Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Критерии различения Добра и зла




Как можно догадаться, где добро и зло? Есть ли какой-то ориентир?

1) Любовь. Деяние Добра начинается с любви и сострадания к ближнему. Мать готова не спать ночами и жертвовать собой, потому что любит своё дитя. Доброволец готов тратить свои силы и время, помогая слабым, больным, нуждающимся. Воин жертвует своей жизнью во имя Родины.

2) Стыд. Образно говоря, это - Глас Божий в сердце человека. Но стыд, если человек начинает вести порочный образ жизни, постепенно уходит, потому что наше поведение зависит от привычек. Поэтому дурной поступок даже один раз – очень опасен, он может стать привычкой;

3) Общечеловеческие ценности: Истина-Добро-Красота. Во всех культурах, несмотря на ложь определенных социальных групп, есть естественное стремление к правде, к истине, к справедливости. Во всех культурах есть стремление к красоте, гармонии. Во всех культурах есть стремление к добру и преодолению зла. В каждой из культур реализуется своё понимание этих ценностей, однако, как считают некоторые учёные, это - наиболее универсальные из ценностей, вне зависимости от вероисповедания и цвета кожи.

4) Национальные ценности, укорененные в родной культуре: патриотизм, семья, дети, труд, мир, соборность, природа, наука, литература, искусство.

С чего начинается делание добра? Достаточно ли только думать и говорить о Добре? Почему добрые мысли и слова надо обязательно подкреплять добрыми поступками?

(Минилекция читается проблемно, с активным привлечением учащихся к выработке мнений и выводов. В лекции следует обратить особое внимание учащихся на то, что, говоря о 10 заповедях, грехах и добродетелях, мы говорим, прежде всего, о культурном этическом наследии, вне зависимости от того, идёт речь о верующих или неверующих людях. Веру никто не навязывает. Главное – нравственные правила. Также необходимо подвести подростков к мысли, что главная проверка добрых намерений это - практика, реальные поступки, что даже один дурной поступок может быть очень опасен)

3. Рассказ «Добрый поступок». Вспомните, пожалуйста, добрый поступок, который совершили вы или кто-то из ваших друзей. Расскажите об этом поступке.

(Экологически безопасным является публичный рассказ именно о хорошем, а не плохом, своём или чужом поступке. Всегда лучше говорить о том, как надо поступать. Следует учитывать, что стеснительным подросткам легче рассказать о поступке своего друга или знакомого или о своём поступке как, якобы, чужом)

4. Итоги урока. Что ценного мы узнали на сегодняшнем занятии? С чем вы не согласны? Почему? Выразите своё отношение к уроку аплодисментами.

(Подведение итогов важный этап урока, т.к. помогает учащимся вспомнить основные идеи урока и сформулировать краткие выводы по рассмотренной проблеме. Для учителя это - обратная связь с учащимися, экспресс-диагностика результатов урока)

5. Задание на дом. Вспомните поступок, за который вам стыдно. Опишите этот поступок на листе бумаги, старясь честно признать свою неправоту. Скомкайте этот лист бумаги и выбросьте в мусорную корзину. Пообещайте себе, что это больше не повторится.

(Подросткам необходимо объяснить, что подобно тому, как лечение болезни начинается с постановки диагноза, так и преодоление дурных поступков начинается с признания их неправомерности и искреннего раскаяния)

 

Урок 4

Тема урока: Добро и Зло.

Подтема: Положительные и отрицательные качества личности.

Планируемые результаты:

Личностные: формирование ценностного отношения к добродетелям и мотивации к самоусовершенствованию;

Метапредметные: развитие умений рефлексировать, анализировать, делать выводы;

Предметные: углубление этических представлений о добре и зле, формирование представлений о человеческих достоинствах и недостатках.

Оборудование: ноутбук; карточки с таблицей достоинств и недостатков; рассказ Леонида Каминского «Сочинение»; презентация со слайдами «10 заповедей» и «Грехи и добродетели».

Структура урока

1.Приветствие.

2. Ищем то, что нас объединяет.

3. Беседа на тему: «Достоинства и недостатки».

4. Чтение и обсуждение рассказа Леонида Каминского «Сочинение».

5. Интерактивное задание «Пять положительных качеств».

6. Итоги урока.

7. Задание на дом.

Ход урока

1. Приветствие. Здравствуйте, давайте вспомним, о чём мы с вами говорили в последний раз. В чём ценность списка 10 заповедей? В чем ценность списка грехов и добродетелей? Как вы думаете, поможет ли вам знание этих списков стать лучше? Почему? Смогли ли вы при выполнении домашнего задания описать поступок, за который вам стыдно? Было ли трудно признать собственную неправоту? Почему? Стало ли легче после исповеди перед самими собой? Стало ли легче после того, как вы скомкали и выбросили листок с описание дурного поступка в мусорную корзину с намерением никогда больше так не поступать? Что нового о себе вы узнали? Как вы думаете, поможет ли ваше самопокаяние больше не повторять такие поступки? Кому вы смогли бы рассказать о своем дурном поступке? Когда? Почему?

 

(Тезисное повторение темы предыдущего урока позволяет активизировать учащихся, настроить на дальнейшее общение и ненавязчиво проверить домашнее задание)

2. Ищем то, что нас объединяет. Сгруппируйтесь по 2-5 человек с теми из одноклассников, которые, по Вашему мнению, походят на вас внешне. Обоснуйте свой выбор. Сгруппируйтесь по 2-5 человек с теми из одноклассников, с которыми, по вашему мнению, вы похожи по характеру. Обоснуйте свой выбор.

(Это - упражнения-ледоколы. Они побуждают к поиску того, что объединяет учащихся со своими одноклассниками)

 

3. Беседа «Достоинства и недостатки». Полезно ли знать свои достоинства и недостатки? Посмотрите ещё раз на список грехов и добродетелей. Как вы думаете, каким образом список грехов и добродетелей сможет вам помочь составить представление о человеческих достоинствах и недостатках? Что можно считать достоинствами в вашем возрасте? Что можно считать недостатками? Давайте вместе составим список человеческих достоинств и недостатков. А теперь я раздам вам карточки с таблицей достоинств и недостатков: в левом столбике достоинства, в правом – недостатки. Согласны ли вы с такой классификацией? Подумайте, какие качества можно добавить в эти списки. Добавьте их в свою карточку. Отметьте знаком «+» положительные качества, а знаком «–» отрицательные качества, которые присущи именно вам.

 

Достоинства + Недостатки -
Трудолюбие   Капризность  
Скромность   Грубость  
Честность   Драчливость  
Открытость   Обидчивость  
Ответственность   Зазнайство  
Правдивость   Трусость  
Вежливость   Лень  
Отзывчивость   Хвастливость  
Общительность   Хамство  
Добросовестность   Равнодушие  
       
       
       
       
       

 

(Необходимо ещё раз продемонстрировать список грехов и добродетелей, чтобы связать этот список с представлениями о достоинствах и недостатках личности. Важно не просто рассуждать о том, что является достоинствами и недостатками личности, но помочь учащимся в самоанализе, саморефлексии. Заполненные учащимися карточки следует собрать для обработки результатов. Опрос можно проводить анонимно, хотя дети обычно не стесняются говорить о своих достоинствах и недостатках)

4. Чтение и обсуждение рассказа Леонида Каминского «Сочинение» (см.: Приложение 1).

Дотекстовый этап. Каких детских и юношеских писателей вы знаете? Известны ли вам какие-нибудь рассказы для детей и подростков о положительных и отрицательных качествах личности? Какие именно? Читали ли вы рассказы Леонида Каминского? Какие? Давайте прочитаем рассказ Леонида Каминского «Сочинение».

Текстовый этап. В процессе чтения найдите ответы на следующие вопросы: Какое задание на дом получила Лена? Что делала мама, когда Лена выполняла домашнее задание? Что написала Лена в своём сочинении? Помогала ли она маме на самом деле? Как это характеризует Лену? Какие отрицательные качества ей надо преодолеть? (Лень, лицемерие, безответственность). В какие годы был написан этот рассказ? Почему вы так думаете? Актуален ли он для современных детей?

Послетектовый этап. Ответьте на вопросы по тесту? А вы помогаете своим родителям? Каким образом? Как вы относитесь к своим домашним обязанностям? Они вас тяготят? Они вам нравятся? Почему?

(Рассказ лучше прочитать вслух (хотя можно дать задание и для чтения про себя), т.к. уровень сопереживания при коллективном чтении вслух всегда выше. Это может сделать либо сам учитель, либо кто-то из ребят – хороших чтецов. При организации обсуждения рассказа важно соблюдать все 3 этапа работы)

5. Интерактивное задание «Пять положительных качеств». А теперь выберем самые лучшие свои качества. Возьмите листок бумаги, положите на него свою ладонь и обведите каждый палец ручкой или фломастером. Получилась ваша рука. А теперь на место каждого из пальчиков впишите свои 5 положительных качеств. Объясните, почему вы так считаете, какими конкретными поступками эти качества подтверждаются.

(Здесь важно помочь учащимся не просто декларативно заявить о своих положительных качествах, но и сопоставить их со своими конкретными поступками)

6. Итоги урока. Что ценного мы узнали на сегодняшнем занятии? С чем вы не согласны? Почему? Выразите своё отношение к уроку аплодисментами.

(Подведение итогов важный этап урока, т.к. помогает учащимся вспомнить основные идеи урока и сформулировать краткие выводы по рассмотренной проблеме. Для учителя это - обратная связь с учащимися, экспресс-диагностика результатов урока)

7. Задание на дом. Сочинение на тему: «Мои положительные и отрицательные качества: как мне стать лучше?»

(Начать выполнение задания можно в конце урока, а дома завершить эту работу)

Урок 5

Тема урока: Добро и зло

Подтема: Поступок, привычка, характер.

Планируемые результаты:

Личностные: формирование ценностного отношения к добродетелям и мотивации к самоусовершенствованию;

Метапредметные: развитие умений рефлексировать, анализировать, делать выводы;

Предметные: формирование первичных представлений о взаимосвязи поступка, привычки и характера.

Оборудование: ноутбук, презентация к беседе «Поступок, привычка и характер», доска, мел.

Структура урока

1. Приветствие.

2. Подведение итогов опроса «Положительные и отрицательные качества личности».

3. Беседа на тему: «Поступок, привычка, характер».

4. Анкета «Как среагировать на предложение совершить дурной поступок?»

5. Итоги урока.

6. Задание на дом.

Ход урока

1. Приветствие. Здравствуйте, давайте вспомним, о чём мы с вами говорили в последний раз. Какие положительные качества личности вы знаете? Каковы отрицательные качества личности? Почему их считают положительными и отрицательными качествами? Какими ориентирами для этого вы пользуетесь? Почему? Смогли ли вы описать свои положительные и отрицательные качества в домашнем сочинении? Смогли бы вы прочитать своё домашнее сочинение своему другу, соседу по парте, всему классу? Почему?

2. (Тезисное повторение темы предыдущего урока позволяет активизировать учащихся, настроить на дальнейшее общение т ненавязчиво проверить выполнение домашнего задания)

3. Подведение итогов опроса «Положительные и отрицательные качества личности». Ребята, по итогам опроса на прошлом уроке выяснилось, что все вы нашли у себя те или иные положительные качества*. Все 10 положительных качеств из списка не нашел у себя никто. Что касается отрицательных качеств, то все отрицательные качества нашёл у себя один человек. Не нашёл у себя ни одного отрицательного качества тоже 1 человек.

Положительные качества Отрицательные качества
Нашли у себя: 2 качества: 2 человека 3 качества: 2 человека 5 качеств: 3 человека 6 качеств: 1 человека 7 качеств: 4 человека 8 качеств: 4 человека 9 качеств: 3 человека Все 10 качеств не нашел у себя никто.   Нашли у себя 1 качество: 2 человека 2 качества: 2 человека 3 качества: 5 человека 4 качества: 3 человека 5 качеств: 4 человека 7 качеств: 1 человека Все отрицательные качества:1 Не нашёл у себя ни одного отрицательного качества: 1

(В отчете следует выделить именно те основные положительные (трудолюбие и др.) и отрицательные (грубость, и др.) качества, которые нашли у себя сами учащиеся)

__________________________

* В данном фрагменте урока анализируются материалы опроса школьников г. Лебедяни, где проводилась апробация данного цикла занятий.

4. Беседа на тему: «Поступок, привычка, характер». Что такое характер? В чем проявляется характер? О каком человеке говорят, что у него добрый характер (волевой, веселый, «ангельский», упрямый)?

Психологи считают, что характер человека это - 4 группы отношений:

· Отношение к другим людям (общительность, замкнутость, равнодушие, чуткость, зависть и т.п.);

· Отношение человека к своему делу (трудолюбие, лень, ответственность, инициативность, халатность и т.п.);

· Отношение человека к самому себе (скромность, тщеславие, самокритичность, самомнение, самоуничижение и т.п.);

· Отношение человека к вещам (аккуратность, бережливость, ответственность, расточительность и т.п.) (см.: презентацию 3)

Характер начинается с поступка. Какую пословицу вы знаете о поступке, привычке и характере («Посеешь поступок, пожнешь привычку, посеешь привычку – пожнешь характер, посеешь характер - пожнешь судьбу»). С чего начинается поступок? (С мысли о поступке). Как можно предотвратить дурной поступок? (Прекратить даже думать о нем) Как легче совершить добрый поступок? (Запланировать, где, когда и как вы это сделаете). Если поступок повторяется несколько раз, то он может перейти в привычку. Поэтому великий советский педагог А.С. Макаренко считал, что воспитание человека реализуется через формирование его повседневных привычек. Привычка – переходный мостик между поступком и характером.

Нужно ли иметь характер, чтобы сказать «нет» там, где все говорят «да»? Согласны ли вы с тем, что дурному поступку часто бывает гораздо легче сказать «да», чем «нет»? Почему? Кто может сказать «нет»? Трус? Смелый человек? Почему? Чем отличается стадо или толпа от личности? («Когда покорное стадо переходит на сторону зла, надо иметь мужество, чтобы остаться на стороне добра»)

В чем смысл жизни человека? Дети? Дом? Машина? Богатство? Образование? А если у человека нет детей или машины, он что – плохой? Что должно быть главной целью жизни для любого человека? Согласны ли вы с утверждением: главное - быть хорошим человеком! Что значит хороший человек? (Это тот, кто умеет отличать добро от зла и поступает по совести!)

Откуда во взрослом мире берутся негодяи, взяточники, подлецы, воры, убийцы и т.п.? Они сразу такими становятся? Можно ли утверждать, что начало всему доброму и злому идет из детства? Как защитить себя от зла с самого детства? Как не превратится в негодяя и преступника? Что нужно делать, чтобы стать хорошим человеком? Откуда можно «черпать адреналин», без вреда для себя и окружающих людей? (Спорт, походы, соревнования, игры, музыка, живопись, кино, театр, дружеское общение). Добрые дела объединяют людей. Злые дела тоже объединяют, но такая группа становится поначалу просто безнравственной, а потом преступной.

(Учащиеся – полноправные участники беседы и принимают активное участие в выработке мнений и выводов)

5. Анкета «Как среагировать на предложение совершить дурной поступок?» Вам будут предложены карточки с заданием «Выбрать подходящие для вас 3 ответа». В правом верхнем углу напишите свой пол и возраст. Фамилию и имя указывать не нужно.

(Анонимность анкеты позволяет надеяться на большую правдивость высказываний учащихся)

6. Итоги урока. Что ценного мы узнали на сегодняшнем занятии? С чем вы не согласны? Почему? Выразите своё отношение к уроку аплодисментами.

(Подведение итогов всего курса важно для мониторинга ситуации и установления обратной связи. Для учителя это - обратная связь с учащимися, экспресс-диагностика результатов урока)

7. Задание на дом. Подготовьте устный отчет о добрых поступках, совершенных за последние 2 недели.

(Задание на отчет о дурных поступках давать не следует, т.к. в этом случае есть риск скрытого программирования детей на негатив)

Урок 6

Тема урока: Добро и зло

Подтема: Поступок, привычка, характер (продолжение).

Планируемые результаты:

Личностные: формирование мотивации и потребности к самоусовершенствованию;

Метапредметные: развитие умений рефлексировать, анализировать, делать выводы;

Предметные: совершенствование представлений о взаимосвязи поступка, привычки и характера.

Оборудование: ноутбук, презентации с результатами анализа анкеты «Как среагировать на предложение совершить дурной поступок?», доска, мел, фломастеры, бумага для рисунков.

Структура урока

1. Приветствие.

2. Анализ анкеты «Как среагировать на предложение совершить дурной поступок?».

3. Беседа «Характер начинается с поступка».

4. Задание «Нарисуйте свой характер».

5. Итоги урока.

6. Задание на дом.

Ход урока

1. Приветствие. Здравствуйте, ребята! Какие добрые поступки вы совершили за последние две недели? Почему вы считаете, что это были добрые поступки? Где, когда, что чувствовали при этом?

(Повторение основных моментов предыдущего урока позволяет активизировать учащихся и ненавязчиво проверить домашнее задание)

2. Анализ анкеты «Как среагировать на предложение совершить дурной поступок?».

Ребята! Я проверила ваши анкеты, которые вы заполняли на прошлом уроке, и с удовольствием сообщаю, что большинство из вас (12 человек из 18) во всех трех ответах, хотя бы на словах, полностью отвергли предложение совершить дурной поступок. К сожалению, 5 человек, хотя бы в одном ответе сказали, что подумают, и 2 человека считают, что один раз можно попробовать это сделать**. Как вы думаете, не слишком ли рискуют те ребята, которые считают, что один раз можно попробовать? Почему?

(Для большей наглядности, отчет об анализе анкет следует давать с презентацией)

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...