В этой части мы приведем примеры применения методики на конкретных уроках. Повторим, что методику, собственно, и создавали на этих уроках, анализируя трудности детей, выстраивая методические шаги и проверяя их в деле. Поэтому в практической работе не было той последовательности шагов, которую мы изложили в общей части. Начали мы со словарной работы, с Отставай-Забегай, и только потом почувствовали необходимость в уточнении состава и связей, открыли для себя эмоциональные возможности детей в работе по разным каналам восприятия и с разных точек зрения. В результате мы пришли к той последовательности работы, которую описали выше.
Тем, кто попробует работать по этой методике, также советуем не стремиться сразу к составлению полного рассказа. Лучше проверить несколько шагов на одной картинке, на следующей добавить еще шаг. И только когда дети активно овладеют отдельными шагами, в них созреет необходимость перейти на следующую ступень - согласование всех частей описания в единый целый рассказ. Всему свое время.
В приведенных далее примерах нет полного описания уроков, выделена только работа с картинкой. И то не вся. Мы опустили здесь те познавательные и нравственные вопросы, которые, естественно, имели место на уроках, но не представляют собой особой новизны. И чтобы легче было ориентироваться, дальнейший материал расположен в последовательности тем «Азбуки», но с отметками методических шагов. Напомним их:
Учитель (У): Посмотрите на картинку. Как внимательно куда-то смотрит мальчик. Он говорит: «Посмотри, Ева, какие пушистые ели!» Ева посмотрела и говорит: «Какие же они пушистые, они облезлые». Кто из них прав, как вы думаете?
Дети (Д) высказывают свои мнения.
У: Давайте лучше обратимся к словарю, он нам объяснит, что значит «пушистый», а что «облезлый». «Пушистый - покрытый мягким пухом или мягкой густой шерстью, очень мягкий и легкий, напоминающий собой пух». Подходит это к елочкам, можно о них сказать - пушистые?
Д: Да.
У: Что еще может быть пушистым?
Д: Хвост у лисы, волосы у девочки, ткань на платье, ресницы.
У: А теперь послушайте, что говорится в словаре про облезлое. «Облезлый - с облезлыми волосами, шерстью, перьями». Можем мы сказать про елочки, что они облезлые?
Д: Да, у больших стволы облезлые, и ветки облезлые.
У: Что же еще может быть облезлым?
Д: Кошка облезлая, трава облезлая, воротник у шубы облезлый.
На следующем уроке в тетради «Познакомьтесь с алфавитом» зарисовываем все, что может быть пушистым (ель. волосы, ресницы, хвост, усы, кот, ткань).
Пример 2. Шаги 3, 4
У: Какие деревья изображены на рисунке?
Д: Высокие, пушистые, густые, стройные.
У: А если бы все эти деревья росли вместе в лесу, то каким бы был лес, как бы мы его назвали?
Д: Смешанный.
У: Если лес долго рос, то каким он стал?
Д: Старым, дремучим, сырым.
У: Если мы войдем в такой лес, то что мы почувствуем, чем там будет пахнуть?
Д: Грибами, сыростью, соснами и елками.
У: А что мы можем услышать в таком сыром, дремучем, старом лесу?
Д: Шум деревьев, ежик шуршит, птица кричит.
У: А если мы погладим стволы деревьев, то что почувствуем? Какие они?
Д: Шершавые - старые стволы, гладкие - молодые стволы деревьев.
Пример 3. Шаг 4
Словесное рисование картины
У: Прочтем слова, которые написал Карандаш.
Д: Лес, трава, река, село, ива.
У: Представим, что мы летом в деревне, в селе. И сейчас будем рисовать лес. Закройте глазки и постарайтесь вспомнить, увидеть лес. Кто представил себе лес густым, дремучим, темным и сырым? (Дети поднимают руки.) А у кого лес редкий, солнечный, с полянкой? В лесу растет трава. Представили? У кого она высокая, пушистая, шелковистая? А у кого может быть другая трава выросла? Какая она?
Д: Низкая, сухая, колючая.
У: А теперь представим речку и место, где она находится. У кого она течет через лес? А у кого речка за лесом, вдалеке? А может кто-то по-другому вообразил?
Д: У меня речка течет перед лесом, у меня - через село.
У: А теперь представьте, какая наша речка. Кто представил речку мелкую, узкую, извилистую? А у кого речка широкая, полноводная? А теперь вообразим и нарисуем село. У кого село за лесом? А кто по-другому построит село?
Д: У меня село около леса. А у меня перед лесом.
У: Что еще мы не изобразили на картинке?
Д: Иву.
У: А какая она будет у вас и где растет?
Д: Ива около реки. Она пушистая, наклонилась к реке.
У: А теперь расскажите, какая у вас получилась картина. (Дается задание на дом - нарисовать представленную каждым картину.)
Пример 4. Шаг 4
(Перед этим на пассивном этапе введены слова: острый - тупой, гладкий - шершавый, пушистый - облезлый.)
Для закрепления значений слов можно попросить детей найти, что есть на картинке острое, тупое и т.д. Ответы детей: острый угол у стола, острая пила, острый кончик кисточки, острый запах у плиты, острая приправа у повара, острый нож у повара и т. д.
Чтобы ввести в активный словарь детей ранее изученное слово «гладкий», можно составить загадку о кастрюле.
У: Дети, какая кастрюля на рисунке?
Д: Круглая, гладкая, внутри пустая.
У: А что еще бывает круглое?
Д: Тыква, капуста, мячик, солнышко.
У: Что еще бывает гладкое?
Д: Репа, доска, бока у пилы.
У: Что еще бывает внутри пустым?
Д: Шапка, кувшин, пенал.
У: Выберем теперь самые интересные ответы и совместим их. Тогда у нас может получиться, например, такая загадка про кастрюлю: круглая, но не капуста, гладкая, но не пила, внутри пустая, но не шапка.
Пример 5. Шаги 2, 5
Словесное рисование картины
У: Назовите, какие предметы должны быть изображены на нашей картинке.
(Дети называют, учитель рисует их на доске)
У: А теперь подумайте, что здесь с чем связано, проведите линию от одного предмета к другому и составьте предложения. С чем связана мама?
Д: С сосисками, молоком и маслом: она их купила в магазине. С сумкой: она положила продукты в сумку и принесла домой. С котом: дома у нее есть кот.
У: А с чем и кем связан кот?
Д: С сосисками и молоком: кот любит сосиски и молоко. С мамой: он живет у мамы и мама его кормит. С сумкой: кот нюхает сумку, а оттуда пахнет сосисками.
У: А если он почувствовал запах сосисок, то как будет - Забегай! - вести себя дальше?
Д: Кот будет тереться у маминых ног, мурлыкать или мяукать, просить сосиску.
У: Забегаем еще дальше: мама выложила на стол продукты и вдруг зазвонил телефон. Она выходит в коридор поговорить по телефону. Как вы думаете, что будет в это время делать кот?
Д: Он запрыгнет на стол, утащит сосиски и будет есть. Он утащит сосиски под стол, и одна будет торчать из-под стола.
У: А теперь вернулась мама. Забегай!
Д: Мама ахнула, отняла у кота сосиски, поругала кота.
У: Какой же был кот?
Д: Ворюга, хитрый, жадный.
У: Скажите, какой рассказ у нас получился?
Д: Смешной, интересный.
(Дается задание нарисовать словесную картинку. На следующем уроке делается выставка рисунков и несколько детей рассказывают по своей картинке.)
Пример 6. Шаги 3, 4, 5
(буквы Б б)
У: Что изображено на картинке?
Д: Зоопарк.
У: Вспомним нашу экскурсию в зоопарк. Что было - Отставай! - до зоопарка?
Д: Мы ехали на автобусе, покупали билеты, а потом вошли в зоопарк.
У: Каких зверей мы видели в зоопарке?
Д: Обезьян, слонов, медведей и т.д.
У: А теперь назовите тех зверей и птиц, в названии которых есть звуки [б, б'].
Д: Барсук, зубр, зебра, белка, голуби.
У: А теперь давайте подойдем к клетке с зубром. Я буду вашим экскурсоводом, но вы мне будете тоже помогать рассказывать о зверях. Итак, - Дели! - что есть у зубра?
(Ответы детей фиксируются на доске; рис.7)
рис. 7
У: Направляем наш глазок камеры на зубра и внимательно рассматриваем голову. Какая она? Что у зубра на голове и какое?
Д: Голова большая и мощная. На голове рога маленькие, но острые. Глаза у зубра большие, сердитые, серьезные.
У: Глаза у зубра подслеповатые, они не очень хорошо видят, зато у зубров хорошо развит нюх. Они по запаху чувствуют, кто к ним приближается. Рассмотрим туловище. Какое оно?
Д: Туловище сильное, передняя часть тела грузная, а хвост с кисточкой на конце.
У: Направляем наши кинокамеры на ноги зубра. Что мы видим?
Д: Ноги сильные, с твердыми копытами. Передние ноги с густой, длинной, пушистой шерстью.
(Следует рассказ учителя о зубрах, их жизни и привычках)
У: Как вы думаете, о каких животных говорят «Разлинованы лошадки, словно школьные тетрадки»?
Д: О зебрах.
У: Верно. Рассмотрим зебру на рисунке взглядом - Дели! - и сравним ее с зубром (рис.8).
рис. 8
Д: У зебры нет рогов на голове, зато есть грива.
У: Чем отличается каждая часть одного животного от другого?
Д: У зебр не такая мощная грудь, как у зубра. Они ниже ростом. Голова у зебры меньше, чем у зубра. Туловище у зебры гладкое, полосатое, а у зубра шершавое, коричневое. Уши у зубра длинные, а у зебры маленькие. Ноги у зубра толстые, а у зебры стройные.
У: Мысленно погладим зебру. Какая она?
Д: Она мягкая.
У: А грива какая на ощупь?
Д: Грива мягкая тоже, пушистая.
У: Такая же мягкая, как хвост у лисы, и такая же пушистая?
Д: Нет, она как мягкая щеточка. (Далее следует рассказ учителя о зебрах, их жизни и привычках).
У: Об остальных обитателях зоопарка мы поговорим в следующий раз, а сегодня закончим нашу экскурсию в зоопарк. - Забегай! - что же будет потом?
Д: Мы сядем на автобус и поедем домой.
У: О чем вы расскажете родителям дома?
Д: Я расскажу о зебре и зубре.
У: Как же мы озаглавим картинку?
Д: В зоопарке. Экскурсия в зоопарк.
Пример 7. Шаги 1, 2, 5
(буквы Д д)
У: Что вы видите на картинке в глазке своей камеры?
Д: Дедушка, мальчики, корзинка, забор, трава, деревья со сливами, кусты с красными ягодами - красная смородина, кусты с черными ягодами - черная смородина.
(Учитель зарисовывает схематически все названное на доске)
У: Какие из этих рисунков мы можем связать между собой?
Д: Дедушка и дети: дедушка угощает детей сливами. Дети были в саду у дедушки. Деревья и кусты: в саду растут деревья и кусты с ягодами. Сад и забор: сад за забором. Деревья и трава: под деревьями растет трава. Корзина и кусты: корзина со сливами стоит около куста.
У: Посмотрите на дедушку-садовника. Каким он вам кажется?
Д: Садовник добрый, он улыбается.
У: А теперь - отставай! - где дети были раньше и как оказались в саду?
Д: Они играли во дворе и залезли через забор посмотреть. Дети были дома и пришли к садовнику в гости.
У: Забегай! - Что будет потом?
Д: Они придут домой и расскажут, какой дедушка добрый. Угостят сливами своих друзей, братьев, сестер.
У: А теперь проверим, что у нас получился за рассказ. Не забудьте, что в вашем рассказе должно быть начало (Отставай!), середина (то, что нарисовано на картинке) и конец (Забегай!).
(Следуют рассказы детей, а затем беседа по прочитанному тексту)
Пример 8. Шаги 1,2,3,4,5
(буквы Я я)
У: Что вы видите на картинке в глазке своей камеры? (Дети подробно называют все объекты и предметы)
У: А какие между ними связи?
Д: У детей в руках лопаты. Они копают ямки. Около дома стоят бочка, лейка, грабли. Воробьи клюют крошки. У дома крыльцо. В окошке видны цветы на подоконнике и занавески на окнах. Перед домом земля. На земле растут деревья. Деревья привязаны к палкам. На земле тоже лежат деревья и палки. Вокруг дома и земли забор. За забором тоже растут деревья.
У: А теперь представим, что мы вместе с Забегай пробежали вперед и наблюдаем, как меняются связи между героями нашей картинки.
Чтобы лучше было видно, Забегай бежит совсем маленькими шагами. Кто заметил, какие связи уже на первых шагах исчезли, и какие новые появились?
Д: Дети положили лопаты и взяли деревца. Они поставят их в яму.
У: А потом?
Д: Потом яму закопают.
У: Если Отставай-Забегай вместо маленьких шагов: дети выкопали ямы, поставили деревца, закопали, сделал бы один большой шаг, как мы могли его назвать?
Д: Дети сажают деревья.
У: Дети посадили деревья, Забегай опять побежал маленькими шагами. Какие связи теперь еще изменятся?
Д: Дети и лейка: дети возьмут лейку и будут поливать новые деревья. Нет, сперва лейка и бочка: они набрали из бочки в лейку воду. Тоже неправильно, сперва дети и грабли: дети возьмут грабли и разровняют землю вокруг деревьев, а потом наберут воду и польют.
У: Как вы думаете, какие деревья сажают дети?
Д: Яблони, или груши, или сливы.
У: А зачем они сажают эти деревья? Что мы увидим, если сделаем большой-пребольшой шаг вместе с Забегай?
Д: На яблоне выросли яблоки, на груше - груши, дети их собирают и едят.
У: Какими будут на вкус яблоки, когда вырастут?
Д: Сладкие.
У: А слово наоборот?
Д: Кислые.
У: Что еще кроме яблок может быть сладким?
Д: Пирог, компот, варенье.
У: А каким голосом лиса разговаривала в сказке с колобком?
Д: Тоже сладким.
У: Что же может быть кислым?
Д: Яблоко, капуста, тесто.
У: Могут ли быть кислыми настроение, выражение лица?
(Учитель показывает 4 рисунка с разными выражениями лица; дети должны определить, какое из них кислое, и объяснить, почему).
У: Вернемся к нашей картинке. Можем ли мы назвать кислым выражение лица у детей? И почему?
Д: Нет, дети работают, им некогда грустить.
У: Вообразим, что это мы работаем в саду и сажаем деревья. Вдохните глубоко и скажите, что вы почувствовали.
Д: Я почувствовал свежий воздух. Я чувствую, как пахнет землей, когда ее копаешь.
У: А что вы услышали?
Д: Я слышу, как чирикают воробьи. Я слышу, как хрустит земля. Я слышу, как ветер качает деревья.
У: Могут ли стать кислыми наши лица, если вокруг так замечательно?
Д: Нет.
Пример 9. Шаги 2, 3, 6
Словесное рисование
(На доске заранее нарисованы предметы, которые хотел изобразить Карандаш).
У: Посмотрите на доску. Сейчас мы найдем, что с чем связано, проведем линии, составим предложения.
Д: Снегири сидят на дереве и клюют рябину. Снегирь сидит на шапке снеговика.
У: А где еще могут быть снегири?
Д: Снегири клюют рябину около дерева. Снегири прыгают по дороге.
У: С чем может быть связана горка?
Д: С детьми: дети катаются на горке. Дети идут с санками на горку. Дети уже покатались и идут по дороге домой. Дети идут на горку, увидели снегирей, остановились и смотрят на них.
У: Где вы на своем рисунке расположите снеговика?
Д: Снеговик стоит рядом с деревом. А у меня снеговик стоит рядом с горкой. А мой снеговик стоит около дороги.
У: А где вы расположите горку?
Д: Я ее нарисую близко, а вдалеке - рябину и снеговика. А у меня горка будет далеко, а близко - рябина и снеговик.
У: Какая ваша горка?
Д: Горка высокая и скользкая. У меня не очень высокая горка.
У: А кто-то очень крутую горку изобразил? Почему вам нравится крутая горка?
Д: Быстро можно ехать.
У: Если вдруг пойдет снег, то какой он будет?
Д: Пушистый, мягкий, холодный. А снежинки красивые.
У: Теперь представьте, что это вы дети с картинки. Что вы слышите?
Д: Скрипит снег под ногами. Снегири подают голос. Трещат от мороза деревья. Ветер шумит. Голоса детей, смех.
У: А что вы почувствуете, если вдохнете воздух, какие запахи?
Д: Пахнет снегом. Пахнет свежестью.
У: Потрогайте рябину. Какой у нее ствол?
Д: Шершавый, холодный.
У: Возьмите в рот рябину и раскусите ее. Какая она на вкус?
Д: Холодная, сладкая, горькая.
У: Мерзлая рябина сладкая. Вы пошли кататься с горки. Какое у вас настроение? Каким вам кажется все вокруг?
Д: У нас веселое настроение. Очень красивые снегири. И снеговик красивый. Рябина тоже красивая и стройная. Горка высокая, на ней хорошо кататься. Санки легкие, быстро бегут с горки.
У: А теперь представьте, что вы заигрались, не заметили, как стало темнеть, устали, вымокли, надо идти домой. Каким теперь покажется все вокруг?
Д: Некрасивым. Деревья страшные, рябина кривая. Снеговик некрасивый, злой. Горка очень высокая, трудно было на нее взбираться. Снегири крикливые. Санки тяжелые, их надо еще с собой тащить.
У: Вот видите, когда у нас настроение хорошее, веселое, бодрое, то и вокруг все кажется красивым, замечательным. А если мы устали, настроение испортилось, стало кислым, то и все вокруг некрасивое, страшное, мрачное.
(Домой задается нарисовать картинку по представлению).
Заключение: результаты и перспективы
Что дала работа по этой методике? Появилась большая активность, дети хотят отвечать, им интересно. Очень хорошо дети восприняли словесное рисование. Здесь лес рук, все хотят подойти к доске и связать отдельные рисунки. Затем словесное рисование закрепляется рисованием на листе. Рисунки выставляются, рассматриваются детьми, обсуждаются, а на уроке дети по ним рассказывают. Теперь рассказать по картинке могут не только отдельные, хорошо подготовленные дети, но и те, кто с начала обучения почти всегда молчали.
Гораздо легче стало готовиться к уроку и учителю. Не надо придумывать множество вопросов к картинке, в которой все и так слишком ясно. Вместо этого планируем состав, связи, характеристики, точки зрения и передвижения по времени. Правда, желание детей высказаться еще ощутимей натыкается на недостаток нужных слов. А работа с пополнением словарного запаса ставит учителя в трудное положение. Надо выбрать вновь вводимое слово так, чтобы оно соответствовало новой теме, и чтобы его можно было связать со следующим материалом для закрепления.
Работа на этом еще не закончена. Мы планируем научить детей еще проворней пользоваться нашей невидимой камерой. Чтобы они умели какие-то события отследить более подробно, какие-то - проскакивать в общих чертах, где-то задержаться на образном описании, где-то в темпе передавать только основные действия, переходить от лини одного героя к линии другого, от одной точки зрения к другой, и знали, когда какой ракурс выбрать. Мы надеемся, что скоро методическая последовательность рассказывания войдет во внутренний план детей, и Дели-Давай уже оттуда будет подсказывать ребенку: рассмотри по частям, свяжи и т.д. Заодно будем работать над тем, чтобы образы для рассказа были не только подсказаны картинкой, но появились и из собственной памяти, воображения детей, чтобы они легли в основу их будущих сочинений-описаний и повествований. Особое внимание уделим характерам героев и мотивам. Заставим воображение повысить планку необычности.
А пока предлагаем вниманию коллег описанную здесь методику. Мы считаем, что ее можно использовать и в работе с другими картинками (мы описали далеко не все проведенные уроки), и с другими учебниками. На наш взгляд, начать такую работу можно уже в детском саду. Было бы интересно опробовать эту методику также на уроках иностранных языков. Картины будущей работы оживают перед нами. Пора входить в них!
Список использованной литературы:
1. Стандарт образования по русскому языку в начальной школе, Рига, 1992. С.4.
2. Средства обучения и методика их использования в начальной школе. Книга для учителя. Под ред. Г.Ф.Суворовой. 2-е издание, переработанное, М., Просвещение, 1990. С. 63.
3. Переходная программа по русскому языку для 1-4 классов с русским языком обучения, Рига, 1991. С. 26.
4. Обучение в 1 классе. Пособие для учителя четырехлетней начальной школы. Книга 1. Под ред. Л.Ф.Климановой. 3-е издание, переработанное, М., Просвещение, 1990. С. 13.
5. Средства обучения и методика их использования в начальной школе. Книга для учителя. Под ред. Г.Ф.Суворовой. 2-е издание, переработанное, М., Просвещение, 1990. С. 68.
6. Г. С. Альтшуллер. Найти идею, Новосибирск, «Наука», 1986.
7. Г.И.Иванов....И начинайте изобретать! Иркутск, Восточно-Сибирское книжное издательство, 1987.
8. Дерзкие формулы творчества, Под ред. А. Б. Селюцкого, Петрозаводск, «Карелия», 1987.
9. В. Г. Горецкий, В. А. Кирюшин, А.Ф.Шанько. Азбука. Учебник для 1 класса четырехлетней начальной школы. 8-е издание, М., Просвещение, 1993.
10. И. Н. Мурашковска. Когда я стану волшебником, Рига, 1994.
11. С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. Толковый словарь русского М., «АЗЪ», 1993.
12. А. А. Нестеренко. Страна загадок, Ростов-на-Дону, Издательство Ростовского университета, 1993.