Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Территориальные основы местного самоуправления




 

Местное самоуправление в соответствии с действующим федеральным законодательством осуществляется на всей территории России. Однако проблематика типологизации российского муниципального пространства была решена в постсоветской России только в результате принятия Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ.

Данный закон впервые четко конкретизировал нормы Конституции РФ, которая определяет, что территориальными единицами российского местного самоуправления являются городские и сельские поселения, и в то же время указывает, что местное самоуправление осуществляется и на других территориях.

Понятие «другие территории", равно как и термин "поселение», до 2003 г. являлись предметом оживленных дискуссий в области российского муниципального права. Юридическая неурегулированность вопроса типологизации муниципальных образований дала простор творчеству региональных органов государственной власти. Нередко субъекты РФ определяли территориальное устройство местного самоуправления в соответствии с предпочтениями глав регионов. Анализируя данный процесс, В. И. Васильев выявил общую тенденцию сокращения числа муниципальных образований России в 1993-2000 гг. с 25 тыс. до 12 тыс. За указанное время в 16 субъектах РФ были упразднены районные муниципальные образования, в 49 муниципальные образования сельских округов. В ряде субъектов перестали существовать не только поселковые, но и городские муниципальные образования. Не было ни одного муниципального образования в Республике Алтай. Всего два муниципальных образования (поселки) существовало в Республике Саха (Якутия). Полностью отсутствовали эти образования в Республике Ингушетия.

В целях унификации муниципального пространства Российской Федерации Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ не только установил исчерпывающий перечень муниципальных образований, но и четко разграничил муниципальные образования России по критериям:

1) численность и плотность населения муниципального образования;

2) уровень урбанизации, развитие жилищно-коммунального хозяйства, транспортной инфраструктуры, местные традиции и обычаи жизнедеятельности и т.д.

Классифицируя муниципальные образования но изложенным критериям, можно выделить городские и сельские поселения, межселенные территории, внутригородские территории городов федерального значения.

Городское поселение - это тип муниципального образования, в которое могут входить один город или один поселок, а также (в соответствии с генеральным планом городского поселения) территории, предназначенные для развития его социальной, транспортной и иной инфраструктуры (включая территории поселков и сельских населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями).

Сельское поселение - такой тип поселения, куда входят, как правило, несколько сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, аулов, кишлаков и т.д.). Численность населения сельского поселения варьируется в диапазоне от нескольких тысяч до 20 тыс. чел. Территория сельского поселения включает обычно один сельский населенный пункт с численностью населения более 1000 чел. (для территории с высокой плотностью населения - более 3000 чел.) и (или) объединенные общей территорией несколько сельских населенных пунктов с численностью населения менее 1000 чел. каждый (для территории с высокой плотностью населения - менее 3000 чел. каждый).

Границы сельского поселения устанавливаются с учетом того, что каждый его житель сможет в течение одного рабочего дня пешком добраться до административного центра и обратно. Исключение составляют территории с низкой плотностью населения.

Помимо городских и сельских муниципальных образований Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ выделяет межселенные территории. Они характеризуются низкой плотностью населения и не входят в состав территорий городских или сельских поселений. Межселенные территории не могут быть самостоятельными единицами местного самоуправления. Все вопросы местного значения этих территорий решаются на уровне муниципального района. В бюджет муниципального района также поступают все доходы межселенных территорий [12].

Существенно, что в субъектах РФ с низкой плотностью населения численный критерий муниципального образования занижен.

Примером межселенной территории может служить межселенная территория Залитских островов в Псковской области, где проживает 211 чел. (по состоянию на 1 января 2012 г.). Данная территория состоит из трех островов в Псковском озере и управляется напрямую муниципальным образованием "Псковский район".

Внутригородская территория города федерального значения представляет собой тип муниципальных образований, который с 2006 г. введен в городах Москве и Санкт-Петербурге. Данный тип муниципальных образований создан только в городах федерального значения для того, чтобы обеспечить реализацию права на местное самоуправления жителям двух субъектов РФ. По состоянию на 1 января 2012 г. в Москве существует 146, а в Санкт-Петербурге - 111 муниципальных образований, обладающих статусом внутригородских территорий городов федерального значения.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Конституция предусматривает различные формы реализации волеизъявления населения. В качестве одной из основных выступает правовая система местного самоуправления. Этот институт является децентрализованной формой администрирования. Основным ее признаком выступает относительная самостоятельность, автономность местных органов. Эта структура представлена в виде комплекса элементов прямого волеизъявления, избирательных и прочих структур.

Через них осуществляется реализация функций и принципов местного самоуправления. Ст. 12 Конституции признает и гарантирует в государстве реализацию местного самоуправления. В рамках имеющихся полномочий этот институт самостоятелен. Территориальные органы не включаются в структуру институтов госвласти.

В п. 2 и 3 ст. 12 Основного Закона установлены формы выражения воли населением. Народ может реализовывать свою волю как непосредственно, так и через органы госвласти и систему территориального управления. В Конституции рассматриваемому институту посвящена также глава 8. Ст. 130-133 закрепляют положения, в соответствии с которыми осуществляется организация системы местного самоуправления. Специфика Система местного самоуправления в России реализуется в сельских, городских поселениях и на иных территориях в соответствии с историческими и прочими традициями.

Структура институтов, через которые осуществляется выражение воли граждан, определяется ими самостоятельно. Изменение границ административно-территориальных единиц производится с учетом мнения людей, населяющих их. Система органов власти местного самоуправления обладает определенными полномочиями. В частности, институты, включенные в нее, владеют, пользуются, распоряжаются собственностью, составляют, утверждают и исполняют бюджет, устанавливают территориальные сборы и налоги, обеспечивают охрану порядка, решают прочие важные вопросы. Местные органы могут наделяться некоторыми государственными полномочиями, для реализации которых им передаются соответствующие финансовые и материальные средства. Их исполнение подконтрольно административному аппарату страны. Гарантии Российская система местного самоуправления обладает правом на: Защиту в суде. Компенсацию дополнительных затрат, которые возникли в ходе реализации решений, принятых в рамках структуры.

Вместе с этим Конституция запрещает ограничивать пределы полномочий местного самоуправления, закрепленные в ней самой и ФЗ. Законодательная база Согласно Европейской Хартии, ратифицированной в РФ в 1998 г., местное самоуправление - юридическая возможность и реальная способность соответствующих органов регламентировать определенный объем публичных дел и управлять ими в рамках существующих нормативных актов, под собственную ответственность и в интересах местных жителей. Более широкая трактовка определения приводится в ФЗ № 131. Этот закон также устанавливает принципы системы местного самоуправления. Указанные документы (вместе с Конституцией страны) формируют юридическую основу существования рассматриваемого института.

Основные положения деятельности Система местного самоуправления в РФ функционирует в соответствии с обусловленными природой института, научно-обоснованными и закрепленными в законодательстве идеями и началами. Европейская Хартия - международный документ, в котором они зафиксированы. В качестве внутреннего нормативного акта выступает ФЗ № 131. Этот Закон подразделяет принципы территориального самоуправления на: Экономические. Организационные. Юридические. Территориальные. В рамках правовых принципов: Установлено ограничение возможностей субъектов страны в регулировании вопросов, касающихся территориального администрирования. Унифицирована для всех регионов модель устройства самоуправления на местах. Закреплен дифференцированный список вопросов территориального значения в соответствии с видом МО. Подробно регулируется система органов местного самоуправления. Дифференцированы источники доходов административно-территориальной единицы и проч-

Система местного самоуправления реализует основополагающие идеи и начала, выражающиеся в: Верховенстве Конституции и ФЗ. Самостоятельности решения гражданами вопросов территориального значения.

Организационной обособленности института, его структур в системе госвласти (при взаимодействии с последней в реализации общих задач). Соответствии финансовых и материальных ресурсов полномочиям. Ответственности институтов и служащих перед населением. Многообразии организационных форм реализации власти на местах. Соблюдении интересов и свобод граждан. Законности в организации и функционировании системы местной власти. Гласности деятельности института.

Коллегиальности и единстве в функционировании. Государственной гарантии и поддержке государства. К этим принципам относят: Гарантию компенсации увеличения затрат либо уменьшения доходов территориальных структур, появившихся вследствие тех или иных решений. Получение уполномоченными местными органами платы за использование природных ресурсов, находящихся в границах МО. Функции Система местного самоуправления осуществляет свою деятельность в определенных направлениях. Они обуславливаются природой непосредственно самого института, основными положениями, задачами и целями, поставленными перед ним.

Территориальная администрация призвана обеспечивать: Потребности граждан в различных услугах. Сочетание территориальных и общегосударственных интересов. Реализацию социального и экономического потенциалов и так далее. Основываясь на анализе законодательной базы, можно выделить

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...