Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие о социальных информационных технологиях




Социальные информационные технологии – это технологии, объектом которых являются отдельный человек, социальные группы или целые общества. Применение этих технологий ставит своей целью формирование у людей заранее заданных качеств.
В современном информационном обществе информация – это не только и не столько сведения, сколько инструмент управления.

Пример. Вы приходите в школу и видите объявление, что учитель информатики заболел и занятия в кружке по компьютерному дизайну не состоятся. Какую роль выполняет информация, заключенная в этом объявлении: просто информирует вас о болезни учителя или она направлена на достижение какой-либо цели? Очевидно второе. Учитель добивался того, чтобы вы не приходили к нему на занятия и спланировали свое время по-иному.

Добиться поставленной цели, как правило, удается не сразу, а с помощью определенного числа шагов. Например, вывесить объявление не только на дверях кабинета информатики, но и при входе в школу. Для верности можно послать SMS-ку старосте класса и т.п.

Если такая последовательность действий в определенных условиях гарантирует получение заданного результата, можно говорить о социальной информационной технологии.

Социальные информационные технологии в информационном обществе становятся главными рычагами управления людьми. Они постепенно заменили физические воздействия, которые долгое время считались единственным и непременным орудием управления.

Пример. Президент США Ричард Никсон в свое время, выступая в Совете национальной безопасности по вопросу бюджетных расходов, сказал, что он считает 1 доллар, вложенный в информацию и пропаганду, более ценным, чем 10 долларов, вложенных в создание систем оружия, ибо последнее вряд ли будет когда-либо употреблено в дело, в то время как информация работает ежечасно и повсеместно.

Каждый человек постоянно в той или иной степени подвергается действию социальных информационных технологий. Эти технологии могут приносить благо и, напротив – создать человеку большие трудности в жизни. Во всяком случае, информационные технологии могут существенно сократить свободу человеческого выбора – одной из главных ценностей демократического общества. Чтобы этого избежать, необходимо прежде всего понять, как «работают» социальные информационные технологии. Для этого в первую очередь следует уточнить основные свойства информации.

Понятие информации в настоящее время определить точно, по-видимому, невозможно. Однако при любом понимании в информации можно выделить по крайней мере три компонента:
• информация как-то представлена, записана (синтаксис);
• информация что-то означает (семантика);
• к информации как-то относятся (прагматика).

Информационные технологии могут изменить любой из этих компонентов.

Наиболее просто изменить запись информации, например перевести из сплошного текста в таблицу. Такие задачи вполне можно выполнить на компьютере.

Однако можно попытаться изменить не только запись, но и смысловой компонент информации, а также отношение к ней человека. Именно эти изменения и являются основной задачей социальных информационных технологий.

Пример. Процесс обучения – это посути один из видов социальных информационных технологий. Цель учителя – сформировать определенное понимание процессов и явлений внешнего мира. При этом у школьника, чаще всего, также имеется какое-то представление, информация об этих предметах, как правило очень поверхностное. Задача учителя состоит том, чтобы изменить представление ученика. При этом цель такого изменения является открытой – представления изменяются в сторону соответствия реальному положению вещей.

Пример. Появилось множество неизвестных ранее профессий, связанных с созданием таких объектов и организацией с помощью них разнообразных информационных пространств. Очень важными в информационном обществе являются такие профессии, как:

имеджмейкер – человек, занимающейся созданием «образа» – некого информационного «заменителя» реального человека;

специалист по Public Relation (PR) – организатор информационного пространства в режиме, благоприятном для объекта PR;

спиндоктор (spin doctor) – человек, который занят исправлением освещения события в средствах массовой информации, после того как информационное развитие приняло неблагоприятный оттенок. Само слово spin означает верчение, кружение. То есть это подача событий в более благоприятном виде.

Пример. И Первая, и Вторая мировые войны показали исключительную важность информационного воздействия В период Первой мировой войны перед англичанами стояла задача втянуть в войну США. Для этих целей они использовали находившийся в их руках кабель, соединявший Европу и Северную Америку. Здесь впервые произошло управление общественным мнением путем формирования новостей, которые и задавали нужную картину мира. В пользу вхождения США сработали также просчеты немецкой пропаганды. Во-первых, это затопление немецкой подлодкой пассажирского судна «Луизитания», где среди пассажиров были американцы. Более того, через год немцы отметили это событие выпуском специальной медали, что вызвало вновь бурю возмущения. Во-вторых, пропаганда раздула гибель британской медсестры, которая переправляла пленных из Бельгии в неоккупированные Нидерланды. Оба фактора очень ярко сработали на «демонизацию» противника. Не имеет значения, что, как обнаружилось в восьмидесятые годы, «Луизитания» переправляла оружие, о чем заявляли во время войны немцы. Но это обнаружилось только сейчас, а тогда это предстало перед миром как очередной акт вандализма.

Довольно часто рекламу воспринимают как один из способов информирования человека о товарах или услугах. Однако, как правило, реклама выступает как один из видов социальных информационных технологий.

Существует много видов рекламы. Часто встречаются:
• имидж-реклама;
• стимулирующая реклама;

Основная цель имидж-рекламы – создание благоприятного образа (имиджа) фирмы и товара. Ее основная роль – ознакомить потребителей с продукцией (услугой), с назначением продукции, ее характеристиками и преимуществами, а также с направлениями деятельности фирмы. Эта реклама направлена не только на непосредственных покупателей, а на более широкие слои населения.

Стимулирующая реклама является составной частью имидж-рекламы и ее основная задача – стимулировать потребность в приобретении товара или эксплуатации, предлагаемой фирмой услуги. Направленность стимулирующей рекламы ограничена, она должна быть адресована непосредственным покупателям или пользователям продукции.

На рисунках представлена имидж-реклама и стимулирующая реклама.

Очень часто реклама выступает информационной технологией со скрытой целью. В рекламе всегда акцентируется внимание на привлекательных сторонах рекламируемого товара, в то же время ничего не говорится о возможном вреде, который он может принести. В этом, в частности, проявляется несоответствие рекламы реальному положению вещей.

Кроме рекламы, одной из важных информационных технологий является PR (Public Relation – связь с общественностью).

Типичные задачи, которые решаются с помощью этой технологии: запуск нового товара, появление новой фирмы, построение корпоративного имиджа и др.

Специалист по PR в своей работе должен ответить на три основных вопроса:

Кто? – Кому мы интересны, кто будет, или уже есть нашим покупателем.
Что? – Что привлекательного находят люди в нашем объекте.
Как? – Как передать людям нужную нам информацию.

PR имеет дело с потоками коммуникаций, внесение изменений в которые должно привести к изменению ситуации. Это не прямая, а косвенная роль. Как говорят специалисты, PR не создает продаж, оно создает атмосферу, в которой продажи скорее будут сделаны.

При анализе любой социальной ИТ подразумевается, что есть люди, которые ее разрабатывают (разработчики), есть те, кто ее применяет (заказчики), и есть люди, на которых она направлена как на объекты воздействия.

Любая технология разрабатывается в соответствии с некоторой целью. Эта цель всегда известна разработчикам и заказчикам ИТ, но она может быть известна или не известна тем, на кого направлена технология. В зависимости от этого будем выделять открытые социальные ИТ и социальные ИТ со скрытой целью.

Пример. Процесс обучения в школе организован по определенной технологии, цель которой явно провозглашена в законодательстве страны и уставе школы. Цель применения технологии обучения любому предмету формулируется в государственных образовательных стандартах и конкретных программах учебного курса. Цель любой рекламной кампании – способствовать продвижению рекламируего товара (услуги) на рынок. Это примеры открытых социальных ИТ.

Социальные ИТ со скрытой целью эффективны только при определенной организации общества, о которой пойдет ниже речь.

Стержнем современной западной цивилизации является торговое общество, которое является идеальным полигоном применения социальных информационных технологий.

Торговое общество существенно отличается от известных ранее социальных образований, прежде всего отсутствием явно поставленных целей.

Дело в том, что цель (или цели) является основой консолидации людей, поэтому обычно общество стремится эту цель сформулировать исходя из своих представлений о мире и месте в нем человека и пропагандировать ее всеми доступными ей средствами.

Торговое общество принципиально этих целей не формулирует или формулирует их в бессодержательном виде («гуманизация», «развитие демократии и общечеловеческих ценностей»» и пр.). Этой же тенденцией пронизаны все институты Торгового общества (образование, политика, бизнес). На эту черту обращали внимание многие выдающиеся умы западного мира. В частности, А. Эйнштейн говорил, что «совершенные средства при неясных целях – характерный признак нашего времени».

Однако отсутствие явных формулировок вовсе не означает, что отсутствуют сами цели применения технологий, просто часто они находятся не на поверхности.

Единственной абсолютной ценностью торгового общества является товар, именно он становится носителем консолидирующего и управляющего воздействия. Это воздействие основано на хорошо известном психологическом эффекте новизны: человек всегда стремится увидеть, узнать, приобрести нечто новое, ранее неизвестное. Торговое общество добилось впечатляющих успехов в решении этой проблемы: оно научилось создавать «эффект новизны» на протяжении жизни целых поколений и тем самым «избавило» значительную часть общества от решения настоящих жизненных проблем.

Эта стратегия требует огромных материальных затрат, о чем уже говорилось в первой главе. Но главное – необходимо «заставить» человека жить по правилам торгового общества, главное из которых – непрерывно покупать (и соответственно, продавать).

Идеологи торгового общества утверждают, что товарные и товарно-денежные отношения появились едва ли не с зарождения цивилизации и являются ее неотъемлемой частью. Между тем многие выдающиеся исследователи торгового общества считают, что это далеко не так.

Пример. Крупнейший исследователь капитализма Макс Вебер приводит такой пример. Некий хозяин поручил работнику собрать урожай и договорился, что заплатит ему по талеру с десятины. Работник убрал две десятины и получил за это два талера. В следующий раз хозяин заплатил работнику по два талера с десятины. Но работник убрал всего лишь одну десятину и получил за это те же два талера. В данном случае работника не интересовали деньги как таковые. У него было вполне определенное представление о своих потребностях, которые укладывались в два талера. Сверх этой суммы деньги были ему не нужны (во всяком случае не ценой дополнительной работы).

Поведение работника из данного примера с точки зрения Торгового общества - «неправильное». Он должен хотеть зарабатывать больше денег, чтобы потом их потратить, а потом снова заработать и т.д. Заставить его силой сделать это, очевидно, невозможно. И вот именно здесь и начинают работать социальные информационные технологии, которые незаметно для человека подведут его именно к «желаемому» образу действий.

К таким технологиям можно отнести рекламу, маркетинг, public relation. Рассмотрим на примере, что это за технологии и как они «работают».

Пример. Вспомним начальные строчки стихотворения А.С. Пушкина «Анчар».

…Но человека человек,
Послал к Анчару властным взглядом,
И тот послушно в путь потек,
И к утру возвратился с ядом.

В данном случае ситуация жестокая, но вполне определенная.

Царь определил цель – получить яд. Он реализовывает эту цель – посылает за ним к Анчару раба, который добывает яд, но умирает сам. Этот способ решения проблемы можно было бы назвать «командно-административным».

Если перейти на социальные информационные технологии, то решение той же проблемы выглядело бы так.

Перед дворцом царя появляется большое красочное объявление:

Очевидно, это реклама.

Далее, предположим к царю приходит Некто и рассказывает, что в пустыне растет замечательное дерево, которое было бы полезно для его милитаристских целей, что оно обладает ядом такой силы, что все соседи сразу склонят пред ним головы. Дорога к этому дереву неизвестна, но он исключительно из-за уважения к владыке и за совершенно ничтожную плату покажет ее.

Это маркетинг.

Наконец, к царю приходит министр и говорит, что хорошо бы получить яд дерева Анчар, для чего нужно послать к нему раба, пообещав ему свободу.

Это – public relation.

На первый взгляд эти технологии выглядят не как предписания, а как информирование, которое должно помочь царю выбрать правильное решение: быть завоевателем или гуманистом. Внешне это всегда выбор, но по сути это вполне определенное предписание.

Действительно, реклама никогда не появится перед дворцом царя-пацифиста и к нему не придет специалист по маркетингу. Чтобы технология «сработала», ее пользователи должны быть уверены, что имеют дело с царем-агрессором, которому позарез нужна территория соседей. Тогда есть гарантия, что он обязательно узнает от заинтересованных лиц путь к дереву смерти – Анчару.

Приведенный пример показывает, что перечисленные выше социальные ИТ (а на самом деле и другие схожие технологии) основаны на одной и той же идее – препарирование реальной ситуации: преувеличение одних сторон, сокрытие других. Иными словами, социальные ИТ очень часто основаны на неадекватных информационных моделях.

Так, в приведенном выше примере ни одна из технологий не подчеркивает тот факт, что сбор яда от дерева Анчар – смертельно опасное занятие («и умер бедный раб у ног непобедимого владыки…»). А ведь это существенный признак объекта, но его знание наносит вред коммерческим интересам, и поэтому и реклама, и маркетинг, и public relation о нем «скромно» умалчивают.

Пример. Предположим, что оператор заснял на пленку некоторое важное событие. Например, официальную встречу глав государств двух стран. Является ли полученная при этом информационная модель (кинопленка) адекватной моделью? Однозначного ответа здесь нет, поскольку оператор в принципе не может заснять всю встречу, но только ее определенный фрагмент, в соответствиями с политическими установками и личными вкусами. Далее, телеведущий уже в соответствии со своими установками и вкусами выбросит из пленки лишние кадры, а то и добавит новые – из другой записи. В результате зрителю преподносится информационная модель события, но это неадекватная модель.

Реальным фактом, иллюстрирующим этот умозрительный пример, является история снимка «сербского лагеря смерти», который в 1992 году обошел весь мир, обсуждался в Конгрессе США и послужил поводом для широкой антисербской пропаганды и жесткой антисербской позиции во время боснийской войны. Этот кадр был пущен в эфир журналистами английской телекомпании ITN (Independence Television Network). На нем были изображены изнеможенные боснийские мусульмане, которые общаются с журналистами через колючую проволоку. Позже история этого снимка была была опубликована в одном западном журнале в 1997 году. На нем был изображен не лагерь, а пункт сбора беженцев, находящийся в здании школы. Колючая проволка отделяла школьный двор от шоссе. Вход и выход за проволоку был свободным, что было видно на других кадрах, которые не пошли в эфир. Журналисты беседовали с «узниками» через проволоку, а могли ее обойти и снимать людей, отдыхающих на свежем воздухе. Все эти кадры были помещены в ИНТЕРНЕТЕ.

Примечательна реакция телекомпании. Она подала в суд на журнал «за клевету»: журналисты не употребляли слов «лагерь смерти» и не утверждали, что за проволку нельзя было выйти. Просто о некоторых фактах они умолчали.

Построить неадекватную информационную модель мало. Чтобы добиться необходимых результатов, социальная ИТ должна быть разработана так, чтобы человек не сумел увидеть неадекватность предъявляемой информационной модели.

Поскольку ранее мы выяснили, что адекватность модели моделируемому объекту всегда оценивается в рамках определенного мировоззрения, общей культуры человека, то для беспрепятственного внедрения в сознание неадекватных информационных моделей часто необходимо изменение всего «строя» человеческой культуры.

Социальные ИТ со скрытой целью эффективно работают только при определенном типе культуры, так называемой мозаичной культуре.

Мозаичная культура есть целенаправленная замена культуры гуманитарной, при которой свод знаний и идей представляет собой упорядоченное, иерархически построенное целое. Мозаичная культура, напротив, рассыпается на мозаику случайных, плохо связанных и структурированных понятий.

Гуманитарная культура передается из поколения в поколение, и основным механизмом ее передачи традиционно был университет, который давал представление о мире в целом. По такому же образцу строились и гимназии. Даже традиционный букварь русской школы создавался как «университет» для малыша.

Напротив, мозаичная культура строится из разрозненных обрывков, связанных простыми чисто случайными отношениями близости по времени усвоения, по ассоциации идей. Но сила сцепления этих связей очень часто оказывается не меньшей, чем связей логических.

Поскольку информационные модели записываются на некотором языке кодирования информации, основным инструментом воздействия социальных ИТ является язык.

Как сказал знаменитый философ ХХ века Мартин Хайдеггер, «язык был самой священной из всех ценностей», именно в языке отражалась история и культура народа.

Язык, используемый в социальных информационных технологиях, напрямую зависит от поставленных целей.

Пример. Всем хорошо известно, что война – исключительно трагический период в истории любого народа. С другой стороны, во время войны множество людей «прозревают» – начинают более адекватно видеть окружающий его мир. Это, в свою очередь, может разрушить все модели, созданные социальными информационными технологиями. Чтобы спасти их, нужно построить новую неадекватную модель, снижающую трагический накал войны.

По-видимому, впервые подобная модель была построена во время вьетнамской войны. Оно представляла собой специальный язык, который получил название «вьетлийского» (Vietlish, Vietnam English).

В этом языке военные действия назывались «программой умиротворения»; бомбардировки – «защитной реакцией»; мертвые зоны, в которых диоксином были уничтожена вся растительность, – «санитарными кордономи»; напалм – «мягким зарядом»; концентрационные лагеря – «стратегическими селениями» и пр.

Аналогичная практика, как известно, использовалась и во время югославской войны.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...