Методика «Шкалы любви и симпатии»
Адаптированная методика 3. Рубина состоит из 7 вербальных утверждений шкалы любви и 7 - шкалы симпатии. В инструкции оговаривается, на кого именно испытуемый должен заполнять методику, например на человека, которого он любит или который ему не нравится, и т.д. Каждое утверждение оценивается с помощью 4 альтернатив: «да, это так» (4 балла); «вероятно, это так» (3 балла); «вряд ли это так» (2 балла); «это совсем не так» (1 балл). Результаты по каждой шкале подсчитываются отдельно, они варьируют от 7 до 28, суммарный балл по двум шкалам как индекс общего уровня эмоциональности отношений в диаде колеблется от 14 до 56. Все 14 утверждений при предъявлении их респондентам перемешиваются в произвольном порядке, здесь же они приводятся отдельно по шкалам. Шкала любви 1. Я чувствую, что могу доверить ему (ей) абсолютно все. 2. Я могу сказать, что он (она) принадлежит только мне. 3. Для него (нее) я готов(а) абсолютно на все. 4. Когда мне плохо, то хочется поделиться только с ним (ней). 5. Я чувствую себя в ответе за то, чтобы ему (ей) было хорошо. 6. Мне приятно чувствовать, что он (она) доверяет мне больше других. 7. Мне было бы очень тяжело, если бы пришлось жить без него (нее). Шкала симпатии 1. Когда мы вместе, у нас всегда схожее настроение. 2. Она (он) очень умный человек. 3. В большинстве случаев она (он) нравится людям почти сразу после знакомства. 4. Я думаю, что мы с ней(ним) внутренне похожи друг на друга. 5. Мне хотелось бы быть похожим на нее (него). 6. Она одна из самых обаятельных женщин (он — мужчин), которых я знаю. 7. Я уверен(а), что она (он) хорошо ко мне относится. Утверждения теста любви отражают три компонента: привлекательность, заботу и степень интимности отношений, соответственно тест симпатии - степень уважения, восхищения и воспринимаемого сходства.
Источник: Гозман Л.Я., Алешина Ю.Е. Шкалы любви и симпатии. Бланк опросника «Семейные роли» Инструкция Впишите имена членов Вашей семьи и отметьте количеством звездочек, насколько перечисленные роли характерны для каждого из них: *** — его (ее) постоянная роль; ** — довольно часто он (она) это делает; * — иногда это относится к нему (к ней). Некоторые из упомянутых ролей не свойственны Вашей семье или никогда не исполняются тем или иным ее членом; в этом случае оставьте графу пустой. Возможно, в Вашей семье есть свои уникальные роли, отсутствующие в общем списке, допишите их. Затем среди всего списка выделите три роли, которые Вы считаете наиболее важными для жизни семьи.
Интерпретация результатов
В основе интерпретации полученных результатов лежит представление о том, что члены семьи, которые чаще других играют важные роли, как правило, обладают большей властью в семье. Методику можно проводить индивидуально или со всей семьей. Она очень наглядна, информативна и в групповом варианте может служить основой для обсуждения семейной ситуации и разницы в ее восприятии членами семьи. Биографическое интервью (Андреева Т.В.) Путеводитель интервью Разработан нами для исследования творческого становления архитекторов. Использовался для опроса проектировщиков, реставраторов, научных сотрудников, преподавателей, имеющих специальность «Архитектура» в возрасте от 25 до 60 лет. Выборка составила 100 человек обоего пола. Может использоваться как биографическая анкета, но лучше проводить в виде интервью: при этом удается собрать более полные сведения (Андреева Т. В., 1989). 1. Год, место рождения, место жительства до поступления в вуз. 2. Профессии родителей. 3. Профессии деда, прадеда (имели ли какое-либо отношение к искусству, строительству, различным ремеслам?). 4. Профессии родственников (дядей, теток, кузенов и т. д.) - имела ли отношение к архитектуре, строительству, ремеслам, искусству деятельность тех родственников, с которыми приходилось общаться в детстве и юности? В частности, приходилось ли в детстве наблюдать работу с различными инструментами - по дереву, по металлу и т.п.?). 5. Увлечения (хобби) в семье, занятия в свободное время: хобби отца, матери. Дополнительный вопрос - занимались ли члены семьи или другие родственники живописью, рисованием, рукоделием, конструированием, фотографией, музыкой, спортом и др. 6. Планы в семье относительно Вашей будущей профессии: какие и в каком возрасте?
7. Отношение к избираемой Вами профессии (у родителей, друзей). 8. Чему учили в семье: знаниям, навыкам, умениям, иностранным языкам, прочее (языки, спорт). 9. Были ли попытки у родителей или родственников чем-то заинтересовать Вас (например, любительской фотографией, спортом, игрой на музыкальных инструментах и т. д.)? 10. Ваше отношение к тому, чему учили в семье. 11. Ваша успеваемость в школе:
■ в 1 - 4-х классах; ■ в 5 - 8-х классах; ■ в 9 - 11-х классах. 12. Каковы Ваши любимые и нелюбимые предметы: 13.Какие предметы Вам давались легче, какие тяжелее? 14.Дополнительное обучение (кружки, спецшколы, дополнительное индивидуальное обучение) ■ До школы: ■ 1 - 4-е классы; ■ 5 - 10-е классы (укажите возраст, в котором занимались в спецшколах, кружках и т. д.). 15. Чем Вам приходилось заниматься в свободное от учебы время (перечислите любые виды увлечений, включая спортивные игры)? ■ в дошкольном возрасте; ■ в 1 - 4-х классах; ■ в 5 - 8-х классах; ■ в 9 - 11-х классах;
16.Читали ли Вы книги, журналы по искусству, архитектуре, технике и т.д.? 17.Вспомните, признавали ли Вас способным в каком-либо виде деятельности в школе, семье, кружках? 18.Пытались ли Вы поступать в художественные или иные школы и насколько успешно? Кто посоветовал? 19.Были ли у Вас какие-нибудь интересные случаи, повлиявшие на выбор профессии? 20.Считаете ли Вы, что на выбор профессии могла повлиять архитектура тех городов, в которых вы жили? 21. Какие города и местности Вам приходилось видеть в детстве и юности? ■ до школы; ■ в 1 - 4-х классах; ■ в 5 - 8-х классах; ■ в 9 - 10-х (11-х) классах. 22. Ваши планы относительно будущей профессии: ■ до школы; ■ в 1 - 4-х классах; ■ в 5 - 8-х классах; ■ в 9 - 10-х классах.
23. По окончании школы - планы, мотивы, повлиял ли кто-нибудь на Ваш выбор. Мнение родителей, учителей, друзей о выбранной профессии. 24. Подготовка к поступлению в вуз: велась ли специально, в чем заключалась, где (в каком учреждении).
25. Успешность Вашего поступления - примерно какие оценки за общеобразовательные и специальные предметы. 26. Для тех, кто поступил не сразу или не поступал:
■ где вы работали ■ в течение какого времени; ■ мотивы дальнейших попыток поступить в институт. 27. Если Вы поступили сначала не на архитектурный факультет, напишите, пожалуйста, как долго и где Вы учились, мотивы и обстоятельства перехода на архитектурный факультет. Учеба в вузе 28. Успешность обучения — какие предметы «давались» Вам легче, какие труднее. 29. Какими предметами Вы больше увлекались:
■ на 1 - 2-м курсах; ■ на 3 - 6-м курсах. 30. Сколько времени приходилось Вам тратить на архитектурное проектирование (примерное количество часов вдень). 31. Увлечения помимо занятий (рисование, фото, спорт и т. д.). стиль, направление стиля, любимые архитекторы. Стремились ли Вы подражать вольно или невольно каким-то эталонам архитектуры. 33. Были ли у Вас любимые преподаватели в институте и если были, то кто именно? 34. Кого из студентов Вы считали наиболее способным к архитектурному проектированию и к рисунку? 35. Поездки в студенческие годы: какие города и местности довелось Вам увидеть? 36. Успешность окончания института. Диплом: тема, оценка, приблизительный ранг по распределению. 37. Распределение: в какую организацию, мотивы выбора места работы. 38. В каких организациях и в какие годы довелось работать, мотивы переходов с одного места работы на другое. 39. Проекты: какие и где (в каких городах). Есть ли у Вас осуществленные строительством проекты? Обработка данных 1. Анализ происхождения — родительские семьи, семьи прародителей. В процентном отношении — кто повлиял на выбор кружков, школ, института. Происхождение, условия развития в семьях анализировалось также по кластерам, выделенным первоначально на основе кластерного анализа ценностей-целей. 2. Анализ дополнительного развития — подсчет обобщенных категорий «направлений развития»: например, если за весь период детства и юности респондент учился в кружках и секциях только изобразительному искусству и играл в волейбол — это расценивается как два направления. Учеба в музыкальной и художественной школе, английскому языку, хореографии в кружках, фигурному катанию и гимнастике в секциях расценивается как пять направлений развития (последние две секции расцениваются как одно — спортивное — направление).
Качественный анализ данных по мотивам выбора профессии, влиянию школ, родственников, друзей на профессиональное становление (в процентном отношении).
Описание по кластерам (типам направленности интересов) успешности учебы, окончания института, числу проектов, их осуществлению на практике, победах на конкурсах по проектированию представителей различных типов направленности интересов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|