Русское искусство XX века
⇐ ПредыдущаяСтр 21 из 21
«Черный квадрат на белом фоне». Казимир Малевич. Государственная Третьяковская галерея. Москва (1915)
Казимир Малевич. «Черный квадрат на белом фоне». Государственная Третьяковская галерея. Москва (1915). «Черный квадрат» – самое известное произведение основателя супрематизма Казимира Малевича (1878‑ 1935). Впервые «Черный квадрат» появляется в оформлении театрального задника, сделанного Малевичем для футуристической оперы «Победа над солнцем» в 1913 г. Сам же бессмертный «Черный квадрат на белом фоне» явился миру позже, в конце весны 1915 года. Во время работы над очередным абстрактным полотном в художественной вселенной Малевича произошло «полное затмение» и в прямом, и в переносном смысле слова. Повинуясь наитию, художник перекрыл – затмил – черной прямоугольной плоскостью цветную композицию (ее красные, темные синие элементы просвечивают ныне сквозь кракелюры). Новорожденную картину Малевич называл «Четырехугольник»; в историю она вошла под именем «Черный квадрат». Воодушевленный открытием новых горизонтов для искусства, Малевич называл свое творение «голой без рамы иконой моего времени». В декабре 1915 года картина предстала перед публикой на Последней футуристической выставке картин «0 – 10» (ноль – десять). Александр Бенуа сказал: «Черный квадрат», та «икона», которую граждане‑ футуристы предлагают взамен мадонн и бесстыжих Венер. «Черный квадрат» в белом окладе – это не простая штука, не простой вызов, не случайный маленький эпизодик, случившийся в доме на Марсовом поле, а один из актов самоутверждения того начала, которое имеет своим именем мерзость запустения и которое кончится тем, что оно через гордыню, через заносчивость, через попрание всего любовного и нежного приведет всех к гибели».
Начинался настоящий, не календарный, XX век. Начинался с новой точки отсчета в искусстве – тайны «Черного квадрата», который сам автор называл «зародышем всех возможностей». «1918 год в Петрограде» (Петроградская Мадонна). К. С. Петров‑ Водкин. Государственная Третьяковская галерея. Москва (1920)
К. С. Петров‑ Водкин. «1918 год в Петрограде» (Петроградская Мадонна). Государственная Третьяковская галерея (1920). Картину «1918 год в Петрограде» Кузьма Сергеевич Петров‑ Водкин (1878‑ 1939) написал в 1920 году. Многие чувства и мысли, охватившие художника в это время, нашли свое выражение в этом холсте. Помимо военных действий I Мировой войны, многие жизни унесли эпидемии, голод, бандитизм, более 2, 5 миллионов человек оказались в эмиграции, массовым явлением стала детская беспризорность. Картина композиционно строится на двух планах. На первом, приближенном к зрителю, изображена женщина с ребенком, написанная в традиционных для древнерусской иконописи формах и цветовой гамме. На втором плане – разрозненные группы людей на пустынной площади и улицах, пятна плакатов на стенах домов, за окнами которых пусто, стекла в переплетах рам разбиты – старый быт разрушен, остались лишь холодность стен и неприкаянность горожан. Этой бездуховной пустоте второго плана художник противопоставляет светлый образ молодой матери, Богородицы, «теплой Заступницы мира холодного» (М. Ю. Лермонтов), которая одна только и способна соединить несоединимое, примирить непримиримое. Подобно древним своим собратьям‑ иконописцам, возглавляемым евангелистом Лукою, Петров‑ Водкин видит и делает зримым святой образ Матери. Безусловно, «изобразительная молитва» живописца не остановила враждующих, но важно, что она была «произнесена», что художественное слово прозвучало, и его услышали.
«Рабочий и колхозница». В. И. Мухина. Москва (1937)
В. И. Мухина «Рабочий и колхозница». Нержавеющая сталь. Москва (1937). Скульптурная группа «Рабочий и колхозница» предназначалась для здания Советского павильона на Всемирной выставке 1937 года в Париже. Она должна была символизировать молодость Советской России, ее устремленность в будущее. Скульптор В. И. Мухина задумала свою работу в необычном для скульптуры материале – нержавеющей стали, которая привлекла ее по многим соображениям: сталь гибка, пластична, очень чутко воспринимает освещение. Группа, установленная на открытом воздухе, в лучах утренней зари становится розоватой, на закате – пурпурной, в электрическом свете прожекторов – фосфорически сияющей. Образ «Рабочего и колхозницы» потряс Европу, композиция была признана шедевром искусства XX века. После закрытия Всемирной выставки 24‑ метровая скульптурная группа «Рабочий и колхозница» была разобрана и отправлена в Москву, где вновь смонтирована, правда на более низком постаменте, перед северным входом на Всесоюзную сельскохозяйственную выставку (будущую ВДНХ). С тех пор «Рабочий и колхозница» стали символом Советской страны, советского народа. Имя Веры Игнатьевны Мухиной связывают именно с этой работой. Еще в 1925 году на Парижской выставке, созданная по эскизам Мухиной коллекция одежды была удостоена Гран‑ при. Но, несмотря на свое высокое общественное положение в Советском Союзе, Вера Игнатьевна была замкнутым и духовно одиноким человеком, и до конца жизни она не могла смириться с тем, что в ее скульптурах видели больше не произведения искусства, а только средства наглядной агитации. Памятник «Воину‑ освободителю». Е. В. Вучетин, Я. Б. Белопольский. Трептов‑ парк. Берлин (1946‑ 1949)
Памятник «Воину‑ освободителю» – главный монумент мемориального ансамбля, посвященного воинам Советской Армии, павшим в боях с фашизмом. Трептов‑ парк, Берлин (1946‑ 1949). Авторы этого грандиозного исторического комплекса – скульптор Евгений Викторович Вучетич и архитектор Яков Борисович Белопольский. Весь ансамбль представляет собой единое гармоничное целое, объединяющее в себе скульптуру, архитектуру и природу. Избегая всякой помпезности и искусственности, авторы повествуют о героизме советских людей, о трагедии, которой пришлось пережить нашей Родине в Великой Отечественной войне во имя Победы и установления мира на земле. Поэтому вместе с чувством глубокой скорби во всем ансамбле присутствует взволнованное чувство торжества жизни, устремленного в будущее. Эта идея в полной мере нашла свое отражение в памятнике «Воину‑ освободителю», венчающим весь мемориальный комплекс.
Огромная бронзовая статуя установлена на высоком ступенчатом постаменте из белого камня. В этом постаменте – мавзолей, святилище берлинского некрополя; здесь хранится пергаментная книга с именами героев, павших в исторической битве за взятие Берлина. Скульптор изобразил молодого солдата, статного, бывалого, с ясным открытым взглядом, устремленным вдаль, с могучими руками труженика и бойца. Правая рука воина крепко сжимает рукоять меча, разрубившего фашистскую свастику. Другой рукой он поддерживает маленькую девочку, доверчиво прижавшуюся к его груди. Образ «Воина‑ освободителя» знаменует незыблемую победу добра над злом, жизни над смертью, вновь и вновь воскрешая в людях священную память о великом подвиге тех, кто сражался за мир и свободу для народов Европы.
[1] Эйзенштейн С. М. Избранные произведения. В 6 т. Т. 1. – М.: Искусство, 1964. – С. 172.
[2] Лосев А. Ф. Музыка как предмет логики / А. Ф. Лосев // Лосев А. Ф. Из ранних произведений. – М.: Правда, 1990. – С. 259.
[3] Боннар А. Греческая цивилизация. В 3 т. Т. 2. – М.: Искусство, 1992. – С. 63.
[4] Флоренский П. А. Иконостас: Избранные труды по искусству. – СПб.: Мифрал, Русская книга, 1993. – С. 44‑ 48.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|