Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Межличностные конфликты в малой группе на примере трудового коллектива




конфликт межличностный коллектив трудовой

Во всех сферах жизни общества может произойти конфликт. Они рождаются на почве ежедневных разногласий и расхождений во взглядах, противоборства интересов, надежд, личностных особенностей, мнений стилей жизни, желаний, побуждений. Рассмотрим более подробно межличностные конфликты в трудовом коллективе.

Виды межличностных конфликтов в трудовом коллективе:

•   Конфликты между руководителем и подчиненным (подчиненными) или конфликты по вертикали;

•   Конфликты между сотрудниками предприятия или конфликты по горизонтали.

Межличностный конфликт на предприятии - это ситуация противоречий, разногласий, столкновений между членами трудового коллектива. По Н.В. Гришиной это: «противостояние участников, воспринимаемое и переживаемое ими как значимая психологическая проблема, требующая своего разрешения и вызывающая активность сторон, направленную на преодоление возникшего противоречия в интересах одной или обеих сторон».

Интерперсональные (социальные) конфликты - это конфликты, которые могут разыгрываются между:

отдельными лицами (интериндивидуальные конфликты): например, между сотрудниками или между менеджерами и сотрудниками; (интрагрупповые конфликты): возникают между менеджерами в связи с возможностью продвижения;

группами (интергрупповые конфликты): возникают между менеджерами предприятия и органом, представляющим работающих по найму;

Конфликты могут появляться как между администрацией предприятия и его персоналом, так отдельно между руководителем и его подчиненным.

В трудовом коллективе межличностный конфликт может проявляется по-разному. В основном - это борьба за ограниченные ресурсы: производственные площади, материальные средства, рабочую силу, время использования оборудования. При этом каждая из сторон считает, что именно она, а не кто-либо, нуждается в данных ресурсах. Также нехватка такого ресурса, как время, автоматически вызывает стресс.

Многие руководители считают, что единственной причиной межличностного конфликта является столкновение личностей из-за несходства характеров. Встречаются люди, которым в силу различий в характерах, сущности их личности, взглядах, манере поведения очень сложно ладить друг с другом. Однако более глубокий анализ показывает, что в основе таких конфликтов, в основном лежат другие, объективные причины. Конфликты между руководителем и подчиненным возникают, например, когда подчиненный убежден, что руководитель предъявляет к нему чрезмерные требования, а руководитель считает, что подчиненный просто не желает работать в полную силу.

Также бывает, что внутриличностный конфликт, выливается в межличностный. Это происходит тогда, когда из-за внутренней неудовлетворенности, связанной с наличием у человека противоречащих друг другу интересов, стремлений, потребностей, порождающих аффекты и стрессы, работник не может эффективно работать. Следовательно, начальник недоволен и может появиться уже межличностный конфликт. Или же, например, из-за внутренней неудовлетворенности или озлобленности, придя на работу, индивид ищет там способ разрядки, и использует для этого конфликтную ситуацию, которая может быть развита на пустом месте.

Существует разделение межличностных конфликтов по причинам их появления:

.   Глубинные конфликты включают в себя важные для личности интересы, ценности, цели, связанные с образом Я. Они могут долго существовать, при этом явно себя не обнаруживая.

.   Ситуативные конфликты имеют внешнюю, как правило, случайную причину появления, не затрагивающую важных жизненных ценностей личности. Они носят эмоционально-взрывной характер и начинаются сразу после инцидента. Например, началом являются грубость, выговор начальника, невозвращенная вовремя вещь.

Можно выделить несколько главных причин конфликтов в трудовом коллективе:

•   Распределение ресурсов и их ограниченность. Необходимость в них почти всегда приводит к конфликтам, ведь люди всегда желают получать больше, а свои личные потребности всегда считаются более важными.

•   Взаимозависимость задач. В том случае, если один человек (или группа) зависима от другого человека (или группы) в выполнении задачи, то это всегда дает возможность для разжигания конфликта. Например, руководитель подразделения связывает низкую производительность труда подчиненных с тем, что ремонтная служба не может качественно и быстро ремонтировать оборудование. А ремонтники, жалуются на нехватку специалистов и винят отдел кадров.

•   Различия в целях. Чем больше организация, тем больше специализированных подразделений, тем более различны цели ее сотрудников.

•   Различия в способах достижения целей и оценки деятельности друг друга. Очень часто руководители и исполнители могут иметь различные точки зрения на способы достижения общих целей даже когда отсутствуют противоречия интересов. При этом каждый из них считает, что его решение лучше, и это является основанием для конфликта.

•   Неудовлетворительные коммуникации. Неточная или неполная информация или ее отсутствие.

•   Напряженные межличностные отношения.

•   Социальное неравенство, стремление к власти.

•   Несовершенство человеческой психики проявляется в чрезмерных эмоциях (зависти, ненависти, злорадстве, расовой розни и т.д. которые искажают взаимоотношения и затрудняют взаимопонимание людей).

•   Различие в психологических особенностях. Каждый человек обладает определенными личностными особенностями: идеалами, темпераментом, характером, установками, мотивом, потребностями, мировоззрениями, привычками и т.д. Любой человек уникален и своеобразен. Иногда отличия участников совместной деятельности бывают настолько велики, что сильно мешают ее осуществлению и увеличивают вероятность возникновения конфликтов. Это говорит о психологической несовместимости людей.

Обобщая все выше названные причины конфликтов, можно выделить их основной источник - несовместимость целей, желаний, интересов и претензий противоборствующих сторон, ведь потребности людей велики и постоянно растут, в то время как возможности для их удовлетворения всегда ограничены. Не случайно, чем беднее общество и дефицитнее жизненные блага, тем более остро в нем возникают конфликты между индивидами и социальными группами.


Заключение

 

Как правило, межличностные конфликты происходят, в основном, с близкими нам людьми, т.е. с теми с кем мы состоим в одной малой группе, будь то семья, компания друзей, трудовой коллектив. Происходит это потому, что мы часто непосредственно соприкасаемся с ними, а, следовательно, соприкасаются и наши противоположные точки зрения.

Итак, подведем итоги, конфликт - это столкновение противоположных целей, позиций, мнений и взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия. Они происходят во всех сферах нашей жизни. Конфликты бывают различных видов: внутриличностные, межличностные, межгрупповые, конфликты принадлежности и конфликты со внешней средой; скрытые и открытые; вертикальные и горизонтальные. Структурой любого конфликта состоит из конфликтующих сторон, зоны разногласий, представлений о ситуации, мотивов, действий. Наиболее важным считается умение научиться правильно управлять конфликтом, а не его недопущение.

Термин «малая группа» раскрывается в понятии: немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов. Они могут быть учебные, промышленные, любительские; формальные и неформальные; открытые и закрытые. Верхнюю границу количественного состава в основном связывают с максимальным количеством членов, вызванным потребностью совместной групповой деятельности.

Межличностный конфликт - это трудно разрешаемое противоречие, открытое столкновение взаимодействующих субъектов на основе возникших противоречий, вызванное несовместимостью их точек зрения, выступающих в виде противоположных потребностей, целей, интересов, мотивов, не совместимых в конкретной ситуации. Он проявляется во время взаимодействия, выяснения отношений между двумя и более лицами. Существуют позитивные и негативные последствия межличностного конфликта. Они могут проявляться в различных сферах: семья, трудовой коллектив, общество. В конечном счете, любой межличностный конфликт рано или поздно имеет свое разрешение.

Учеными выделяются следующие стили по завершению межличностных конфликтов такие, как уклонение, сглаживание, принуждение или противоборство, компромисс, приспособление, сотрудничество и собственно решение проблемы.

Примером межличностного конфликта в малых группах является конфликт в трудовой организации - это ситуация противоречий, разногласий, столкновений между членами трудового коллектива. Причины такого конфликта могут быть самые разнообразные: распределение ресурсов и их ограниченность, взаимозависимость задач, различия в целях и способах достижения целей, нехватка информации, напряженные межличностные отношения, социальное неравенство, стремление к власти, несовершенство человеческой психики, различие в психологических особенностях. Но также важно понимать что без конфликтных взаимодействий в рамках выполнения служебных обязанностей, порой бывает невозможно решить поставленные задачи.

В заключение хочется отметить, что все люди разные, у всех свои мнения, свои точки зрения и ценности. Различные группы преследуют различные цели и имеют отличные друг от друга нормы. Следовательно, ни одно общество, ни один человек не может существовать без конфликтов.


Список использованной литературы

 

1. Андреева Г.М.: Учебник для высших учебных заведений. - 5-е изд., испр. и доп. - М.: Аспект Пресс, 2007. - 363 с.стр. 191,194

2. Гришина Н.В. Психология конфликта. - СПб.: Питер - 2001.

.   Зборовский Г.Е. Общая социология: Учебник. 3-е изд., испр. и доп. - М.: Гардарики, 2004, - 592 с, стр. 299

.   Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. 82 Социальная психология малой группы: Учебное пособие для вузов. - М.: Аспект Пресс, 2001. - 318 с, стр. 10,14-18

.   Осипов. Г.В. Социология. Основы общей теории: Учебник для вузов/ Отв. ред. академик РАН Г.В. Осипов, действительный член РАЕН Л.Н. Москвичев. - М.: Норма, 2003. - 912 с. стр. 272

.   Розанова В.А. Управленческие конфликты и возможности их решения - М. - 2002. - стр. 34-55

.   Тренев Н. Н Управление конфликтами. - М.: ПРИОР, 2001. - стр. 96.

.   Фролов С.С. Социология: Учебник - М.:Гардарики, 2004. - 344 с., стр. 308-309,324

9. Azps.ru А.Я. Психология http://www.azps.ru/articles/soc/soc96.html

.   Сonflictologiy.narod.ru http://conflictologiy.narod.ru/uch/gl6/gl6.htm

.   Psyera.ru «База психологических знаний» /http://psyera.ru/sushchnost-soderzhanie-osobennosti-mezhlichnostnogo-konflikta-konfliktnye-tipy-lichnostey-364.htm

12. Sbiblio.com «БИБЛИОТЕКА УЧЕБНОЙ И НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ» Буртовая Е.В. (сост.) Конфликтология. Учебное пособие, 2002 http://www.sbiblio.com/biblio/archive/unknown_konflictions/29.aspx

.   Социология.ру http://sociology2015.ru/index/0-86

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...