Ориентировка в пространстве
⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6 Детей знакомят с пространственными направлениями от себя: вверху – внизу, впереди (спереди) – позади (сзади), справа – слева. Основой обучения является формирование умения различать части своего тела. Этому детей учат в повседневной жизни. Так, в процессе умывания, одевания воспитатель, называя части тела, учит малышей различать правую и левую руку, во время обеда – держать ложку в правой руке, а хлеб в левой; предлагает показать, где правое (левое) ухо; объясняет, что левые нога, глаз, ухо расположены с той стороны, где левая рука, а правые глаз, нога, ухо – с той стороны, где правая рука. На занятиях эти знания уточняются в дидактических играх: «Купание куклы», «Укладывание куклы спать», «Одевание куклы». Так, воспитатель предлагает ребенку помыть кукле голову, лицо (спину, ноги), а затем показать и назвать, где у него самого лицо, голова, ноги и т. д. Детей упражняют в соотнесении пространственных направлений с определенными частями собственного тела (вверху – там, где голова; внизу – где ноги; спереди – лицо, глаза; сзади – спина; слева – левая рука; справа – правая). Опираясь на эти представления, воспитатель помогает детям овладеть умением определять пространственные направления от себя: впереди – сзади, вверх – вниз, справа – слева. Знания и умения детей закрепляются в упражнениях и играх, например, воспитатель предлагает помахать мишке сначала правой, а потом левой рукой; топнуть правой ножкой, а затем левой; указать и сказать, куда пошла кукла (вверх, вниз по лесенке, направо, налево); куда едет машина (вперед, назад); куда летит шар (вверх, вниз); поднять флажки вверх, потом опустить вниз; вытянуть руки вперед (перед собой), спрятать их назад (за спину) и т. п. Во время таких упражнений и дидактических игр воспитатель (или замещающие его игрушки: куклы, мишки и т. д.) показывает действия в зеркальном отображении или сидит (стоит), повернувшись лицом в одну сторону с детьми.
Воспитатель учит детей выделять разное положение предметов в пространстве, проводит игры: «Где шарик (кукла, погремушка)?», «Что изменилось?» и др. Кроме того, полезно проводить игры на определение источника и места нахождения звука: «Что и где слышно?», «Узнай, в какой стороне играет рожок», «Где бьет барабан?» и т. п. Ориентировка во времени Формировать временные понятия следует в повседневной жизни. Строго установленное время подъема, утренней гимнастики, игр, занятий, питания, сна является отличным условием для такой работы. В течение дня воспитатель неоднократно обращает внимание детей на связь различных временных отрезков с характером их деятельности. Он называет часть суток и перечисляет соответствующие ей виды деятельности: «Сейчас утро. Вы сделали гимнастику, умылись и теперь будете завтракать». Или: «Сейчас день. Днем папы и мамы работают, а мы будем заниматься». Беседуя с одним ребенком или с небольшой группой детей, воспитатель предлагает рассказать, что они делали ночью, утром (когда встали), днем и т. п. На занятиях закрепляются представления о частях суток. Воспитатель показывает детям картинки (фотографии) с изображением разного времени суток и различных видов деятельности, характерных для каждого временного отрезка, и спрашивает: «Что делают дети? Когда они это делают? А ты когда играешь(гуляешь, спишь)?». Малышам можно предложить найти картинку, на которой изображены день, ночь, утро, вечер. Можно использовать также чтение отрывков из рассказов, стихотворений, в которых описываются характерные для разных частей суток практические действия людей.
ПРИМЕРЫ ЗАНЯТИЙ [6] Занятие 1 Цель. Учить детей сравнивать предметы разной величины (большие – маленькие), устанавливать равенство двух групп предметов, используя приемы наложения и приложения. Ход занятия Часть 1. Совместная работа. Покажите детям кукол контрастных размеров. Рассмотрите их вместе с детьми, поставьте кукол рядом (приложите одну к другой). Предложите выбрать большую (маленькую) куклу. Расскажите детям, что куклы «пришли в гости», для них приготовлены стульчики. Сравните стульчики по величине, затем предложите детям подумать, на какой стульчик нужно посадить большую куклу, на какой – маленькую. Работа с раздаточным материалом. Для самостоятельных действий детей используйте кубики разной величины (у каждого ребенка на столе большой и маленький кубики разного цвета). Поиграйте с кубиками, сравните их по цвету, размеру, выберите большой (маленький) кубик, попросите детей поставить маленький кубик на большой, затем показать большой кукле большой кубик, маленькой – маленький и наоборот. Предложите детям принести кубики: сначала – только большие, затем – только маленькие; отметить, сколько больших (например, красных) и сколько маленьких (синих) кубиков. (Много больших кубиков и много маленьких.) Часть 2. Самостоятельная работа. Раздайте детям карточки, разделенные горизонтальной линией на две части (в нижней части карточки нарисованыцветы), и изображения бабочек (раздаются на индивидуальных подносах; их количество соответствует количеству цветов). Предложите детям разложить бабочек точно над цветами («бабочки прилетели к цветам»), затем рассказать, что они сделали, сколько у них цветов (много) и сколько бабочек летает надцветами (много): «Над каждым цветком летает одна бабочка». Выясните, могут ли дети пользоваться выражением: «Бабочек столько же, сколько цветов». Правильность ответов проверьте способом наложения: предложите детям «посадить» на каждый цветок бабочку. По окончании занятия можно поиграть с детьми в бабочек, порхающих над цветами. Занятие 2 Цель. Продолжать учить сравнивать два предмета разной величины (в целом), обозначать результаты сравнения, используя речевую конструкцию: «Этот большой, а этот маленький». Развивать понимание отношений один – много, столько – сколько.
Ход занятия Часть 1. Совместная работа. Предложите детям рассмотреть и сравнить два мяча разной величины и цвета, приблизив их друг к другу; назвать, какой мяч большой, какой маленький, «подарить» большому мишке большой мяч, а маленькому – маленький. Самостоятельная работа. В качестве раздаточного материала используйте шарики (или другие предметы) разных размеров (раздаются каждому ребенку на подносе или в коробке). Предложите каждому ребенку сравнить свои шарики, приложив один к другому, выбрать большой (маленький) шарик, назвать размер каждого шара, спрятать в ладошках сначала один, затем другой, ответить на вопросы: «Какой шарик спрятался в ладошках?», «Какой не спрятался (не поместился в ладошке и почему)?». Часть 2. Работа по подгруппам. Раздайте каждому мальчику по машине. Спросите у девочек: «Всем ли мальчикам хватило машин? Сколько мальчиков? (Много.) Сколько машин? (Много.) Сколько машин у Пети (у Вовы, у Юры и т. д.)?». (Одна.) Стимулируйте разные ответы: «Машин столько же, сколько мальчиков», «Мальчиков столько же, сколько машин». Организуйте аналогичные упражнения, раздав девочкам кукол. Разделите группу детей на две равные подгруппы. Одной подгруппе раздайте матрешек, а другой – пирамидки. Предложите детям первой подгруппы построить матрешек друг за другом, а второй – «дать» каждой матрешке пирамидку (рядом с каждой матрешкой поставить пирамидку). При необходимости помогите детям. Вместе с ними установите, что матрешек и пирамидок равное количество (одинаково, поровну, столько – сколько). В конце занятия «проводите матрешек домой» (вместе с детьми уберите матрешек и пирамидки в шкаф).
Занятие 3 Цель. Развивать умение детей соотносить предметы разных размеров (величины в целом); сравнивать количество предметов двух групп (много – мало, больше – меньше), ориентироваться в пространственном положении предметов от себя (вверху – внизу, над – под), употреблять слова, обозначающие пространственное положение предметов.
Ход занятия Часть 1. Совместная работа. Рассмотрите с детьми две матрешки (или какие-либо другие игрушки) контрастных размеров. Установите путем сближения (приложения), какая из них большая, какая маленькая. Предложите детям «угостить» матрешек, «покормить» из тарелочек, «погулять» с ними, спрятать их от дождя в домики (при этом необходимо соотнести величину тарелочек и домиков с величиной матрешек). Самостоятельная работа. Попросите детей поставить своих матрешек (большую и маленькую) рядом, показать и назвать маленькую, затем большую матрешку, спрятать маленькую в большую, отметить, в какой матрешке спряталась маленькая и почему. Часть 2. Самостоятельная работа. Раздайте каждому ребенку карточку с изображенными на ней в два ряда (один под другим) предметами. Количество рисунков в верхнем ряду карточки больше (или меньше) на один, чем в нижнем. Предложите детям рассмотреть изображенное на карточке и сравнить количество, например, зайчиков и морковок (или цыплят и жуков). Попросите рассказать, кого (чего) больше (меньше), где расположены зайчики (морковки), что находится вверху («над»), что внизу («под»). При необходимости помогите детям. В конце занятия разыграйте с детьми сценку: «Зайки пляшут на полянке».
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|