Конституционно-правовые основы местного самоуправления
В современном мире местное самоуправление признается неотъемлемым атрибутом демократического правового государства. Такой тип государственности предполагает разделение власти не только по горизонтали - на законодательную, представительную и судебную ветви, но и по вертикали - на центральную и местную публичную власть. Необходимость местного самоуправления обусловлена тем, что государственная власть не в состоянии эффективно решать разноуровневые проблемы, учитывать все особенности большого количества местных сообществ. Вот почему местное самоуправление выступает как предоставление локальным сообществам определенной автономии в решении «местных дел». В первом разделе учебника излагалось содержание общинной, хозяйственной и государственной научных школ местного самоуправления. Применение данных теорий в государственно-политической практике позволило сформировать два основных подхода к организации местного самоуправления в современных демократических правовых государствах. Первый подход, основанный на положениях» государственной теории местного самоуправления», нашел свое отражение в Европейской хартии местного самоуправления (Страсбург, 15.10.1985), ратифицированной Россией Федеральным законом от 11.04.1998 № 55-ФЗ «О ратификации Европейской хартии местного самоуправления». Европейская хартия содержит современные общедемократические стандарты регулирования местного самоуправления, принятые в большинстве государств континента, и потому рассматривается в двух аспектах: - в качестве международного правового договора, т.е. источника международного и одновременно внутреннего нрава для государств, подписавших и ратифицировавших акт в установленном их законодательством порядке; - в качестве политико-правовой декларации, выражающей идеологию европейского местного самоуправления и методологию развития муниципального права и практики европейских стран.
Разработка Хартии потребовала почти 20 лет кропотливого труда и неоднократных согласительных консультаций в среде европейского правового сообщества. Хартия является юридической конкретизацией другого документа - Декларации принципов местного самоуправления (1968). Комитет министров Совета Европы, принявший Хартию, сознательно и целенаправленно создал ее не как свод императивных норм, но как инструмент формирования и реализации единой юридической политики в сфере местного самоуправления, оставляя за присоединившимися государствами большую свободу маневра при реализации такой стратегии. Таким образом, Хартия является «мягким» международным правовым документом, и присоединение к ней не требует от государства неукоснительного соблюдения всех се положений. Необходимо лишь: а) не предпринимать действий, противоречащих целям и принципам Хартии, изложенным в ее Преамбуле, и б) по мере возможности последовательно вносить в национальное законодательство изменения, направленные на все более полную реализацию положений Хартии [10]. Статья 3 Хартии определяет местное самоуправление как "право и реальную способность органов местного самоуправлении регламентировать значительную часть государственных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения". Такое понимание местного самоуправления способствует его интеграции в систему государственной власти. Российская Федерация ратифицировала Хартию в 1998 г. Вместе с тем конституционное законодательство РФ больше тяготеет к "общественной" теории местного самоуправления. Однако заложенное в российском праве толкование местного самоуправления не противоречит основным положениям европейской Хартии. В 2002 г. проект действующего Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ прошел экспертизу в европейских экспертных организациях, в том числе на предмет соответствия духу и букве Европейской хартии местного самоуправления и получил у международных экспертов абсолютную поддержку. Систему нормативных правовых актов, регулирующих вопросы местного самоуправления в России, составляют: на федеральном уровне - Конституция РФ, Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ и иные «профильные» федеральные законы, а также нормативные правовые акты Президента РФ, Правительства РФ, палат Федерального Собрания РФ, постановления федеральных судов; на региональном уровне - конституции (уставы), законы и подзаконные нормативные акты субъектов РФ, конкретизирующие федеральное законодательство о местном самоуправлении по вопросам ст. 72 и 73 Конституции РФ, а также содержащие собственные нормы по предметам собственного ведения; на муниципальном уровне - уставы муниципальных образований; решения, принятые на местном референдуме, сходе или конференции граждан, локальные нормативные и правовые акты главы, представительных и исполнительно-распорядительных органов муниципального образования.
В тексте Конституции РФ неоднократно упоминается о местном самоуправлении. В части, касающейся основ конституционного строя России, записано, что народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и местного самоуправления (ч. 2 ст. 3). Тем самым местное самоуправление, будучи сформированным демократическим образом и находясь под контролем населения, является одним из важнейших каналов осуществления народовластия в Российской Федерации. Статья 12 Конституции устанавливает статус местного управлении в пашем государстве, признает и гарантирует эту форму народовластия в стране, определяет самостоятельность осуществления местного самоуправления в пределах его полномочий. Отдельные статьи Конституции РФ определяют: долг органов местного самоуправления руководствоваться в своей деятельности принципом соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина; обязанность должностных лиц и органов местного самоуправления обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом (ст. 24); право граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления (ч. 2 ст. 32); право граждан Российской Федерации обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33). Специальными конституционными нормами о местном самоуправлении являются ст. 130-133. Часть 1 ст. 130 раскрывает публично-правовой смысл местного самоуправления как самостоятельного решения населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью. Часть 2 ст. 130 перечисляет основные способы осуществления местного самоуправления: референдум, выборы, и иные формы прямого волеизъявления, через выборные и другие местные органы.
Статья 131 определяет территориально-организационные основы местного самоуправления: городские и сельские поселения, а также "другие территории". Таким образом, конкретизация данной классификации остается в совместной компетенции России и ее субъектов и определяется законодательно [11].
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|