Государственное содействие молодёжи в решении жилищных проблем
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3
Достаточно часто в научных исследованиях «жилищный вопрос» рассматривается с позиций системообразующего фактора среды обитания человека. При этом его решение представляется наиболее сложной составляющей комплекса показателей качества жизни. Не имея своей крыши над головой, трудно строить реальные планы на будущее. Задача, поставленная Президентом РФ по модернизации экономики и переходу ее на инновационный путь развития, может быть решена только за счет энергии творческой молодёжи. Численность молодёжи с каждым годом будет уменьшаться, не говоря уже о негативных качественных сдвигах в ее структуре. К сожалению, в обозримом будущем Россия не будет располагать достаточными лишними ресурсами молодёжи, в отличие, например, от Китая. По прогнозам экспертов, через 10 лет численность молодёжи может сократиться на 11 миллионов человек. И даже если все они будут энергичными и талантливыми, нагрузка на них заметно возрастёт. В этой ситуации обеспечение конкурентоспособности и безопасности страны будет находиться под угрозой, а это существенно обостряет её демографические проблемы. Следовательно, проблема заключается в максимальном вовлечении всей молодёжи в модернизацию экономики, особенно в инновационные отрасли, что, безусловно, даст возможность ускоренного развития экономики России. Именно под таким углом необходимо рассматривать главное направление развития жилищной молодежной политики. Жилье должно в данном случае играть роль не только гаранта (условия) для создания достойного уровня жизни и возможного демографического роста, сохранения здоровья, но и должно выполнить роль социального катализатора для того, чтобы молодые инновационно-настроенные люди более успешно решали производственные и научно-технические проблемы.
В настоящее время приоритетным направлением в реализации государственной молодежной политики является обеспечение жильем молодёжи, так как для данной категории граждан эта проблема стоит наиболее остро. Рассмотрим «жилищный вопрос» с позиций одного из важных направлений жизненной стратегии молодёжи. Его решение представляется наиболее сложной составляющей комплекса показателей условий и качества жизни. Конечно, можно возразить, что жилье не такой важный фактор, гораздо важнее вложения в оборудование, технологии, однако обобщенный опыт показал, что первоочередное решение жилищной проблемы для молодых даст определенный социальный толчок к повышению эффективности в науке и производственной деятельности. Молодежь, особенно инновационно-настроенная, отлично понимает, что при имеющемся доходе жилищную проблему можно решить через 50 лет, поэтому молодые люди уезжают на запад или распыляют свои знания и умения на другие сферы деятельности. Запад эту ситуацию давно понял и успешно пользуется ей. На одно из первых мест поставлено обеспечение жильем молодых талантливых ученых, однако, в условиях высокого уровня бедности и молодежной безработицы в стране чисто рыночные принципы обеспечения жильем не смогут переломить ситуацию в данной сфере. Проведенная в сентябре 2009 года конференция по вопросам обеспечения жильем молодых семей и молодых специалистов подтвердила необходимость того, что решение проблемы должно строиться на оптимальном сочетании рыночного принципа и строгого государственного регулирования. Важно подчеркнуть, если рыночные подходы и конкуренция автоматически обеспечивают решение проблемы, то система государственного регулирования, конечно, не свободна от многих недостатков. Конечно, невозможно вернуться к прежней раздаче жилья специалистам, которая была в СССР, но и ждать пока доходы молодых людей решат данную проблему также крайне нерационально.
В соответствии с задачами, поставленными Президентом Д. А. Медведевым по итогам заседания Государственного совета «О молодёжной политике в Российской Федерации» 17 июля 2009 года, обобщение опыта реализации жилищных программ и разработка новых механизмов обеспечения жильем молодых семей, молодых ученых и специалистов, предусматривающих дифференцированный размер социальных выплат и их стимулирующий характер, должны обеспечить решение жилищной проблемы среди молодёжи. Политика обеспечения жильем молодых семей, молодых ученых и специалистов не может быть эффективной, если она базируется на тех же принципах, что и для остальных групп населения. Во-первых, молодёжь объективно нуждается в большей государственной поддержке, поскольку, как правило, не располагает накоплениями и имеет текущие доходы ниже, чем у других возрастных групп населения. Во-вторых, рождение детей предполагает наличие определенных условий проживания молодых семей и перспективы улучшения этих условий. Таким образом, реализация государственной жилищной политики для молодёжи требует особого подхода и проработки всех механизмов ее осуществления. С этой точки зрения можно объяснить то, что 57% респондентов сочли необходимым оказывать господдержку в этой области молодым семьям. Такая позиция россиян вполне соответствует национальным интересам, откликается на задачи улучшения демографической ситуации, сокращения базы криминалитета среди молодежи и является, при этом, вполне «адресной». То есть, население демонстрирует в этой области большую готовность «мыслить по-государственному». Для решения проблем, связанных с обеспечением жильем молодежи 31 декабря 2005 года Постановлением Правительства РФ №865 утверждена подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей», входящая в состав Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, которая стала важным стратегическим шагом в улучшении жилищных условий молодых граждан России. В ходе реализации этой программы наметился позитивный сдвиг в решении этой проблемы, а также обозначился ряд направлений требующих целевой проработки. Но хотелось бы отметить, что реализация данной программы осуществляется не во всех регионах, а также определился недостаток в финансировании как из федерального, так и региональных бюджетов, что приводит к малому количеству участников. Всего порядка 40,0 тысяч молодых семей ежегодно могут принимать участие и улучшать свои жилищные условия. Для редакции новой программы необходимо учесть ряд этих направлений и предложить новые механизмы, которые будут отвечать требованиям финансово-экономических условий, сложившихся на данном этапе, и решать более широкий круг социальных задач. А именно:
решение демографической проблемы за счет увеличения социальных выплат при рождении детей; обеспечение жильем молодых специалистов и ученых, занятых в приоритетных отраслях экономики, которые будут способствовать повышению эффективности всего производства и переходу на инновационный путь развития; увеличение объемов строительства жилья для молодежи, в том числе развитие индивидуального жилищного строительства. Пока, согласно подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" в рамках национального проекта "Доступное и комфортное жилье гражданам России", для молодых семей предусматривается только сниженная процентная ставка по ипотечному кредиту. Для решения жилищных проблем в молодых семьях государство планирует привлекать дополнительные финансовые средства из внебюджетных источников, доступ к которым сильно различается по регионам. Учитывая, что в настоящее время в данной категории преобладают люди, являющиеся квалифицированными рабочими, специалистами с высшим образованием и служащими (офисные работники, технический персонал), для многих из них даже льготная ипотека будет непосильной ношей, хотя именно эта часть населения предъявляет повышенный спрос на ипотеку и активнее других мечтает об отдельном комфортном жилье. Объективные препятствия, мешающие заработать на улучшение своих жилищных условий - вот что является для граждан главным основанием требовать от государства поддержки в этой сфере.
Молодежная политика предусматривает межсубъектное взаимодействие. С одной стороны определяющим субъектом является государство, а с другой есть молодежные сообщества, то есть организованная молодежь, которая в той или иной мере обязана выступать субъектом для того, чтобы ее проблемы решались так, как это может быть ей интересно. Вот в этой части общероссийская общественная организация Союз МЖК России есть одна из тех составляющих частей совокупного субъекта под названием МОЛОДЕЖЬ, которая имеет определенные возможности влиять на политику. Основной целью Союза МЖК России является содействие решению жилищных проблем молодежи, формирование общественного мнения молодых граждан по вопросам жилищной политики, доведение этого мнения до сведения широкой общественности, органов законодательной и исполнительной власти всех уровней и органов местного самоуправления, содействие в создании правовых и организационных условий, способствующих налаживанию эффективной государственной поддержки молодежи и молодых семей в строительстве и приобретении жилья, аккумулирование и пропаганда достижений промышленности и науки в области жилищного строительства и социальной сферы. Движение берёт свое начало в подмосковном Калининграде, где в 1971 году был построен первый жилой дом МЖК. В 1980 году началось строительство самого известного в СССР МЖК-1 в г. Свердловске (Екатеринбурге). После выхода Постановления правительства в поддержку МЖК молодежная инициатива в период 1985-1986 гг. получила распространение практически во всех регионах страны и стала основным способом решения жилищной проблемы для наиболее инициативных групп молодежи. По имеющимся оценкам, построено 600 молодежных жилищных комплексов, получили новые квартиры или улучшили свои жилищные условия 4 миллиона человек. Объединение организаций МЖК в Союз МЖК Россия произошло в марте 1993 г. Основным объединяющим мотивом была необходимость консолидации усилий в поиске средств для завершения строительства жилых домов МЖК, строительство которых было начато до 1992 г. С 1994 по 2000 г. было завершено строительство более 3 млн. метров жилья в домах МЖК. В 2000 году была завершена работа над проектом федеральной целевой программы «Молодой семье - доступное жилье», в которой был сконцентрирован весь практический опыт организаций МЖК в решении жилищной проблемы молодежи и молодых семей в новых экономических условиях. В дальнейшем специалистами Союза МЖК России совместно с Департаментом по молодежной политике Министерства образования Российской Федерации была разработана и утверждена Постановлением Правительства РФ № 638 от 28 августа 2002 года подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище». Благодаря принятию Федеральной программы стало возможным появление более 30 региональных программ по строительству жилья для молодых семей, основными исполнителями которых являлись региональные структуры Союза МЖК России.
Союз МЖК России на данный момент объединяет 112 организаций МЖК из 55-ти регионов России и развивает тесное сотрудничество с организациями МЖК стран СНГ. В 2001 году Движению МЖК исполнилось 30 лет. Сегодня специалисты организаций МЖК участвуют в различных совещаниях, семинарах с представителями государственной власти и общественными организациями, исследовательскими институтами для дальнейшего изучения регионального опыта строительства и разработки финансовых механизмов поддержки молодых семей в целях улучшения жилищных условий. При поддержке Министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации, Министерства регионального развития РФ, Министерства сельского хозяйства РФ организацией «Союз МЖК России» была проведена Всероссийская конференция по вопросам обеспечения жильем молодежи и молодых семей «Государственная жилищная политика для молодежи в современных социально-экономических условиях». Мероприятие состоялось 25-26 сентября 2009 года в Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации. В Конференции приняли участие более 300 человек - представители органов исполнительной и законодательной власти федерального и регионального уровня, Общественной палаты Российской Федерации, молодежных общественных объединений, специалисты финансово-кредитных учреждений и строительного бизнеса, молодые ученые. Были проанализированы пути, по которым государственная поддержка молодых семей осуществлялась в последние годы. Было отмечено, что большие проблемы сегодня связаны с тем, что курс государства на обеспечение жильем населения России и, в частности, молодых семей, был связан с ипотекой. В связи с кризисом большая часть ипотечных механизмов перестала работать. Было также отмечено, что вопросы социального найма развиваются крайне слабо. На развитом Западе собственников жилья не так много, там, в основном, работают механизмы социального найма, которые помогают обеспечить трудовую и территориальную мобильность, позволяют при изменении состава семьи просто переходить «с этажа на этаж» и снимать квартиру большей площади. Здесь же возможны разные способы поддержки и регулирования, т.е. эти механизмы на государственном уровне задействованы недостаточно. В то же время, наметился ряд предложений, связанных с совершенствованием ипотечных механизмов. Хотелось бы процитировать ряд пунктов, вошедших в окончательный вариант поручений президента, которые связаны с жилищными вопросами, с поддержкой молодых семей. Поручение Правительству РФ: принять меры по совершенствованию механизмов обеспечения жильем молодых семей, молодых ученых и специалистов, предусматривающих дифференцированный размер социальных выплат и их стимулирующий характер, обеспечения доступности заемных средств, снижения стоимости жилья, социального найма жилых помещений, льготного предоставления земельных участков под строительство. Сложившийся финансово-экономический кризис указал на роль государства в решении данной проблемы. Разработанные ипотечные механизмы, оказались не способными решить данную проблему из-за недоступности заемных средств. Слабый рост платежеспособного спроса молодёжи резко ограничивает развитие рыночных начал в сфере рынка жилья. В таких случаях необходима реализация программ, стимулирующих жилищное строительство. Повышение доступности кредитных средств, развитие современных строительных технологий позволят увеличить объемы строительства жилья для молодежи в сельской местности. Между тем, запаздывание с решением или инертное решение данной проблемы приведет к серьезным социальным конфликтам. Таким образом, необходимо выделить молодежный рынок жилья, который будет доступен для большинства молодежи. В связи с этим необходимо провести большую аналитическую и организационную работу. Первым шагом к разработке новых механизмов, учитывающих региональные особенности и сложившиеся социально-экономические отношения, является проведение конференции. Крупные исследования должны помочь увязать жилищные программы с другими государственными программами в сфере образования, науки и других отраслей. Также следует отметить, что недостаточная развитость строительной индустрии, низкое качество производимых строительных материалов и недостаток подготовленных кадров в строительной сфере приводит к торможению наращивания объемов жилищного строительства в целом. Необходимо провести оценку возможности снижения стоимости жилья для молодежи с помощью инновационных подходов в строительстве, а также развития индивидуального жилищного строительства. Наличие дисбаланса между реальной рыночной стоимостью жилья и стоимостью, которая определяется государственным органом, также не позволяет эффективно реализовать данные программы. Создание экспериментальных площадок строительства молодежных жилищных комплексов, базирующихся на имеющемся опыте, позволит разработать новые эффективные модели обеспечения жильем молодежи. Так как каждый вложенный государством рубль должен приносить наибольшую социальную и экономическую отдачу. В нашей стране наблюдается несогласованность и односторонность управленческих подходов в рамках жилищного сектора, что не позволяет комплексно рассматривать и подготавливать варианты реализации целей национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России». Соединение различных плоскостей рассмотрения составляющих жилищного сектора с региональной социально-экономической системой позволит уточнить видение «жилищного вопроса» на территории. На федеральном уровне необходимо разработать четкие методические рекомендации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей», которые в первую очередь помогут определить критерии участия в программе, механизмы ее реализации, координировать усилия заинтересованных органов государственной власти и тем самым обеспечить эффективность жилищной политики для молодежи. Необходимо разработать дополнительные меры, направленные на облегчённый доступ молодёжи к программам индивидуального жилищного строительства, прежде всего, в сельской местности. В целом, по всем мероприятиям, связанным со стимулированием жилищного строительства, необходимо ввести дополнительные инструменты, создающие максимально комфортные условия для участия в них молодых жителей России. Заключение
В завершение хотелось бы заострить внимание на важнейших задачах и мерах по модернизации молодёжной политики. Необходимо внести ряд изменений в федеральные законы. В частности, в избирательное законодательство, предусматривающее право граждан, достигших 18 лет, быть избранными в представительные органы муниципальных образований во всех субъектах Российской Федерации. Сейчас такое право есть только у 28 субъектов, у остальных - нет. Также необходимо: внести изменения в Градостроительный кодекс Российской Федерации, предусмотрев при проектировании и строительстве жилых микрорайонов и домов их обеспечение инфраструктурой для молодёжи согласно нормативам, утверждённым Правительством Российской Федерации; внести изменения в Федеральный закон о высшем, среднем, профессиональном образовании в части закрепления правового статуса студенческих отрядов; разработать меры, предусматривающие создание системы государственного заказа трудоустройства и социальных гарантий для молодых специалистов, обучающихся на бюджетной основе. Разработать и принять федеральную целевую программу «Молодёжь России» на 2009-2015 годы, предусмотрев в ней комплексные меры по реализации инновационного потенциала молодёжи и предпринимательства, гражданскому образованию и патриотическому воспитанию, по формированию толерантности и добровольческого движения, включению молодёжи в социальные практики при поддержке молодых семей, молодых учёных и специалистов. Аналогичные программы должны быть приняты во всех субъектах Российской Федерации. Предложенные меры, обозначенные приоритеты - это важные, необходимые, но отнюдь не исчерпывающие действия в построении современной молодёжной политики России. В связи с этим через некоторое время (год-полтора) необходимо вернуться в рамках президиума Госсовета к оценке эффективности и результативности принятых мер по модернизации молодёжной политики. В ходе их осуществления перед молодёжью, откроются новые горизонты и новые возможности для реализации её человеческого потенциала на благо нашей страны.
Список использованных источников и литературы:
. Вишневский Ю.Р., д-р филос. наук, проф.; Шапко В. Т., д-р социол. наук, проф.; Уральский государственный технический университет-УПИ, Екатеринбург. Социология молодёжи - на пути к интегративному подходу. . Волокитина А.А., аспирантка кафедры социологии Московский гуманитарный университет, кафедра социологии, Москва. Конструирование жизненных стратегий молодёжью в условиях трансформации. 3. Доклад директора Департамента жилищной политики Министерства регионального развития РФ Баринова С.В. Адрес публикации: <http://www.soyuz-mgk.ru> . Доклад руководителя департамента семейной и молодёжной политики города Москвы Второму открытому форуму московской молодёжи «О стратегических аспектах развития молодёжной политики в г. Москве». . Крупнов Ю.В. Качество жизни. Адрес публикации: <http://www.kroupnov.ru/pubs/2005/01/09/10178/>. . Лебедева Л.Г. Самарский государственный экономический университет. Кафедра социально-политических наук. Социологический аспект исследования качества жизни молодёжи и преемственности поколений. Науч. рук. - проф. Ю.А.Ургалкин. . Роик В.Д. Социальный бюджет России и основы социального бюджетирования. Учебное пособие - Москва: АТиСО <http://www.iqlib.ru/publishers/publisher/C017C1F53D2640DB8896C000822E7D45>, 2008.- 424 с. . Союз МЖК. Статья «О реализации государственных программ по обеспечению жильем молодежи». Адрес публикации: <http://soyuz-mgk.ru/articles/youth>. . Стенографический отчёт о заседании Государственного совета «О молодёжной политике в Российской Федерации». 17 июля 2009 г., Москва, Кремль. . Тихонова Н.Е. - д-р социол. наук., зам. директора Института социологии РАН, проф. ГУ ВШЭ. Акатнова А.М. - мл. науч. сотрудник. Седова Н.Н. - ст. науч. сотрудник того же института. . Шурбе В.З. Молодёжная политика как системная технология улучшения качества жизни молодёжи. № 1 (20) Январь - Март 2009. Известия высших учебных заведений «Социология. Экономика. Политика.».
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|