Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие местного самоуправления




Во всем мире местное самоуправление признано в качестве одной из главных основ, необходимых для формирования и развития демократии и гражданского общества. Интерес к исследованию вопросов местного само­управления находиться в поле зрения различных общественных наук, что во многом обуславливает разнообразие подходов к исследованию теории и практики местного самоуправления.

Практически основная суть местного самоуправления состоит в предоставлении населению, проживающему на кон­кретной территории, права самостоятельно решать возникающие местные про­блемы, удовлетворяя свои нужды и интересы. Тем самым граждане могут как непосредственно, так и через создаваемые ими органы управлять своей жизне­деятельностью.

При этом в понимание сущности местного самоуправления прослеживаются два основных положения. Ряд авторов выделяют самостоятельную деятельность населения по решению вопросов местного значения, рассматривают ее как форму народовластия. Например, В. И. Фадеев, под местным самоуправлением понимает «систему организации и деятельности граждан, обеспечивающую самостоятельное, решение населением вопросов местного значения, управление муниципальной собственностью, исходя из интересов всех жителей данной территории»[5]. Другой исследователь, А.А. Замотаев считает, что местное самоуправление - это «форма народовластия, обеспечивающая защиту совместных интересов граждан, проистекающая из проживания на определенной локальной территории, необходимости и неизбежности соседского взаимодействия жителей этой территории» [6].

Это один подход, с точки зрения ученых, общественности. Существует и другая позиция, рассматривающая местное самоуправление как государственный орган.

Так сформировалась отличительная черта местного самоуправления. Это -его диалектическая природа, которая, по мнению В. Г. Игнатова, состоит в том, что с одной стороны, муниципальная власть - ветвь государственная, навязывающая свою волю, а с другой - ветвь общественная, наиболее полно учитывающая нужды и потребности населения [7].

Бондарь Н. С., указывал на неоднозначность местного самоуправления, проявляющуюся в том, что «оно призвано защищать права и свободы населения от диктата Центра и доводить до населения упорядочивающую волю этого Центра». С данной точки зрения местное самоуправление является тем специфическим проводником, который с одной стороны участвует в исполнение воли государства на местах, а с другой - максимально полно учитывает местные нужды и интересы, связанные с решением вопросов непосредственно обеспечивающих жизнедеятельность населения [8].

В этой традиции дается определение понятия в основополагающем международном документе - Европейской Хартии местного самоуправления. Поскольку в 1998 году Европейская Хартия была ратифицирована Российской Федерацией и с тех пор, в соответствии с существующими международно-правовыми нормами включена в российскую правовую систему и действует на всей территории страны. В Европейской Хартии под местным самоуправлением определяется право и реальная способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть публичных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, в соответствии со своей компетенцией и в интересах местного населения. Это право осуществляется путем прямого участия граждан в самоуправлении территорией проживания. Ключевой в данном определении является формулировка «право и реальная способность органов местного самоуправления» решать местные дела. В качестве субъекта местного самоуправления взято не население, а его органы. Наряду с этим «право и способность» управления делами еще не гарантирует сам процесс осуществления местного самоуправления. Конечно, такое толкование весьма применимо к демократически развитым государствам, в которых местное са­моуправление явление состоявшееся, и весьма сложно каким-либо образом повлиять на изменение его основ. При этом в определение данном Европей­ской хартией также содержатся указания на властные полномочия органов местного самоуправления, что является вполне справедливо, поскольку мест­ное самоуправление - это в первую очередь территориальное управление. До­статочно посмотреть на тот круг вопросов, решаемых местным самоуправле­нием, и становится понятным, что управлять территорией не располагая властными началами просто невозможно. Поэтому с данным определением вполне можно было бы согласиться, однако вряд ли его можно принять за ос­нову в России, где процесс формирования местного самоуправления еще да­лек от довершения. Учитывая специфику смены политического режима и длительного процесса становления демократической формы правления в российском обществе, вынуждают в рассматриваемой дефиниции обозначить механизм, который обеспечит процесс прохождения местного самоуправления, гарантируют осуществление гражданского контроля за деятельность избранных органов управления. Это приводит к путанице в понимание этого и без того сложного многоаспектного социального явления.

Неоднозначное понимание сущности местного самоуправления, содер­жащего в себе государственную и общественную природу, стало причиной того, что до сих пор в современной науке не существует единого общепринятого подхода к идентификации данного понятия.

Признание местного самоуправления одной из форм народовластия за­креплено в статье 3 Конституции РФ. Однако, по мнению Д.Б. Сергеева, авторы Конституции РФ и Федеральных законов «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не всегда вкладывали один и тот же смысл в дефиницию «местное самоуправление» [9].

Так Конституция не устанавливает понятие местное самоуправление, а лишь косвенно раскрывает его содержание с помощью обычных правовых норм.

В статье 2 Закона № 154-ФЗ т 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», под местным самоуправлением понимается признаваемая и гарантируемая Конституцией РФ форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и/или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

В настоящей работе под местным самоуправлением станем понимать определение, заложенное в законе.

Другая проблема, на которую стоит обратить внимание - не понимание значения и сущности деятельности местного самоуправления.

Сущность местного самоуправления проявляется, прежде всего, в содержание его основной деятельности. В силу своей общественно-государственной природы система местного самоуправления занимает особое место в государстве, и с этой точки зрения выполняет важные функции: осуществляет связь между государством и населением; связь между государством и мелким собственником; государством и гражданским обществом. Таким образом, современное местное самоуправление занимает «центральную позицию» между государством и обществом, по существу являясь механизмом согласова­ния интересов между тем и другим.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...