Расчет осей и валов на жесткость
8.20. Валы и оси, рассчитанные на статическую или усталостную прочность, не всегда обеспечивают нормальную работу машин. Под действием нагрузок F (рис. 8.13) валы и оси в процессе работы деформируются и получают линейные прогибы/и угловые 8 перемещения, что, в свою очередь, ухудшает работоспособность отдельных узлов машин. Так, например, значительный прогиб / вала электродвигателя увеличивает зазор между ротором и статором, что отрицательно сказывается на его работе. Угловые перемещения 9 вала или оси ухудшают работу подшипников, точность зацепления передач и т. п. Для обеспечения требуемой жесткости вала или оси необходимо произвести расчет на изгибную или крутильную жесткость. Рис. 8.13. Деформация вала под нагрузкой Что понимают под жесткостью вала (оси)? 8.21. Расчет валов и осей на изгибную жесткость. Параметрами, характеризующими изгибную жесткость валов и осей, являются прогиб вала/и угол наклона 9. Условие для обеспечения в процессе эксплуатации требуемой жесткости на изгиб: (8.17) где f — действительный прогиб вала (оси), определяемый по формулам курса «Сопротивление материалов»; [f] — допускаемый прогиб (табл. 8.4); 9 и [9] — действительный и допускаемый углы наклона (табл. 8.4). Таблица 8.4. Допускаемые прогибы вала [f] и углы наклона [θ]
* т — модуль. Сформулируйте основное условие изгибной жесткости валов (осей).
8.22. Ответить на вопросы контрольной карточки 8.2. Контрольная карточка 8.2
Ответы на вопросы 8.2. На рис. 8.2, б" показана неподвижная ось, на рис. 8.2, а — подвижная. Оси, показанные на рис. 8.2, деформацию кручения не испытывают. 8.4. Ни рис. 8.5, а цилиндрическая цапфа, на рис. 8.5, б — коническая, на рис. 8.5, в — шаровая. 8.5. Галтель — поверхность плавного перехода от меньшего сечения (оси) к большему. 8.6. При изготовлении валов и осей применяют стали марок СтЗ, Ст4, Ст5, 35, 40, 45, 50, 40Х, 40ХН. 8.8. При постоянных напряжениях на статическую прочность, при переменных — на усталостную. 8.9. По формуле тк < [т]к можно проверить только статическую прочность валов, работающих на кручение. 8.10. Расчет на жесткость производят при необходимости обеспечить валу (или оси) определенную расчетную величину жесткости (прогиб или угол закручивания). 8.11. Силы на расчетных схемах принимают условно, как сосредоточенные в середине ступицы. 8.13. Нет. 8.14. По формуле (8.4) рассчитывают участки вала, испытывающие только напряжение кручения (выходной конец вала, трансмиссионные и другие валы). 8.15. В большинстве случаев валы работают одновременно на кручение и на изгиб, поэтому метод расчета валов, изложенный в шаге 8.15, является наиболее распространенным. По формулам (8.7), (8.8) производим расчет валов при совместном действии кручения и изгиба (принимаем Мже, а по формулам (8.2), (8.3) — расчет осей на изгиб (по MJ).
8.16. Диаметр вала don под опорой С следует рассчитывать по формуле (8.4), так как здесь вал испытывает только крутящий момент (см. сечение С, рис. 8.9, б—г), т. е. 8.17. Расчет по формуле (8.11) s> [s] выполняют как проверочный. При циклически изменяющихся напряжениях в валах (осях) может возникнуть усталостное разрушение. 8.18. По формуле (8.12) определяем расчетный коэффициент запаса прочности s при расчете валов и осей на усталостную прочность (выносливость). По формулам (8.13) и (8.14) рассчитывают коэффициенты запаса прочности при учете изгиба и кручения (sa и sx), по которым затем определяют s. Для расчета sa и sz необходимо знать значения аа и ха, которые находят из формулы (8.15). При проектировочном расчете (см. §4) обычно определяют диаметр выходного конца вала, который в большинстве случаев испытывает только кручение. Остальные размеры вала назначают при разработке конструкции с последующей проверкой ее на выносливость для предположительно опасных сечений, в которых возникают наибольшие крутящие и изгибающие моменты и зоны концентрации напряжений (т. е. производят проверочный или уточненный расчет, см. § 5). 8.20. Жесткость — сопротивляемость упругим деформациям вала (оси) в процессе эксплуатации. 8.21. Основное условие изгибной жесткости; для обеспечения требуемой жесткости вала (оси) необходимо, чтобы действительные (расчетные) прогибы/и углы наклона 6 не превышали значений [f] и [θ].
Глава 9
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|