Тема: «Математико-статистические основы выборочного метода»
Стр 1 из 3Следующая ⇒ ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАЧЕТУ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ОСНОВЫ СТАТИСТИЧЕСКОГО ОЦЕНИВАНИЯ» 1. Предмет, объект и основные категории статистики. 2. Статистическое наблюдение как метод получения первичных данных (формы, виды и способы проведения). 3. Программно-методологические вопросы статистического наблюдения. 4. Ошибки статистического наблюдения. 5. Выборочное наблюдение и статистическое оценивание. 6. Содержание статистической сводки. 7. Метод группировки. Виды группировок. 8. Статистические таблицы. Правила построения статистических таблиц. 9. Графическое представление статистических данных. 10. Вариационные ряды, их виды, принципы построения и использования. Графическое изображение вариационных рядов. 11. Статистические признаки и показатели. Классификация статистических признаков. 12. Статистические показатели: абсолютные и относительные статистические показатели. 13. Средние статистические показатели: средняя арифметическая, средняя гармоническая, средняя геометрическая. 14. Структурные средние: мода и медиана. 15. Вариация и причины ее возникновения. Оценка вариации признаков: показатели вариации. 16. Виды дисперсий: внутригрупповая (частная), межгрупповая и общая дисперсии. Их смысл и значение. Правило сложения дисперсий. 17. Эмпирическое корреляционное отношение и коэффициент детерминации. 18. Понятие и классификация рядов динамики. Методы преобразования рядов динамики. 19. Оценка динамики социально-экономических явлений: аналитические показатели изменения уровней ряда динамики. 20. Моделирование тенденции развития в рядах динамики. 21. Сущность индексов. Основные виды индексов. 22. Индивидуальные индексы.
23. Агрегатные индексы. Средний арифметический и средний гармонический индексы. 24. Индексы переменного состава постоянного состава и структурных сдвигов. 25. Взаимосвязи индексов.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ По дисциплине «Основы статистического оценивания»
Контрольная работа – это письменная работа, которая должна продемонстрировать степень усвоения знаний, умений и навыков, приобретаемых студентами в ходе самостоятельной подготовки. Задания к контрольной работе состоят из десяти вариантов. Номер варианта соответствует последней цифре номера зачетной книжки. Если последняя цифра – 0, то выполняется десятый вариант. Каждый вариант контрольной работы содержит 10 задач по основным темам курса. Задачи требуют приведения подробных, уточняющих ответов, развернутых расчетов и комментариев. Задачи по вариантам распределены следующим образом:
При выполнении контрольной работы необходимо строго выполнять следующие требования: 1) задание следует выполнять только в письменной форме (от руки) в отдельной тетради, оставляя поля для замечаний рецензента, не допускается оформление работы в набранном на компьютере виде; 2) на титульной странице тетради (обложке) необходимо указать следующие необходимые сведения о студенте (должны быть написаны ясно и разборчиво): - фамилия, имя, отчество; - курс, номер группы, номер зачетной книжки; - название дисциплины, номер варианта; 3) решение задач необходимо располагать строго по порядку номеров заданий, сохраняя нумерацию задач; обязательно выписывать название темы; 4) перед решением каждой задачи необходимо полностью выписать ее условие; 5) решение каждой задачи необходимо излагать подробно и аккуратно, объясняя все действия и указывая правила и формулы, использованные при решении каждой задачи; 6) при решении необходимо пояснять причины выбора соответствующих формул, и обязательно в конце каждой задачи выписывать выводы (подробную интерпретацию полученных результатов); 7) все рассчитываемые относительные величины при расчетах нужно вычислять: для коэффициентов – с точностью до 0,001, для процентов – с точностью до 0,01. При защите выполненной контрольной работы обучающийся должен уметь объяснить решение каждой задачи в своем домашнем задании, а также быть готовым решать аналогичные задачи. Контрольная работа, выполненная не по своему варианту, не проверяется и не засчитывается. Образец оформления титульного листа домашнего задания (контрольной работы):
Задачи по основным темам курса Тема: «Вариационные ряды и их числовые характеристики»
ЗАДАЧА № 1 Выработка суровых тканей по цехам фабрики характеризуется следующими показателями:
Вычислите выработку ткани на одного рабочего в среднем по фабрике: а) за март; б) за апрель. В каком месяце и на сколько средняя выработка была выше? Укажите, какие виды средних применяли.
ЗАДАЧА № 2 Имеются следующие данные по трем предприятиям, вырабатывающим одноименную продукцию:
Вычислите средние затраты времени на продукцию по трем предприятиям в базисном и отчетном периодах. Сравните полученные результаты и сделайте выводы. Укажите, какие виды средних необходимо применить.
ЗАДАЧА № 3 Из отчетов трех фабрик фирмы «Восток» видно, что фактический выпуск готовой продукции в отчетном периоде составил 1666,0 тыс. руб., 2540.0 тыс. руб., 1432 тыс. руб. План по выпуску продукции первой фабрикой был выполнен на 111%, второй - на 108% и третьей - на 96%. Процент продукции высшего сорта за тот же период составил соответственно 90%, 80% и 75% к выпуску всей продукции. На основе этих данных определите: 1) средний процент выполнения плана выпуска продукции по трем фабрикам; 2) средний процент продукции высшего сорта по трем фабрикам. Укажите, какие виды средних необходимо применить.
ЗАДАЧА № 4 Имеются следующие данные о товарообороте продовольственных магазинов двух торговых фирм:
Определите средний процент выполнения плана договорных обязательств: 1) по фирме № 1; 2) по фирме № 2.
Сравните полученные показатели. Укажите, какие виды средних необходимо применить.
ЗАДАЧА № 5 Имеются следующие данные по предприятиям:
Вычислите среднюю себестоимость продукции: а) за 1 квартал; б) за 2 квартал. Сравните полученные показатели. Укажите, какие виды средних необходимо применить.
Задача №6 По трем коммерческим торговым фирмам области имеются следующие данные о товарообороте и уровне издержек обращения:
Определите средний удельный вес издержек обращения по трем коммерческим фирмам: а) за май; б) за июнь. В каком месяце и на сколько средний удельный вес издержек обращения был ниже? Укажите, какие виды средних применяли.
Задача №7 По трем предприятиям имеются следующие данные о заработной плате работников:
Вычислите среднемесячную заработную плату по трем предприятиям вместе: а) за базисный период; б) за отчетный период. В каком периоде и на сколько средняя заработная плата была выше? Укажите, какие виды средних необходимо применить.
Задача №8 Коммерческая торговая фирма, составляя бизнес-план на месяц, имела следующие данные:
Определить по коммерческой фирме: 1) средний процент выполнения плана по выручке от реализации; 2) средний удельный вес продажи кондитерских изделий. Укажите, какие виды средних необходимо применить.
Задача №9 По трем производственным фирмам имеются следующие данные:
Определите по трем фирмам вместе:
1) среднюю себестоимость единицы продукции; 2) среднюю выработку одного рабочего. Укажите виды средних.
Задача №10 Имеются следующие данные фирм об объеме экспорта некоторых товаров:
Вычислите среднюю стоимость экспортируемых продовольственных товаров: а) по фирмам Ростовской области; б) по фирмам Краснодарского края. Сравните данные. Укажите, какие виды средних необходимо применить.
ЗАДАЧА №11 В результате опроса студентов получен следующий ряд распределения времени, затрачиваемого студентами на дорогу в институт:
Определите моду и медиану по времени, которое затрачивается студентами на дорогу в институт.
ЗАДАЧА №12 Имеются следующие данные по молочно-товарной ферме:
Определите моду и медиану по среднегодовому удою молока.
ЗАДАЧА №13 Имеются следующие данные о распределении ткачих по дневной выработке:
Определите моду и медиану по дневной выработке.
ЗАДАЧА №14 Имеются следующие данные о составе трактористов-машинистов по возрасту (полных лет):
Определите моду и медиану по возрасту трактористов-машинистов.
ЗАДАЧА №15 Имеется следующее распределение группы рабочих по стажу работы:
Определите моду и медиану по стажу работы.
ЗАДАЧА №16 Имеются следующие данные о распределении работниц швейного объединения по месячной заработной плате:
Определите моду и медиану по месячной зарплате работниц швейного объединения.
ЗАДАЧА №17 При проверке правильных ответов студентов с помощью контролирующей машины получено следующее распределение числа ошибок:
Вычислите моду и медиану по числу ошибок.
ЗАДАЧА №18 Работа автоколонны за 25 августа характеризуется следующими данными:
Определите за указанное число моду и медиану для грузооборота одной машины.
ЗАДАЧА №19 По животноводческой ферме за год произведена группировка телят по среднесуточному привесу. Получены следующие данные:
Определите моду и медиану среднесуточного привеса телят.
ЗАДАЧА №20 Ниже приведены данные о среднедневной выработке продавцов универмага:
Определите моду и медиану дневной выработки продавца.
ЗАДАЧА №21 Имеются данные о чистой прибыли (балансовой за вычетом налогов) предприятий двух районов:
Определите дисперсии чистой прибыли: групповые (по каждому району), среднюю из групповых, межгрупповую и общую. Проиллюстрируйте правило сложения дисперсий. Объясните полученные результаты.
ЗАДАЧА №22 Имеются данные о заработной плате по двум группам работников:
Найти все виды дисперсий заработной платы, коэффициент детерминации и эмпирическое корреляционное отношение. Объяснить полученные результаты.
ЗАДАЧА №23 Имеются следующие данные о среднем ежедневном времени занятости семейных женщин в домашнем хозяйстве:
Найти общую дисперсию занятости, коэффициент детерминации и эмпирическое корреляционное отношение. Объяснить полученные результаты.
ЗАДАЧА №24 По результатам маркетингового исследования туристических фирм, организующих недельные туры в Турцию в различные курортные города, получены следующие данные о вариации стоимости туров (цены приведены для гостиниц одного класса):
Найти общую дисперсию, коэффициент детерминации и эмпирическое корреляционное отношение. Объяснить полученные результаты.
ЗАДАЧА №25 По данным выборочного обследования заработной платы работников бюджетной сферы получены следующие показатели:
Определить: 1) среднюю заработную плату работников по двум отраслям; 2) дисперсии заработной платы; 3) коэффициент детерминации и эмпирическое корреляционное отношение. Объяснить полученные результаты.
ЗАДАЧА №26 Имеются следующие данные (условные) по трем группам рабочих:
Рассчитать: 1) среднюю заработную плату всей совокупности рабочих; 2) дисперсии заработной платы; 3) коэффициент детерминации и эмпирическое корреляционное отношение. Объяснить полученные результаты.
ЗАДАЧА №27 При изучении бюджета времени студентов было проведено обследование учащихся ВУЗов. При обследовании ВУЗы были разбиты на 7 групп по специализации. Были получены следующие результаты среднего количества времени, затрачиваемого студентами ежедневно на самостоятельную работу:
Используя правило сложения дисперсий определить зависимость между средним числом часов на самостоятельную работу от специализации студента. Объяснить полученные результаты.
ЗАДАЧА №28 Для определения средней величины расходов на полугодовую подписку на газеты и журналы обследуемая совокупность семей разбита на группы по уровня дохода на три группы. По группам получены следующие результаты:
Определите все виды дисперсий расходов, коэффициент детерминации и эмпирическое корреляционное отношение. Объясните полученные результаты.
ЗАДАЧА №29 В районе 20 тыс. семей, проживающих в городах, поселках городского типа и сельской местности. В результате были получены следующие данные о среднем числе детей в семьях:
Используя правило сложения дисперсий, определите коэффициент детерминации и эмпирическое корреляционное отношение. Объясните полученные результаты.
ЗАДАЧА №30 Имеются следующие выборочные данные о вкладах населения района:
Определите тесноту связи между средним размером вклада и типом населения, исчислив коэффициент детерминации и эмпирическое корреляционное отношение. Объясните полученные результаты.
Тема: «Математико-статистические основы выборочного метода»
ЗАДАЧА №1 Проведено 5%-ое выборочное обследование коммерческих фирм по затратам на рекламу в газету “Имидж”, результаты которого представлены в следующей таблице:
По данным выборочного обследования вычислите: 1) средний размер затрат на рекламу фирмой, дисперсию и среднее квадратическое отклонение; 2) коэффициент вариации; 3) с вероятностью 0,997 возможные границы, в которых находится средний размер затрат на рекламу фирмой; 4) с вероятностью 0,954 возможные границы, в которых находится удельный вес фирм, размер затрат на рекламу которых не превышает 20 усл.ден.единиц.
Задача №2 В результате 4%-го выборочного обследования коммерческих банков о размере прибыли за год получено следующее распределение:
По данным выборочного наблюдения определите: 1) средний размер прибыли банка, дисперсию и среднее квадратическое отклонение; 2) коэффициент вариации; 3) с вероятностью 0.997 возможные пределы, в которых ожидается средний размер прибыли банка; 4) с вероятностью 0,997 возможные пределы удельного веса банков с размером прибыли свыше 7.4 млн. рублей.
Задача №3 Для изучения длительности пользования кредитом проведено 2% -ное выборочное обследование предприятий по методу случайного бесповторного отбора. Результаты обследования показали следующее распределение предприятий по длительности пользования кредитом:
По данным выборочного наблюдения определите: 1) среднюю длительность пользования кредитом, дисперсию и среднее квадратическое отклонение; 2) коэффициент вариации; 3) с вероятностью 0,997 возможные пределы, в которых ожидается средняя длительность пользования кредитом; 4) с вероятностью 0,954 возможные пределы удельного веса предприятий, пользующихся кредитом длительностью свыше 45 дней.
Задача №4 Для изучения возрастной структуры рабочих фирмы по состоянию на 1 июля было проведено 5%-ное выборочное обследование по методу случайного бесповторного отбора. Результаты обследования показали следующее распределение рабочих по возрасту:
На основании данных выборочного обследования вычислите: 1) средний возраст рабочего, дисперсию и среднее квадратическое отклонение; 2) коэффициент вариации; 3) с вероятностью 0,997 возможные пределы среднего возраста рабочих в генеральной совокупности; 4) с вероятностью 0,954 определить для фирмы в целом возможные пределы удельного веса рабочих в возрасте от 30 до 40 лет. ЗАДАЧА № 5 Для определения средней суммы вклада в сбербанках района, имеющего 9000 вкладчиков, проведена 10-процентная механическая выборка, результаты которой представлены в следующей таблице:
По данным выборочного обследования вычислите: 1) среднюю величину вклада, дисперсию и среднее квадратическое отклонение вклада; 2) коэффициент вариации; 3) с вероятностью 0.954 возможные границы, в которых находится средняя сумма вклада в сбербанках района; 4) с вероятностью 0,997 возможные границы, в которых находится удельный вес вкладчиков, вклад которых не превышает 300 тыс.руб.
ЗАДАЧА № 6 Для изучения норм выработки рабочих-станочников на предприятии было проведено 10%-ное выборочное наблюдение. В механическом порядке обследовано 400 рабочих, показавших следующие затраты времени на обработку детали:
По данным выборочного наблюдения определите: 1) средние затраты времени на обработку одной детали, дисперсию и среднее квадратическое отклонение. 2) коэффициент вариации. 3) с вероятностью 0,997 возможные пределы, в которых ожидаются средние затраты времени на обработку одной детали рабочими предприятия. 4) с вероятностью 0,954 возможные пределы удельного веса рабочих, затрачивающих на обработку одной детали свыше 20 минут.
ЗАДАЧА №7 В ЗАО «Рассвет» в порядке случайной повторной выборки определили дневной сбор лука 100 сборщиков, что составило 4% от общего числа работающих на уборке лука. В итоге получены следующие данные:
По данным выборочного обследования определите: 1) средний дневной сбор лука на одного работающего, дисперсию, среднее квадратическое отклонение; 2) коэффициент вариации; 3) с вероятностью 0,997 возможные пределы, в которых ожидается среднедневной сбор лука на одного работающего; 4) с вероятностью 0,954 возможные пределы удельного веса работающих, среднедневной сбор лука у которых превысит 400 кг.
ЗАДАЧА №8 В целях контроля качества продукции произведено выборочное обследование партии готовых изделий. При механическом (бесповторном) способе отбора 5% изделий установлено, что 20 единиц отнесены к нестандартной продукции, а распределение выборочной совокупности по весу оказалось следующим:
На основании выборочных данных вычислите: 1) средний вес изделия, дисперсию, среднее квадратическое отклонение; 2) коэффициент вариации; 3) с вероятностью 0,954 возможные пределы среднего веса изделия в генеральной совокупности; 4) с вероятностью 0,997 для всей партии продукции возможные пределы удельного веса нестандартной продукции.
ЗАДАЧА №9 Для определения величины среднего дохода на одного члена семьи, в районе было проведено 5% выборочное обследование по методу случайного бесповторного отбора. Результаты обследования показали следующее распределение населения по доходам на одного члена семьи:
По данным выборочного обследования определите: 1) средний доход на одного члена семьи, дисперсию и среднее квадратическое отклонение; 2) коэффициент вариации; 3) с вероятностью 0,997 возможны пределы, в которых находится средний доход на одного члена семьи; 4) с вероятностью 0,954 возможные пределы удельного веса численности населения, средний доход которых превышает 1200 руб.
ЗАДАЧА №10 Для определения среднего процента выполнения нормы выработки по предприятию была проведена 10% механическая выборка, результаты которой представлены в следующей таблице:
По данным выборочного обследования вычислите: 1) средний процент выполнения нормы выработки одним рабочим, дисперсию и среднее квадратическое отклонение; 2) коэффициент вариации; 3) с вероятностью 0,954 возможные границы, в которых находится средний процент выполнения нормы выработки по предприятию; 4) с вероятностью 0,997 возможные границы, в которых находится удельный вес рабочих, выполняющих и перевыполняющих норму выработки.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|