? (Учитель показывает 4 рисунка с разными выражениями лица; дети должны определить, какое из них кислое, и объяснить, почему). У: Вернемся к нашей картинке. Можем ли мы назвать кислым выражение лица у детей? И почему? Д: Нет, дети работают, им некогда грустить. У: Вообразим, что это мы работаем в саду и сажаем деревья. Вдохните глубоко и скажите, что вы почувствовали. Д: Я почувствовал свежий воздух. Я чувствую, как пахнет землей, когда ее копаешь. У: А что вы услышали? Д: Я слышу, как чирикают воробьи. Я слышу, как хрустит земля. Я слышу, как ветер качает деревья. У: Могут ли стать кислыми наши лица, если вокруг так замечательно? Д: Нет. Пример 9. Шаги 2, 3, 6 Словесное рисование (На доске заранее нарисованы предметы, которые хотел изобразить Карандаш). У: Посмотрите на доску. Сейчас мы найдем, что с чем связано, проведем линии, составим предложения. Д: Снегири сидят на дереве и клюют рябину. Снегирь сидит на шапке снеговика. У: А где еще могут быть снегири? Д: Снегири клюют рябину около дерева. Снегири прыгают по дороге. У: С чем может быть связана горка? Д: С детьми: дети катаются на горке. Дети идут с санками на горку. Дети уже покатались и идут по дороге домой. Дети идут на горку, увидели снегирей, остановились и смотрят на них. У: Где вы на своем рисунке расположите снеговика? Д: Снеговик стоит рядом с деревом. А у меня снеговик стоит рядом с горкой. А мой снеговик стоит около дороги. У: А где вы расположите горку? Д: Я ее нарисую близко, а вдалеке - рябину и снеговика. А у меня горка будет далеко, а близко - рябина и снеговик. У: Какая ваша горка? Д: Горка высокая и скользкая. У меня не очень высокая горка. У: А кто-то очень крутую горку изобразил? Почему вам нравится крутая горка? Д: Быстро можно ехать. У: Если вдруг пойдет снег, то какой он будет? Д: Пушистый, мягкий, холодный. А снежинки красивые. У: Теперь представьте, что это вы дети с картинки. Что вы слышите? Д: Скрипит снег под ногами. Снегири подают голос. Трещат от мороза деревья. Ветер шумит. Голоса детей, смех. У: А что вы почувствуете, если вдохнете воздух, какие запахи? Д: Пахнет снегом. Пахнет свежестью. У: Потрогайте рябину. Какой у нее ствол? Д: Шершавый, холодный. У: Возьмите в рот рябину и раскусите ее. Какая она на вкус? Д: Холодная, сладкая, горькая. У: Мерзлая рябина сладкая. Вы пошли кататься с горки. Какое у вас настроение? Каким вам кажется все вокруг? Д: У нас веселое настроение. Очень красивые снегири. И снеговик красивый. Рябина тоже красивая и стройная. Горка высокая, на ней хорошо кататься. Санки легкие, быстро бегут с горки.   У: А теперь представьте, что вы заигрались, не заметили, как стало темнеть, устали, вымокли, надо идти домой. Каким теперь покажется все вокруг? Д: Некрасивым. Деревья страшные, рябина кривая. Снеговик некрасивый, злой. Горка очень высокая, трудно было на нее взбираться. Снегири крикливые. Санки тяжелые, их надо еще с собой тащить. У: Вот видите, когда у нас настроение хорошее, веселое, бодрое, то и вокруг все кажется красивым, замечательным. А если мы устали, настроение испортилось, стало кислым, то и все вокруг некрасивое, страшное, мрачное. (Домой задается нарисовать картинку по представлению). Заключение: результаты и перспективы Что дала работа по этой методике? Появилась большая активность, дети хотят отвечать, им интересно. Очень хорошо дети восприняли словесное рисование. Здесь лес рук, все хотят подойти к доске и связать отдельные рисунки. Затем словесное рисование закрепляется рисованием на листе. Рисунки выставляются, рассматриваются детьми, обсуждаются, а на уроке дети по ним рассказывают. Теперь рассказать по картинке могут не только отдельные, хорошо подготовленные дети, но и те, кто с начала обучения почти всегда молчали. Гораздо легче стало готовиться к уроку и учителю. Не надо придумывать множество вопросов к картинке, в которой все и так слишком ясно. Вместо этого планируем состав, связи, характеристики, точки зрения и передвижения по времени. Правда, желание детей высказаться еще ощутимей натыкается на недостаток нужных слов. А работа с пополнением словарного запаса ставит учителя в трудное положение. Надо выбрать вновь вводимое слово так, чтобы оно соответствовало новой теме, и чтобы его можно было связать со следующим материалом для закрепления. Работа на этом еще не закончена. Мы планируем научить детей еще проворней пользоваться нашей невидимой камерой. Чтобы они умели какие-то события отследить более подробно, какие-то - проскакивать в общих чертах, где-то задержаться на образном описании, где-то в темпе передавать только основные действия, переходить от лини одного героя к линии другого, от одной точки зрения к другой, и знали, когда какой ракурс выбрать. Мы надеемся, что скоро методическая последовательность рассказывания войдет во внутренний план детей, и Дели-Давай уже оттуда будет подсказывать ребенку: рассмотри по частям, свяжи и т.д. Заодно будем работать над тем, чтобы образы для рассказа были не только подсказаны картинкой, но появились и из собственной памяти, воображения детей, чтобы они легли в основу их будущих сочинений-описаний и повествований. Особое внимание уделим характерам героев и мотивам. Заставим воображение повысить планку необычности.   А пока предлагаем вниманию коллег описанную здесь методику. Мы считаем, что ее можно использовать и в работе с другими картинками (мы описали далеко не все проведенные уроки), и с другими учебниками. На наш взгляд, начать такую работу можно уже в детском саду. Было бы интересно опробовать эту методику также на уроках иностранных языков. Картины будущей работы оживают перед нами. Пора входить в них! Список использованной литературы: 1. Стандарт образования по русскому языку в начальной школе, Рига, 1992. С.4. 2. Средства обучения и методика их использования в начальной школе. Книга для учителя. Под ред. Г.Ф.Суворовой. 2-е издание, переработанное, М., Просвещение, 1990. С. 63. 3. Переходная программа по русскому языку для 1-4 классов с русским языком обучения, Рига, 1991. С. 26. 4. Обучение в 1 классе. Пособие для учителя четырехлетней начальной школы. Книга 1. Под ред. Л.Ф.Климановой. 3-е издание, переработанное, М., Просвещение, 1990. С. 13. 5. Средства обучения и методика их использования в начальной школе. Книга для учителя. Под ред. Г.Ф.Суворовой. 2-е издание, переработанное, М., Просвещение, 1990. С. 68. 6. Г. С. Альтшуллер. Найти идею, Новосибирск, «Наука», 1986. 7. Г.И.Иванов....И начинайте изобретать! Иркутск, Восточно-Сибирское книжное издательство, 1987. 8. Дерзкие формулы творчества, Под ред. А. Б. Селюцкого, Петрозаводск, «Карелия», 1987. 9. В. Г. Горецкий, В. А. Кирюшин, А.Ф.Шанько. Азбука. Учебник для 1 класса четырехлетней начальной школы. 8-е издание, М., Просвещение, 1993. 10. И. Н. Мурашковска. Когда я стану волшебником, Рига, 1994. 11. С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. Толковый словарь русского М., «АЗЪ», 1993. 12. А. А. Нестеренко. Страна загадок, Ростов-на-Дону, Издательство Ростовского университета, 1993.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...