Психологические особенности осознания себя как представителя пола умственно отсталыми старшеклассницами
Стр 1 из 4Следующая ⇒ Министерство образования и науки Российской Федерации Государственное образовательное учреждение Высшего профессионального образования «Уральский государственный педагогический университет» Институт специального образования Алмазова С. Л. Совершенствование осознания себя Как представителя пола у умственно отсталых старшеклассниц Методические рекомендации Екатеринбург 2010 УДК 376.42 ББК Ч 435 С 56
Рецензент кандидат психологических наук, профессор кафедры специальной педагогики и специальной психологии Института специального образования УрГПУ О.Г. Нугаева
Алмазова, С.Л. Совершенствование осознания себя как представителя пола у умственно отсталых старшеклассниц [Текст]: метод. рекомендации / С.Л. Алмазова; Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, 2010. – 43 с.
В данных рекомендациях раскрываются психологические особенности осознания себя как представителя пола умственно отсталыми старшеклассницами, описывается авторская коррекционная психологическая программапомощи умственно отсталым старшеклассницам в осознании себя как представителя пола, а также предлагаются рекомендации всем участникам образовательного процесса по оптимизации становления умственно отсталых девочек и девушек как представительниц пола. Методические рекомендации адресованы студентам очного и заочного отделений ИСО УрГПУ; слушателям курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников учреждений системы специального образования; психологам и педагогам общеобразовательных и специальных (коррекционных) учреждений, а также учреждений системы дополнительного образования; родителям.
Ó Уральский государственный педагогический университет, 2010
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ На современном этапе становления психологической службы народного образования наиболее эффективными признаются те направления работы психологов и педагогов, которые способны удовлетворить потребности подрастающего поколения в максимальной самореализации в процессе социальной адаптации. Важную роль в этом процессе играет осознание человеком себя как представителя пола, которое является важным показателем социальной и личностной зрелости. Наиболее весомый вклад в изучение становления человека как представителя определённого пола внесли Б.Г. Ананьев, Т.В. Бендас, Ш. Берн, В.А. Геодакян, И.В. Грошев, Д.Н. Исаев, В.Е. Каган, И.С. Кон и др. Одним из направлений в появившихся в 90-е годы ХХ века гендерных исследованиях в психологии стала женская психология, развивающаяся под влиянием западной феминистской идеологии и отечественной феминологии (И.С. Клёцина, Т.А. Мельникова, А.И. Перминова, Р.Г. Яновский). Она обобщила прежние и вызвала интерес к новым научным исследованиям в отношении особенностей развития представительниц женского пола (С.Ю. Барсукова, Г.А. Брандт, О.В. Митина, В.Ф. Петренко и др.). В большинстве данных исследований преобладающими являются социальная проблематика и философская направленность. Исследований в отношении осознания себя как представителя женского пола незначительное количество и касаются они лишь отдельных вопросов, например, самооценки женщин (М.В. Захарова), стереотипов женского поведения (О.В. Митина, В.Ф. Петренко), особенностей воспитания девочек и девушек (Л. Кузнецова, Л.Н. Тимощенко, Т. Шишова).
Общие особенности самосознания, образа «Я» умственно отсталых учащихся освещаются в работах А.С. Белкина, Ч.Б. Кожалиевой, Н.Л. Коломинского, Т.С. Никандровой, Л.Ф. Хайртдиновой, Н.С. Щанкиной и др.; особенности становления данной категории лиц как представителей пола – в работах Н.М. Галимовой, Е.Н. Денисовой, Д.Н. Исаева, В.Е. Кагана, О.Г. Нугаевой, Л.М. Шипицыной и др. Специальных исследований, посвящённых углублённому изучению становления умственно отсталых девочек и девушек как представительниц пола, недостаточное количество. К единичным из них можно отнести исследования половозрастной идентификации и полоролевого поведения умственно отсталых представительниц женского пола, описанные Л.М. Шипицыной. В некоторых исследованиях встречаются сравнительные данные о представителях полов. Например, при изучении становления половой идентичности у умственно отсталых юношей и девушек и их нормально развивающихся сверстников (О.Г. Нугаева), исследовании представлений о межполовых и семейно-ролевых отношениях у умственно отсталых юношей и девушек (Е.Н. Денисова), особенностей их полоролевого поведения (Е.Н. Денисова, Д.Н. Исаев, В.Е. Каган и др.). Это указывает на необходимость углублённого изучения психологических особенностей осознания себя как представителя пола умственно отсталыми старшеклассницами, поскольку характеристики, которые даются исследователями этим девушкам как представительницам пола, свидетельствуют в основном о негативных личностных и социальных проявлениях, которые затрудняют их социальную адаптацию. Поиск источников, указывающих психологические направления работы по совершенствованию осознания себя как представителя пола именно у умственно отсталых старшеклассниц, показал, что таких работ нет, имеются лишь отдельные исследования, затрагивающие вопросы подготовки старшеклассников к будущей семейной жизни, просвещения родителей в отношении умственно отсталых дочерей (Н.М. Галимова, Е.Н. Денисова).
На осознание себя как представителя пола большое влияние оказывают полоролевые стереотипы, идеалы (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, В.Е. Каган, И.С. Кон, А.А. Налчаджян, О.В. Романова и др.). Эталоны традиционной и современной женственности рассматриваются Ю.Е. Алёшиной, Ю.А. Тюменевой, Н.С. Юлиной и др. В современном обществе отмечается кризис идеалов, их противоречивость. Это в большей степени касается стереотипов, эталонов женственности, что затрудняет семейную и социальную адаптацию представительниц женского пола (В.Е. Каган, Т.И. Юферева и др.). Поэтому, опираясь на положительную роль идеала как образца, регулятора самосознания, нужно исследовать эталон женственности современного общества, выбрать из него наиболее важные, актуальные показатели, которые могут стать ориентирами для умственно отсталых девушек. Необходимо давать им эталоны женственности как образцы, используя не только присущий данной категории лиц механизм подражания, но и пробуждая творческую активность самих девушек, что будет способствовать совершенствованию осознания ими себя как представителя пола и благоприятно повлияет на их личностные и социальные проявления. В данных методических рекомендациях представлены результаты научного исследования психологических особенностей осознания себя как представителя пола умственно отсталыми старшеклассницами; даны теоретические основы изучения самосознания человека; выделены аспекты осознания себя как представителя пола; описаны специфические особенности полового самосознания данной категории лиц, их потенциальные возможности развития личности; представлен примерный «идеал» умственно отсталой девушки; также включены авторская коррекционная программа помощи умственно отсталым старшеклассницам в становлении их как представительниц пола, апробированная на практике и показавшая свою эффективность, и рекомендации всем участникам образовательного процесса по оптимизации становления умственно отсталых девочек и девушек как представительниц пола.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОСОЗНАНИЯ СЕБЯ КАК ПРЕДСТАВИТЕЛЯ ПОЛА УМСТВЕННО ОТСТАЛЫМИ СТАРШЕКЛАССНИЦАМИ
В структуре самосознания выделяются следующие составляющие: самопознание, эмоционально-ценностное отношение к себе, саморегулирование деятельности и поведения (С.Р. Пантилеев, Е.Т. Соколова, И.И. Чеснокова и др.). А.Г. Спиркин разделяет самосознание на познание себя и отношение к себе. Есть авторские структуры Н.Л. Коломинского, И.С. Кона, В.С. Мухиной, в которых выделяется разное количество составляющих. Тем не менее, большинство исследователей останавливаются на трёх основных составляющих и соответствующих им функциях: самопознание (когнитивная); эмоционально-ценностное отношение (аффективная), регулятивная (контроль и регуляция личностных и социальных проявлений человека). Близким понятию «самосознание» является понятие «Я-концепция» (состоящая из различных образов «Я»). По мнению Б.В. Кайгородова, эти понятия не являются синонимичными. «Я-концепция» понимается как устойчивая часть самосознания, либо как результат, итоговый продукт процессов самосознания. На наш взгляд, достаточно структурированную информацию об образах «Я» в «Я-концепции» даёт А.А. Налчаджян: «образ тела» («телесное Я») - субъективное восприятие тела, в том числе внешности, идеальный образ тела (сравнение и идентификация своего тела с телами других, «идеала»); «настоящее Я» (актуальное) - то, каким человек кажется себе в действительности в данный момент (приписывание себе качеств); «динамическое Я» (притязания, идентификация с «идеалами», с референтными группами, представления о желательных статусах и ролях) - тип личности, становление которого является целью индивида; «фантастическое Я» - представление о том, каким хотел бы стать человек, если бы это было возможно; «идеальное Я» - представление человека о том типе личности, каким он должен стать, исходя из усвоенных норм, образов; «представляемые Я» - образы и маски, которые индивид демонстрирует, защитно-адаптивные подструктуры самосознания; «будущее или возможное Я» - представление индивида о том типе личности, каким он может стать; «идеализированное Я» - образ, каким человеку приятно видеть себя сейчас; «фальшивое Я» - искажённое представление о себе (самообман, дискредитация). Половое самосознании (осознание себя как представителя пола) является частью целостного самосознания, «Я-концепции» (и входящих в неё образов «Я»), и поэтому имеет ту же структуру: познание себя как представителя пола, оценивание себя как представителя пола и регулирование личностных и социальных проявлений человека как представителя пола. Таким образом, осознание себя как представителя пола (половое самосознание), являясь частью целого самосознания, уровнем существования «Я-концепции» рассматривается не как их небольшая часть, а как пронизывающая все проявления, всю сущность человека.
Исходя из научного анализа понятия и структуры самосознания в целом, в том числе и полового самосознания, выделим основные аспекты осознания себя как представителя пола и соответствующие им образы «Я-концепции». Таблица 1.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|