Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Коммуникативные умения и умения вербальной самопрезентации.





Цель – диагностика и совершенствование показателей личностных характеристик, особо – общения, социальных характеристик.

Особенности организации занятий: ролевые игры; ситуации общения, взаимопомощи и оказания поддержки другому в трудной ситуации; общение со взрослыми, младшими детьми, сверстниками своего и противоположного пола; игры-упражнения «Комплимент», «Приветствие-прощание», «Волшебные слова», «Самопредъявление»; построение речевых высказываний; выступление «на публике» - игра «Диктор» и др.

Необходимые средства и материалы: зеркало; бумага, ручки; письменные заготовки речи дикторов; конкретные ситуации и т.д.

Для исследования определённых динамических изменений осознания себя как представителя пола, а также личностных и социальных проявлений умственно отсталых старшеклассниц, необходимо проведение не менее 24-х занятий.

Общая структура занятий.Каждое занятие состоит из трёх частей в зависимости от методов, приёмов и форм работы (2-х – основных и 3-й – заключительной):

1) теоретической: беседы, дискуссии, мини-лекции, рассказы психолога и т.д.; решение 1 - 6 задач с помощью воздействия на осознание, через осмысление, анализ действительности, пробуждение активности самопознания;

2) практической: тренинги, ролевые игры, проблемные ситуации, письменные и устные упражнения; вхождение в образ, танцевальные импровизации, упражнения на релаксацию и т.д.; решение 1-6 задач: самопознание, самооценивание через творчество, искусство, проигрывание ситуаций, 7-ой задачи – через переведение усвоенного и усовершенствованного в плане осознания в практику жизни, стимулирование проявления желательных показателей с помощью создания соответствующих ситуаций;

3) заключительной: анализ занятия, оценивание себя, обсуждение наиболее интересных моментов, подведение итога, выводы, пожелания: устно или письменно.

Время проведения 1-ой части – 20 – 25 минут, 2-ой – 40 – 45 минут, 3-ей – 20 – 25 минут, то есть в целом одно занятие длится 1 час 20 - 30 минут (время – рекомендуемое). Примечание: время теоретической и практической частей может варьироваться в зависимости от темы, самочувствия подростков, их интереса, ситуаций и т.д. Кроме того, занятия могут быть чисто теоретическими с включениями практики, либо чисто практическими с вкраплениями теории.



Каждое занятие рассчитано на преимущественное совершенствование какого-либо аспекта осознания себя как представителя пола, хотя, безусловно, происходит и целостное воздействие на все аспекты. Перейдём к описанию содержательной части программы. Совершенствуемый аспект будем помечать цифрой: причисление себя к полу (1), представления об «идеале» женственности (2), желание соответствовать «идеалу» (3), самовосприятие/самооценивание (4), желание самосовершенствоваться (5), самоопределение (6).

 

Таблица 3.

Коррекционная психологическая программа помощи умственно отсталым старшеклассницам в осознании себя как представителя пола

№ занятия Совершенствуемый аспект Краткое тематическое содержание основных частей занятия
Теоретическая Практическая (традиционная) Практическая (креативная)
(1) Особенности представительниц женского пола: общие представления. Обсуждение.   «Визитная карточка» – представление участниц: «Я -…». Тренинг. Мини-сочинение: «Женщина - …..» (указание как можно большего числа признаков). Танцевальные импровизации, осознание себя во время них.
(1) Особенности представительниц женского пола: внешний облик, характер, поведение (выделение признаков). Рассказ, дискуссия.   Анализ характеристик литературных женских персонажей, фото материалов. Описание девушки, изображённой на фото. Парные импровизации.
(1) Особенности представительниц женского пола: общение, социально значимые умения, статус (выделение признаков) Дискуссия. Анализ характеристик литературных женских персонажей, видео материалов. Описание девушек из просмотренных видеосюжетов. «Отзеркаливание» в парах
(1) «Мои особенности как представительницы пола»: внешний облик, характер, поведение (выделение признаков у себя). Обсуждение. Повторная «визитная карточка» -«Я – девушка» (выделение как можно большего количества признаков пола). Тренинг. Аутентичное движение. Релаксационные и дыхательные упражнения
(1) «Мои особенности как представительницы пола»: общение, социально значимые умения, статус (выделение признаков у себя). Обсуждение. «Мне нравится быть девушкой, потому что…» (осознание и переживание своей половой принадлежности). Тренинг. Танцевальная «визитная карточка» (самопрезентация).
(2) Понятие об «идеале», «идеальных» признаках как о примерной опоре, желательном ориентире. Мини-лекция, беседа. Развитие традиционных показателей характера (особо – отзывчивости) (подобная работа проводится с помощью стимулирования проявлений данного / данных показателей). Ролевые игры. Выделение среди известных женщин прошлого и настоящего возможных идеальных «образцов». «Отзеркаливание» - «круг в круге». Релаксационные и дыхательные упражнения.
(2) Традиционные и современные показатели женского характера. Обсуждение, рассказ. Развитие современных показателей характера (твёрдость, решительность). Ролевые игры, проблемные ситуации. Анализ фото и видео. Выбор из списка черт характера – «идеальных» (письменно, потом – устное обсуждение) Изображение девушки: отзывчивой, доброй, решительной, стойкой.  
(2) Традиционные и современные показатели женского поведения. Обсуждение, рассказ. Развитие современных показателей характера (сила, стойкость). Ролевые игры, проблемные ситуации. Анализ фото и видео. Выбор из списка показателей поведения – «идеальных». Изображение девушки: скром ной, терпеливой, заботливой, обая тельной, целеуст ремлённой, само стоятельной.
(2) Традиционные и современные показатели женского общения девушки. Дискуссия, рассказ. Развитие традиционных показателей поведения (скромности, терпеливости). Анализ фото и видео. Игра «Приветствие – прощание». Выбор из списка показателей общения – «идеальных». Изображение девушки вежливой, умеющей слушать собеседника, общительной.
(2) Традиционные и современные показатели женских социально значимых умений. Обсуждение. Развитие традиционных показателей поведения (обаятельности, воспитанности, заботливости). Характеристики женщин прошлого. Выбор из списка умений женщины – социально значимых. Изображение девушки: аккуратной, ухоженной, утешающей кого-либо, отстаивающей своё мнение.
(2) Традиционные и современные показатели социального статуса женщин. Обсуждение. Развитие современных показателей поведения (целеустремлённости, самостоятельности). Характеристики современных женщин. Выбор из списка показателей социального статуса женщин – «идеальных». Изображение заботливой матери, деловой женщины (на работе).
(3) «Идеал для меня…» (осознание идеальных показателей как желаемых). Беседа. Исключение негативных показателей поведения. Выбор из выделенных ранее списков показателей – «идеальных», значимых для себя. «Отзеркаливание» группой движений одного человека.
(3) «Идеал для меня…» (переведение компенсаторного желания – в осознанное). Обсуждение. Развитие традиционных показателей общения (вежливости, способности к сочувствию, сопереживанию). Игры: «Пойми другого без слов», «Угадай настроение другого человека». Дальнейший выбор из выделенных ранее списков показателей – «идеальных», значимых для себя. Изменение характера движений в зависимости от стиля и настроения музыки
(4) «Показатели моего характера» (с точки зрения женственности, оценка с опорой на «идеал»). Обсуждение. Анализ. Развитие традиционных показателей общения (умения слушать собеседника, выражать свои чувства открыто). Тренинг общения. Игры-упражнения: «Комплимент», «Волшебные слова». Выделение из списка показателей характера – присущих себе. Изображение себя: в школе, дома, на празднике, на улице, в магазине и т.д.
(4) «Показатели моего поведения» (с точки зрения женственности, оценка с опорой на «идеал»). Обсуждение. Анализ. Развитие умения общаться со взрослыми, сверстницами, преодоление негативных показателей. Ситуации общения со взрослыми, сверстницами, младшими детьми. Ролевые игры и ситуации: «Помоги ребёнку, пожилому человеку, другу и т.д.» (моделирование желаемого поведения и общения). Выделение из списка показателей поведения – присущих себе. Изображение различных настроений и чувств. Выбор наиболее подхоящей музыки под свои характер, настроение.
(4) «Показатели моего общения» (с точки зрения женственности, оценка с опорой на «идеал»). Обсуждение. Анализ. Развитие умения адекватно общаться с лицами противоположного пола, преодоление негативных показателей. Тренинг, ролевые игры и ситуации общения с противоположным полом. Выделение из списка показателей общения – присущих себе. Изображение животных и птиц, потом – выбор соответствующих себе (проекция самоотношения и самовосприятия). Развитие пластичности, грациозности, мягкости движений.
(4) «Показатели моих социально значимых умений» (с точки зрения женственности, оценка с опорой на «идеал»). Обсуждение. Анализ. Развитие умения адекватно общаться с лицами противоположного пола, преодоление негативных показателей. Ситуации знакомства, отказа от знакомства, продолжения общения (моделирование желаемого поведения и общения). Выделение из списка показателей социально значимых умений – присущих себе. Танец-настроение (остальные угадывают, какое настроение изображает в танце человек).
(4) «Показатели моей социальной активности» (с точки зрения женственности, оценка с опорой на «идеал»). Обсуждение. Анализ. Развитие показателей традиционных женских умений: ухода за собой. Практикум. Выделение из списка показателей социальной активности – присущих себе. «Выплёскивание» негативных эмоций и чувств с помощью танца (например, свободные движения шаманских ритуальных танцев)
(4) Восприятие и оценивание себя как представителя пола в целом (в сумме всех показателей своих проявлений). Анализ и самоанализ. Развитие показателей традиционных женских умений: умение помочь человеку, утешить, поддержать; воспитательные. Игра: «Угадай девушку по самоописанию» (основные пока-затели, индивидуальные особенности, без указания имени). Оценивание выделенных у себя из списков показателей в сравнении с выделенными ранее значимыми, «идеальными» показателями женственности. Мини-сочинение: «Мой «идеал» девушки и соответствую ли я е ему». Развитие экспрессивного репертура. Танец «Я – сейчас». Танцы: доброты, нежности, тепла, скромности, отзывчивости.
(5) «Я желаю совершенствовать в себе…» (на основе выявленных у себя в ходе самоанализа несовершенств). Самоанализ. Обсуждение. Развитие показателей современных женских умений (правильно и красиво говорить, уметь отстоять своё мнение). Игры-упражнения: «Диктор», «Построй высказывание на тему…». Выявление несоответствий в желаемых и реальных списках показателей. Танцы: силы, стойкости, решительности, целеустремлённости.
(5) «Я буду самосовершенство-ваться» (переведение желаемого в осуществляемое). Беседа. Мини-лекция. Развитие показателей современных женских умений (одеваться и причёсываться со вкусом, современно). Игра-упражнение «Стиль и цвет». Практикум. Постановка для себя ближайшей цели на основе самоанализа (письменно, затем – устно). Совмещение танцев 19 и 20 занятий, переключение с одних на другие, попытка сделать это органично и гармонично
(6) «Моё будущее» (планирование своей будущей семейной жизни). Обсуждение. Дискуссия. Развитие показателей традиционного статуса женщины. Рисунок женщины будущего и рассказ о ней. Ролевые игры: «Я-будущая мать», «Моя будущая семья». Ситуации семейной жизни, требующие проявления самостоятельности, ответственно-сти. Танцы «Я в будущем», «Я-мать».
(6) «Моё будущее» (адекватное планирование своей профессиональной деятельности). Обсуждение. Дискуссия Развитие показателей современного статуса женщины. «Моя будущая профессия» (письменное упражнение, потом – устное обсуждение). Игры: «Я-взрослая женщина», «На работе». Танец «Я-женщина». Групповые импровизации, передача движения «по кругу».
Заключительное Итог – заключение по всем темам: совместный анализ и индивидуальный самоанализ итогов проведённой работы. Обсуждение вопросов, касающихся успешности проведения занятий и их значимости для участниц: Что я узнала? Чему научилась? и т.д. (сначала письменно, затем устно без конкретизации личностей участниц). «Круглый стол». Чаепитие. Общее оценивание успехов всей группы в целом. Далее – индивидуальное оценивание успехов каждой участницы с комментариями – письменно в виде небольших «аттестатов». По желанию – личное индивидуальное обсуждение после занятия.

 





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015- 2021 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.