Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Анализ результатов техники СД




Отмеченные галочками или крестиками реакции респондентов подсчитываются по всей совокупности опрошенных, и потом средние оценки по каждой шкале отмечаются, затем соединяются ломаной линией – в итоге получается ПРОФИЛЬ объекта. Техника СД позволяет наглядно на рисунке представить различие в отношении отдельного человека (или отдельных групп и категорий) к разным объектам оценки. Для этого предварительно все шкалы распределяются по трем факторам: О – оценки (теплое – холодное, светлое – темное, нежное – грубое, новое – старое, гладкое – шершавое); С – силы (сильное – слабое, твердое – мягкое, тяжелое – легкое); А – активности (активное – пассивное, медленное – быстрое, далекое – близкое, спокойное – возбужденное, сырое – вареное). Обычно рассчитываются средние значения по всем шкалам (лучше по трем, хуже – по двум и недопустимо – по одной шкале) отдельного фактора.

Эти средние величины в трехмерном «семантическом» пространстве будут тремя осями координат, и тогда каждый объект оценивания обретает свое место в этом пространстве. Пусть слово «семья» имеет среднюю оценку по фактору О = +2,5, по А = +2,0 и по С = +1,5, а «старость» соответственно О = —1,5, А = —2,5 и С = —3,0. Тогда их расположение в «семантическом» пространстве иллюстрирует схема 1.

 


 

Схема 1. Изображение объектов в семантическом пространстве

 

Если объект получает низкую оценку, то изображается малень­ким кружком, если высокую — большим. Таким образом, в данном пространстве все хорошее и активное концентрируется слева ввер­ху, а все плохое и пассивное — справа внизу. Место объекта в семан­тическом пространстве возникает на пересечении средних значений, откладываемых по осям. Это соответствует профилю объектов по шкалам хорошее — плохое (оценка), активное— пассивное (актив­ность), сильное — слабое (сила), причем в соответствии со значе­ниями в данном примере объект «семья» тяготеет к левому (хоро­шему) полюсу, а объект «старость» — к правому (плохому) полюсу.

Если каждый фактор О, А и С представлен двумя шкалами, тогда профиль объекта будет изображаться ломаной линией по шести шкалам, если тремя – то по девяти и т.д. Профиль объекта – это как бы линейное его изображение на шкалах, место объекта в семантичес­ком пространстве - на схеме 2 показаны профили двух объектов по трем шкалам.

Схема 2. Профили объектов «семья» и «старость»

Расчет величины дифференциала D между двумя оцениваемыми объектами производится посредством определения разности по каждой шкале, возведения ее в квадрат, суммирования квадратов разностей и извлечения корня из суммы.

где D – генерализованная дистанция; d –дистанция между х и у; х,у –объекты оценивания.

Чтобы определить, является ли генерализованная, т.е. обобщенная потрем шкалам, величина D большой или маленькой, другими словами, значима ли, например, разница D = 4,9 между двумя оцениваемыми объектами, необходимо узнать максимальное различие между объектами: если по каждой из трех шкал эти слова получат популярные оценки +3 и -3, тогда по каждой шкале разность будет 6, а сумма квадратов разностей составит 36 х 3=108. Извлечем корень и получим величину 10,4; значит, в представленном примере генерализованная дистанция наполовину меньше максимальной. С другой стороны, 0 характеризует полное сходство между объектами, и тогда близость к 0 и даже к 1 служила бы свидетельством сходства значений, придаваемых этим объектам.

Если шкал будет 6, тогда максимальное различие увеличится (6 х 36) = 216, и величина D = 14,9 (при минимальной разнице D = 0). Если шкал будет 9, 12 и более, соответственно увеличится диапазон измерения до D (0 – 18) и т.д. Увеличение числа шкал, числа измерений делает сопоставление между объектами более гибким и точным, но одновременно и более трудоемким. Считается недостаточно эффективным в исследовании производить оценку только по трем шкалам (на каждый фактор по шкале), лучше всего работать по 9 шкалам.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...