Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Характеристика предприятий Республики Беларусь, производящих машины, транспортные средства и оборудование




В соответствии с общегосударственным классификатором экономической деятельности (ОКЭД) Республики Беларусь производство машин, оборудования и транспортных средств включает в свой состав следующий спектр выпускаемой продукции:

- производство машин и оборудования;

- производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования;

- производство транспортных средств и оборудования.

Исторически производство машин, оборудования и транспортных средств является ведущим видом экономической деятельности, локомотивом развития экономики Республики Беларусь. Данный вид экономической деятельности определяет положение страны в мирохозяйственных связях, при этом является наиболее зависимым производством от уровня инновационного развития, притока прямых иностранных инвестиций, а также совершенствования технологий в области уменьшения энерго- и материалоёмкости. Следовательно, основная функция данных видов экономической деятельности – производство конкурентоспособной экспортоориентированной продукции.

Основными факторами размещения предприятий вида экономической деятельности «Производство машин, оборудования и транспортных средств» являются потребительский фактор и трудоресурсный. Большинство предприятий данного вида экономической деятельности размещены в г. Минске и десяти крупнейших городах республики. Они были построены во времена СССР, что связано с выгодным экономико-географическим положением республики на кратчайших путях в Западную Европу, в непосредственной близости к странам СЭВ и Варшавского договора, развитой транспортной инфраструктурой и высокой обеспеченностью республики трудовыми ресурсами и квалифицированными кадрами.

На данный вид экономической деятельности в 2015 г. приходилось около 2319 организаций, что составляло приблизительно 17 % от всего количества организаций республики. На всех предприятиях данного вида работает около 270 тыс. чел., что составляет более 25 % среднесписочной численности работников промышленности. Общий объём промышленного производства машин, оборудования и транспортных средств составил в 2015 г. 107,9 трлн руб. или более 110 млрд долл. США, что составляет, в свою очередь, около 18 % от объёма продукции всей промышленности и более 19 % всей обрабатывающей промышленности республики.

Производство машин и оборудования является передовым, технологичны видом экономической деятельности. В региональном разрезе лидерство в производстве машин и оборудования принадлежит г. Минску (42,3 %) и Минской области (16,3 %). Наименьший удельный вес в производстве данной продукции принадлежит Гродненской (5,2 %) и Витебской (3,4 %) областям (рис. 2.1).

Рисунок 2.1 – Удельный вес областей и г. Минска в объёме промышленного производства по виду экономической деятельности «Производство машин и оборудования» в 2015 г., %

Производство механического оборудованияхарактеризуется выпуском различных видов двигателей, насосов, подшипников и других изделий. Республика Беларусь произвела в 2015 г. более 1 млн различных видов насосов, из них более 5 тыс. были вакуумными. В целом объём производства насосов зависит от рыночной конъюнктуры, т. к. данная продукция является экспортоориентированной. Крупнейшими предприятиями по выпуску насосного оборудования являются ОАО «Завод Промбурвод» и ЗАО «Гидродинамика» в г. Минске, а также ОАО «Пинский опытно-механический завод» (Брестская обл.). Представленные предприятия выпускают широкий спектр продукции от насосов для коммунального хозяйства до высоконадёжных насосов для нефтегазовой отрасли, как в области добычи, транспортировки, так и переработки углеводородов.

Традиционно в Республике Беларусь развито производство подшипников. Однако объёмы данного производства всё время сокращаются, что связано со снижением конкурентоспособности и общей потерей рынков сбыта продукции. Так в 2009 г. в республике было произведено более 16,5 млн подшипников, в то время как в 2014 г. – лишь около 4,8 млн штук, что говорит о падении выпуска продукции более чем в 3 раза. Выпуск подшипников сосредоточен в крупных городах и имеет повсеместное распространение во всех регионах республики, что связано с потребительским и трудоресурсным фактором размещения предприятий. Однако основные производительные мощности сконцентрированы на предприятии ОАО «Минский подшипниковый завод», который входит в десятку крупнейших предприятий Республики Беларусь и является одним из ведущих производителей подшипников в Восточной Европе и СНГ.

Производство подъёмно-транспортногооборудованияв Беларуси связано с производством башенных кранов и лифтов (20 и 10454 штук в 2014 г. соответственно). Крупнейшими предприятиями в производстве башенных кранов являются ОАО «Могилёвский завод «Строммашина» и ПЧУП «Белкран» (г. Минск), в производстве лифтов – ОАО «Могилёвлифтмаш» и ЗАО «Гомельлифт».

Производство подъёмно-транспортногооборудованияв Беларуси связано с производством башенных кранов и лифтов (20 и 10454 штук в 2014 г. соответственно). Крупнейшими предприятиями в производстве башенных кранов являются ОАО «Могилёвский завод «Строммашина» и ПЧУП «Белкран» (г. Минск), в производстве лифтов – ОАО «Могилёвлифтмаш» и ЗАО «Гомельлифт». В структуру холдинга, кроме непосредственно ОАО «МТЗ», входит ещё 9 предприятий: ОАО «Бобруйский завод тракторных деталей и агрегатов», ОАО «Витебский завод тракторных запасных частей», РДУП «Лепельский электромеханический завод», ОАО «Мозырский машиностроительный завод» и др. Конкурентоспособность продукции ОАО «МТЗ» связана, прежде всего, с надёжностью в эксплуатации, простотой в управлении, доступностью в техническом обслуживании и умеренными ценами.

Одним из крупнейших производителей сельскохозяйственной техники, входящим в число лидеров мирового рынка комбайнов и других сложных сельхозмашин, является холдинг «Гомсельмаш». Комбайны бренда «Палессе» работают в России, Украине, Казахстане, Чехии, Аргентине, Бразилии, Китае и других странах. Однако в 2014 г. в Беларуси было произведено менее 1000 зерноуборочных комбайнов, при этом отрасль испытывает спад производстваТакже крупным предприятием республики в области производства машин и оборудования для сельского и лесного хозяйства является ОАО «Лидсельмаш». Предприятие производит 51 наименование сельскохозяйственной техники – это картофелепосадочная и картофелеуборочная техника, почвообрабатывающая техника, сеялки, техника для уборки трав и кормов, лесная техника, коммунальная техника.

Основными центрами по производству станков являются Минск, Гомель, Витебск. Сокращение объёмов производства на действующих машиностроительных заводах и резкое уменьшение строительства новых заводов привели к существенному спаду в станкостроении. В региональном разрезе лидерство в производстве станков для обработки металлов принадлежит Витебской (48,1 %) и Гомельской (42,6 %) областям. Абсолютным лидером в производстве станков для обработки дерева и аналогичных твёрдых материалов является Могилёвская область (98,4 % всего производства), ведущими предприятиями которой являются ОАО «Техноприбор» и СООО «Завод Белмаш», созданное в 2014 г.

В республике производится целый ряд видов машин и оборудования для добычи полезных ископаемых и строительства: бульдозеры, грейдеры, самоходные дорожные катки, карьерные самосвалы и т. д. Динамика производства данных видов техники варьируется и зависит от мировой рыночной конъюнктуры. Одним из крупнейших производителей карьерных самосвалов в мире является предприятие ОАО «БелАЗ», которое расположено в г. Жодино Минской области. Ведущим предприятием Беларуси по производству дорожно-строительной, коммунальной, снегоуборочной, аэродромной, лесной, сельскохозяйственной и другой специальной техники и оборудования является холдинг «Амкодор» (г. Минск).). Ставка в ОАО «Амкодор» сделана на многофункциональность машин, современный дизайн и комфорт для оператора. Для того чтобы продукция предприятия оставалась конкурентоспособной и могла соперничать с ведущими мировыми брендами, серьёзное внимание уделяется качеству, улучшению сервисного и гарантийного обслуживания.

Общей тенденцией в производстве транспортных средств и оборудования является снижение объёмов производства традиционных видов продукции (велосипеды, двигатели внутреннего сгорания и т. д.) и увеличение объёмов производства новых видов продукции, не характерных советскому этапу развития страны (троллейбусы, легковые автомобили и т. д.).

Несмотря на достигнутые результаты в производстве машин и оборудования остро стоит проблема обновления технологической базы и диверсификации экспорта продукции. В сложившихся условиях основной задачей развития данного вида экономической деятельности является качественное улучшение производственного потенциала, снижение материало- и импортоёмкости продукции, повышение конкурентоспособности традиционных направлений специализации на основе технологического переоснащения

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...