Молодёжная политика как самостоятельное направление деятельности государства
Стр 1 из 3Следующая ⇒ Курсовая работа По «Экономической социологии» Молодёжная политика как системная технология улучшения качества жизни молодёжи
Магистранта группы МЗЭСП-09/201 Спиридоновой О.Г. Научный руководитель - к.с.н., доцент Банных Г.А.
г. Екатеринбург - 2010 год Оглавление
Введение 1. Молодёжная политика как самостоятельное направление деятельности государства 2. Молодёжная политика как инструмент улучшения качества жизни молодёжи 3. Государственное содействие молодёжи в решении жилищных проблем Заключение Список использованных источников и литературы
Введение
Молодежная политика выступает одной из подсистем социальной политики государства. В каждой подсистеме с учетом актуальных времени задач востребуются как общие, социетальные технологии, так и технологии, отражающие контексты времени, социальной ситуации, конкретного сообщества, социальной группы. Сегодня ориентиром социологии молодёжи является представление о многомерности молодёжи, тем более что оно отражается в разнообразии социологических подходов к проблемам молодёжи. Рассмотрим данную группу с точки зрения ресурсного подхода, где молодёжь - серьезный потенциал социального развития. Исходной является идея К. Манхейма о молодёжи как скрытом ресурсе. Решая актуальные, сегодняшние проблемы молодёжи, общество, тем самым, закладывает фундамент своего последующего развития - ведь сегодняшняя молодёжь, проходящая первичную социализацию, уже завтра будет активным субъектом социальной жизни, основной производительной и творческой силой общества. Но данный подход получил дальнейшее развитие лишь сравнительно недавно.
Президент Российской Федерации Дмитрий Анатольевич Медведев в своём Ежегодном послании Федеральному Собранию Российской Федерации в 2008 году сказал, что «основу нашей политики должна составить идеология, в центре которой - человек. Как личность и гражданин, которому от рождения гарантированы равные возможности. А его жизненный успех зависит от личной инициативы и самостоятельности, от его способностей к новаторству и творческому труду… Главное - сделать все необходимое, чтобы помочь людям проявить себя. И особенно - открыть дорогу способным и деятельным молодым людям. Они - ровесники новой, демократической России. В них - ее открытость, ее свободный дух, стремление ко всему передовому. И им предстоит нести ответственность за сохранение наших фундаментальных ценностей». Молодежная политика определяется не только воздействиями управляющей системы (государством), но и самой молодёжью, а также качеством взаимодействия всех субъектов молодежной политики. Результатом этого взаимодействия являются качественные характеристики жизни. Взаимодействия управленческих структур и молодёжи во многом определяют качество жизни не только данной социально-демографической группы, но и целого общества, что объясняется ролью и местом молодёжи в его социальной структуре. В «Стратегии государственной молодежной политики в Российской Федерации» указывается, что государственная молодежная политика является «системой приоритетов и мер», направленных на «системное вовлечение молодёжи в общественную жизнь», создание «условий для успешной социализации и эффективной самореализации», «возможности для самостоятельного и эффективного решения молодыми людьми возникающих проблем», что «будет способствовать взаимосвязанному улучшению качества жизни молодого поколения и развитию страны в целом». Таким образом, критерии оценки качества жизни могут служить критериями конструирования и оценки эффективности системной технологии.
Основные механизмы наращивания человеческого капитала лежат в сфере обеспечения здоровья, качественного образования, построения успешной карьеры, благополучия семьи. В этой связи, молодежная жилищная политика не только сильно дифференцируется от уровня доходов молодых людей, но и должна быть нацелена на будущее, имея в виду будущие научные разработки. Только такой подход может обеспечить стабильный прирост экономики и ВВП.
Молодёжная политика как самостоятельное направление деятельности государства
Возрастные типологические особенности молодёжи - формирование жизненной стратегии, отсутствие достаточного опыта решения социальных проблем, потребность в организации и партнерстве, стремление к творческой самореализации и, в определенной степени, желание быть полезными обществу - предъявляют повышенные требования к качеству взаимодействия управленческих структур, призванных непосредственно содействовать наиболее полному удовлетворению возрастных особенностей молодёжи. Этот вопрос прямо влияет на перспективы развития России, на успех реализации наших стратегических планов. Молодёжь сегодня - это более четверти населения страны. Нынешнее поколение, выросшее в условиях рыночной экономики, существенно отличается от предыдущих и имеет свои ценности и приоритеты, с которыми нужно считаться. Жизненный успех в сознании современной молодёжи - это - прежде всего крепкая семья и дети, уважение окружающих и благополучие, интересная работа. Это нормальные позитивные ценности. В то же время у значительной части молодёжи практически нет идеалов, влияющих на формирование жизненных целей. Заметно изменились условия, в которых происходит становление молодого поколения, поменялись условия получения образования, практически исчезли дворы и танцплощадки, где молодые люди занимались и общались. Общение во многом приобрело виртуальный характер, изменились принципы карьерного роста и профессионального развития. Становление, социализация сегодняшнего поколения молодёжи пришлась на годы, когда молодёжная политика практически отсутствовала. Это привело к серьёзным проблемам с духовно-нравственным, гражданским и патриотическим воспитанием, к заметному искажению ценностных установок.
В то же время сегодняшней молодёжи предстоит жить и работать в условиях усиления глобальной конкуренции, повышения роли инноваций и человеческого капитала как основного фактора экономического и социального развития. Уже сейчас растёт и будет только усиливаться конкуренция на международных рынках за квалифицированные кадры. Дополнительная нагрузка ляжет на молодёжь и в связи со старением населения России. Однако качество отечественного образования, состояние здоровья и имеющиеся сегодня возможности для самореализации в должной мере не обеспечивают российской молодёжи нужных преимуществ и конкурентоспособности. Неэффективным в работе с современной молодёжью оказывается и богатый советский опыт, он требует существенного переосмысления и модернизации. Экономическая и социально-структурная трансформация общества, изменения в системе общественных ценностей, развитие гражданского социума привели к изменению условий формирования жизнеустройства молодёжи как одной из социальных групп российского общества. Социально-политические факторы трансформации вызвали переформирование социальной структуры российского общества, ее неустойчивость, неопределенность, изменение общественных отношений, социальных ролей и статусов. Трансформация отражает «сущностные изменения, своего рода социальное перерождение». Поведение молодёжи в такой ситуации, так или иначе, стратегируется. С целью интеграции в формирующуюся социальную структуру, молодёжь вынуждена инвентаризировать доступные ресурсы и после когнитивного оценивания собственных возможностей, ею выстраивается стратегия действий, направленных на совладение с неопределенностью. Сложный, хаотичный процесс формирования жизненных стратегий формирует и их особенности: в первую очередь, это неустойчивый характер стратегий как следствие групповой специфики молодёжи, во-вторых дифференциация, многообразие жизненных стратегий, в-третьих, трансгрессивная составляющая при отсутствии традиционности (отсутствие преемственности опыта), и, наконец, краткосрочный характер жизненных стратегий. Из-за неопределенности в социальной сфере нет смысла в построении долгосрочных перспектив.
В условиях изменения социальной структуры, социальных преобразований, смены экономических ориентиров процесс жизнеустройства и жизнестратегии приобретает сложный характер. Во-первых, происходит кардинальное изменение социальных институтов. При этом молодёжь существенно влияет на институциональные изменения в обществе, так как является потребителем уже имеющегося качества жизни и одновременно субъектом созидания его актуальных характеристик и прообразов возможного будущего качества. Готовность самой молодёжи принимать участие в различных направлениях молодежной политики достаточно высока: главную роль в сохранении российского общества должна играть молодёжь в возрасте 18-24 года - так считает 23% респондентов, в возрасте 25-30 лет - 37% (суммарно - 60%), в развитии страны, соответственно, - 31 и 45% (суммарно - 76%). Во-вторых, меняется упорядоченное (традиционное) вхождение индивида в общество. В трансформирующемся обществе процессы перемен идут слишком быстро, в силу чего жизненный опыт старших поколений не может сохранять свое прежнее значение в новых условиях. Поэтому модель передачи-освоения социально-значимого опыта старшего поколения и, соответственно, межпоколенного взаимодействия должна отражать это многообразие, так как молодёжь, целостно воспринимая этот мир, целостно его и преобразует. «Молодёжь и старшее поколение могут быть партнерами в решении молодежных проблем» считают 60% респондентов; 10% опрошенных молодых людей не согласны с этим утверждением и 30% выразили равнодушие к этой проблеме, ответив «мне все равно». Молодёжь хотела бы усвоить исторический опыт старшего поколения «полностью» (39%), частично (52%), отказываются от этого опыта только 7% респондентов. Исторический опыт старшего поколения опрошенная молодёжь оценила по пятибалльной шкале следующим образом: «отлично» - 27%, «хорошо» - 40%, «удовлетворительно» - 17%. Половина опрошенной молодёжи (49%) считают, что «частично» «деды являются для них образцом», четверть респондентов (25%) «полностью согласны» с этим утверждением и лишь 9% дали отрицательный ответ. В-третьих, дифференцируются модели включения в общество. Это условие дифференцирует жизненные стратегии молодёжи в целом.
В направлениях «жилищные проблемы молодёжи» готовы принять участие 81% респондентов, «создание рабочих мест», «организация активного досуга и отдыха», «молодая семья» - от 74 до 76%, «молодёжь и наука», «молодёжь и производство» - более 60%, «патриотическое воспитание молодёжи» - 58%, «молодежный парламент» - 53%, «молодёжь и сельское хозяйство» - 48% (по всем направлениям отражены суммарные значения ответов «скорее всего» и «в случае необходимости»). Как видно, все направления молодёжной политики, отражающие основные сферы жизнедеятельности общества, вызывают интерес и готовность значительной части молодёжи активно включиться в ее реализацию. Но так как государство не всегда создает необходимые условия для этого, то молодёжь не видит смысла в проявлении активности. Лишь 18% ответивших молодых людей признают эффективность политики в отношении молодёжи; почти 80% респондентов считают себя обделенными вниманием государственных структур, почти 30% респондентов не считают своим партнером власть, 42% затруднились ответить и лишь 25% признают партнерство с властью. Социальное партнерство - это равновесное соотношение роли и места различных социальных групп в существующей социально-экономической и социально-политической структуре общества. Поэтому партнерство можно рассматривать как один из механизмов реализации молодежной политики как системной технологии. В понимании респондентов согласно выборке цитируемого исследования и анализу вторичных источников традиционно роль и ответственность руководителя достаточно высока и предопределяет состояния процессов и явлений. Как бы не хотелось, чтобы ситуация складывалась иначе, она такова исторически. И поэтому, в том числе, сильны патерналистские настроения в молодежной среде, поэтому велико число респондентов, которые считают, что основным препятствием в реализации жизненных планов являются «правительство», «социальная политика», «нестабильная социально-политическая и экономическая обстановка в стране», что инициаторами партнерских отношений должны быть власть и руководители. Результаты изучения мнений и представлений руководителей и специалистов молодёжных структур и молодёжи свидетельствует о слабых партнерских связях между ними в «почти» классической модели партнерства (вышестоящие руководители и сообщество молодёжи). По оценкам молодёжи эффективной молодежную политику считают только 18%, «молодежные структуры отражают интересы самих себя» - отвечает 78% (!) респондентов (суммарно ответы «верно» и «отчасти верно»); «молодежная политика поддерживает молодежную инициативу», - так считают 36%; столько же респондентов считает, что молодежная политика отражает интересы только активной части молодого населения. Молодежь трезво оценивает отношение власти и общества к себе как безразличное или откровенно потребительское. 77% опрошенных полагает: "Когда нужно они вспоминают о нас". Может быть, поэтому современное молодое поколение замкнулось в собственном мирке. Молодые люди поглощены внутренней проблематикой выживания в сложное и жестокое время. Они стремятся получить ту культуру и то образование, которые помогут выстоять и добиться успеха. Отсюда явно потребительское отношение к этим основополагающим ценностям. Обобщая сказанное, рискнем высказать предположение: за последние годы в результате непродуманной молодежной политики государства произошло отторжение молодого поколения от тех культурно-исторических ценностей, которыми жил и благодаря которым еще живет наш народ. Сегодняшняя молодёжь - очень неоднородная, разноликая. Не случайно актуальна проблема расширения адресатов молодёжной политики, приглашения к сотрудничеству молодых семей и молодых специалистов, молодых людей с ограниченными возможностями здоровья и находящихся в трудной жизненной ситуации, молодых рабочих. Роль государства заключается в том, чтобы оказать поддержку, стимулировать позитивные тенденции, противостоять негативным и деструктивным влияниям. При этом речь отнюдь не должна идти о безразборной поддержке всех и каждого только лишь по признаку возрастной принадлежности. Такой путь - путь воспитания социального иждивенчества, инфантилизма, поколения, которое будет не в состоянии в перспективе взять на себя решение ключевых проблем общества. Для устойчивого развития общества необходима сбалансированная, индивидуально ориентированная молодёжная политика. Именно поэтому государственная молодёжная политика должна быть, прежде всего, комплексом государственных услуг, способствующих социализации молодого человека. В последнее время этой проблематике уделяется много внимания. Утверждена стратегия государственной молодёжной политики на период 2006-2016 годов, существует специальный раздел в концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, создано специальное ведомство, которое занимается молодёжными делами. И в России, и в Содружестве Независимых Государств в центр внимания вынесены проблемы, которые связаны с реализацией потенциала молодых людей, с поддержкой их инициатив. Без участия молодёжи в инновациях мы не сможем создать то самое новое технологическое общество, к которому так стремимся. Во всём мире и науку, и технологические достижения делают молодые, поэтому абсолютно актуальная задача - поощрять научно-техническое творчество молодёжи, создавать условия для создания новых идей и, самое главное, для их последующего применения. В соответствии с изложенными механизмами выработаны основные меры модернизации молодёжной политики: это совершенствование системы профессионального самоопределения молодого человека и построение карьеры. Сегодня существуют лишь её разрозненные элементы. Из-за этого государство несёт серьёзные экономические и социальные потери, так как структура предложений на рынке образовательных услуг слабо согласуется со спросом на рынке труда. А между тем опыт развитых стран показывает, что образование - наиболее важная и эффективная отрасль экономики. В результате значительная часть молодых людей работает не по своей специальности, а построение карьеры происходит во многом стихийно и неэффективно. Главное решение этой проблемы - сделать профессиональное образование адекватным потребностям рынка труда, а молодым людям - обеспечить возможность делать осознанный профессиональный выбор, а также создать эффективные модели и формы трудоустройства, адаптации и закрепления молодого специалиста в профессиональной среде. В этом направлении, уже сделаны определённые шаги. Появились премии Президента для молодых учёных, это вполне серьёзные, «взрослые», скажем так, по размеру премии - по 2,5 миллиона рублей. Увеличены президентские гранты для молодых кандидатов и докторов наук - сейчас это 600 тысяч рублей и один миллион рублей. Впервые в России прошёл так называемый молодёжный инновационный конвент. Теперь необходимо, чтобы подобные инициативы развивались и в каждом субъекте Федерации. Определённые стимулы этому были даны, по предложению Президента в регионах сейчас создаются советы молодых учёных и специалистов. Сейчас на выходе из Федерального Собрания законопроект, который позволит создавать при вузах малые инновационные предприятия. Эта мера была предложена Президентом как мера, которая должна достигнуть двух результатов. Во-первых, поддержать инновационную активность в университетах и, во-вторых, помочь в условиях кризиса адаптироваться части молодёжи, выпускникам вузов по их окончании, чтобы не создавать проблемы с трудоустройством. И, конечно, стимулирование молодёжного предпринимательства. Здесь важно сделать конкретные шаги в сфере кредитования, в том числе с применением механизма государственных гарантий по обеспечению стартовых кредитов на открытие собственного дела. Кроме того, есть предложения, которые связаны с созданием на местах молодёжных школ предпринимательства, есть целый набор грантов, которые предоставляются на открытие молодёжью собственного дела. Эти гранты действуют в различных субъектах Российской Федерации. Необходимо дальнейшее совершенствование нормативной базы, потому что имеющиеся в ряде регионов нормативы по работе с молодёжью довольно разномастные. Есть ещё одна тема, на которую стоит обратить внимание. Государство занимается поддержкой молодёжи, но понятно, что никакой глухой стены между полноценной взрослой жизнью и учёбой молодых людей не существует. Поэтому нужно думать и о том, чтобы вовлекать молодёжь не только в бизнес-практики, создавать предприятия, на которых молодёжь будет работать, но и активнее включать их в политическую и общественную жизнь. В этой связи Президентом предлагается установить во всех субъектах Федерации единый возраст по избранию в представительные органы муниципальной власти, муниципальных образований. Любой гражданин, который достиг 18-летнего возраста, должен иметь право, должен получить возможность быть избранным в этот муниципальный орган. Молодёжная политика - это не только отношения между государством и молодёжью. В эффективной реализации этой политики должны быть заинтересованы и общественные структуры, и бизнес. Конечно, особое место должна иметь работа руководителей регионов, и руководителей муниципальных образований. Они как раз в наибольшей степени сталкиваются с проблемами, и в их руках очень важный нормативный инструментарий. Поэтому Президентом поддержано предложение включить работу с молодёжью в число критериев эффективности оценки руководства субъектов Федерации. При всех успехах и достижениях, безусловно, имеется ряд проблем, требующих немедленного и стратегического решения. Первая и основная проблема это информирование широких слоёв молодёжи, которое находится на крайне низком уровне. До тех пор, пока не будет совершён настоящий качественный прорыв в этом вопросе, все наши усилия и инициативы будут иметь ограниченный круг действия, а значит неполный социальный эффект. Вторая. Включение в проекты и программы возможно более широкого круга участников. Понятно, что актив молодёжи, как и любой другой актив, не может по определению быть многочисленным. Но этот актив должен, просто обязан искать и находить методы работы с разноликим молодёжным сообществом.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|