Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Примерное распределение программного материала на год




...

1 Знакомство с этим программным материалом не ограничивается указанным числом занятий. Изучение данного материала может проводиться на других занятиях по математике, во второй их части.

2 С данными терминами детей не знакомят.

3 Последовательность ознакомления с темами 3, 6, 7, 8 определяется воспитателем произвольно.

Количество

Занятия по теме «Количество» следует начинать с упражнений на выделение качественных признаков предметов. Например, детям предлагают найти среди нескольких игрушек такую же, как у воспитателя. Затем дается задание выбрать среди 2–3 игрушек разного цвета (размера или формы) игрушку такого жецвета (размера, формы).

На следующем этапе обучения проводятся упражнения на подбор и группировку предметов по заданным признакам, например, можно использовать такие задания: «Положи все кубики красного цвета в этот ящик», «В эту коробку сложи всех маленьких матрешек, а в эту – всех больших». В результате дети начинают понимать, что предметы можно объединить в группу по какому-нибудь общему признаку: «Это куклы. Это мячи, они все – синие. Это флажки, они все – красные. Их много».

Воспитатель развивает умение детей выделять признаки, являющиеся общими только для части предметов группы, например, показывает, что флажков много, но одни флажки желтые, а другие – синие. («Много желтых и много синих флажков».)

В формировании представлений о количестве используются игровые упражнения на составление группы из однородных предметов и дробление группы на отдельные предметы. Например, воспитатель показывает одинаковые игрушки в количестве, равном числу детей в группе. Обратив их внимание на то, что игрушек много, предлагает каждому ребенку взять по одной игрушке: «Маша, возьми одного зайчика; Ваня, и ты возьми одного зайчика» и т. д. Дети видят, что в результате таких действий «много» исчезает. Воспитатель подчеркивает: «У каждого по одному зайчику, а на «полянке» (ковре) не осталось ни одного». Затем предлагает каждому ребенку «выпустить погулять на полянку» своего зайчика – в результате зайчиков (игрушек) опять становится много. Воспитатель обращает внимание на то, что на «полянке» вновь стало много зайчиков, а у детей (Маши, Вани, Коли и т. д.) не осталось ни одного. В ходе таких упражнений дети начинают понимать, что каждая группа состоит из отдельных предметов, учатся выделять один предмет из группы, различать понятия много и один. При этом понятия много и один не противопоставляются друг другу, как это имело место в первой младшей группе (вот – много, а вот – один), а взаимодействуют: один выступает в роли составной части много. При проведении таких упражнений воспитатель должен чаще задавать детям вопрос «сколько?»; побуждать их употреблять слова много, один, ни одного; следить за тем, чтобы, отвечая, они называли как количество, так и предметы (один зайчик, много зайчиков).

Познакомив детей с тем, что множество (группа) состоит из отдельных предметов, воспитатель начинает упражнять их в самостоятельном нахождении групп однородных (много) и единичных предметов (один) в окружающей обстановке. Для этого одни и те же игрушки (предметы) располагают по одной и группой из 3–5 штук. Сначала воспитатель у себя на столе ставит группу (много) петушков и рядом одного петушка, затем так же расставляет другие игрушки в разных местах комнаты. Например, на один стул сажает одну куклу, а на другой – много; на один стол ставит одну машину, на другой – много. Потом предлагает первому ребенку подойти к столу, где стоит один автомобиль, второму – к столу где много автомобилей, третьему – к столу где одна кукла, четвертому – к столу где много кукол, и рассказать, у кого сколько игрушек. В результате дети начинают понимать, что одних и тех же предметов может быть и один, и много.

Далее задания усложняются. Воспитатель ставит на стол какую-либо одну игрушку и много игрушек другого типа (например, одну елочку и много зайчиков) и предлагает детям сказать, каких игрушек на столе много, а какая только одна.

Наряду с этим воспитатель показывает детям, как нужно раскладывать указанное количество предметов (один, много) на полосках бумаги. Дает, например, такие задания: «Поставь один грибок на красную полоску», «Поставь много грибков на синюю полоску», «Положи один кружок на верхнюю полоску», «Положи много кружков на нижнюю полоску».

Затем можно предложить детям поискать, каких предметов в групповой комнате много, а какой только один (много стульев, столов; один шкаф, аквариум), найти один и много предметов на участке детского сада.

На следующем этапе работы по формированию количественных представлений детей учат сравнивать две группы предметов, знакомят с отношениями равенства и неравенства. Важно научить детей соотносить каждый предмет одной группы с каждым предметом другой и таким путем выяснять (без счета), в какой группе предметов больше, в какой меньше или их поровну.

Для этого детей обучают приемам наложения и приложения предметов. Начинать надо с самого простого приема – наложения. Воспитатель показывает, как нужно последовательно накладывать предметы (3–5) на их изображения. Когда дети освоят этот прием, следует научить их подкладывать (прикладывать) предметы точно под их изображения на картинке (карточке), строго выдерживая расстояние между ними.

Научив детей соотносить предметы путем наложения друг на друга и приложения друг к другу, можно начинать учить их устанавливать равенство или неравенство групп, определять соотношения между ними: поровну, столько – сколько, больше – меньше. В этих целях используют задания на сопоставление элементов двух групп предметов (составление пар предметов, поштучное соотнесение). Например, дети выясняют, поровну ли кукол и чашек, зайчиков и морковок; каких предметов больше (меньше) – ведерок или совочков, синих или красных кружков. Для сравнения даются группы предметов, содержащие равное (от 1 до 5) и неравное количество предметов (больше, меньше на один). С этой целью полезно проводить дидактические игры «Куклы в гостях», «Уложи кукол спать» и т. п., побуждая детей сравнивать группы предметов и говорить, каких больше, каких меньше, каких равное количество. (Красных кружков больше, чем синих. Синих кружков меньше, чем красных. Красных кружков столько, сколько синих.)

В процессе занятий воспитатель активизирует речь детей, постоянно изменяя количественное соотношение между одними и теми же предметами, например, делает так, чтобы синих кружков было то больше, то меньше, то столько же, сколько красных. Необходимо изменять и пространственное расположение предметов в сравниваемых группах, например, размещать большее (меньшее) количество предметов то в верхнем, то в нижнем ряду наборного полотна, то на верхней, то на нижней полоске карточки. В ходе таких упражнений дети узнают, что предметов разного вида и цвета (мишек и машин, зеленых и желтых шаров и т. п.) может быть больше, меньше, поровну.

Следует также познакомить детей с приемами сравнения (способами наложения и приложения) количества предметов разных размеров. Так, сопоставляя группы больших и маленьких кубиков (на каждый большой кубик ставят один маленький), дети выясняют, что один маленький кубик остался без пары, значит, маленьких кубиков больше, а больших – меньше. В подобных упражнениях следует предлагать различные варианты соотношений: больших игрушек больше, маленьких меньше; больших меньше, маленьких больше; больших и маленьких поровну.

Важное значение при сравнении групп предметов имеет опора на разные органы чувств. Например, сначала детей учат откладывать на столе по одной игрушке на каждое действие воспитателя, например, хлопок в ладоши, удар в бубен или палочкой по столу; на следующих занятиях предлагают хлопнуть в ладоши столько раз, сколько игрушек на столе (1–3). Затем можно дать задание послушать, сколько раз взрослый ударил молоточком, и хлопнуть столько же раз в ладоши (1–3 раза).

В ходе таких упражнений дети овладевают умением попарно сопоставлять элементы двух множеств[4], воспринимаемых разными анализаторами.

Величина

В возрасте трех лет дети способны отличать большие предметы от маленьких, но не умеют обозначать размерные отношения словами и различать сравнительно близкие величины. Поэтому в игровой форме детей знакомят с тем, как можно сравнивать два предмета (две ленты, полоски бумаги, два брусочка и др.), резко отличающиеся по длине, ширине, высоте, величине в целом. Их учат понимать и использовать слова, обозначающие соотношение предметов по размеру: длинный – короткий, широкий – узкий, высокий – низкий, большой – маленький.

Сначала для сравнения даются предметы, отличающиеся друг от друга только по одному признаку величины: это могут быть две ленты одного цвета, одинаковые по ширине, сделанные из одного и того же материала, но разные по длине; при этом одна лента должна быть намного длиннее (короче) другой – это поможет ребенку выяснить признак длины.

Упражняя детей в сравнении предметов по величине, необходимо жестом показывать им, что является длиной, шириной, высотой того или иного предмета. Например, сравнивая длину двух лент, воспитатель проводит рукой вдоль каждой из них (слева направо) и поясняет: «Эта лента длинная, а эта короткая». Затем он предлагает ребенку провести пальцем (ладошкой) вдоль ленты (от одного ее края до другого). При сравнении предметов по высоте воспитатель проводит рукой по предмету снизу вверх – от основания до верхнего края; при сравнении по величине в целом он круговым движением руки обводит сначала один, затем другой предмет.

Детей знакомят со способами сравнения предметов по длине, ширине, высоте – приложением и наложением. Начинать надо с приложения, так как сначала для сравнения даются предметы одного цвета, которые при наложении сливаются. Способ наложения следует вводить тогда, когда для сравнения используются предметы разного цвета. Воспитатель показывает детям, как правильно пользоваться этими приемами: сравнивая длину предметов путем приложения, следует класть их рядом так, чтобы их края с одной стороны совпадали. Пользуясь приемом наложения, нужно совмещать все края предметов, кроме одного. Воспитатель объясняет: эта лента длинная, так как один ее конец выступает. Он учит детей обозначать выделенный признак словом, называть оба сравниваемых предмета. («Эта лента длинная, а эта – короткая».) Воспитатель создает игровые ситуации, чтобы вызвать интерес к данным упражнениям. Например, мишкам завязывают шарфы, куклам – банты. Один шарф (бант) завязался, а другой – нет. Почему? Приложив один шарф (ленту) к другому, воспитатель показывает, что один из них короче другого (другой). В другой игровой ситуации требуется выяснить, по какому мосту паровоз проехал (по широкому), а по какому не проехал (по узкому); в какие ворота машина въехала, а в какие не смогла въехать и почему. Можно также предлагать детям игровые задания типа «Чьи пальчики длинные (короткие)?», «Чей домик высокий (низкий)?», «Чей шарфик (пояс) широкий (узкий)?» и т. д.

Когда дети познакомятся со способами сравнения предметов разных размеров и научатся выделять соответствующие признаки, проводится дидактическая игра «Поручение». Детей рассаживают полукругом. Поручения дает воспитатель (например, от лица куклы), а малыши показывают или приносят тот предмет, который он назовет, например, высокую елочку, длинный карандаш, широкую ленту (выбор из двух пар предметов).

Во второй младшей группе проводится значительно больше дидактических игр и упражнений, основанных на самостоятельных действиях детей с предметами разных размеров: «Спрячем шарики в ладошках», «Соберем из колец большие и маленькие башенки», «Вылепим столбики», «Попробуем собрать матрешку», «Найдем большой и маленький», «Магазин игрушек» и др. В таких играх и упражнениях зрительно-тактильное восприятие закрепляется словами, обозначающими величину предметов: большой – маленький, высокий – низкий, длинный – короткий и т. п.

Научив детей сравнивать предметы контрастных размеров, воспитатель, используя способ приложения, знакомит их с равенством предметов по длине (ширине, высоте) и учит пользоваться выражениями: одинаковые (равные) по длине, одинаковые (равные) по ширине, одинаковые (равные) по высоте. С этой целью можно использовать парные игры и упражнения, например «Найди ленточку такой же длины (елочку такой же высоты)» и т. п.

Форма

Во второй младшей группе знакомство детей с формой осуществляется с целью более глубокого познания предметов окружающей действительности и более правильного их восприятия. Детей знакомят с кругом, квадратом и треугольником, учат различать их. Сначала воспитатель дает каждому ребенку две фигуры, например, красный круг и зеленый квадрат (у педагога – такие же фигуры), демонстрирует одну из них, не называя ее, и предлагает ребенку найти у себя и показать такую же. Затем показывает другую фигуру и предлагает найти у себя такую же и показать.

Существенное значение в методике ознакомления с геометрическими фигурами[5] имеет обучение приемам их обследования осязательно-двигательным путем. Воспитатель показывает, как это надо делать: он неоднократно обводит контур фигуры указательным пальцем, привлекая детей к совместному действию (ребенок проводит рукой по контуру то одной, то другой фигуры). При этом воспитатель называет каждую фигуру. На следующем занятии дети следят за движением руки педагога, описывающей контур каждой фигуры, а затем вслед за ним обводят пальцем контуры своих фигур и называют их. Для таких упражнений можно использовать и карточки, на которых изображены два-три круга (квадрата, треугольника).

При ознакомлении детей с квадратом воспитатель многократно обводит его контур пальцем, фиксируя внимание на углах: «Пальчик добежал до угла, остановился, обвел угол и побежал дальше. Еще раз добежал до угла, обвел уголок и опять побежал дальше». Воспитатель называет фигуру (квадрат), спрашивает, какого она цвета. Неоднократно упражняя детей в различении и назывании круга и квадрата, он побуждает их активно действовать с фигурами (взять в руку, положить друг на друга, выложить рядом и т. п.). Это помогает детям лучше запоминать и различать геометрические фигуры.

На следующих занятиях воспитатель раздает детям круги и квадраты сначала меньшего, чем у него, размера, но того же цвета, а затем отличающиеся от образца и по размеру, и по цвету.

Подобным образом сравниваются круг и треугольник, треугольник и квадрат, круг, квадрат и треугольник одновременно.

Организуя сравнение круга, квадрата и треугольника, детей подводят к пониманию того, что круг не имеет углов, а квадрат и треугольник имеют.

Для развития представлений о круге, квадрате и треугольнике используются такие задания, как: «Назови, что это», «Возьми круг (квадрат) в левую (правую) руку», «Покажи мишке красный (зеленый) круг», «Выбери все большие (маленькие) квадраты», «Положи все круги на верхнюю (нижнюю) полоску» и т. п., а также игры: «Найди пару», «Узнай, что спрятано в мешочке», «Найди свой домик», «Прокатывание шариков в воротца», «Что ты достал?», «Найди, что попрошу», «У кого есть такой же (круг, квадрат, треугольник)?», «Чей домик?» и др.

На упражнения с геометрическими фигурами отводится лишь часть занятия. Остальное время можно посвятить заданиям на нахождение множества предметов и одного предмета или сравнение групп предметов (круги и квадраты используются в качестве демонстрационного и раздаточного материала).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...