Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Участники бюджетного процесса




Сущность и значение бюджетного процесса.

Бюджетный процесс – это регламентируемая правовыми нормами деятельность органов государственной власти органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением (составление отчета по их исполнению).

Основные моменты бюджетного процесса определены конституцией РФ, а детальная регламентация его дана в бюджетном кодексе РФ. При этом порядок бюджетного процесса определяемый бюджетным кодексом применяется для всех уровней бюджетной системы.

Субъекты РФ и органы местного самоуправления в праве конкретизировать порядок бюджетного процесса в пределах определенных бюджетным кодексом РФ. Бюджетный процесс длится около 3,5 лет и это время называется бюджетным периодом., т.е. это время можно назвать бюджетным циклом. Конкретно процесс подготовки проектов бюджетов начинается не позднее, чем за 10 месяцев до начала очередного финансового года. Исполнение бюджета длится один год и составление отчета об исполнение бюджета составляет около 8 месяцев.

Для бюджетного процесса важно понятие финансового года. В РФ финансовый год совпадает с календарным и длится с 1 января по 31 декабря, но в целом ряде стран финансовый год длится с 1 марта по 1 марта (Англия) или с 1 апреля по 1 апреля.

Порядок и сроки составление проекта бюджета, а также порядок работы над документами и материалами обязательными для представления одновременно с проектом бюджетов определяются правительством РФ, а также высшим исполнительным органом субъектов РФ и органами местного самоуправления.

Бюджетный процесс разделяется на несколько стадий:

1. Составление проектов бюджетов – подготовка экономического обоснования доходов и расходов бюджета. (расчеты в потребности в поддержки отросли)

2. Рассмотрение и утверждение бюджета – включает принятие нормативных правовых актов о бюджете соответствующего уровня на очередной финансовый год. (рождаются законы о Федеральном бюджете, о субъекте РФ)

3. Исполнение бюджетов – получение доходов бюджета и распределение бюджетных средств в соответствии с нормативно - правовым актом о бюджете.

4. Подготовка рассмотрение и утверждение отчета по исполнение бюджета – включает текущий контроль за использование бюджетных средств и подведение итогов исполнения бюджета по окончании финансового года.

Все стадии бюджетного процесса жестко регламентированы процессуальными нормами бюджетного права призванными обеспечить четкое бюджетное планирование и соблюдение бюджетной дисциплины. (регламентированы временем порядками...)

Составление бюджета – это начальный этап бюджетного процесса на этом этапе решаются такие вопросы как объем бюджета, налоговая и денежно-кредитная политика на предстоящий год, основные методы и направления покрытия бюджетного дефицита, а также распределение расходов между звеньями бюджетной системы.

Рассмотрение бюджета начинается за шесть месяцев до его законодательного утверждения, в процессе рассмотрения бюджетов участвуют:

- правительство;

- финансовые и кредитно-банковские органы;

- местные органы власти и т.д.

Законодательный орган рассматривает бюджет в нескольких чтениях, результатом чего становится согласование всех спорных вопросов. В процессе рассмотрении бюджета происходит согласование интересов всех уровне власти по доходам и расходам. В результате рассмотрения и согласования бюджет утверждается и становится общегосударственным законом.

Исполнения бюджета: (знать регламентацию) – сложный процесс в котором участвуют множество ведомств властных структур и организаций. После сбора доходов в процессе исполнения бюджетов начинается этап осуществления расходов. Поскольку сам бюджет ничего не тратит, а распределяет деньги между конкретными организациями – получателями бюджетных средств, то важно правильно распределить средства бюджетов.

Исполнение бюджета распадается на 2 этапа:

- сбор доходов;

- осуществление расходов.

При распределении бюджетных средств необходимо определить, кому и сколько причитается. Для этого составляется бюджетная роспись.

Составной частью бюджетного процесса является бюджетное регулирование, которое представляет собой частичное перераспределение финансовых ресурсов между бюджетами разных уровней. Таким образом бюджетный процесс осуществляется по жестко установленным правилам, в силу его важности, как экономического инструмента.

Бюджетный процесс можно рассматривать с экономической и юридической точек зрения. С юридической точки зрения бюджетный процесс рассматривается, как составление, рассмотрение, утверждение и исполнение бюджета конкретного уровня. С экономической точки зрения бюджетный процесс рассматривается, как процесс определения бюджетных доходов и расходов и достижения их сбалансированности. Кроме того в ходе бюджетного процесса обеспечивается определение возможных доходов бюджета взимаемых виде налоговых и неналоговых платежей. Здесь важно определить как влияют те или иные налоги на деятельность хозяйствующих субъектов и насколько эффективны эти налоги для обеспечения поступлений денежных средств в бюджет.

Оценка объем необходимых бюджетных доходов неразрывна от оценки необходимых расходов бюджета. Признание каких-либо расходов неизбежно влечет за собой поиск дополнительных источников доходов.

 

Участники бюджетного процесса

В соответствии со ст. 52 бюджетного кодекса к участникам бюджетного процесса относятся:

- президент РФ;

- высшее должностное лицо субъекта РФ, Глава муниципального образования.

- законодательные (представительные) органы государственной власти и представительные органы местного самоуправления;

- исполнительные органы государственной власти и исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований;

- ЦБ РФ;

- органы государственного (муниципального финансового контроля);

- органы управления государственными внебюджетными фондами;

- главные распорядители (распорядители бюджетных средств)

- главные администраторы (администраторы доходов бюджета, кот за какие налоги отвечает);

- главные администраторы (администраторы источников финансирования дефицита бюджета);

- получатели бюджетных средств.

Бюджетный кодекс РФ называет 2 категории субъектов, которые от именно государства или муниципальных образований осуществляют бюджетный процесс:

1. Органы обладающие бюджетными полномочиями и объеденные в системы.

2. Перечень участников процесса шире чем перечень органов обладающих бюджетными полномочиями.

В группу участников бюджетного процесса включены не только уполномоченные органы государства или органы местного самоуправления, но и иные субъекты в т.ч. и получатели бюджетных средств.

Особенности бюджетных полномочий участников бюджетного процесса, являющихся федеральными органами государственной власти, устанавливаются бюджетным кодексом РФ и принятыми в соответствии с ним нормативно-правовыми актами президента РФ и правительства РФ.

Особенности бюджетных полномочий участников бюджетного процесса, являющихся органами государственной власти субъектов РФ, устанавливается бюджетным кодексом РФ и принятыми в соответствии с ним законами субъектов РФ и иными нормативно-правовыми актами высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ.

Особенности бюджетных полномочий участников бюджетного процесса являющихся органами местного самоуправления устанавливается настоящим кодексом в соответствии с ним муниципальными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...