Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

К концу года ребенок может




• Различать, из каких частей составлена группа предметов, называть их характерные особенности (цвет, размер, назначение).

• Считать до 5 (количественный счет), отвечать на вопрос «Сколько всего?».

• Сравнивать количество предметов в группах на основе счета (в пределах 5), а также путем поштучного соотнесения предметов двух групп (составления пар); определять, каких предметов больше, меньше, каких равное количество.

• Сравнивать два предмета по величине (больше – меньше, выше – ниже, длиннее – короче, одинаковые, равные) на основе приложения их друг к другу или наложения.

• Различать и называть круг, квадрат, треугольник, шар, куб, знать их характерные отличия.

• Определять положение предметов в пространстве по отношению к себе (впереди – сзади, вверху – внизу); двигаться в нужном направлении по сигналу: вперед и назад, вверх и вниз (по лестнице).

• Различать правую и левую руки.

• Определять части суток.

Прог­рам­мный ма­тери­ал для стар­шей груп­пы

Ко­личес­тво и счет

Учить соз­да­вать мно­жес­тва (груп­пы пред­ме­тов) из раз­ных по ка­чес­тву эле­мен­тов (пред­ме­тов раз­но­го цве­та, раз­ме­ра, фор­мы, наз­на­чения; зву­ков, дви­жений); раз­би­вать мно­жес­тво на час­ти и вос­со­еди­нять их; ус­та­нав­ли­вать от­но­шения меж­ду це­лым мно­жес­твом и каж­дой его частью, по­нимать, что мно­жес­тво боль­ше час­ти, а часть мень­ше це­лого мно­жес­тва; срав­ни­вать раз­ные час­ти мно­жес­тва на ос­но­ве сче­та и со­от­не­сения эле­мен­тов (пред­ме­тов) один к од­но­му; оп­ре­делять боль­шую (мень­шую) часть мно­жес­тва или их ра­венс­тво.

Учить счи­тать до 10; пос­ле­дова­тель­но зна­комить с об­ра­зова­ни­ем каж­до­го чис­ла в пре­делах 5–10 (на наг­лядной ос­но­ве).

Срав­ни­вать ря­дом сто­ящие чис­ла в пре­делах 10 на ос­но­ве срав­не­ния кон­крет­ных мно­жеств; по­лучать ра­венс­тво из не­равенс­тва (не­равенс­тво из ра­венс­тва), до­бав­ляя к мень­ше­му ко­личес­тву один пред­мет или уби­рая из боль­ше­го ко­личес­тва один пред­мет («7 мень­ше 8; ес­ли к 7 до­бавить один пред­мет, бу­дет по 8, по­ров­ну», «8 боль­ше 7; ес­ли из 8 пред­ме­тов уб­рать один, то ста­нет по 7, по­ров­ну»).

От­счи­тывать пред­ме­ты из боль­шо­го ко­личес­тва по об­разцу и за­дан­но­му чис­лу (в пре­делах 10).

Счи­тать пред­ме­ты на ощупь, счи­тать и вос­про­из­во­дить ко­личес­тво зву­ков, дви­жений по об­разцу и за­дан­но­му чис­лу (в пре­делах 10).

Поз­на­комить с по­ряд­ко­вым сче­том в пре­делах 10, учить раз­ли­чать воп­ро­сы: «Сколь­ко?», «Ко­торый?» («Ка­кой?») и пра­виль­но от­ве­чать на них.

Про­дол­жать фор­ми­ровать пред­став­ле­ние о ра­венс­тве: оп­ре­делять рав­ное ко­личес­тво в груп­пах, сос­то­ящих из раз­ных пред­ме­тов; пра­виль­но обоб­щать чис­ло­вые зна­чения на ос­но­ве сче­та и срав­не­ния групп (здесь 5 пе­туш­ков, 5 мат­ре­шек, 5 ма­шин – всех иг­ру­шек по­ров­ну – по 5).

Уточ­нять по­нима­ние не­зави­симос­ти чис­ла от ве­личи­ны пред­ме­тов, рас­сто­яния меж­ду пред­ме­тами, фор­мы, их рас­по­ложе­ния, а так­же нап­равле­ния сче­та (спра­ва на­лево, сле­ва нап­ра­во, с лю­бого пред­ме­та).

Поз­на­комить с ко­личес­твен­ным сос­та­вом чис­ла из еди­ниц в пре­делах 5 на кон­крет­ном ма­тери­але: 5 – это один, еще один, еще один, еще один и еще один.

Фор­ми­ровать по­нятие о том, что пред­мет (лист бу­маги, лен­та, круг, квад­рат и др.) мож­но раз­де­лить на нес­коль­ко рав­ных час­тей (на две, че­тыре). Учить на­зывать час­ти, по­лучен­ные от де­ления; срав­ни­вать це­лое и час­ти, по­нимать, что це­лый пред­мет боль­ше каж­дой сво­ей час­ти, а часть мень­ше це­лого.

Ве­личи­на

Учить ус­та­нав­ли­вать раз­мерные от­но­шения меж­ду 5–10 пред­ме­тами раз­ной дли­ны (вы­соты, ши­рины) или тол­щи­ны: сис­те­мати­зиро­вать пред­ме­ты, рас­по­лагая их в воз­раста­ющем (убы­ва­ющем) по­ряд­ке по ве­личи­не; от­ра­жать в ре­чи по­рядок рас­по­ложе­ния пред­ме­тов и со­от­но­шение меж­ду ни­ми по раз­ме­ру: «Ро­зовая лен­та – са­мая ши­рокая, крас­ная – нем­но­го уже, фи­оле­товая – еще уже, но она ши­ре ко­рич­не­вой, а чер­ная уже ко­рич­не­вой и всех ос­таль­ных лент: ко­рич­не­вой, крас­ной, фи­оле­товой, ро­зовой.

Срав­ни­вать два пред­ме­та по ве­личи­не (дли­не, ши­рине, вы­соте) опос­ре­дован­но – с по­мощью треть­его (ус­ловной ме­ры), рав­но­го од­но­му из срав­ни­ва­емых пред­ме­тов.

Раз­ви­вать гла­зомер де­тей, уме­ние на­ходить в спе­ци­аль­но ор­га­низо­ван­ной об­ста­нов­ке пред­ме­ты длин­нее (ко­роче), вы­ше (ни­же), ши­ре (уже), тол­ще (тонь­ше) об­разца и рав­ные ему.

Фор­ма

Поз­на­комить де­тей с ова­лом на ос­но­ве срав­не­ния его с кру­гом и пря­мо­уголь­ни­ком.

Дать пред­став­ле­ние о че­тыре­хуголь­ни­ке: под­вести к по­нима­нию то­го, что квад­рат и пря­мо­уголь­ник яв­ля­ют­ся раз­но­вид­ностя­ми че­тыре­хуголь­ни­ка.

Раз­ви­вать ге­омет­ри­чес­кую зор­кость: уме­ние ана­лизи­ровать и срав­ни­вать фор­му зна­комых пред­ме­тов, на­ходить в бли­жай­шем ок­ру­жении пред­ме­ты оди­нако­вой и раз­ной фор­мы: кни­ги, кар­ти­ны, оде­яла, крыш­ки сто­лов – пря­мо­уголь­ные; под­но­сы и блю­до – оваль­ные; та­рел­ки, крыш­ки и дно у кас­трюль – круг­лые и т. д.

Ори­ен­ти­ров­ка в прос­транс­тве

Со­вер­шенс­тво­вать уме­ние ори­ен­ти­ровать­ся в ок­ру­жа­ющем прос­транс­тве, по­нимать смысл прос­транс­твен­ных от­но­шений: ввер­ху – вни­зу, впе­реди (спе­реди) – сза­ди (за), сле­ва – спра­ва, меж­ду, ря­дом с, око­ло; дви­гать­ся в за­дан­ном нап­равле­нии, ме­няя его по сиг­на­лу, а так­же в со­от­ветс­твии со зна­ками – ука­зате­лями нап­равле­ния дви­жения (впе­ред, на­зад, на­лево, нап­ра­во и т. п.); оп­ре­делять свое мес­то­нахож­де­ние сре­ди ок­ру­жа­ющих лю­дей и пред­ме­тов: «Я стою меж­ду Олей и Та­ней, за Ми­шей, по­зади (сза­ди) Ка­ти, пе­ред На­ташей, око­ло Юры»; обоз­на­чать в ре­чи вза­им­ное рас­по­ложе­ние пред­ме­тов: «Спра­ва от кук­лы си­дит за­яц, а сле­ва от кук­лы сто­ит ло­шад­ка, сза­ди миш­ка, а впе­реди – ма­шина».

Учить ори­ен­ти­ровать­ся на лис­те бу­маги (спра­ва – сле­ва, ввер­ху – вни­зу, в се­реди­не, в уг­лу).

Ори­ен­ти­ров­ка во вре­мени

Дать де­тям пред­став­ле­ние о том, что ут­ро, ве­чер, день, ночь сос­тавля­ют сут­ки.

Учить на кон­крет­ных при­мерах ус­та­нав­ли­вать пос­ле­дова­тель­ность раз­личных со­бытий: что бы­ло рань­ше (сна­чала), что поз­же (по­том), оп­ре­делять, ка­кой день се­год­ня, ка­кой был вче­ра, ка­кой бу­дет зав­тра.

К кон­цу го­да ре­бенок мо­жет

• Вы­делять сос­тавные час­ти груп­пы пред­ме­тов, их приз­на­ки, раз­ли­чия и сходс­тва, срав­ни­вать час­ти на ос­но­ве сче­та пред­ме­тов и сос­тавле­ния пар; по­нимать, что це­лая груп­па пред­ме­тов боль­ше каж­дой сво­ей час­ти (часть мень­ше це­лого).

• Счи­тать (от­счи­тывать) в пре­делах 10.

• Пра­виль­но поль­зо­вать­ся ко­личес­твен­ны­ми и по­ряд­ко­выми чис­ли­тель­ны­ми (в пре­делах 10), от­ве­чать на воп­ро­сы: «Сколь­ко?», «Ко­торый по сче­ту?».

• Срав­ни­вать ря­дом сто­ящие чис­ла в пре­делах 10 (опи­ра­ясь на наг­лядность), ус­та­нав­ли­вать, ка­кое чис­ло боль­ше (мень­ше) дру­гого; урав­ни­вать не­рав­ные груп­пы пред­ме­тов дву­мя спо­соба­ми (уда­ление и до­бав­ле­ние еди­ницы).

• Срав­ни­вать пред­ме­ты по дли­не (ши­рине, вы­соте, тол­щи­не) с по­мощью на­ложе­ния, при­ложе­ния и на глаз.

• Раз­ме­щать пред­ме­ты раз­личной ве­личи­ны (до 7–10) в по­ряд­ке воз­раста­ния, убы­вания их дли­ны (ши­рины, вы­соты), тол­щи­ны; по­нимать от­но­ситель­ность приз­на­ка ве­личи­ны пред­ме­тов.

• Оп­ре­делять свое мес­то­нахож­де­ние сре­ди пред­ме­тов и лю­дей, а так­же по­ложе­ние од­но­го пред­ме­та по от­но­шению к дру­гому.

• Знать не­кото­рые ха­рак­терные осо­бен­ности зна­комых ге­омет­ри­чес­ких фи­гур (ко­личес­тво уг­лов, сто­рон, ра­венс­тво, не­равенс­тво сто­рон).

• Раз­ли­чать фор­му пред­ме­тов: круг­лую, тре­уголь­ную, че­тыре­хуголь­ную.

• Знать, что ут­ро, день, ве­чер, ночь сос­тавля­ют сут­ки; пос­ле­дова­тель­ность час­тей су­ток.

• На­зывать те­кущий день не­дели.

Прог­рам­мный ма­тери­ал для под­го­тови­тель­ной к шко­ле груп­пы

Ко­личес­тво и счет

Раз­ви­вать об­щие пред­став­ле­ния о мно­жес­тве: уме­ние фор­ми­ровать мно­жес­тва по за­дан­ным ос­но­вани­ям, ви­деть сос­тавные час­ти мно­жес­тва, в ко­торых пред­ме­ты от­ли­ча­ют­ся оп­ре­делен­ны­ми приз­на­ками.

Уп­ражнять в опе­раци­ях объ­еди­нения, до­пол­не­ния мно­жеств, уда­ления из мно­жес­тва од­ной час­ти или нес­коль­ких его час­тей. Ус­та­нав­ли­вать от­но­шения меж­ду от­дель­ны­ми час­тя­ми мно­жес­тва, а так­же це­лым мно­жес­твом и каж­дой его частью на ос­но­ве сче­та, сос­тавле­ния пар пред­ме­тов, со­еди­нения пред­ме­тов стрел­ка­ми или за­меще­ния ре­аль­ных пред­ме­тов сим­во­лами.

Со­вер­шенс­тво­вать на­выки ко­личес­твен­но­го и по­ряд­ко­вого сче­та в пре­делах 10. В за­виси­мос­ти от осо­бен­ностей ус­во­ения деть­ми прог­рам­мно­го ма­тери­ала зна­комить их со сче­том в пре­делах 20; по­казать, как об­ра­зу­ют­ся чис­ла вто­рого де­сят­ка.

Поз­на­комить с циф­ра­ми от 0 до 9.

Зак­реплять по­нима­ние от­но­шений меж­ду чис­ла­ми на­тураль­но­го ря­да (7 боль­ше 6 на 1, а 6 мень­ше 7 на 1), уме­ние уве­личи­вать и умень­шать каж­дое чис­ло на 1 (в пре­делах 10).

Учить на­зывать чис­ла в пря­мом и об­ратном по­ряд­ке (ус­тный счет), пос­ле­ду­ющее и пре­дыду­щее чис­ло к наз­ванно­му или обоз­на­чен­но­му циф­рой, оп­ре­делять про­пущен­ное чис­ло.

Поз­на­комить с сос­та­вом чи­сел вто­рого пят­ка из еди­ниц (на кон­крет­ном ма­тери­але).

Учить рас­кла­дывать чис­ло на два мень­ших и сос­тавлять из двух мень­ших боль­шее (в пре­делах 10, на наг­лядной ос­но­ве).

Поз­на­комить с мо­нета­ми дос­то­инс­твом 1, 5, 10 ко­пе­ек, 1, 2, 5, 10 руб­лей (раз­ли­чение, на­бор и раз­мен мо­нет).

Учить на наг­лядной ос­но­ве сос­тавлять и ре­шать прос­тые ариф­ме­тичес­кие за­дачи на сло­жение (к боль­ше­му при­бав­ля­ет­ся мень­шее) и на вы­чита­ние (вы­чита­емое мень­ше ос­татка); при ре­шении за­дач поль­зо­вать­ся зна­ками дей­ствий: плюс (+), ми­нус (—) и зна­ком от­но­шения рав­но (=).

Ве­личи­на

Учить счи­тать по за­дан­ной ме­ре, ког­да за еди­ницу сче­та при­нима­ет­ся не один, а нес­коль­ко пред­ме­тов или часть пред­ме­та.

Де­лить пред­мет на 2–8 и бо­лее рав­ных час­тей пу­тем сги­бания пред­ме­та (бу­маги, тка­ни и др.), а так­же ис­поль­зуя ус­ловную ме­ру; пра­виль­но обоз­на­чать час­ти це­лого (по­лови­на, од­на часть из двух (од­на вто­рая), две час­ти из че­тырех (две чет­вертых) и т. д.); ус­та­нав­ли­вать со­от­но­шение це­лого и час­ти, раз­ме­ра час­тей; на­ходить час­ти це­лого и це­лое по из­вес­тным час­тям.

Фор­ми­ровать у де­тей пер­во­началь­ные из­ме­ритель­ные уме­ния. Учить из­ме­рять дли­ну, ши­рину, вы­соту пред­ме­тов (от­резки пря­мых ли­ний) с по­мощью ус­ловной ме­ры (бу­маги в клет­ку).

Учить из­ме­рять объ­ем жид­ких и сы­пучих ве­ществ с по­мощью ус­ловной ме­ры.

Дать пред­став­ле­ния о ве­се пред­ме­тов и спо­собах его из­ме­рения. Срав­ни­вать вес пред­ме­тов (тя­желее – лег­че) пу­тем взве­шива­ния их на ла­донях. Поз­на­комить с ве­сами.

Раз­ви­вать пред­став­ле­ние о том, что ре­зуль­тат из­ме­рения (дли­ны, ве­са, объ­ема пред­ме­тов) за­висит от ве­личи­ны ус­ловной ме­ры.

Фор­ма

Уточ­нить зна­ние из­вес­тных ге­омет­ри­чес­ких фи­гур, их эле­мен­тов (уг­лы, вер­ши­ны, сто­роны и др.) и не­кото­рых свой­ств.

Дать пред­став­ле­ние о мно­го­уголь­ни­ке (на при­мере тре­уголь­ни­ка и че­тыре­хуголь­ни­ка), точ­ке, пря­мой ли­нии, от­резке, пря­мой [2].

Учить рас­позна­вать фи­гуры не­зави­симо от их прос­транс­твен­но­го по­ложе­ния, изоб­ра­жать, рас­по­лагать на плос­кости, упо­рядо­чивать по раз­ме­рам, клас­си­фици­ровать, груп­пи­ровать по нес­коль­ким приз­на­кам (цве­ту и фор­ме, раз­ме­ру и цве­ту, фор­ме и раз­ме­ру).

Конс­тру­иро­вать и мо­дели­ровать фи­гуры; сос­тавлять из нес­коль­ких тре­уголь­ни­ков один мно­го­уголь­ник, из нес­коль­ких ма­лень­ких квад­ра­тов – один боль­шой пря­мо­уголь­ник; из час­тей кру­га – круг, из че­тырех от­резков – че­тыре­хуголь­ник, из двух ко­рот­ких от­резков – один длин­ный и т. д.; конс­тру­иро­вать ге­омет­ри­чес­кие фи­гуры по об­разцу и вык­рой­кам, сло­вес­но­му опи­санию, пе­речис­ле­нию ха­рак­терных свой­ств; сос­тавлять те­мати­чес­кие ком­по­зиции из фи­гур по собс­твен­но­му за­мыс­лу.

Ана­лизи­ровать фор­му пред­ме­тов в це­лом и от­дель­ных их час­тей; вос­созда­вать слож­ные по фор­ме пред­ме­ты (фи­гуры) из от­дель­ных час­тей по кон­турным об­разцам, по опи­санию, пред­став­ле­нию.

Ори­ен­ти­ров­ка в прос­транс­тве

Учить де­тей ори­ен­ти­ровать­ся на ог­ра­ничен­ной по­вер­хнос­ти (лист бу­маги, учеб­ная дос­ка, стра­ница тет­ра­ди, кни­ги и т. д.). Поз­на­комить с тет­радью, стра­ницей, клет­кой, строч­кой, стол­бцом. Учить рас­по­лагать пред­ме­ты и их изоб­ра­жения на плос­кости в ука­зан­ном нап­равле­нии, от­ра­жать в ре­чи их прос­транс­твен­ное рас­по­ложе­ние (ввер­ху, вни­зу, вы­ше, ни­же, сле­ва, спра­ва, ле­вее, пра­вее, в ле­вом вер­хнем (пра­вом ниж­нем) уг­лу, за, пе­ред, меж­ду, ря­дом и т. д.).

Поз­на­комить с пла­ном, схе­мой, мар­шрут­ной кар­той. Раз­ви­вать спо­соб­ность к мо­дели­рова­нию прос­транс­твен­ных от­но­шений меж­ду объ­ек­та­ми в ви­де ри­сун­ка, пла­на, схе­мы.

Учить «чи­тать» прос­тей­шую гра­фичес­кую ин­форма­цию, обоз­на­ча­ющую прос­транс­твен­ные от­но­шения объ­ек­тов и нап­равле­ние их дви­жения в прос­транс­тве (сле­ва нап­ра­во, спра­ва на­лево, сни­зу вверх, свер­ху вниз)) са­мос­то­ятель­но пе­ред­ви­гать­ся в прос­транс­тве, ори­ен­ти­ру­ясь на ус­ловные обоз­на­чения нап­равле­ния дви­жения (зна­ки и сим­во­лы).

Ори­ен­ти­ров­ка во вре­мени

Дать де­тям эле­мен­тарные пред­став­ле­ния о не­кото­рых свой­ствах вре­мени: его те­кучес­ти, пе­ри­одич­ности, не­об­ра­тимос­ти; о пос­ле­дова­тель­нос­ти всех дней не­дели, ме­сяцев, вре­мен го­да.

Учить поль­зо­вать­ся в ре­чи сло­вами-по­няти­ями: сна­чала, по­том, до, пос­ле, рань­ше, поз­же (поз­днее), в од­но и то же вре­мя.

Раз­ви­вать «чувс­тво вре­мени», уме­ние бе­речь вре­мя, ре­гули­ровать свою де­ятель­ность в со­от­ветс­твии со вре­менем; раз­ли­чать дли­тель­ность от­дель­ных вре­мен­ных ин­терва­лов (1 ми­нута, 10 ми­нут, 1 час). Учить оп­ре­делять вре­мя по ча­сам с точ­ностью до 1 ча­са.

К кон­цу го­да ре­бенок мо­жет

Уметь

• Са­мос­то­ятель­но объ­еди­нять раз­личные груп­пы пред­ме­тов, име­ющие об­щий приз­нак, в еди­ное мно­жес­тво и уда­лять из мно­жес­тва от­дель­ные его час­ти (часть пред­ме­тов). Ус­та­нав­ли­вать свя­зи и от­но­шения меж­ду це­лым мно­жес­твом и раз­личны­ми его час­тя­ми (частью); на­ходить час­ти це­лого мно­жес­тва и це­лое по из­вес­тным час­тям.

• Счи­тать до 10 и даль­ше (ко­личес­твен­ный, по­ряд­ко­вый счет в пре­делах 20).

• На­зывать чис­ла в пря­мом (об­ратном) по­ряд­ке до 10, на­чиная с лю­бого чис­ла на­тураль­но­го ря­да (в пре­делах 10).

• Со­от­но­сить циф­ру (0–9) и ко­личес­тво пред­ме­тов.

• Сос­тавлять и ре­шать за­дачи в од­но дей­ствие на сло­жение и вы­чита­ние; при ре­шении поль­зо­вать­ся циф­ра­ми и ариф­ме­тичес­ки­ми зна­ками (+, —, =).

• Раз­ли­чать ве­личи­ны: дли­ну (ши­рину вы­соту), объ­ем (вмес­ти­мость), мас­су (вес), вре­мя и спо­собы их из­ме­рения.

• Из­ме­рять дли­ну пред­ме­тов, от­резков пря­мых ли­ний, объ­емы жид­ких и сы­пучих ве­ществ с по­мощью ус­ловных мер. По­нимать за­виси­мость меж­ду ве­личи­ной ме­ры и чис­лом (ре­зуль­та­том из­ме­рения).

• Де­лить пред­ме­ты (фи­гуры) на нес­коль­ко рав­ных час­тей. Срав­ни­вать це­лый пред­мет и его часть. Со­от­но­сить ве­личи­ну пред­ме­тов и час­тей.

• Рас­позна­вать, на­зывать: от­ре­зок, угол, мно­го­уголь­ни­ки, шар, куб, ци­линдр; про­водить их срав­не­ние.

• Вос­созда­вать из час­тей, ви­до­из­ме­нять ге­омет­ри­чес­кие фи­гуры по ус­ло­вию и ко­неч­но­му ре­зуль­та­ту; сос­тавлять из ма­лых форм боль­шие.

• Срав­ни­вать пред­ме­ты по фор­ме; уз­на­вать зна­комые фи­гуры в пред­ме­тах ре­аль­но­го ми­ра.

• Ори­ен­ти­ровать­ся в ок­ру­жа­ющем прос­транс­тве и на плос­кости (лист, стра­ница, по­вер­хность сто­ла и др.), обоз­на­чать вза­им­ное рас­по­ложе­ние и нап­равле­ние дви­жения объ­ек­тов; поль­зо­вать­ся прос­тей­ши­ми ус­ловны­ми (зна­ковы­ми) обоз­на­чени­ями.

• Оп­ре­делять вре­мен­ные от­но­шения (день – не­деля – ме­сяц), вре­мя по ча­сам с точ­ностью до 1 ча­са.

Знать

• Сос­тав чи­сел пер­во­го де­сят­ка (из от­дель­ных еди­ниц) и сос­тав чи­сел пер­во­го пят­ка из двух мень­ших.

• Как по­лучить каж­дое чис­ло пер­во­го де­сят­ка, при­бав­ляя еди­ницу к пре­дыду­щему и вы­читая еди­ницу из сле­ду­юще­го за ним в ря­ду.

• Мо­неты дос­то­инс­твом 1, 5, 10 ко­пе­ек; 1, 2, 5 руб­лей; их на­бор и раз­мен.

• Наз­ва­ние те­куще­го ме­сяца го­да; пос­ле­дова­тель­ность всех дней не­дели, вре­мен го­да.

МЕ­ТОДИ­ЧЕС­КИЕ РЕ­КОМЕН­ДА­ЦИИ

Об­щие воп­ро­сы ор­га­низа­ции обу­чения по прог­рамме

В це­лях ре­зуль­та­тив­ности обу­чения де­тей по прог­рамме фор­ми­рова­ния эле­мен­тарных ма­тема­тичес­ких пред­став­ле­ний осо­бое вни­мание сле­ду­ет уде­лять ор­га­низа­ции в дош­коль­ном об­ра­зова­тель­ном уч­режде­нии ин­те­рак­тивной пред­метно-раз­ви­ва­ющей сре­ды. Она поз­во­ля­ет вос­пи­тате­лю вов­лечь де­тей в близ­кие им ви­ды де­ятель­нос­ти и ма­нипу­лятив­ные иг­ры с пред­ме­тами бли­жай­ше­го ок­ру­жения, соз­дать бла­гоп­ри­ят­ную об­ста­нов­ку для рас­смот­ре­ния раз­личных ма­тема­тичес­ких фак­тов и за­виси­мос­тей на спе­ци­аль­ных за­няти­ях, ор­га­низо­вать ак­тивную са­мос­то­ятель­ную по­ис­ко­вую де­ятель­ность каж­до­го ре­бен­ка в пов­седнев­ной жиз­ни.

При та­ком де­ятель­нос­тном под­хо­де к обу­чению со­дер­жа­ние прог­раммы по эле­мен­тарной ма­тема­тике выс­ту­па­ет в ро­ли важ­но­го зве­на, свя­зу­юще­го ра­боту по раз­ви­тию умс­твен­ных спо­соб­ностей с раз­ви­ти­ем дру­гих сто­рон лич­ности ре­бен­ка.

В хо­де обу­чения вос­пи­татель соз­да­ет в груп­пе ат­мосфе­ру иг­ры, ко­торая ра­ду­ет де­тей, по­буж­да­ет ду­мать, раз­мышлять, выс­ка­зывать­ся, ре­шать ин­те­рес­ную и зна­чимую за­дачу.

Осо­бая роль в соз­да­нии об­ра­зова­тель­но-раз­ви­ва­ющей сре­ды от­во­дит­ся ди­дак­ти­чес­ким иг­рам и по­соби­ям, ко­торые по­мога­ют учить де­тей мыс­лить, ана­лизи­ровать, срав­ни­вать пред­ме­ты и их груп­пы, вы­яв­лять су­щес­твен­ные приз­на­ки, ус­та­нав­ли­вать свя­зи, мо­дели­ровать объ­ек­ты и др. К ним от­но­сят­ся иг­ры и конс­трук­то­ры се­рии «Ле­то», раз­личные ло­то, до­мино, ло­гичес­кие бло­ки Дь­ене­ша, па­лоч­ки Кю­изе­нера, кар­тинки-го­лово­лом­ки, кар­точки-схе­мы, мар­шрут­ные кар­ты и мно­гое дру­гое.

На за­няти­ях по эле­мен­тарной ма­тема­тике важ­но так­же обес­пе­чить сме­ну раз­личных ви­дов де­ятель­нос­ти. По­это­му в груп­пе в сво­бод­ном дос­ту­пе де­тей дол­жны на­ходить­ся раз­но­об­разные на­боры мел­ких од­но­род­ных и не­од­но­род­ных пред­ме­тов, иг­ру­шек, а так­же раз­личный при­род­ный и бы­товой (бро­совый) ма­тери­алы (крыш­ки и проб­ки от бу­тылок, вы­шед­шие из упот­ребле­ния пу­гови­цы, шиш­ки, же­луди, бо­бы, ра­куш­ки и др.). Они мо­гут ус­пешно ис­поль­зо­вать­ся для уп­ражне­ний в сче­те, срав­не­ния ко­личес­твен­ных групп, ус­та­нов­ле­ния вза­им­но-од­нознач­но­го со­от­ветс­твия, груп­пи­ров­ки, клас­си­фика­ции, се­ри­ации пред­ме­тов и т. д. На­ряду с пе­речис­ленны­ми по­соби­ями дол­жны быть пред­став­ле­ны раз­да­точ­ные кар­тинки, кар­точки для на­ложе­ния и при­ложе­ния пред­ме­тов и их изоб­ра­жений, раз­личные на­боры лент, до­щечек оди­нако­вой и раз­ной ве­личи­ны (цве­та), чис­ло­вые фи­гуры, из­ме­ритель­ные прис­по­соб­ле­ния, ко­торы­ми поль­зу­ют­ся де­ти для са­мос­то­ятель­ных уп­ражне­ний, а так­же раз­но­об­разный де­монс­тра­ци­он­ный ма­тери­ал и обо­рудо­вание (счет­ные таб­ли­цы, на­бор­ные по­лот­на, чис­ло­вая ле­сен­ка для по­каза об­ра­зова­ния чи­сел на­тураль­но­го ря­да; фла­нелег­раф, на­боры круп­ных од­но­род­ных пред­ме­тов (иг­ру­шек) и их изоб­ра­жений, круп­ные мо­дели ге­омет­ри­чес­ких и чис­ло­вых фи­гур, цифр и др.).

Важ­ным ус­ло­ви­ем ус­пешной ра­боты вос­пи­тате­ля яв­ля­ет­ся гиб­кость в вы­боре форм обу­чения эле­мен­тарной ма­тема­тике, хо­рошо про­думан­ная и ин­те­рес­ная сис­те­ма иг­ро­вых за­нятий.

Вос­пи­тате­лю не­об­хо­димо пра­виль­но оп­ре­делить мес­то каж­до­го за­нятия сре­ди дру­гих, сде­лав его зве­ном еди­ной це­пи. В раз­де­ле раз­ви­ти­ем дру­гих сто­рон лич­ности ре­бен­ка.

В хо­де обу­чения вос­пи­татель соз­да­ет в груп­пе ат­мосфе­ру иг­ры, ко­торая ра­ду­ет де­тей, по­буж­да­ет ду­мать, раз­мышлять, выс­ка­зывать­ся, ре­шать ин­те­рес­ную и зна­чимую за­дачу.

Осо­бая роль в соз­да­нии об­ра­зова­тель­но-раз­ви­ва­ющей сре­ды от­во­дит­ся ди­дак­ти­чес­ким иг­рам и по­соби­ям, ко­торые по­мога­ют учить де­тей мыс­лить, ана­лизи­ровать, срав­ни­вать пред­ме­ты и их груп­пы, вы­яв­лять су­щес­твен­ные приз­на­ки, ус­та­нав­ли­вать свя­зи, мо­дели­ровать объ­ек­ты и др. К ним от­но­сят­ся иг­ры и конс­трук­то­ры се­рии «Ле­то», раз­личные ло­то, до­мино, ло­гичес­кие бло­ки Дь­ене­ша, па­лоч­ки Кю­изе­нера, кар­тинки-го­лово­лом­ки, кар­точки-схе­мы, мар­шрут­ные кар­ты и мно­гое дру­гое.

На за­няти­ях по эле­мен­тарной ма­тема­тике важ­но так­же обес­пе­чить сме­ну раз­личных ви­дов де­ятель­нос­ти. По­это­му в груп­пе в сво­бод­ном дос­ту­пе де­тей дол­жны на­ходить­ся раз­но­об­разные на­боры мел­ких од­но­род­ных и не­од­но­род­ных пред­ме­тов, иг­ру­шек, а так­же раз­личный при­род­ный и бы­товой (бро­совый) ма­тери­алы (крыш­ки и проб­ки от бу­тылок, вы­шед­шие из упот­ребле­ния пу­гови­цы, шиш­ки, же­луди, бо­бы, ра­куш­ки и др.). Они мо­гут ус­пешно ис­поль­зо­вать­ся для уп­ражне­ний в сче­те, срав­не­ния ко­личес­твен­ных групп, ус­та­нов­ле­ния вза­им­но-од­нознач­но­го со­от­ветс­твия, груп­пи­ров­ки, клас­си­фика­ции, се­ри­ации пред­ме­тов и т. д. На­ряду с пе­речис­ленны­ми по­соби­ями дол­жны быть пред­став­ле­ны раз­да­точ­ные кар­тинки, кар­точки для на­ложе­ния и при­ложе­ния пред­ме­тов и их изоб­ра­жений, раз­личные на­боры лент, до­щечек оди­нако­вой и раз­ной ве­личи­ны (цве­та), чис­ло­вые фи­гуры, из­ме­ритель­ные прис­по­соб­ле­ния, ко­торы­ми поль­зу­ют­ся де­ти для са­мос­то­ятель­ных уп­ражне­ний, а так­же раз­но­об­разный де­монс­тра­ци­он­ный ма­тери­ал и обо­рудо­вание (счет­ные таб­ли­цы, на­бор­ные по­лот­на, чис­ло­вая ле­сен­ка для по­каза об­ра­зова­ния чи­сел на­тураль­но­го ря­да; фла­нелег­раф, на­боры круп­ных од­но­род­ных пред­ме­тов (иг­ру­шек) и их изоб­ра­жений, круп­ные мо­дели ге­омет­ри­чес­ких и чис­ло­вых фи­гур, цифр и др.).

Важ­ным ус­ло­ви­ем ус­пешной ра­боты вос­пи­тате­ля яв­ля­ет­ся гиб­кость в вы­боре форм обу­чения эле­мен­тарной ма­тема­тике, хо­рошо про­думан­ная и ин­те­рес­ная сис­те­ма иг­ро­вых за­нятий.

Вос­пи­тате­лю не­об­хо­димо пра­виль­но оп­ре­делить мес­то каж­до­го за­нятия сре­ди дру­гих, сде­лав его зве­ном еди­ной це­пи. В раз­де­ле «Ме­тоди­чес­кие ре­комен­да­ции» при­водят­ся воз­можные ва­ри­ан­ты пос­тро­ения от­дель­ных за­нятий по раз­ви­тию эле­мен­тарных ма­тема­тичес­ких пред­став­ле­ний в раз­ных воз­рас­тных груп­пах дет­ско­го са­да. Эти за­нятия но­сят при­мер­ный ха­рак­тер и пред­по­лага­ют им­про­виза­цию – твор­ческий под­ход вос­пи­тате­ля как в от­бо­ре ди­дак­ти­чес­ко­го ма­тери­ала, пе­реч­ня рас­смат­ри­ва­емых воп­ро­сов, так и пос­тро­ении са­мих за­нятий. На­ряду с этим не­об­хо­димо пом­нить, что на за­няти­ях обя­затель­но дол­жна быть пре­дус­мотре­на ин­ди­виду­аль­ная ра­бота вос­пи­тате­ля с каж­дым ре­бен­ком, а так­же ак­тивная са­мос­то­ятель­ная де­ятель­ность всех де­тей.

Ре­али­зуя прог­рамму по фор­ми­рова­нию эле­мен­тарных ма­тема­тичес­ких пред­став­ле­ний, вос­пи­татель учи­тыва­ет уро­вень раз­ви­тия де­тей сво­ей груп­пы и осо­бен­ности обес­пе­чения ее наг­лядным (де­монс­тра­ци­он­ным, раз­да­точ­ным) ма­тери­алом. Ис­хо­дя из это­го он на­меча­ет прог­рам­мные за­дачи, струк­ту­ру, со­дер­жа­ние за­нятий, под­би­ра­ет ме­тоди­чес­кие при­емы и со­от­ветс­тву­ющие ди­дак­ти­чес­кие иг­ры и уп­ражне­ния. Важ­но, что­бы за­нятия с ана­логич­ны­ми прог­рам­мны­ми за­дача­ми в каж­дом от­дель­ном слу­чае (с уче­том эта­па обу­чения) стро­ились по-раз­но­му, под­держи­вая ин­те­рес де­тей к ним.

Фор­мы ор­га­низа­ции за­нятий и их струк­ту­ра мно­го­об­разны. Они за­висят от воз­раста и под­го­тов­леннос­ти де­тей, прог­рам­мно­го со­дер­жа­ния за­нятий, со­от­но­шения фрон­таль­ных ви­дов ра­боты и ко­личес­тва ин­ди­виду­аль­но вы­пол­ня­емых за­даний и уп­ражне­ний.

В хо­де за­нятия де­тям пре­дос­тавля­ет­ся пра­во сво­бод­но пе­реме­щать­ся по груп­по­вой ком­на­те, под­хо­дить к пол­кам с иг­рушка­ми, стро­итель­но­му ма­тери­алу и т. п. Они мо­гут рас­по­лагать­ся за сто­лами, груп­пой вок­руг вос­пи­тате­ля, а так­же про­из­воль­но раз­ме­щать­ся на ков­ре, в бе­сед­ке и т. д. За­нятия и иг­ры с ма­тема­тичес­ким со­дер­жа­ни­ем мож­но про­водить не толь­ко в груп­пе или во вре­мя про­гулок на учас­тке дет­ско­го са­да, но так­же во вре­мя эк­скур­сий за пре­делы учас­тка дет­ско­го са­да: в ма­газин, на поч­ту, по ули­цам го­рода (по­сел­ка), на при­роду. Эти про­гул­ки да­ют бо­гатый ма­тери­ал для раз­ви­тия ма­тема­тичес­ких пред­став­ле­ний де­тей (счет пред­ме­тов, срав­не­ние, из­ме­рение ве­личин, раз­ви­тие гла­зоме­ра, раз­ли­чение фор­мы пред­ме­тов ок­ру­жа­юще­го ми­ра, ори­ен­ти­ров­ка в прос­транс­тве и др.).

Важ­ное зна­чение для ус­пешной ра­боты по прог­рамме име­ет лич­нос­тно-ори­ен­ти­рован­ное, по­зитив­ное от­но­шение к ре­бен­ку вос­пи­тате­ля, ко­торое не дол­жно за­висеть от ре­аль­ных ус­пе­хов вос­пи­тан­ни­ка. В на­чале обу­чения вос­пи­татель пре­дос­тавля­ет каж­до­му ре­бен­ку воз­можность ра­ботать в при­сущем ему тем­пе, пос­те­пен­но уве­личи­вая его. Учи­тывая воз­рас­тные воз­можнос­ти и ин­ди­виду­аль­ные осо­бен­ности де­тей, вос­пи­татель уве­личи­ва­ет так­же и объ­ем ра­боты. Он по­ложи­тель­но оце­нива­ет каж­дый удав­ший­ся шаг ре­бен­ка, по­пыт­ку са­мос­то­ятель­но най­ти от­вет на пос­тавлен­ный воп­рос, тем са­мым со­дей­ствуя раз­ви­тию его са­мос­то­ятель­нос­ти и ак­тивнос­ти.

Очень по­лез­но да­вать де­тям твор­ческие за­дания: что-то при­думать, до­гадать­ся, по­доб­рать по­хожие си­ту­ации, най­ти ре­шения. Под ру­ководс­твом вос­пи­тате­ля де­ти ак­тивно ищут от­вет на пос­тавлен­ный воп­рос, рас­сужда­ют, ана­лизи­ру­ют, срав­ни­ва­ют, не­ред­ко оши­ба­ют­ся, но при его под­дер­жке на­ходят нуж­ное ре­шение. При этом вос­пи­татель да­ет каж­до­му ре­бен­ку воз­можность по­чувс­тво­вать се­бя рав­ноправ­ным чле­ном дет­ско­го твор­ческо­го кол­лекти­ва, по­нять, нас­коль­ко важ­но его учас­тие в об­щем по­ис­ке ре­шения проб­лемной си­ту­ации; стре­мит­ся соз­дать ат­мосфе­ру вза­имо­пони­мания и до­верия де­тей друг дру­гу и взрос­ло­му.

Не­об­хо­димым ус­ло­ви­ем ус­пешной ре­али­зации прог­раммы яв­ля­ет­ся раз­ви­тие у де­тей дош­коль­но­го воз­раста ин­те­реса к ма­тема­тике, под­дер­жка и по­ощ­ре­ние лю­бого про­яв­ле­ния по­лез­ной дет­ской ини­ци­ати­вы. Важ­но де­монс­три­ровать дош­коль­ни­кам ус­пе­хи всех де­тей груп­пы и ус­пех каж­до­го ре­бен­ка в от­дель­нос­ти, в осо­бен­ности де­тей с низ­ким уров­нем ак­тивнос­ти и са­мос­то­ятель­нос­ти.

Та­кой под­ход к ор­га­низа­ции ра­боты по прог­рамме соз­да­ет бла­гоп­ри­ят­ные ус­ло­вия для сво­ев­ре­мен­но­го раз­ви­тия ос­нов ин­теллек­ту­аль­ной де­ятель­нос­ти ре­бен­ка, его раз­носто­рон­них спо­соб­ностей, а так­же поз­во­ля­ет обес­пе­чить не­об­хо­димый уро­вень пред­школь­ной ма­тема­тичес­кой под­го­тов­ки.

Первая младшая группа

(от двух до трех лет)

 

На третьем году жизни у ребенка важно сформировать первоначальные представления о количественных и качественных различиях предметов ближайшего окружения. В этот период перед воспитателем стоит задача – учить детей разнообразно действовать с предметами: собирать однородные предметы вместе, отсоединять часть предметов (игрушек) от основной группы, с помощью взрослого отбирать игрушки одинакового цвета, величины, формы (такие же), передвигать их в разных направлениях: вперед, назад, вправо, влево от себя (туда, сюда), нанизывать, накладывать один предмет на другой и т. п. Сначала детей учат нанизывать на штативы кольца, шарики; собирать из трех-пяти и более колец одноцветные и разноцветные пирамидки; затем раскладывать кольца, расставлять пирамидки в порядке убывания (возрастания) их величины, составлять одинаковые и разные по цвету башенки из трех и более последовательно уменьшающихся деталей, разбирать и собирать народные дидактические игрушки: матрешки, яйца, бочонки и т. п., выкладывать из деталей строительного материала одноцветные и разноцветные, длинные и короткие дорожки и т. п. Таким образом, развитие количественных представлений должно быть тесно связано с формированием сенсорного опыта ребенка.

В первой младшей группе с детьми не проводятся специальные занятия по развитию математических представлений. Любая деятельность детей третьего года жизни создает благоприятные условия для развития таких представлений. Наряду с этим отдельные понятия[3], такие как много – один, один – много, много – мало, мало – много, могут быть рассмотрены в ходе регламентированных игр-занятий в качестве их составной части (занятий по ознакомлению с окружающим миром, конструированию, лепке и др.). Подобные занятия с математическим содержанием проводят с небольшими подгруппами детей (6–8 человек). Причем в этих случаях они органически вводятся в контекст основных занятий.

Важное требование к таким занятиям – строгая дозировка программного материала, доступность и привлекательность содержания детям, их деятельностно-игровой характер.

В организации работы по ознакомлению детей с количеством, величиной, цветом, формой предметов выделяются несколько этапов, в ходе которых последовательно решается ряд общих дидактических задач. Необходимо:

• приучать малышей наблюдать за действиями взрослых с предметами, слушать, как эти действия характеризуются;

• привлекать детей к активному участию в совместных с воспитателем действиях по составлению групп однородных предметов, сопровождать действия соответствующими словами, поощрять их речевую активность;

• побуждать детей называть свойства предметов, повторять сказанное за воспитателем (о количестве, величине, форме, цвете предметов).

Таким образом, для формирования элементарных представлений о количестве важно создать условия для развития восприятия и речи.

Уровень сформированности психических процессов у детей третьего года жизни (особенно восприятия, внимания, памяти, мышления и др.) диктует необходимость предоставления им полного, развернутого образца всех действий. Все упражнения выполняются вместе с воспитателем или с его помощью. Он подсказывает последовательность выполнения каждого действия, дает образцы всех речевых конструкций.

В процессе игр-занятий воспитатель учит детей рассматривать различные группы предметов, замечать их существенные признаки (цвет, форму, величину); группировать однородные предметы по указанным признакам, называть их количество, оперируя словами много – один, один – много, много – мало, мало – много.

Количество

В процессе занятий по ознакомлению с количеством в первой младшей группе воспитатель решает следующие задачи: учит детей различать контрастные количественные образования, создавать группы предметов по количественному признаку, подражая действиям взрослого, отвечать на вопрос «сколько?» словами много – один, один – много.

На начальном этапе ознакомления детей с количеством воспитатель привлекает их внимание к группам однородных игрушек, побуждает рассмотреть их, уточняет название («Кто это?», «Что это?») и только затем переходит к понятию количества, сказав: «Как много у нас зайчиков (мишек, куколок)!».

В следующий раз воспитатель привлекает детей к активному участию в создании группы из однородных предметов. Эта работа проводится с учетом особенностей наглядно-действенного типа мышления ребенка двух лет. Наглядно-деятельностным для детей должен быть сам процесс образования группы путем добавления предметов к предмету. Этот процесс доступен детям. Под руководством воспитателя они создают группу (группы) одинаковых игрушек, а затем называют их количество. (Много.) Например, воспитатель выкладывает на стол небольшие кубики (7–10 штук один за другим) и поясняет: «Вот кубик, вот еще кубик, еще кубик, еще кубик…», затем заключает: «Здесь много кубиков!» (При этом он жестом показывает на все кубики.) Дети повторяют: «Много». Потом взрослый предлагает детям показать, как много у них на столе кубиков. Он говорит, обращаясь к каждому ребенку: «Оля (Саша, Юра…), покажи кубики» и уточняет: «Все кубики покажи». Продолжая акцентировать внимание детей на количестве предметов, воспитатель радостно восклицает: «Вот как много кубиков!» Затем вновь спрашивает: «Сколько у нас кубиков, Оля (Саша, Юра…)?» Ответы детей он подтверждает словами: «Да, кубиков много».

С детьми первой младшей группы многократно повторяются разнообразные игровые действия с группами знакомых игрушек, например, под руководством воспитателя малыши то убирают кубики в коробку, то достают их и ставят на стол, то нагружают ими машину, то сгружают с машины. При этом каждый раз воспитатель побуждает детей сказать фразу: «Кубиков много». Важно, чтобы на первых учебно-игровых занятиях группы предметов создавались из однородных игрушек (одинакового вида, цвета, величины, формы, материала).

По мере того как дети овладевают умением образовывать группы однородных предметов и отвечать на вопрос «сколько?», воспитатель учит их создавать группы из предметов, объединенных каким-либо характерным признаком. Например, он предлагает каждому ребенку взять флажок красного цвета: «Наташа, возьми красный флажок, – говорит он. – И ты, Саша, возьми красный флажок!.. И я возьму красный флажок!» Спрашивает: «Сколько у нас флажков?» (Много.) «Какого они цвета?» (Какие они? – Красные.) Затем воспитатель ставит свой флажок в вазу и предлагает каждому ребенку тоже поставить свой флажок в вазу; он обращает внимание на количество флажков в вазе (много), их цвет (красные). Далее он привлекает внимание детей к коробке с синими флажками: заглядывает в нее, показывает их детям, спрашивает: «Что в коробке? (Флажки.) Какие? (Синие.) Сколько их? (Много.)». Сравнивает количество синих и красных флажков: «В вазе много красных флажков, а в коробке – много синих флажков». Затем обобщает: «Красных флажков много и синих тоже много». Таким образом, сравнивая группы предметов по количественному признаку, воспитатель

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...