Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сотрудничество России с другими странами в области экологии




 

Международное сотрудничество Российской Федерации в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности развивается в рамках многосторонних конвенций и соглашений, международных организаций, а также двусторонних договоров и соглашений со странами СНГ, ближнего и дальнего зарубежья.

Российская Федерация осуществляет международное сотрудничество в области охраны окружающей среды в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации в области охраны окружающей среды. Россией продолжено международное сотрудничество по восьми основным программам в рамках ЮНЕП, в частности, по решению проблем Аральского и Черного морей, озера Байкал, по преодолению последствий аварии на Чернобыльской АЭС.

Среди результатов сотрудничества с Европейской экономической комиссией ООН (ЕЭК) следует выделить подготовку конвенций по трансграничным последствиям промышленных аварий, по охране и использованию трансграничных водных путей и международных озер. В Белграде (Сербия) 10-12 октября 2007 года состоялась шестая общеевропейская конференция министров «Окружающая среда для Европы», в которой приняла участие комплексная российская делегация.

Продолжается сотрудничество страны с Всемирной метеорологической организацией (ВМО) по Программе службы погоды. В рамках проекта «Человек и биосфера» (МАЕ) продолжается работа по развитию международной сети биосферных заповедников, разработан ряд проектов по Международной гидрологической программе.

Во Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) осуществляется работа по решению проблем здравоохранения и окружающей среды, питьевого водоснабжения и санитарии, безопасных химических веществ.

Взаимодействие с МАГАТЭ включает проведение экспертизы уровня безопасности АЭС, обращение с радиоактивными отходами.

Центральное место в сотрудничестве с неправительственными экологическими организациями занимала подготовка к КОСР-92. В 1991 году Россия стала членом Международного союза охраны природы и природных ресурсов (МЕОП).

В рамках многосторонних конвенций и соглашений продолжается сотрудничество по совместной программе наблюдения и оценки распространения загрязняющих воздух веществ в Европе (ЕМЕП) в рамках Хельсинской комиссии по защите морской среды района Балтийского моря (ХЕЛКОМ) [8].

Активно развивается сотрудничество с Всемирным союзом охраны природы (МСОП). В ходе встречи российских представителей с Руководителем Программы сотрудничества со странами Восточной Европы и СНГ были определены проблемы и перспективы природоохранного сотрудничества, в том числе по реализации инициативы МСОП «Обратный отсчет-2010» (снижение темпов потери биоразнообразия к 2010 году).

Кроме того, осуществляется также взаимодействие по линии Комиссии ООН по устойчивому развитию (КУР), Программы развития ООН (ПРООН), Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), Организации Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО), Программы природоохранного сотрудничества в Северо-Восточной Азии (НЕАСПЕК) в рамках Экономической и социальной комиссии для Азии и стран Тихого океана (ЭСКАТО), Совета государств Балтийского моря (СГБМ), Организации Черноморского экономического сотрудничества (ЧЭС), форума Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС), Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), Глобального экологического фонда (ГЭФ) и других международных организаций и форумов.

На добровольной основе с учетом национального законодательства Российская Сторона принимает участие в экологическом сопровождении проекта строительства Северо-Европейского газопровода «Северный поток» (Nord Stream). По вопросам, касающимся природоохранных аспектов реализации проекта, российские специалисты совместно с представителями заинтересованных стран проводили в 2007 году регулярные консультации в Финляндии, Швеции, Германии и Дании. На 7-м заседании рабочей группы представителей стран, на территории которых планируется строительство морского участка трассы Северо-Европейского газопровода (Швеция, Стокгольм, 2007 год) Российская Сторона представила доклад о результатах проведения Ростехнадзором государственной экологической экспертизы материалов предпроектной документации по строительству Северо-Европейского газопровода.

Российская Федерация в течение многих лет является активным участником Всемирного водного партнерства. Важное место в осуществлении государственной политики в области использования и охраны водных объектов уделяется международному сотрудничеству на основе двусторонних и многосторонних соглашений и, в первую очередь, в рамках подписанной в 1992 году Конвенции ЕЭК по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер.

Российская Федерация осуществляет сотрудничество в рамках заключенных соглашений о совместном использовании и охране трансграничных водных объектов с сопредельными государствами Финляндией, Украиной, Казахстаном, Монголией, Эстонией, Белоруссией.

Международное сотрудничество осуществляется также в рамках межправительственных комиссий со странами ближнего и дальнего зарубежья (Азербайджан, Сирия, ЮАР и др.).

Основными целями международного сотрудничества являются также дальнейшая интеграция России в мировое лесное сообщество с учетом выполнения принятых обязательств по межправительственным договорам, соглашениям, протоколам, а также использование результатов международного сотрудничества и мирового передового опыта в целях обеспечения стабильных и благоприятных условий для реализации преобразований российского лесного сектора на основе положений нового Лесного кодекса Российской Федерации.

Осуществляется и двухстороннее сотрудничество на межправительственном и межведомственном уровнях. Действуют более 20 соглашений, в том числе подписаны соглашения с Австрией, Испанией, Нидерландами, Румынией, Японией. Развитие связей с Финляндией направлено на улучшение экологической обстановки в сопряженных регионах (снижение загрязнения бассейна Балтийского моря, реконструкция комбината «Печенганикель»), приграничных районах Финляндии, Республики Карелия и России, проведение совместных работ в международных заповедниках и национальных парках.

Экологический сектор традиционно занимает особое место в развитии Российско-Германского сотрудничества. Успешно осуществляется обмен опытом и реализация совместных проектов российскими и германскими производственными предприятиями, экологическими консалтинговыми компаниями, аналитическими лабораториями, муниципальными, научными и общественными организациями, городами-партнерами в России и Германии. Резко увеличилось количество связанных с экологией российско-германских форумов разного уровня и тематической направленности, проводимых как в России, так и в Германии. В 1992 году подписано межправительственное соглашение о российско-германском сотрудничестве в области охраны окружающей среды, в рамках которого создан Координационный совет и рабочие группы по базовым направлениям. Ряд экологических проектов в России получил финансовую поддержку германских фондов (таких, как Германский федеральный фонд «Окружающая среда» и др.) и инвесторов. 9-12 июня 2003 года в Москве состоялись презентации и ряд форумов земли Северный Рейн-Вестфалия с участием многих немецких компаний различного профиля, в том числе экологического (в частности, Agroisolab GmbH, WTE Wassertechnik GmbH и др.).

По линии сотрудничества с Данией 1 февраля 2007 года в Копенгагене состоялись переговоры делегации Ростехнадзора с представителями Агентства по охране окружающей среды Дании (ДАООС). Обсуждались вопросы реализации демонстрационного проекта по снижению выбросов ртути в атмосферу в северо-западном регионе Российской Федерации, осуществляемого в рамках Программы действий Арктического Совета по борьбе с загрязнением Арктики (АКАП).

Итоги сотрудничества с Австрией подведены на заседании Рабочей группы по экологии (Россия, г. Киров, 2007 год). В Кирове 10-13 сентября состоялась международная конференция по вопросам сотрудничества в области утилизации твердых бытовых и промышленных отходов, организованная при поддержке МПР России, Администрации Кировской области, Комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды Кировской области, Торгового представительства Австрии в Российской Федерации.

По линии сотрудничества с Китаем подписано Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о рациональном использовании и охране трансграничных вод.

Защита Балтийского моря от загрязнения остается одним из приоритетов сотрудничества с Литвой.

По линии сотрудничества с Нидерландами определены следующие приоритетные направления: управление водными ресурсами и улучшение качества воды, управление в области лесного хозяйства, охрана природы и природопользование.

Приоритетные направления сотрудничества с Норвегией: охрана морской среды, управление биоразнообразием Баренцового региона, снижение загрязнения, программа «Чистое производство», приграничное сотрудничество, охрана культурного наследия, национальный парк «Русская Арктика», исследование радиоактивного загрязнения, экологическая безопасность при морской транспортировке нефти вдоль берегов России и Норвегии.

Основные направления совместной деятельности России и Финляндии: охрана Финского залива от загрязнения, безопасность морского транспорта, сотрудничество по линии Киотского протокола.

По линии сотрудничества со Швецией определены следующие направления: управление и охрана водных ресурсов, охрана окружающей среды и управление биоразнообразием, охрана окружающей среды и наилучшие имеющиеся технологии, экологическое образование, региональное сотрудничество.

По линии сотрудничества с Японией в 2007 году в рамках Смешанной Российско-Японской комиссии по охране окружающей среды создана российско-японская Рабочая группа по охране лесов Сибири и Дальнего Востока.

Продолжается работа по активизации сотрудничества между странами СНГ в области охраны окружающей среды. Расширяется нормативная правовая база взаимодействия по указанному направлению. Подписаны Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Молдова о сотрудничестве в области охраны окружающей среды. Начата работа по подготовке проекта межправительственного Соглашения в области охраны окружающей среды с Республикой Узбекистан. В соответствии с программой действий Республики Беларусь и Российской Федерации по реализации положений Договора о создании Союзного государства в области охраны окружающей среды возобновлена подготовка совместной программы «Гармонизация законодательной и нормативно-методической базы в области охраны окружающей среды Республики Беларусь и Российской Федерации в 2010-2011 годах». По линии сотрудничества России с Республикой Казахстан особое внимание уделяется проблеме оценки экологической устойчивости участков территорий Казахстана, арендованных Российской Федерацией для осуществления ракетно-космической деятельности, оценки санитарно-гигиенической ситуации в населенных пунктах Казахстана, прилегающих к районам осуществления ракетно-космической деятельности.

В рамках переговоров с Украиной по разграничению Азовского и Черного морей, а также Керченского пролива подготовлен проект Соглашения между Правительством Российской Федерации и Кабинетом Министров о защите морской среды Азовского моря и Керченского пролива. Состоялись заседания Рабочей группы по вопросам экологической безопасности и охраны окружающей среды Подкомиссии по вопросам функционирования Черноморского флота Российской Федерации и его пребывания на территории Украины.

Россия, на долю которой приходится значительная часть экосистем, практически не затронутых хозяйственной деятельностью (более 1/3 территории России, в том числе опорный стабилизирующий блок биосферы - Сибирь), непременно будет играть все более возрастающую роль в решении экологических проблем всего мирового сообщества.

6.
Перспективы международного сотрудничества в области экологии

 

Международное сотрудничество в области экологии постоянно развивается и совершенствуется, создаются новые формы взаимодействия государств с целью охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов. Ежегодно заключается все большее количество различных договоров, актов, нормативно-правовых документов, так или иначе затрагивающих вопросы охраны природной среды. Долгосрочное сотрудничество между государствами в области охраны окружающей среды, закрепленное в уже существующих двухсторонних Соглашениях, как правило, автоматически продлевается на последующие периоды.

Среди важнейших задач, которые различные страны могли бы решать совместно, можно выделить следующие:

·   разработка и внедрение процедуры ОВОС (оценок воздействия на окружающую среду) и экологического аудита, особенно на местном и региональном уровне;

·   совместная разработка и внедрение новых экологических технологий и методик;

·   продвижение нового экологического оборудования и приборов, развитие совместных производств;

·   развитие законодательной и нормативной базы в области экологии;

·   привлечение инвестиций и льготного кредитования экологических проектов (в том числе в области энергетики, сельского хозяйства, транспорта, телекоммуникаций, приборостроения, освоения и рационального использования природных ресурсов, обращения с отходами, очистки вод и многое др.);

·   экологическое образование и просвещение, включая повышение квалификации специалистов-экологов.

В настоящее время особую актуальность приобретают специализированные мероприятия, такие как форумы - выставки, где российские и зарубежные участники могут не только всесторонне обсудить существующие экологические проблемы и предложить различные варианты их решения, но также продемонстрировать новое оборудование по очистке промышленных выбросов и расширить партнерские связи.

 


Заключение

 

На протяжении длительного времени проблемы загрязнения и деградации природных ресурсов рассматривались как сугубо локальные, не выходящие за пределы национальных границ.

В настоящее время стало расти понимание того, что, участвуя в решении интернациональных проблем охраны природной среды, каждая страна не только вносит свой вклад в дело сохранения общего наследия, но и эффективно способствует улучшению экологической ситуации у себя дома.

На современном этапе ни одна страна мира, как бы богата и развита она ни была, не может автономно решить весь спектр экологических проблем, которые сопутствуют человеку в его повседневной жизни. Нужны четкие согласованные усилия всех государств, координация их действий на международно-правовой основе, чтобы обеспечить выход мирового сообщества из экологического кризиса.

Мировое сообщество с каждым годом все активнее принимает участие в решении глобальных экологических проблем современности. Это проявляется, прежде всего, в росте числа проводимых на международном уровне форумов и конференций экологической направленности, постоянном увеличении количества международных правительственных и неправительственных организаций. Все больше государств присоединяется к международным Конвенциям и Соглашениям по охране окружающей среды.

Однако, несмотря на значительные достижения в сфере международного сотрудничества по вопросам экологической безопасности и охраны окружающей среды, есть и определенные трудности.

Переход к постиндустриальному обществу и усиленное внимание к охране природы охватили пока только высокоразвитые страны Европы и Северной Америки и то не полностью. Этот процесс не коснулся, по меньшей мере, половины населения Земли. Я думаю, что нереально ожидать, чтобы люди, находящиеся на грани выживания, думали о перспективе устойчивого развития в планетарном масштабе. Залогом перехода к обществу, живущему в гармонии с природой, может стать только эффективная помощь развивающимся странам со стороны богатых стран.

экологический ущерб загрязнение охрана


Список источников

 

1. Бекяшев К.А. Международное публичное право: учебник / Л.П. Ануфриева, Д.К. Бекяшев, К.А. Бекяшев, В.В. Устинов [и др.]. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2005. - 784 с.

2. Вронский В.А. Прикладная экология. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. - 509 с.

.   Гальперин М.В. Экологические основы природопользования: учебник / М.В. Гальперин. - М.: ФОРУМ, 2003. - 256 с.

.   Коробкин В.И., Передельский Л.В. Экология. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. - 227 с.

.   Маврищев В.В. Основы экологии: учебник / В.В. Маврищев. - Минск: Выш. шк., 2007. - 447 с.

.   Международные соглашения по охране природы: сб. документов / сост. В.А. Чичварин. - М.: Юрид. лит., 1966. - 420 с.

.   Николайкин Н.И. Экология: учебник для вузов / Н.И. Николайкин, Н.Е. Николайкина, О.П. Мелехова. - 3-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2004. - 624 с.

.   Степановских А.С. Экология: учебник для вузов / А.С. Степановских. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. - 703 с.

.   Чернова Н.М., Былова А.М. Общая экология. - М.: Дрофа, 2007. - 416 с.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...