Гипотеза о структурной ограниченности объёма кратковременной памяти как пример методологически дефектной гипотезы
Рассмотрим важный для психологии пример. Много лет существует гипотеза о том, что объём кратковременной памяти (обычно обозначаемой аббревиатурой КП) изначально ограничен и лежит в пределах от 5 до 9 знаков. Гипотеза является обобщением многовековых наблюдений и накопленных с конца XIX в 1См. подробнее Аллахвердов В. М. Ук. соч., с. 143. 2 Лейбниц Г. В. Соч.. 2. М„ 1983, с. 286. экспериментальных данных: после однократного предъявления ряда знаков на короткое время испытуемый способен воспроизвести 7 или около того знаков. «Эти эксперименты, — пишет Р. Солсо, — проводились на протяжении всего этого века с применением самых разных мелких предметов, включая бобы, бессмысленные слоги, числа, слова и буквы, но результат был неизменен»'. Можно ли считать, что разнообразие запоминаемого материала обеспечило независимую проверку этой гипотезы? Нет, потому что эксперименты ничего не говорят о какой-либо изначальной (структурной) ограниченности объёма КП. Они лишь показывают, что — простите за повтор — после однократного (кратковременного) предъявления ряда знаков испытуемый способен воспроизвести 7 или около того знаков. Поэтому-то с методологической точки зрения необходимо, чтобы из гипотезы о структурной ограниченности памяти были сделаны проверяемые в эксперименте логические выводы, предсказывающие получение совершенно других данных, никак не связанных с обычной процедурой измерения объёма КП. Затем следует провести эксперимент, а его результаты сопоставить с предсказанными. Конечно, сама гипотеза об ограниченности объёма КП не слишком хорошо логически проработана: неясно, о каких знаках идет речь (7 слов человек запоминает почти так же легко, как 7 букв); при этом человек, чтобы запомнить эти знаки, должен дополнительно помнить многое другое: инструкцию, собственные ответы и т. д. Позднее к этому мы ещё вернёмся. Но всё же из гипотезы должны следовать какие-либо выводы!
Вот и посмотрим, соответствуют ли опытные данные следствиям, которые из гипотезы можно вывести. Первое возможное следствие: не существует людей, которые могут запомнить более 9 знаков. Это следствие неверно. Такие люди существуют. Например, среди моих испытуемых, не обладающих феноменальной памятью, встречались люди, способные запомнить и 10, и 12 знаков. В описанном А. А. Крыловым исследовании некоторые испытуемые были способны запомнить набор из 21 цифры 2. Гипотеза неверна? Отнюдь! Всегда существует способ защитить гипотезу от опровержения путём горопизирования. Гипотеза может быть скорректирована за счёт новых (ослабленных) требований к точности: объём кратковременной памяти составляет в среднем около 7 знаков, но иногда и в два раза больше. Гипотеза ' Солсо Р. Когнитивная психология. М., 1996, с. 179, 2 Крылов А. А. Человек в автоматизированных системах управления. Л., 1972. также может быть сохранена в прежнем виде при новом допущении: например, при условии, что существует особая группа испытуемых, не подпадающая под общее правило, Скажем, они могут быть отнесены к категории людей с исключительным объёмом кратковременной памяти. Поэтому данные, полученные у испытуемых особой группы, вполне можно рассматривать как нехарактерные. Аналогично, при встрече с испытуемыми, которые вообще не могут запомнить ни одного знака и даже уверяют, что им вообще ничего не предъявлялось ', гипотеза будет сохранена: эти испытуемые, скажет учёный, страдают амнезией, а потому эти данные никакого отношения к объёму кратковременной памяти не имеют. Второе возможное следствие: один и тот же испытуемый всегда воспроизводит фиксированный объём разных знаков. Это следствие легко опровергается экспериментами. Мало того, измеренный одним и тем же способом объём КП может несколько изменяться. Известно, что измеренные объёмы КП отличаются у одного и того же испытуемого в зависимости от способа предъявления информации. Одни лучше запоминают на слух, другие — зрительно. А при совместном предъявлении и зрительной, и слуховой информации объём воспроизведения возрастает у всех. Так, например, объём КП испытуемых О. Ф. Потёмкиной — 6-7 знаков (букв и цифр) как при зрительном предъявлении, так и при предъявлении только на слух. Этот объём вырос при предъявлении одновременно на слух и зрительно одной и той же информации до 7-8 знаков, а при предъявлении различающейся информации — даже до 10-11 букв и цифр2. Разумеется, и такие данные не опровергают гипотезу. Достаточно ввести новые допущения: существует не один блок кратковременной памяти, а несколько: зрительный, слуховой и т. д. Мол, различные соотношения объёмов слуховой и зрительной КП объясняются существованием структурных индивидуальных различий в воспроизведении знаков разной модальности. А при бимодальном предъявлении знаков задействован не один объём КП, а два. (Правда, не совсем ясно, почему общий объём не увеличивается вдвое, но здесь снова легко погоропизировать...)
'Такое тоже бывает. Э. Клапаред описал бо4Пьного с корсаковским синдромом, получившем при рукопожатии с врачом укол иглой в руку. Больной остерегался в дальнейшем подавать руку этому врачу, хотя и уверял, что никогда раньше его не видел, — см. Лурия А. Р. Нейропсихология памяти, М.. 1974, с. 30. 2 Потёмкина О. Ф. Объём кратковременной памяти человека при моно- и бимодальном способах предъявления информации. // Системный подход к психофизиологической проблеме. М.. 1982, с. 112-115. Третье возможное следствие: один и тот же испытуемый воспроизводит фиксированный объём более-менее одинаковых знаков. Это тоже неверно. Число правильно воспроизведённых слов из списка в 10, 20 или 40 слов последовательно увеличивается. Но и такая экспериментальная критика не опровергает гипотезу. Можно сказать, например, что при запоминании длинных списков самые первые знаки в списке уже переходят из кратковременной памяти в долговременную!1 Однако такое утверждение — не более, чем игра терминами. Ведь гипотеза о существовании объёма КП связана с невозможностью для испытуемого хранить в своем сознании более 7-9 однократно предъявленных знаков, что методически иногда решается кратковременным предъявлением стимульной информации. Гипотеза о кратковременном её хранении — очередное ни на чём не основанное допущение. Неужели одно слово мы всегда храним только очень короткое время, а вот десять уже сможем хранить долго? Необходимо специальное объяснение, почему при одноразовом предъявлении информации удаётся запомнить больше слов в более длинных рядах.
Четвёртое возможное следствие: разные способы проверки объёма запоминания дают примерно одинаковые результаты. Далее мы рассмотрим эксперименты, показывающие, что это неверно. Пока ограничимся хорошо известным фактом, что человек способен опознать больше знаков, чем воспроизвести. В одном из исследований испытуемому однократно предъявляли 11 000 слайдов с задачей их последующего опознания. Результат — испытуемые дают свыше 90% правильных ответов. Б. М. Величковский комментирует эти данные так: «не удалось установить пределов зрительной долговременной памяти»2. Сам Величковский предъявляет испытуемым 940 цветных слайдов с видами новостроек в различных городах. Время предъявления — 1 и 4 с. При тестировании даже спустя пять недель «успешность опознания достоверно превышала нулевое значение»3. Таким образом, испытуемым однократно и на короткое время (1 с!) предъявляются слайды с достаточно сложным изображением, испытуемый сохраняет их в памяти в большом количестве, но исследователи считают, что они изучают не кратковременную, а долговременную память, поскольку, мол, хранится эта информация долго. ' Ср. Аткинсон Р. Человеческая память и процесс обучения. М., 1980. с. 33-52. 2 Зинченко В. П., Величковский Б. М., Вучетич Г. Г. Функциональная структура зрительной памяти. М., 1980, с. 147.
3Там же, с. 153. 82 Пятое возможное следствие: семь знаков (точнее: семь знаков плюс или минус два) является характеристикой именно памяти, а не каких-либо иных процессов. И это следствие противоречит опыту. Так, время реакции возрастает с увеличением числа альтернатив до тех пор, пока число альтернатив не возрастет до 6-10. Некоторые исследователи получили аналогичные данные для времени опознания, которое тоже возрастает в зависимости от числа альтернатив: примерно до 10 альтернатив. В других экспериментах обнаружилось, что, если предъявлять на экране беспорядочно составленные из точек изображения на время 200 мс, то испытуемые не способны без ошибок определить число точек, если оно больше семи. Лингвисты подвергли анализу звуки человеческой речи и выяснили, что существует не более 8-10 отличительных признаков, посредством которых одна фонема отличается от другой. И т. д. Итак, во всех случаях, когда удаётся установить некую верхнюю границу возможностей сознания по переработке информации, эта граница лежит в пределах 5-10 знаков со средним значением где-то около 7. Следовательно, гипотеза об ограниченном объёме кратковременной памяти, казалось бы, должна была быть заменена на другую: существует универсальная психологическая константа, предопределённая логикой работы сознания по переработке информации. Тогда частным проявлением именно этой константы, а не структурных ограничений на кратковременную память, является невозможность для человека сознательно воспроизвести больше 5-9 знаков. Однако такой вывод сделан не был, ведь его принятие означало бы отказ от первоначальной идеи структурной ограниченности КП. Измеренный объём в разные исторические эпохи разными исследователями, именуемый объёмом КП, назывался и объёмом восприятия, и объёмом внимания, и объёмом сознания, и объёмом актуального сознания... То, что этот объём представляет собой какую-то важную психологическую константу, понимал ещё В. Вундт. Он писал: «Шесть простых впечатлений представляют собой границу объёма внимания. Так как эта величина одинакова для слуховых и для зрительных впечатлений, данных как последовательно, так и одновременно, то можно заключить, что она означает не зависимую от специальной области чувств психическую постоянную»'. Тем не менее, даже блистательный Дж. Миллер, как никто другой привлёкший внимание к этой константе, уходит от её серьёзного обсуждения. Вот его текст: «Как же обстоит дело с магическим числом 7? Что можно сказать о 7 чудесах света, о 7 морях, о
' Вундт В. Введение в психологию. М., 1912, с- 32.
7 смертных грехах, о 7 дочерях Атланта— Плеядах, о 7 возрастах человека, 7 кругах ада, 7 основных цветах, 7 тонах музыкальной шкалы или о 7 днях недели? Что можно сказать о семизначной оценочной шкале, о 7 категориях абсолютной оценки, о 7 объектах в объёме внимания и о 7 единицах в объёме непосредственной памяти?.. Вероятно, за всеми этими семёрками скрывается нечто очень важное и глубокое, призывающее нас открыть его тайну. Но я подозреваю, что это только злое пифагорейское совпадение»'. Вот так. Если вы видите за этими цифрами нечто большее, чем случайное совпадение, то вы — поклонник числовой мистики. И, чтобы было ближе к Пифагору, свалил в одну кучу и семь чудес света, и дочерей Атланта, и объём внимания. Как уже говорилось, гипотезы отвергаются только наличием других гипотез, а не лавиной опровергающих фактов. Но, конечно же, эта лавина должна настораживать исследователей и предупреждать их о сомнительности (дефектности) выдвинутой гипотезы — в данном случае гипотезы о существовании структурной ограниченности объёма КП. Несоответствие опыта и предсказаний побуждает исследователей к коррекции гипотезы, к изменениям формулировок, к горопизмам — новым дополнительным гипотезам, но в отсутствие другого объяснения не приводит к отказу от неё. Стоит помнить: спасти гипотезу от опровержения можно всегда — если, конечно, очень хочется.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|