Внешнеэкономическая деятельность предприятий, производящих машины, транспортные средства и оборудование в Республике Беларусь
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 В товарной структуре белорусского экспорта преобладают машины, оборудование, транспортные средства, запасные части и принадлежности к ним. Республика Беларусь ежегодно в среднем экспортирует: тракторов – около 25 тыс. штук (97% от их производства); грузовых автомобилей – около 10 тыс. штук (74% от их производства); машин и механизмов для уборки и обмолота сельскохозяйственных культур – около 20 тыс. штук (65% от их производства). О результатах работы организаций, занятых в отраслях «Производство машин, транспортных средств и оборудования» можно судить по данным, представленным в таблице 2.4 Таблица 2.4 – Основные показатели по виду экономической деятельности «Производство машин, транспортных средств и оборудования»
Рассмотрев показатели таблицы, можно заметить, что удельный вес отрасли в промышленности за 3 рассматриваемых годах остался практически неизменным. В связи с тем, что инвестиции в отрасль незначительны и постоянно сокращаются (с 1,4% в 2012 году по 1,1% в 2014), то и значительно снижается доля прибыли от реализации (с 4,7% до 1,1%). Это приводит к тому, что падает доля среднесписочной численности работников (-0,2 процентных пункта), и заработной платы (-10,8 процентных пунктов), это ведет за собой увольнение сотрудников и росту безработицы в стране. Кроме того, следует также отметить, что доля экспорта также уменьшилась (на 2,4 процентных пункта) вместе с соответствующим увеличением доли импорта.
Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата работников по виду экономической деятельности «Производство транспортных средств и оборудования» в 2014 г. составила 6687,2 тыс. руб., что на 111 % выше, чем в целом по промышленности. В региональном разрезе лидерство в производстве транспортных средств принадлежит Минску (53,7 %) и Могилёвской области (15,6 %). Наименьший удельный вес в производстве данной продукции принадлежит Гомельской (3,9 %) и Витебской (1,6 %) областям. Таким образом, можно прийти к выводу, что отрасль недостаточно развивается, а ее доля в промышленности ежегодно уменьшается. [16] Таблица 2.5 отражает товарную структуру экспорта и импорта машин, транспортных средств и оборудования. Согласно им, в 2014 г. объемы экспорта уменьшились в сравнении с 2013 г. (с 19,2% до 15,2% соответственно).Что касается импорта, его показатели в 2014 г. тоже уменьшились (с 27,1% до 25,3% соответственно), однако импорт превышает экспорт практически в два раза. Таблица 2.5 – Товарная структура экспорта и импорта вида экономической деятельности «Производство транспортных средств и оборудования» в стоимостном и процентном выражениях
Далее, в таблице 2.6, представлены данные об экспорте и импорте основных видов продукции производства машин, транспортных средств и оборудования и темпах роста. [17]
Таблица 2.6 – Экспорт, импорт основных видов продукции организаций промышленности по виду экономической деятельности «Производство машин, транспортных средств и оборудования» и темпы роста производства в 2013-2014гг.
Продолжение таблицы 2.5
Исходя из представленных данных в таблице 2.6, можно отметить, что большую долю в экспорте транспортных средств и оборудования занимают тракторы и седельные тягачи (54,5 тыс.шт в 2013 г. и 46,1 тыс.шт в 2014 г.), однако, видно, что по сравнению с 2013 г., в 2014 показатель уменьшился. Темп роста составляет 84,6%. Так же произведенные в стране части и принадлежности для автомобилей и тракторов экспортируются в большом количестве: 61,4 тыс.шт как в 2013, так и в 2014 гг. Темп роста составил 100%. Согласно данным, импорт машин и механизмов для уборки и обмолота сельскохозяйственных культур преобладает над экспортом практически в три раза, что говорит о слаборазвитом производстве данного направления в промышленности Беларуси. Импорт здесь составил 56,4 тыс.шт в 2013 г. и 71,2 тыс.шт в 2014 г. Таким образом, можно сделать вывод, что темпы роста 2014 г. по отношению к 2013 значительно увеличились в некоторых направлениях, что говорит о их развитий, а в некоторых остались без изменений, что свидетельствует о стабильности и устойчивости в развитии. Что касается внешнеэкономического сотрудничества, то Республика Беларусь поддерживает отношения более чем со 130 странами мира. В структуре внешнеторгового оборота около 2/3 объема приходится на страны СНГ, доля России в котором достигает почти 50% по данным 2015 г. На втором месте - развитые страны Западной Европы. Далее - европейские страны с переходной экономикой, развивающиеся страны Азии, страны Северной Америки, Южной Америки, Африки, Ближнего Востока, развитые страны Азии, Карибского бассейна, Австралии и Океании. [18] На рисунке 2.2 по данным 2015 г. представлены основные торговые партнеры Республики Беларусь по виду экономической деятельности «Производство машин, транспортных средств и оборудования» (в процентных пунктах). [19]
Рисунок 2.2 – Основные торговые партнеры РБ по виду экономической деятельности «Производство машин, транспортных средств и оборудования» Чтобы корректно оценить внешнеэкономическую деятельность предприятий, занимающихся производством машин, транспортных средств и оборудования, требуется рассмотреть все показатели в таблице 2.7. Таблица 2.7 – Внешнеэкономическая деятельность организаций промышленности по виду экономической деятельности «Производство машин, транспортных средств и оборудования»
Анализируя данную таблицу, можно выделить несколько тенденций. С 2012 по 2014 гг. уменьшался как экспорт (с 1926,7 по 1102,0 млн. долл.), так и импорт (с 1323,6 по 1010,9 млн. долл.). Это снижение происходит в прогрессирующих масштабах. В то же время сальдо внешней торговли уменьшается, с 18,7% в 2012 г. по 3,8% в 2014 г., хотя и остается положительным. Это связано с тем, что белорусы стали меньше покупать у других стран, а также меньше производить сами. Можно выделить, что и экспортная, и импортная квоты становятся меньше с каждым годом. Все эти тенденции являются отрицательными, а это значит, что отрасль слабо развивает внешнюю торговлю. Положительным фактором является только то, что импорт не превышает экспорт продукции, а, значит, данная отрасль еще не все потеряла. Внешнеторговый оборот ежегодно снижается (с 3250,3 млн. долл. в 2012 г. по 2112,9 млн. долл. в 2014 г.), что отрицательным образом сказывается на экономике страны в настоящем и будет иметь такое же влияние и в будущем, если не принять действенные меры по модернизации отрасли и производству продукции, в большей степени ориентированной на экспорт, а не пользование внутри страны. [20]
Таким образом, можно сделать вывод, что ситуация в отрасли «производство машин, транспортных средств и оборудования» в РБ с каждым годом ухудшается. Поэтому белорусским предприятиям нужно развивать свою конкурентоспособность с помощью поиска новых рынков сбыта, расширения номенклатуры высокотехнологичной продукции, использования инновационных технологий в производстве и улучшения качества продукции.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|