I период второго года обучения
Цель занятий: обучение детей составлению связного рассказа по серии картинок, изображающих основные моменты сюжетного действия. 1. Развитие навыков анализа наглядно изображенного сюжета, умений воссоздавать сюжетную ситуацию на основе сопоставления содержания отдельных картинок; 2. Развитие фразовой речи детей, навыков составления распространенных ответов на вопросы; использование фраз из 3-6 слов при составлении рассказа и др.; 3. Формирование навыков словоизменения (в основном существительных); 4. Развитие воссоздающего и творческого воображения у детей; 5. Формирование и развитие связной речи в форме рассуждения. Оборудование: 4 цветные картинки среднего формата, наборное полотно или демонстрационная доска. Обучение рассказыванию по данной серии картинок проводится на двух занятиях. Первое занятие I. Организационная часть. Подготовка детей к основной части задания. Узнавание предмета по его описанию. Детям предлагаются 2 загадки, связанные с содержанием картинок серии; упражнение на отгадывание загадок сопровождается дополнительными вопросами педагога. Загадка о яблоке: "Круглое, румяное, я расту на ветке. Любят меня взрослые и маленькие дети". Вопросы: - Скажите, ребята, где растут яблоки? - Как называется дерево, на котором растут яблоки? (при повторении вопроса: "Где растут яблоки?" - дается инструкция отвечать полным ответом. По цепочке повторяется словоформа "на яблоне".) Загадка о ёжике: "под соснами, под ёлками бежит клубок с иголками". Педагог: "Кто скажет, где живёт ёж?" II. Разбор содержания картинок. Педагог: "Ребята, сегодня мы будем рассматривать картинки, где изображен случай, который произошёл с одним ёжиком".
Проводится разбор содержания картин в вопросно-ответной форме. Вопросы к картинкам. 1-я картинка Что вы видите на этой картине? Какие деревья здесь растут? Как называется место, где растут яблони? (при затруднении дается подсказка: "Это слово начинается со звука С"). Кто изображен на картинке? При этом одновременно осуществляется дифференциация вопросов с вопросительными словами "кто" и "что". Что делает ёжик? Что он делает с яблоками? Актуализируются слова: "собирает", "сгребает", "куча", "кучка". В случае необходимости указанные слова воспроизводятся по подсказу начального слога. 2-я картинка Что сделал ёжик? Куда залез ёжик? (на дерево?); Где лежат яблоки? (под деревом); Где сидит ёжик? (на дереве). (Дети упражняются в словоизменении на основе слов "дерево" и "яблоня". Для закрепления указанных словоформ используется хоровое проговаривание и произнесение слова по цепочке.) 3-я картинка Что сделал ёжик? Как прыгнул (упал) ёжик? (Вводятся словоформы – "на спину", "спиной вниз".) Куда упал ёжик? (на яблоки). 4-я картинка Что изображено на этой картинке? Куда пошел ёжик? (Вводятся слова "наколоты", "нанизаны", которые отрабатываются в послоговом, а затем в слитном произнесении.) В заключение даётся ряд общих вопросов: "Почему яблоки лежат на земле?" (Внимание акцентируется на слове "созрели".) Какое время года здесь изображено? Когда созревают яблоки? (в конце лета, в начале осени). Указанные словосочетания закрепляются в развёрнутых фразах-ответах, например: - Яблоки созревают в конце лета. При работе с детьми более сильной группы разбирается содержание 1, 2 и 4-ой картинок. III. Размещение картинок детьми в нужной последовательности на наборном полотне. Составление рассказа по цепочке (по одному фрагменту каждым ребёнком).
Второе занятие I. Организационная часть. Объяснение цели занятия. Один из детей размещает на наборном полотне картинки в нужной последовательности. II. Упражнение в дополнении предложений, предлагаемых педагогом, нужным по смыслу словом (участвуют поочерёдно все дети). Яблоки лежат на… под… (траве, деревом); Ёжик собрал яблоки в… (кучку); Ёжик залез на… (дерево, яблоню); Ёжик прыгнул на … (яблоки); Яблоки накололись на… (колючки, иголки) и т.д. III. Обучение детей составлению завязки рассказа (начала к избранному действию). а) воссоздание исходной ситуации на основе содержания картинок по вопросам: Что виднеется вдали? Где жил ёжик? (Кто жил в этом лесу?) Что было рядом с лесом? Что однажды решил сделать ёжик? Наряду с краткими требуются развёрнутые ответы. б) Педагог дает образец начала рассказа. В предлагаемом педагогом тексте пропускаются отдельные слова, воспроизводимые самими детьми (приведены в скобках). Однажды ёжик решил пойти на прогулку. Он вышел из… (леса), перебежал дорожку и увидел сад, где росли большие… (яблони). Ёжик добежал до… (сада) и увидел, что под яблонями лежат на земле большие румяные… (яблоки). Ёжику захотелось принести домой… (яблок). Но как унести яблоки домой он не знал. Задумался ёжик. Думал, думал и придумал. IV. Составление рассказа детьми. Составление рассказа по цепочке – по первым картинам-фрагментам (в зависимости от состава подгруппы). Составление рассказа по серии в целом одним ребёнком (ведётся магнитофонная запись). Составление вариантов рассказа с другой завязкой действия, придумываемой детьми по предварительно заданным, направляющим вопросам. Педагог: "Теперь составь свой рассказ. Расскажи: где жил ёжик; куда пошёл ёжик однажды; что он увидел". Пример рассказа по серии картинок (рассказ Насти Н.., 6 лет, III уровень ОНР) "Ёжик жил в дальнем лесу. Однажды он пошел гулять. Шел, шел и зашел в деревню. А там яблоки… лежат… на земле. Захотелось ему… яблоки в дом к себе отнести, к себе в норку. Собрал яблоки в кучку… а как их взять – не знает. Думал, думал и придумал. Залез… на дерево и спрыгнул… колючками вниз. Яблоки нацепились на колючки. Встал ёжик … и пошел довольный в лес".
V. Упражнения в подборе слов - определений к данному слову. Дается характеристика действующего лица (по вопросам): - Что можно сказать про ёжика, какой он? Актуализируется ряд слов-определений. Например: - Ёжик догадался, что ему нужно сделать. Значит, он… какой? – Догадливый. - А теперь скажем по-другому. Ёжик думал, думал и сообразил, как ему нужно поступить. Значит, ёжик какой? – Сообразительный. - Ёжик нашел выход из положения – " находчивый ёжик" и т.п. Актуализируемые слова закрепляются путем повторения их по цепочке. Затем на вопрос "Что можно сказать о ёжике?" - Один-два ребёнка повторяют все указанные определения
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|