Вспомните из курса «Метрология», какие бывают системы посадок.
9.12. Соединение деталей с гарантированным натягом относится к соединениям, передающим рабочие нагрузки за счет сил трения между валом и отверстием. При расчете посадок с гарантированным натягом давление р на сопрягаемые поверхности должно быть таким, чтобы силы трения оказались больше внешних нагрузок. Неподвижность соединения обеспечивается за счет сил трения Ff при условии, что (9.5) где К= (1,5 ÷ 3) — коэффициент запаса сцепления; Т — вращающий момент, Н • м; d — диаметр посадочной поверхности, мм (см. рис. 9.18, б); Fa — осевая сила, Н. Соединения с натягом (прессовые соединения) могут быть получены тремя способами: • запрессовкой осевой силой; • поперечной сборкой за счет нагрева или охлаждения одной из деталей соединения, при которой они свободно соединяются; • комбинированной сборкой, при одновременном действии осевой силы и поперечной деформации. Основной задачей расчета соединения с гарантированным натягом является выбор посадки, обеспечивающей передачу заданного вращающего момента. Надежность соединения деталей с гарантированным натягом в первую очередь зависит от прочности ступицы. При недостаточной прочности ступицы возможно нарушение посадки вследствие деформации охватывающей детали или ее разрыву при осуществлении посадки. 9.13. Достоинство соединений с гарантированным натягом: простота конструкции и хорошее центрование сопрягаемых деталей. Недостаток — повышенная концентрация напряжений. Соединение с гарантированным натягом применяют для венцов зубчатых и червячных колес, ступиц колес с валом и т. п. Каким способом осуществляется посадка с натягом? 9.14. Ответить на вопросы контрольной карточки 9.1.
Контрольная карточка 9.1
Ответы на вопросы 9.1. Шпоночное соединение включает три детали (см. рис. 9.1): вал 1, ступицу детали 2 и шпонку 3, зубчатое соединение — две (см. рис. 9.2); вал 1, ступицу детали 2. 9.2. Шпонка — призматический, клиновидный или цилиндрический стальной стержень, вводимый между валом и посаженной на него деталью (зубчатым колесом, шкивом, муфтой и т. п.) для их взаимного соединения и передачи вращающего момента от вала к детали (или наоборот). 9.3. На рис. 9.7 показана тангенциальная шпонка, которая представляет собой призматический брусок, составленный из двух односкосных клиньев и устанавливаемый в паз вала таким образом, что одна из его граней оказывается касательной к цилиндрической поверхности вала. Внешние рабочие грани двух клиньев, образующих тангенциальную шпонку, параллельны. На рис. 9.9 показана призматическая шпонка с закреплением на валу; применяется как направляющая в тех случаях, когда деталь, соединяемая шпонкой с валом, должна перемещаться вдоль вала (например, сцепные муфты, зубчатые колеса коробок передач и т. п.).
Врезные призматические шпонки (рис. 9.5, а) передают вращающий момент боковыми гранями; клиновые (рис. 9.5, г) — верхней и нижней гранью. 9.4. На рис. 9.12 тип зубьев (шлицев): 1 — прямобочный профиль; 2 — эвольвентный; 3 — треугольный; 4 и 5 — прямобочные. 9.5. Основной недостаток — для изготовления зубчатых соединений необходимо специальное оборудование. 9.8. Выбор прямобочного зубчатого соединения. Для d = A7 мм принимаем по табл. 9.2 легкую серию шлицевого соединения d = 42 мм с числом зубьев z = 8; D = 46 мм, й = 8 мм; /= 0,4 мм; г = 0,3 мм. Можно выбрать пря-мобочное шлицевое соединение тяжелой серии с номинальным размером 10 х 42 х 52 (в этом случае /р уменьшается). 9.9. Фасонные штифты. 9.10. На рис. 9.17, б показано профильное (бесшпоночное) соединение. Недостаток этого соединения — сложность изготовления отверстия и вала (оси). 9.11. По способу образования соединений различают две системы: систему отверстия и систему вала. В системе отверстия для любых посадок определенного класса точности нижнее предельное отклонение размера отверстия равно нулю, верхнее же предельное отклонение размера отверстия в различных посадках имеет одинаковую величину, зависящую только от номинального диаметра. Разные посадки в этой системе получают путем назначения различных предельных отклонений размеров вала. С учетом того, что наружную поверхность вала обработать легче, чем внутреннюю (отверстие), то система отверстий применяется более часто. В системе вала разные посадки получают изменением предельных отклонений размеров отверстия при постоянных размерах вала. 9.13. Соединение деталей с гарантированным натягом производится нагревом ступицы детали (до +250 °С) или охлаждением вала (до -190 °С), а также запрессовкой с помощью механического или гидравлического пресса. Наиболее рациональными являются первые два способа. Глава 10
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|