Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Характеристика статьи 174 У К РФ

 

Проведенный анализ следственной и судебной практики по расследованию данной категории преступлений подтверждает негативные тенденции в применении ст. 174 УК и дает основания сделать неблагоприятный прогноз ее дальнейшего использования в случае затягивания процесса совершенствования законодательства в этой сфере. Кроме того, отсутствие специального закона, а также разъяснений уполномоченных органов (прежде всего Верховного Суда РФ) с толкованием используемых в диспозиции статьи понятий, приводит к диаметрально противоположным подходам в правоприменительной практике.

Статья 174 УК является одной из наиболее часто применяемых из всего блока новых норм, предусматривающих ответственность за преступления в сфере экономической деятельности. Так, в 1997 г. по России выявлено 166 таких преступлений, по 149 из которых уголовные дела направлены в суд. В 1998 г. данные показатели возросли более чем в 5 раз и составили соответственно 1003 и 745 преступлений. Вместе с тем, число уголовных дел, возбужденных по факту легализации доходов, полученных от деятельности организованных преступных групп, весьма незначительно (в 1998г.- 174 факта).

Изученные уголовные дела и судебные решения позволяют вычленить ряд наиболее проблемных вопросов, расследования данной категории преступлений. Прежде всего, необходимо отметить серьезные проблемы, возникающие при квалификации того или иного деяния, как попадающего под действие ст. 174 УК, и по-разному толкуемых органами предварительного расследования и судом. Причем, в разных регионах страны подходы к решению вопросов, связанных с квалификацией, имеют существенные отличия. Более того, в результате неоднозначного трактования указанного деяния судами различных уровней первоначально вынесенные приговоры нередко отменяются вышестоящей инстанцией. В результате указанных выше причин, до 50% направленных в суд уголовных дел данной категории в последующем прекращаются судами различных уровней в части, касающейся ст. 174 УК, за отсутствием события или состава преступления.

Квалификация преступления определяется как установление и юридическое закрепление точного соответствия между фактическими признаками совершенного деяния и признаками состава преступления, предусмотренного уголовным законом, а так же другими и (или) иными нормативными правовыми актами, ссылки на которые содержатся в бланкетных диспозициях статей особенной части УК РФ.1

Квалификация преступления - установление соответствия объективных и субъективных признаков квалифицированного деяния признакам состава преступления, закрепленного в уголовном законе в результате чего устанавливается какое преступление совершено и какой статьей (пункта, частью статьи) оно предусмотрено.2

Наряду с проблемами, возникающими при квалификации преступлений по ст. 174 УК, имеются определенные сложности при расследовании указанной категории преступлений в силу отсутствия надлежащего методического обеспечения процесса документирования и доказывания наличия в действиях виновных признаков легализации денежных средств или иного имущества, приобретенных незаконным путем.

Цель любой операции по отмыванию денег или иного имущества заключается в том, чтобы выдать наживу от противоправной деятельности за легальные доходы и получить возможность использовать такие деньги или имущество, не вызывая подозрений у правоохранительных органов и не раскрывая подлинного источника их происхождения. В тоже время следует иметь в виду, что легализация имущества предполагает документальное или иное фактическое оформление проведенных операций, сделок, например:

зачисление денежных средств на счета в банках и иных кредитных учреждениях; заключение сделок купли-продажи с надлежащим документальным оформлением; операции по обмену валюты и другие. С другой стороны, приобретение товаров народного потребления в магазинах розничной торговли не требует какого-либо декларирования источника происхождения денежных средств, а посему считаться легализацией не может.

__________________________________________________________________________________________________________

1 Л.Д. Гаухман «Квалификация преступлений: закон,теория,практика» -М.: ОА «Центр Юр ИнфоР» 2005г

2 Сабитов Р. А. «Теория и практика квалификации уголовно-правовых деяний»Учеб.пособие -

М.: Изд-во МГУ, 2003г

В соответствии со статьей 174 УК РФ «Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных другими лицами преступным путем»:

1. Совершение в крупном размере финансовых операций и других сделок с денежными средствами или иным имуществом, заведомо приобретенными другими лицами преступным путем (за исключением преступлений, предусмотренных статьями 193, 194, 198 и 199 настоящего

Кодекса), в целях придания правомерного вида владению, пользованию и распоряжению указанными денежными средствами или иным имуществом - наказывается штрафом в размере до ста двадцати тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года.

2. Те же деяния, совершенные: а) группой лиц по предварительному сговору;

б) лицом с использованием своего служебного положения, - наказываются лишением свободы на срок от четырех до восьми лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные организованной группой, - наказываются лишением свободы на срок от семи до десяти лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового.

Примечание. Финансовыми операциями и другими сделками с денежными средствами или иным имуществом, совершенными в крупном размере, в настоящей статье признаются финансовые операции и другие сделки с денежными средствами или иным имуществом, совершенные на сумму, превышающую один миллион рублей.

В такой редакции статья 174 УК РФ вступила в силу 21 июля 2004 года и ряд ее положений является новым для российского законодательства, в связи с чем ее текст содержит ряд требующих детальной конкретизации понятий.

Хотя различные международные акты полагают уголовно наказуемым отмывание только таких средств, которые приобретены в результате совершения преступления, отечественный законодатель посчитал необходимым криминализировать легализацию и незаконных доходов. Поэтому несмотря на то что некоторые ученые считают легализацию незаконно (но не преступно!) полученного имущества не обладающей общественной опасностью, необходимой для признания данного деяния преступлением (а это влечет отказ в преследовании по ч. 2 ст. 14 УК РФ (малозначительность деяния)), большинство исследователей совершенно обоснованно полагают, что к ответственности по ст. 174 УК РФ могут быть привлечены и те лица, которые используют в сделках именно имущество, приобретенное преступным путем. Указание на преступность означает, что имущество, о котором идет речь в комментируемой статье, может быть приобретено не только, скажем, в результате незаконной предпринимательской деятельности, уклонения от уплаты налогов либо хищения, но и иным неправомерным путем.

Основным непосредственным объектом преступления являются отношения, складывающиеся в сфере экономической деятельности. В то же время рассматриваемые деяния могут посягать на иные объекты, причинять ущерб другим общественным отношениям, например общественной безопасности, нормальной деятельности государственных предприятий и учреждений и т.д. Указанные отношения являются непосредственными дополнительными объектами рассматриваемого состава преступления.

Объект преступления материализуется в предмете преступного деяния. Последний представляет собой материальное выражение сущности тех охраняемых уголовным законом общественных отношений, на которые совершено посягательство, то есть само воздействие на предмет и есть преступное деяние. В качестве предмета преступления ответственность за которое предусмотрена статьей 174 УК РФ выступают денежные средства в национальной и иностранной валюте, движимое и недвижимое имущество, имущественные, права, работы и услуги, результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, иные объекты гражданских прав, приобретенные в Российской Федерации или за ее пределами заведомо (для легализующего) преступным путем. Предметом рассматриваемого преступления являются: На основании вышеизложенного и в соответствии с действующим законодательством появляется возможность ограничить предмет преступления по ст. 174 УК законодательными рамками. Необходимость придания правомерного вида происхождению (владению), пользованию или распоряжению денежными средствами, иным имуществом или правами на него возникают: при совершении финансовых операций с денежными средствами, ценными бумагами и иными финансовыми инструментами; когда законодательством установлен государственный контроль по регистрации прав и сделок с определенным видом имущества -возникает необходимость в легализации денежных средств, выступающих в качестве средства платежа, либо конкретного вида имущества, полученного незаконным путем и подлежащего государственной регистрации. Причем, применительно к имуществу, не только за объектами, подлежащими налоговому контролю, но иными его видами, для которых установлена обязательная государственная регистрация. Например, для недвижимого имущества, наряду с государственной регистрацией могут осуществляться специальная регистрация или учет отдельных видов недвижимого имущества.

Предмет уклонения от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица, ответственность за которое установлено частью первой ст. 198 УК РФ, - комплексный, составленный из альтернативных и альтернативно сочетающихся компонентов. К ним относятся неуплаченные налог или сбор в крупном размере, каждый из которых сочетается с не представленными налоговой декларацией или иными документами, представление которых в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах является обязательным либо с представленными налоговой декларацией или иными документами, в которые включены заведомо ложные сведения. При указанном непредставлении налоговой декларации или иным документов данный компоненты являются отсутствующими, т.е. негативными, отрицательными компонентами предмета, рассматриваемого преступления и такое отсутствие должно сочетаться, как и в случаях представления налоговой декларации или иных документов, содержащих заведомо ложные сведения, с наличием неуплаченных налога или сбора в крупном размере.

Предмет преступления, ответственность за которое установлено частью 1 ст. 194 УК РФ «Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организаций или физического лица», характеризуется двумя признаками: качественным и количественным. Первый выражается в том, что предметом является неуплаченные таможенные платежи. На основании пункта 1 ст. 318 Таможенного кодекса РФ «к таможенным платежам относятся:

1. ввозная таможенная пошлина

2. вывозная таможенная пошлина

3. налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию РФ

4. акциз, взимаемый при ввозе товара на таможенную территорию РФ

5. таможенные сборы»

Количественный признак предмета выражается в крупном размере неуплаченных таможенных платежей. В соответствии с примечанием к ст. 194 УК РФ «уклонение от уплаты таможенных платежей признается совершенным в крупном размере, если сумма неуплаченных таможенных платежей превышает пятьсот тысяч рублей, а в особо крупном размере- один миллион пятьсот тысяч рублей».1

В настоящее время государственному контролю подлежат: 1. Имущество, расходы, на приобретение которого контролируют налоговые органы, определено в ст. 86' Налогового кодекса РФ:

недвижимое имущество, за исключением многолетних насаждений, подлежащее государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 21.07.97 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»'.

К недвижимым вещам относятся также подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты. Законом к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество (Ст. 130ГК).

Механические транспортные средства, не относящиеся к недвижимому имуществу;

(Недвижимое имущество (недвижимость), права на которое подлежат государственной регистрации, - земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и все объекты, которые связаны с землей так, что их перемещение без несоразмерного ущерба их назначению, невозможно, в том числе здания, сооружения, жилые и нежилые помещения, леса и многолетние насаждения, кондоминиумы, предприятия как имущественные комплексы) акции открытых акционерных обществ, государственные н муниципальные ценные бумаги, а также сберегательные сертификаты; культурные ценности; золото в слитках.

С 1 января 2000 года на органы и уполномоченных лиц, осуществляющих регистрацию прав и сделок с недвижимостью, механическими транспортными средствами, ценными бумагами, культурными ценностями, золотом в слитках либо удостоверение таких сделок, возлагается обязанность уведомления налоговых органов по месту своего нахождения обо всех указанных фактах (Ст. 86 Налогового кодекса РФ).

2. Контроль за источниками денежных средств, направляемых на оплату по сделкам приватизации, - в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28.02.95 № 206 «Об утверждении положения о порядке декларирования источников денежных средств, используемых юридическими и физическими лицами при совершении платежей по сделкам приватизации государственной и муниципальной собственности»,

При приобретении имущества, долей (паев), акций приватизируемых предприятий (акционерных обществ, товариществ) за деньги предоставляются:

юридическими лицами (при сделке приватизации на сумму более 500000 минимальных размеров оплаты труда, установленных законодательством Российской Федерации на момент определения продажной цены объекта приватизации) - справки об источниках денежных средств, направляемых на оплату по сделкам приватизации;

физическими лицами (при сделке приватизации на сумму более 5000 минимальных размеров оплаты труда, установленных законодательством Российской Федерации на момент определения продажной цены объекта приватизации) - справки о доходах.

Справки, зарегистрированные территориальными налоговыми органами, представляются в государственные органы, уполномоченные совершать сделки приватизации, при заключении договора о приобретении имущества, долей (паев), акций приватизируемых предприятий (акционерных обществ, товариществ).

В первую очередь указанные положения законодательства направлены на осуществление контроля за источниками происхождения денежных средств, которые используются для приобретения в собственность вышеперечисленного имущества. Кроме того, государственная регистрация предоставляет возможность контроля за достоверностью документов, являющихся основанием для перехода прав на такое имущество.

В целом, говоря о легализации имущества, полученного преступным путем, необходимо иметь в виду, что применять положения ст. 174 УК необходимо не только в том случае, если законодательством предусмотрено, что для легального пользования таким имуществом необходима его государственная регистрация, но и в иных случаях создания виновным лицом видимости правомерного приобретения имущества либо получения прав на него.

Рассмотрим последний вариант подробнее. В результате кражи либо иного хищения лицо становится владельцем определенного имущества (телевизора, холодильника и т.п.). Стремясь владеть указанным имуществом на законных основаниях (хотя законодательно и не требуется декларирования источников происхождения такого имущества), преступник по предварительной договоренности с работниками комиссионного магазина реализует похищенные вещи самому себе, т.е. сначала высыпает в роли комитента (в том числе и по подложным документам), а затем покупателя указанных вещей, уплачивая в пользу комиссионного магазина процент от реализации. Применительно к рассмотренному случаю, виновное лицо должно привлекаться к ответственности по совокупности статьи УК, предусматривающей ответственность за хищение, и ст. 174 УК. Работник комиссионного магазина, оказавший содействие в такой реализации, может привлекаться к ответственности по ст. 174 УК, только если ему было известно о хищении указанного имущества, либо ином незаконном источнике его происхождения.

Объективная сторона легализации (отмывания) денежных средств и иного имущества, приобретенных незаконным путем, как уже отмечалось, включает альтернативно шесть разновидностей действий.

Первая разновидность — совершение финансовых операций с денежными средствами, приобретенными заведомо преступным путем.

Понятие финансовой операции вытекает из понятия финансов как практики обращения с деньгами и управления ими. Таким образом, финансовая операция — это любое действие (в том числе, сделка) по отношению к деньгам, являющееся элементом денежного обращения или управления деньгами1.

Анализ действующего законодательства Российской Федерации по­зволяет относить к финансовым операциям:

______________________________________________________________________________________________

1 Примечание: иной подход изложен в ч. 3 ст. 3 проекта Федерального Закона «О противодействии легализации...», принятого Государственной Думой ФС РФ во втором чтении, где дается нормативное определение понятия операций с денежными средствами, а не понятия финансовой операции.

I. Банковские операции1:

1) привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады;

2) размещение указанных привлеченных средств от своего имени и за свой счет;

3) открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц;

4) осуществление расчетов по поручению физических и юридических лиц;

5) инкассация денежных средств и расчетных документов и кассовое обслуживание физических и юридических лиц;

6) купля-продажа иностранной денежной валюты в наличной и безналичной формах.

II. Сделки кредитной организации:

1) выдача поручительств за третьих лиц, предусматривающих исполнение обязательств в денежной форме;

2) приобретение права требования от третьих лиц исполнения обязательств в денежной форме;

3) доверительное  управление  денежными  средствами  по договору с юридическими и физическими лицами;

4) лизинг.

Практически все банковские операции имеют форму сделок (ст. 824, 834, 845, 886, 919, 1012 ГК РФ) и расчетов (ст. 861 ГК РФ), урегулированных гражданским законодательством РФ.

III. Все сделки, одним из предметов которых являются деньги:

1) купля-продажа (ст. 454 ГК РФ);

2) пожертвование в денежной форме (ст. 582 ГК РФ);

3) рента в денежной форме (ст. 583 ГК РФ);

4)    аренда (ст. 606 ПС РФ);

5)    наем жилья (ст. 671 ГК РФ);

6)    подряд (ст. 702 ГК РФ);

7)   выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ (ст. 769 ГК РФ);

8)    возмездное оказание услуг (ст. 799 ГК РФ);

9)    перевозка (ст. 785 ГК РФ);

10) транспортная экспедиция (ст. 801 ГК РФ);

11) заем (ст.807ГКРФ);

12) кредит (ст. 819 ГК РФ);

13) хранение (ст. 886 ГК РФ);

14) страхование (ст. 927 ГК РФ);

15) поручение (ст. 971 ГК РФ);

16) комиссия (ст. 990 ГК РФ);

17) агентирование (ст. 1005 ГК РФ);

18) коммерческая концессия (ст. 1027ГКРФ);

19) простое товарищество (ст. 1041 ГК РФ).

IV. Денежные отношения, возникающие из:

1) публичного обещания награды (ст. 1055 ГК РФ);

2) публичного конкурса (ст. 1057 ГК РФ);

3) проведения игр и пари (ст. 1062 ГК РФ).

V. Физическое перемещение денежных средств через таможенную границу Российской Федерации (ст. 18 Таможенного кодекса РФ)1.

Вторая разновидность альтернативных действий, составляющих содержание объективной стороны легализации (отмывания) денежных средств и иного имущества, приобретенных незаконным путем, — совершение сделок, отличных от финансовых операций, с иным имуществом, приобретенным заведомо незаконным путем.

1 См.: Таможенный кодекс РФ (в ред. Фед. Законов от 19 июня 1995 г. и от 27 декабря 1995 г.) // Собрание Законодательства РФ. 1995. №26. Ст. 2397; Письмо ГТК РФ «О вывозе наличной иностранной физическими лицами» №01-13/3677.

Определение понятия «сделка с иным имуществом» вытекает из ранее рассмотренных понятий «иное имущество», «финансовая операция», а также из законодательных определений понятия «сделка» и понятий отдельных видов сделок, не являющихся финансовыми операциями, содержащихся в ГК РФ.

В соответствии со ст. 153 ГК РФ сделка определяется как действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.

Сделки с иным имуществом, отличные от финансовых операций, — это действия граждан и юридических лиц с имуществом, отличным от денег, совершаемые с целями, определенными ст. 153 ГК РФ.

К таким сделкам следует относить:

I. Банковские операции:

1) инкассация векселей и иных ценных бумаг;

2) привлечение во вклады и  размещение драгоценных металлов;

3) выдача банковских гарантий. П. Сделки кредитных организаций:

1) доверительное управление иным имуществом (не денежными средствами) по договору с физическими и юридическими лицами;

2) осуществление операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями в соответствии с законодательством РФ1.

III. Все виды гражданско-правовых сделок (за исключением сделок, предметом которых являются лишь денежные средства):

1) кредит (ст. 819 ПС РФ)1;

2) финансирование под уступку денежного требования (ст. 824 ГК РФ);

3) банковский вклад (ст. 834 ГК РФ);

4) банковский счет (ст. 845 ГК РФ).

IV. Перемещение через таможенную границу РФ товаров, за исключением денежных средств.

Третья разновидность альтернативных действий, составляющих содержание объективной стороны легализации (отмывания) денежных средств и иного имущества, приобретенных незаконным путем, — использование денежных средств, приобретенных заведомо незаконным путем, для осуществления предпринимательской деятельности.

Под таким использованием следует понимать применение любого из полезных свойств (функций) денег для осуществления на свой риск деятельности, направленной на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве (п. 1 ст. 2 ПК РФ). В этом случае речь идет не только об использовании денежных средств в качестве средства платежа (ст. 140 ГК РФ) для реализации целей предпринимательства, но об их использовании в качестве гарантии платежеспособности, например в целях получения кредита для осуществления предпринимательской деятельности.

Четвертая разновидность альтернативных действий, составляющих содержание объективной стороны рассматриваемого вида преступлений, — использование денежных средств, приобретенных заведомо незаконным путем, для осуществления иной экономической деятельности.

Под таким использованием следует понимать применение любого из полезных свойств (функций) денег для целей деятельности, которая хотя и связана с отношениями производства, обмена, распределения (перераспределения) и потребления товаров и услуг, но не обладает всеми признаками предпринимательской деятельности, понятие которой было рассмотрено ранее. Видами такой экономической деятельности, которая не является предпринимательской, можно считать любую деятельность, которая не направлена на систематическое получение прибыли. Например, не является предпринимательской экономическая деятельность некоммерческих организаций, которые могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), финансируемых собственником учреждений благотворительных и иных фондов, а также в других предусмотренных законом формах1, но при этом не преследовать в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли (ст. 50 ГК РФ). К числу таких некоммерческих организаций относятся, например, образовательные учреждения (в том числе, негосударственные).

Пятая и шестая разновидности альтернативных действий, составляющих содержание объективной стороны рассматриваемого вида преступлений, — использование иного имущества (отличного от денежных средств), приобретенного заведомо незаконным путем, для осуществления предпринимательской и соответственно иной экономической деятельности.

Под соответствующими разновидностями действий следует понимать применение любого из полезных свойств вещей, не являющихся денежными средствами для целей предпринимательской или иной экономической деятельности, понятия которых были рассмотрены ранее.

Обязательным признаком всех рассмотренных видов альтернативных действий, составляющих объективную сторону легализации (отмывания) денежных средств или иного имущества, является совершение таких действий лишь с денежными средствами или иным имуществом, приобретенными заведомо незаконным путем.

Буквальное толкование данного признака означает, что соответствующие денежные средства или иное имущество, участвующие в финансовых операциях или других сделках, должны быть предварительно и незаконно, т.е. с нарушением порядка, установленного гражданским или иным законодательством, приобретены виновным (получены в результате недействительной сделки (ст. 166-181 ГК РФ), незаконной экономической деятельности (ст. 150, 153 КоАП РСФСР), присвоены как находка в нарушение положений гражданского законодательства (ст. 227-234 ГК РФ), похищены (ст. 158-162, 164 УК РФ), получены путем обмана потребителей (ст. 200 УК РФ) или самоуправно (ст. 330 УК РФ, и др.).

Исходя из буквального толкования содержания диспозиции ч. 1 ст. 174 УК РФ, соответствующие денежные средства или иное имущество должны быть незаконно приобретены до момента совершения с ними финансовых операций или других сделок.

Поскольку в диспозиции ч. 1 ст. 174 УК РФ не содержится прямого указания на последствия рассматриваемого преступления, постольку состав последнего является формальным. Однако рассматриваемое преступление следует считать оконченным лишь с момента выполнения действий, необходимых и достаточных для признания как минимум одной из совершенных виновным финансовых операций или других сделок действительной. Например, отсутствие на момент пресечения деяния нотариального удостоверения сделки или ее государственной регистрации (например, для сделки с недвижимостью) в случаях, когда это условие является обязательным (ст. 163 и 164 ГК РФ), влечет недействительность такой сделки. В этом случае не происходит легализации участвующих в сделке денежных средств или иного имущества. Такие действия надлежит квалифицировать как покушение на соответствующее преступление, если установлено намерение выполнить все действия, предусмотренные гражданским законодательством, либо как сбыт имущества, заведомо добытого преступным путем, при наличии признаков, указанных в ст. 175 УК РФ.

Легализацию (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных заведомо незаконным путем, совершаемую в формах использования указанных средств или иного имущества для осуществления предпринимательской или иной экономической деятельности, следует считать оконченной с момента совершения любого из действий, направленных на осуществление законной предпринимательской деятельности. Например, внесение заведомо незаконно приобретенных денежных средств в качестве вклада в уставный капитал организации.

Не могут признаваться преступлениями соответствующие финансовые операции и другие сделки, охватываемые понятием мелкой бытовой сделки (ст. 26 ГК РФ).

Объективной стороной преступления, предусмотренного ст. 198 УК РФ характеризуется уклонением от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица путем совершения альтернативно одного из двух деяний. Ими является: 1. бездействие, выражающееся в не предоставлении налоговой декларации или иных документов, когда их представление в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах является обязательным, или

2. действия состоящие во включении в налоговую декларацию или иные документы, заведомо ложных сведений.

Непредставление налоговой декларации или иных документов, когда их представление является обязательным, - это бездействие^ выражающееся в обязанности лица совершить действия - представить налоговую декларацию или иные документы при наличии возможности это сделать.

Сущность уклонения от уплаты налогов (взносов) состоит в умышленном невыполнении лицом конституционной обязанности совершить индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц. Уклонение выражается в том, чтобы уменьшить суммы платежей или вообще избежать их. Деяние, предусмотренное ст. 198 УК РФ может быть совершено различными способами, в том числе, которые не названы: путем не предоставления декларации о доходах, либо включение в нее искаженных данных о доходах или расходах. Последний способ сопряжен с обманом работников налоговых органов. Однако первый способ, равно как и другие способы, вовсе не связаны с введением их в заблуждение, ибо не представление декларации, умолчание лица о полученных доходах, с которых следует уплатить налог, обманом не являются. Обман в форме бездействия возможен в том случае, когда обманывающий сообщает часть правдивых сведений и умалчивает о других.'

Субъектом в специальной литературе (в том числе в комментариях к УК РФ) высказываются разные мнения по поводу того, кто может быть субъектом рассматриваемого преступления:

лицо, совершившее основное преступление; лицо, содействующее легализации доходов, полученных от незаконной деятельности;

как лицо, совершившее основное преступление, так и лицо, содействующее легализации доходов, полученных от незаконной деятельности.

Нет единого подхода к указанной проблеме и на практике. Следователи в подавляющем большинстве случаев склоняются к первому варианту. Только по двум уголовным делам из числа изученных, к уголовной ответственности привлечено лицо, не совершавшее основное преступление (в г. Москве и Курской области). Более чем в 90 % случаев к ответственности по ст. 174 УК привлекаются лица, совершившие основное преступление.

Нет единства по этому вопросу и в судебной практике. Иногда подсудимым выносится оправдательный приговор именно на том основании, что субъектом ст. 174 УК РФ не может быть лицо, совершившее основное преступление.

Например, следственным управлением УВД Мурманской области как легализация незаконно приобретенных денежных средств квалифицированы действия генерального директора ЗАО «Рось-1» Зоренко, который, не имея лицензии, организовал промышленный лов рыбы и реализовал ее фирмам Дании и Норвегии, получив незаконный доход в сумме 5 миллиардов неденоминированных рублей, зачисленный покупателями на его счет. Полученные деньги он вложил в законную коммерческую деятельность своей фирмы.

Судом уголовное дело в части ст. 174 УК РФ прекращено на основании ст. 5 ч. 1 п.2 УПК РСФСР, «т.к. наступление уголовной ответственности за действия, предусмотренные данной статьей УК, предполагается не для того лица, которое приобрело имущество незаконным путем, а для иного лица, осуществ­ляющего в его интересах легализацию этого имущества». Поскольку в ст. 174 УК указание на специальный субъект отсутствует, субъектом преступления по данной статье могут быть как лица, совершившие основное преступление, так и иные лица, содействующие им в отмывании доходов, полученных незаконным путем.

Субъективная сторона данного преступления - прямой умысел и цель легализации. Субъект преступления осознает общественную опасность своих действий с денежными средствами или иным имуществом, заведомо приобретенными другими лицами преступным путем, и желает совершить с ними в крупном размере финансовые операции или другие сделки.

Цель легализации — придание правомерного вила владению пользованию и распоряжению указанными денежными средствами или иным имуществом, закреплена в тексте статьи 174 УК, и является обязательными признаком субъективной стороны данного преступления. Согласно п.1 ст.209 ГК собственник вправе своим имуществом:

а) владеть, т.е. реально им обладать;

б) пользоваться, т.е. извлекать из него выгоду, для которой имущество предназначено; по общему правилу, именно собственник получает от своего имущества плоды, продукцию и доходы;

в) распоряжаться, т.е. определять его юридическую судьбу: продавать, дарить, сдавать в аренду, отдавать в залог и т.п.1

Таким образом, лицо преследует цель не удовлетворения своих потребностей за счет чужой преступной деятельности и не смену незаконного владельца, а создание возможностей прежнему владельцу реализовать результаты его незаконной деятельности. Данный состав не предполагает наступления общественно опасных последствий, но осознание общественной опасности действий виновным может включать представление

о наступающих последствиях и безразличное отношение к ним.

В ч. 2 ст. 174 УК РФ предусмотрены два квалифицирующих при­знака анализируемого деяния: 1) совершение преступления группой лиц по предварительному сговору (п. а); 2) лицом с использованием своего служебного положения (п. б)

Первый квалифицирующий признак имеет место тогда, когда в совершении финансовой операции или другой сделки участвовали два или более лица, заранее (т. е. до их начала) договорившиеся о совместном их совершении (ч. 2 ст. 35 УК РФ), осознававшие незаконность приобретения участвующих в такой операции (сделке) денежных средств или иного имущества. При этом предварительный сговор может существовать как между участниками с обеих сторон финансовой операции или другой сделки, так и между участниками, представляющими одну из сторон такой операции или сделки.

В случае, когда лишь один из участников рассматриваемой финансовой операции (или другой сделки) осведомлен о незаконном характере приобретения участвующих в такой операции (сделке) денежных средств или иного имущества, ответственность должна наступать (в отсутствие иных квалифицирующих признаков) по ч. 1 ст. 174 УК РФ.

Рассматриваемый квалифицирующий признак будет отсутствовать и в случае совершения односторонних сделок (п. 2 ст. 154 ГК РФ) с единственным участником, а также в случаях совершения так называемых конклюдентных сделок, когда участник второй стороны опосредуется, как правило, автоматом.

Исходя из нормативного определения предварительного сговора группы лиц, содержащегося в ч. 2 ст. 35 УК РФ, такой сговор обязательно должен возникнуть до момента совершения соответствующей операции или заключения иной сделки, т.е. до момента выполнения действий, направленных на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.

Сговор, возникший между участниками рассматриваемых финансовой операции или другой сделки в процессе их совершения, на уголовно - правовую квалификацию содеянного не влияет. Такие действия также подлежат квалификации по ч. 1 ст. 174 УК РФ (при отсутствии иных квалифицирующих признаков).

Сговор, возникший между участниками финансовой операции или другой сделки, одним из которых является приобретатель имущества до момента незаконного приобретения последним предмета данной операции (сделки), при условии, что такое приобретение является результатом преступления (кражи, мошенничества, присвоения вверенного имущества и т.п.), одновременно служит признаком соучастия в таком преступлении. Подобные действия следует квалифицировать не только по п. «а» ч. 2 ст. 174 У<

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...