Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие информационного ресурса




Информация, данные, знания. Качества информации

Сопоставление и сравнение понятий «информация», «данные», «знание». Использование в речи понятий информация, данные, знания часто происходит в качестве синонимов. Возможно, в рамках обычного общения это допустимо. Однако эти понятия необходимо различать.

Понятие «информация» возможно только при наличии источника и получателя информации, а также канала связи между ними. Понятию «информация» также сопутствует интерпретация значения информации, преобразование значения информации.

Понятие «знание» обычно связывают с процессом принятия решений, а также изучения окружающего мира и обучения. Для принятия решения характерно понимание цели. Когда возникает цель? Когда осознается текущее состояние (ситуации, положения и т.п.) и формируется образ другого состояния (собственно цели), которое нужно достигнуть. Для перехода из текущего состояния в другое (целевое) необходимы знания и данные. Знания – это опыт, инструмент; данные – это учет деталей и фактов, это вспомогательные элементы.

Понятие «данные» – относительно новый термин, в общем случае характеризующий некоторый набор символов, который можно хранить, передавать, преобразовывать. Обычно данные являются входной информацией для какого-либо информационного процесса, системы.

Качества информации. Люди часто жалуются на «информационный поток». В действительности то, что мы называем «информационным потоком», является «потоком данных». В конкретных же рабочих или жизненных ситуациях мы часто сталкиваемся с дефицитом информации. Связано это с качеством информации, имеющейся в нашем распоряжении.

В минимальном наборе необходимо уметь оценивать информацию по следующим ее качественным характеристикам:

Уместность (Relevance). Информация уместна, когда она полезна для принятия решений.

Достоверность (Reliability). Информация достоверна в той степени, в какой можно ей доверять. Уровень доверия к информации, в свою очередь, в значительной степени зависит от источника информации и методов ее сбора.

Точность (Accuracy). Точная информация – это информация без ошибок. Степень точности информации определяется уровнем толеранса (терпимости), принятым конкретным субъектом.

Оперативность (Timeliness). Информация имеет временную ценность. С течением времени ее ценность снижается.

Но кроме минимального набора, достаточного для большинства жизненных ситуаций, существует расширенный набор качественных характеристик информации, применяемых в бизнесе и для целей управления в некоторых специфичных областях – например, существуют Качественные характеристики Учетной информации (QUALITATIVE CHARACTERISTICS OF ACCOUNTING INFORMATION).

Доступность (Understandability). Качество информации, дающее возможность пользователям понять ее значение.

Истинность отображения (Representational faithfulness). Соответствие между показателем или описанием и реальным явлением, которое оно стремится отразить (иногда называют достоверностью).

Консерватизм (Conservatism). Осторожная и благоразумная реакция на неопределенность с целью гарантировать адекватность оценки неопределенности и рисков, присущих данной предпринимательской деятельности.

Надежность (Reliability). Качество информации, обеспечивающее уверенность в разумности ее допущений в отношении ошибок и тенденциозности, а также истинности намерений представить все в неискаженном виде.

Нейтральность (Neutrality). Отсутствие в ответной информации пристрастности, направленной на достижение заранее определенного результата или побуждение избрать определенный способ поведения.

Полнота (Completeness). Включение в отчетную информацию любого материала, который необходим для истинного отражения данного явления.

Последовательность (Consistency). Соответствие из периода в период неизменяемой политике и правилам.

Предсказуемость (Predictive value). Качество информации, позволяющее пользователям увеличить вероятность точности предсказания результата событий в прошлом или настоящем.

Проверяемость (Verifiability). Способность через проверку согласованности показателей убедиться в том, что информация отражает то, что она намерена отразить, или что избранный метод оценки использован без ошибок и предвзятости.

Своевременность (Timeliness). Получение необходимой для принятия решений информации до того, как она потеряет свою способность влиять на них.

Сравнимость (Comparability). Качество информации, дающее пользователям возможность выявить сходства или различия между двумя рядами экономических явлений.

Существенность (Materiality). Степень важности разного рода опущений или погрешностей учетной информации, которая с учетом окружающей среды делает возможным влияние этих опущений или погрешностей на выводы и суждения полагающихся на эту информацию лиц.

Тенденциозность (Bias). Тенденциозность в измерениях представляет собой тенденцию показателя систематически отклоняться в одну сторону больше, чем в другую, вместо того чтобы равномерно колебаться в обе стороны в отношении показателей учета и отчетности, означает устойчивую тенденцию к завышенным или заниженным величинам.

Ценность обратной связи (Feedback value). Качество информации, позволяющее пользователям подтверждать или корректировать прежние предположения.

Соотношение между выгодами и затратами (balance between benefit and cost) означает, что выгоды от информации не должны превышать затраты на ее получение, причем процесс соотнесения выгод и затрат требует профессиональной оценки.

 

Виды и классификация информационных ресурсов

Понятие информационного ресурса

Понятие ресурс определяется в словаре русского языка С.И. Ожегова как запас, источник чего-нибудь.

В современной экономике наиболее распространенными являются представления о следующих основных видах ресурсов:

· природные — объекты природы, используемые людьми для удовлетворения своих потребностей (материальных или духовных);

· энергетические — носители энергии, используемые в процессе жизнедеятельности общества;

· материальные — сырье, материалы, оборудование, здания и сооружения, созданные человеком и используемые им в процессе общественного производства и потребления;

· трудовые — люди, обладающие необходимыми знаниями и умениями для трудовой деятельности;

· финансовые — денежные средства, находящиеся в распоряжении государства и общества.

Необходимо заметить, что финансовые ресурсы являются лишь некоторым условным эквивалентом других видов ресурсов. Поэтому финансовые ресурсы, строго говоря, не могут служить самостоятельным источником для удовлетворения потребностей общества. Непонимание этого привело к опасным деформациям в экономике многих стран мира, в результате чего возникла так называемая монетаристская экономика, основанная на спекулятивных операциях с ценными бумагами.

Что же касается информационных ресурсов, то это понятие является сравнительно новым. Оно еще только начинает входить в жизнь современного общества, хотя в последние годы становится все более употребительным не только в научной литературе, но и в общественно-политической деятельности. Причиной этого, безусловно, является глобальная информатизация общества, в котором все больше начинает осознаваться особо важная роль информации и научных знаний.

В Федеральном законе «Об информации, информатизации и защите информации», который был принят в России в 1995 году, даны следующие определения понятий информация, информатизация и информационные ресурсы:

· информация — сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления;

· информатизация — организационный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов;

· информационные ресурсы — отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках и др.).

Таким образом, как следует из приведенных в Федеральном законе определений, информационные ресурсы понимаются в нем прежде всего как массивы документов с зафиксированной на них информацией. При этом разработчики данного закона руководствовались не столько научными подходами, сколько прагматическими соображениями необходимости юридической трактовки основных категорий, связанных с процессом информатизации общества.

Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации» является по существу первым базовым законом, который создает основу для формирования информационного законодательства — новой области права, которая должна регулировать отношения в информационной сфере общества, включая такие важные аспекты этих отношений, как право собственности, владения и распоряжения информационными ресурсами, а также право доступа к информации и ее распространения.

При этом необходимо подчеркнуть, что в соответствии с определенными данным законом юридическими нормами информационные ресурсы понимаются как документы или базы данных, содержащие некоторую информацию, а сама информация — как содержание этих документов или баз данных.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...