Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Измерения температуры воздуха и температуры поверхностей




ОБЩАЯ ГИГИЕНА

 

Учебное пособие для аудиторной работы

 

студентов 3 курса фармацевтического факультета очной формы обучения

 

 

 

Красноярск

УДК 613.2

ББК 51.23

Г 46

 

Учебное пособие для аудиторной работы студентов 3 курса фармацевтического факультета очной и эаочной формы обучения / сост.Л.Г. Климацкая, Н.С.Шибанова, О.Ю.Скрыпник, Т.А.Титкова, А.М.Василовский, С.В.Куркатов – Красноярск: типография КрасГМУ, 2009.- 166 с.

 

Составители: д.м.н., профессор Климацкая Л.Г., к.м.н., доц. Шибанова Н.С.,

к.м.н., доц. Скрыпник О.Ю., к.м.н. ст.препод. Титкова Т.А., к.м.н., доц. Василовский А.М., д.м.н., профессор Куркатов С.В.

 

 

Учебное пособие составлено на основании рабочей программы для

специальности: 060108 «фармация»

 

Рецензенты: Зав. кафедрой гигиены питания и гигиены труда,

д.м.н., проф., А.П. Михайлуц, Кемеровская государственная

медицинская академия.

Зав. кафедрой общей гигиены,

д.м.н., проф., академик РАМН, М.Ф.Савченков,

Иркутский медицинский университет.

 

 

Протокол ЦКМС № от

 

 

КрасГМУ

Содержание

№ п/п Тема практического занятия Стр
  Санитарно-гигиеническая оценка микроклимата помещений (температура, влажность, атмосферное давление)  
  Санитарно-гигиеническая оценка микроклимата помещений (скорость движения воздуха, роза ветров, кратность воздухообмена)  
  1. Оценка воздушной среды помещений. Санитарный контроль за химическим составом воздуха закрытых помещений.  
  2. Санитарно-гигиеническая оценка естественного освещения жилых, общественных и лечебно – профилактических учреждений.  
  3. Санитарно-гигиеническая оценка искусственного освещения жилых, общественных и лечебно – профилактических учреждений.  
  4. Гигиеническая оценка климато-погодных условий населенного пункта.  
  5. Санитарно-гигиенические требования к питьевой воде  
  6. Санитарно-гигиенические требования к воде водоисточника  
  Способы очистки воды и их гигиеническая характеристика.  
  7. Способы обеззараживания воды и их гигиеническая 8. характеристика.  
  9. Гигиенические критерии опасности и загрязненности почвы.  
  10. Итоговое занятие по разделу: «Факторы окружающей среды и здоровье».  
  Рациональное питание. Расчет энергетической ценности и качественного состава фактического суточного рациона.  
  Витамины.  
  Гигиеническая оценка проекта строительства (или реконструкции) аптеки.  
  Конференция УИРС: «Гигиена аптечных учреждений».  
  Гигиеническое обучение и воспитание.  
  Итоговое занятие по дисциплине: общая гигиена.  

Введение

 

Многолетняя практика здравоохранения в нашей стране, признанная в настоящее время всем международным медицинским сообществом, свидетельствует о целесообразности приоритета профилактической работы в деятельности врача любого профиля.

Выработка у студентов навыков организации и проведения профилактических (гигиенических) мероприятий, ведения и пропаганды здорового образа жизни, умений использовать факторы окружающей среды в оздоровительных целях, основана на осознанном понимании связи здоровья человека с окружающей средой, факторами и условиями жизни, трудовой деятельностью.

При подготовке студентов необходимо рассматривать комплексно здоровье человека и факторы его формирующие.

Тема № 1: Санитарно-гигиеническая оценка микроклимата помещений (температура, влажность, атмосферное давление)

Значение изучения темы

Учебное: многолетняя практика здравоохранения в нашей стране, признанная в настоящее время всем международным медицинским сообществом, свидетельствует о целесообразности приоритета профилактической работы в деятельности врача любого профиля.

Физические свойства воздушной среды, как факторы среды обитания человека, оказывают разнообразное влияние на него. Колебания атмосферного давления связаны с погодными условиями. Однако, существуют особые условия жизни и трудовой деятельности, в которых наблюдаются значительные отклонения от нормального атмосферного давления, способные оказать неблагоприятные воздействия (могут возникнуть высотная или кессонная болезнь). Комплексное воздействие на теплообмен организма с окружающей средой оказывают влажность и температура воздуха. Нормальная жизнедеятельность и высокая работоспособность человека сохраняется в том случае, если тепловое равновесие, т.е. соответствие между продукцией тепла и его отдачей в окружающую среду, достигается без напряжения терморегуляции. Отдача же тепла организмом зависит от условий микроклимата.

Профессиональное: Освоение методологии профилактической медицины, полученные гигиенические знания и умения по оценке влияния факторов среды обитания (температуры, влажности, атмосферного давления воздуха) на здоровье человека и населения, позволят применять эти знания в профессиональной деятельности для сохранения здоровья населения и пропаганды здорового образа жизни.

Личностное: приобретенные навыки организации и проведения профилактических (гигиенических) мероприятий, ведения и пропаганды здорового образа жизни, умений позволят использовать факторы окружающей среды, в данном случае физические свойства воздуха, в оздоровительных целях.

3. Цели занятия: на основе теоретических знаний и практических умений обучающийся должен:

Знать: понятия «микроклимат» физические свойства воздуха и их значение для организма (температура, влажность, атмосферное давление); методику изучения и оценки температурного режима в закрытых помещениях; понятие абсолютной, максимальной, относительной влажности, дефицит насыщения воздуха, точка росы; методику изучения и оценки влажностного режима в закрытых помещениях; регуляцию температурно-влажностного режима.

Уметь

· осуществлять санитарно-гигиеническую оценку микроклимата жилых, общественных и лечебно - профилактических учреждений

· давать медико-профилактические рекомендации,

· применять знания для пропаганды здорового образа жизни

· самостоятельно работать с учебной, научной, нормативной и справочной литературой,

· вести поиск информации и превращать полученную информацию в средство для решения профессиональных задач.

Иметь представление: о принципах гигиенического нормирования.

4. План изучения темы:

Этапы занятия
Контроль исходного уровня знаний, умений
Раскрытие учебно-целевых вопросов
Самостоятельная работа обучающихся (текущий контроль): а) решение ситуационных задач под контролем преподавателя; б) оформление решения задач протоколами; в) разбор ситуационных задач; г) выявление типичных ошибок.
Итоговый контроль знаний письменно или устно с оглашением оценки каждого обучающегося за теоретические знания и практические навыки по изученной теме занятия
Задание на дом

Основные понятия и положения темы

Микроклимат помещений характеризуется комплексом параметров – температурой воздуха, температурой поверхностей, относительной влажностью воздуха, скоростью движения воздуха. Важное значение для комфортного пребывания людей в помещении имеет разница температур воздуха по горизонтали. Перепады температур воздуха по высоте и по горизонтали, а также изменения температуры воздуха в течение всего рабочего времени (смены) не должны превышать 2 град. С.

Санитарными правилами СанПиН 2.2.4.548-96 «Гигиенические требования к микроклимату производственных помещений» (М., 1997) установлены гигиенические требования к показателям микроклимата рабочих мест с учетом интенсивности энерготрат работающих, времени выполнения работ, периодов года.

Оптимальные микроклиматические условия должны обеспечивать оптимальное тепловое и функциональное состояние человека. Они обеспечивают общее и локальное ощущение теплового комфорта в течение всего рабочего периода при минимальном напряжении механизмов терморегуляции, е вызывают отклонений в состоянии здоровья, создают предпосылки для высокого уровня работоспособности.

Гигиенические нормативы оптимальных микроклиматических условий значительно отличаются в зависимости от категорий работ. Работы медицинских работников, начиная со студенческой скамьи ВУЗа можно подразделить на несколько категорий в зависимости от интенсивности энерготрат организма (ккал/час).

К категории Iа относятся работы с интенсивностью энерготрат до 120 ккал/час, производимые сидя, сопровождающиеся незначительным физическим напряжением (студенты и преподаватели медицинского ВУЗа, административные работники ЛПУ, регистраторы).

К категории Iб относятся работы с интенсивностью энерготрат до 150 ккал/час, производимые сидя, стоя, связанные с ходьбой и сопровождающиеся некоторым физическим напряжением (врачи поликлинических учреждений, административно-хозяйственный персонал).

К категории IIа относятся работы с интенсивностью энерготрат до 200 ккал/час, связанные с постоянной ходьбой, перемещением мелких (до 1 кг) изделий и предметов в положении стоя или сидя и требующие определенного физического напряжения (врачи терапевтического профиля лечебных стационаров).

К категории IIб относятся работы с интенсивностью энерготрат до 250 ккал/час, связанные с ходьбой, перемещением и переноской тяжестей до 10 кг и сопровождающиеся умеренным физическим напряжением (врачи и медицинские сестры лечебных стационаров, родильных домов, работники лабораторий, пищеблоков, прачечных ЛПУ).

Оптимальные параметры микроклимата в помещениях должны соответствовать величинам, приведенным в таблице 1.

Таблица – Оптимальные величины показателей микроклимата в помещениях с рабочими местами

Пери- од года Категория работ по уровню энерготрат Темпера-тура воздуха, град. С Температура поверхностей, град. С Относи-тельная влажность воздуха, % Скорость движения воздуха м/сек
Холо-дный 22-24 21-25 60-40 0,1
21-23 20-24 60-40 0,1
IIа 19-21 18-22 60-40 0,2
IIб 17-19 16-20 60-40 0,2
III 16-18 15-19 60-40 0,3
Теплый 23-25 22-26 60-40 0,1
22-24 21-25 60-40 0,1
IIа 20-22 19-23 60-40 0,2
IIб 19-21 18-22 60-40 0,2
III 18-20 17-21 60-40 0,3

 

К категории III относятся работы с интенсивностью энерготрат более 250 ккал/час, связанные с постоянным перемещением и переноской тяжестей более 10 кг и требующие больших физических усилий (врачи-травматологи, врачи-хирурги, работники службы скорой медицинской помощи) [1].

Температура воздуха. Одним из основных условий для осуществления нормального течения всех жизненных процессов в организме человека является принцип темпера­турного постоянства, при нарушении которого возможно развитие тяжелых, иногда необратимых, изменений. Теплообмен организма связан с выработкой тепловой энер­гии (теплопродукцией) и отдачей её во внешнюю среду (теплоотдачей) путём уравновешивания процессов хими­ческой и физической терморегуляции.Первый из них определяется интен­сивностью обменных процессов. Одновременно с процессами накопления тепла в организме непрерывно происходит отдача его во внешнюю среду (физическая терморегуляция).

Механизмы теп­лоотдачи: а) излучение тепла телом человека; б) проведение - отдача тепла путем соприкосновения тела человека с окружающим воздухом (конвекция) или с предметами и по­верхностями (кондукция); в) испарение влаги с поверхности кожи и дыхательных путей.

Излишняя теплопотеря вызывает возникновение таких заболеваний, как миозиты, невриты, способствует понижению резистентности организма и развитию патологических состояний инфек­ционной и неинфекционной природы.

Перегревание орга­низма приводит к тепловому и «солнечному» ударам. Гипертермия характеризуется повышением температуры тела от +38° до +39° С, тахикардией, учащением дыхания, головной болью, общей слабостью. В тяжелых случаях отмечается более высокий подъём температуры (до + 40°-41° С), что приводит к повреждению тканей, в том числе, цен­тральной нервной системы. О поражении центральной нервной системы свидетельствует появление тошноты, рвоты, потеря сознания, могут быть судороги. Вследст­вие расстройства центра терморегуляции снижается образование пота. Эта тя­желая форма перегревания организма может за­кончиться внезапным наступлением коматозного состояния и смертью.

Перенапряжение аппарата терморегуляции и нарушение теплового баланса может происходить у рабочих горячих цехов, сталеваров, работников пищевой промышленности (хлебопекарное производство), работников легкой промышленности, у шахтеров и рудокопов, находящихся в глубоких шахтах в условиях повышен­ной температуры воздуха.

Напротив, условия труда лесорубов, рыбаков, строи­телей в зимние и переходные периоды года связаны с опасностью переохлаждения орга­низма, которое способствует возникновению простудных заболеваний, заболеваний опорно-двигательного аппарата.

Большую роль в сохранении здоровья человека в условиях неблагоприятного микроклимата играет не только уровень температуры воздуха, но и амплитуды её колебаний. Чем чаще повторяются эти колебания, и чем они резче, тем труднее приспосабливается к ним организм человека и тем больше усилий затрачивается на сохранение изотермии.

Влажность воздуха. Водяные пары поступают в атмосферу при испарении воды с поверхности морей и океанов озёр, рек, почвы. В закрытых помещениях, где находятся люди, влажность воздуха увеличивается за счет испарения влаги со слизистых оболочек (около 350 г/сут) и кожи человека (около 500-600 г/сут.); в жилых помещениях водяные пары поступают в воздух при стирке белья, варке пищи; в производственных помещениях – от оборудования, являющегося источником влаго- и тепловыделения.

Влажность воздуха характеризуется следующими основными понятиями:

· абсолютная влажность - упругость водяных паров, находящихся в данное время в воздухе, выраженная в мм рт. ст. (г/м куб.);

· максимальная влажность - упругость водяных паров при полном насы­щении воздуха влагой при данной температуре (г/м куб.);

· относительная влажность - отношение абсолютной влажности к максимальной, выраженное в процентах;

· дефицит насыщения - разность между максимальной и абсолютной влажностью.

При любых температурных условиях повышенная влажность воздуха представляется неблагоприятным фактором. Насыщение воздуха водяными парами при низкой температуре воздуха будет способствовать охлаждению тела человека, так как теплопроводность воды намного выше теплопроводности воздуха. В таких условиях в коллективах людей возрастает частота заболеваний органов дыхания, ЛОР-органов, опорно-двигательного аппарата. Длительное воздействие на стопы или кисти рук пониженной температуры воздуха в комплексе с повышенной влажностью приводит к постоянному спазму периферических сосудов, нарушению трофики тканей. Человек жалуется на потерю чувствительности, парастезии. Длительное воздействие пониженной температуры и повышенной влажности на дистальные отделы конечностей во время Великой отечественной войны приводили к гангрене (окопная или траншейная стопа). В мирное время воздействию пониженной температуры при повышенной влажности подвергаются работники пищевой промышленности (молочной, кондитерской). Мерой профилактики является механизация и автоматизация производства. Воздух пониженной влажности обусловливает благоприятное по­вышение теплоотдачи при высокой температуре за счет испарения и способствует снижению теплопотерь при низкой температуре.

Длительное пребывание в условиях низкой влажности приводит к сухости кожи, слизистых оболочек, конъюнктив, которые осложняются заболеваниями кожи, ка­таром верхних дыхательных путей, конъюнктивитом. Понижение влажности в кабинетах информатики способствует увеличению напряженности электростатического поля, индуцируемого компьютерами.

Измерения температуры воздуха и температуры поверхностей

Измерения микроклимата производят с целью контроля их соответствия гигиеническим нормативам. Измерения показателей микроклимата проводят не менее 3-х раз в смену (в начале, середине и в конце). Измерения проводят на рабочих местах. При наличии источников локального тепловыделения, охлаждения или влаговыделения (окон, дверей, батарей отопления) измерения проводят в точках, максимально удаленных от источников термического воздействия. При работах, выполняемых сидя, температуру и скорость движения воздуха следует измерять на высоте 0,1 и 1,0 м от пола, а относительную влажность воздуха – на высоте 1,0 м от пола. При работах, выполняемых стоя, температуру и скорость движения воздуха следует измерять на высоте 0,1 и 1,5 м от пола, относительную влажность – на высоте 1,5 м от пола.

Температуру поверхностей следует измерять в случаях, когда рабочие места удалены от них на расстояние не более 2-х метров. Температура поверхностей измеряется аналогично измерению температуры воздуха.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...