Для исследования определённых динамических изменений осознания себя как представителя пола, а также личностных и социальных проявлений умственно отсталых старшеклассниц, необходимо проведение не менее 24-х занятий.
1) теоретической: беседы, дискуссии, мини-лекции, рассказы психолога и т.д.; решение 1 - 6 задач с помощью воздействия на осознание, через осмысление, анализ действительности, пробуждение активности самопознания;
2) практической: тренинги, ролевые игры, проблемные ситуации, письменные и устные упражнения; вхождение в образ, танцевальные импровизации, упражнения на релаксацию и т.д.; решение 1-6 задач: самопознание, самооценивание через творчество, искусство, проигрывание ситуаций, 7-ой задачи – через переведение усвоенного и усовершенствованного в плане осознания в практику жизни, стимулирование проявления желательных показателей с помощью создания соответствующих ситуаций;
3) заключительной: анализ занятия, оценивание себя, обсуждение наиболее интересных моментов, подведение итога, выводы, пожелания: устно или письменно.
Время проведения 1-ой части – 20 – 25 минут, 2-ой – 40 – 45 минут, 3-ей – 20 – 25 минут, то есть в целом одно занятие длится 1 час 20 - 30 минут (время – рекомендуемое). Примечание: время теоретической и практической частей может варьироваться в зависимости от темы, самочувствия подростков, их интереса, ситуаций и т.д. Кроме того, занятия могут быть чисто теоретическими с включениями практики, либо чисто практическими с вкраплениями теории.
Каждое занятие рассчитано на преимущественное совершенствование какого-либо аспекта осознания себя как представителя пола, хотя, безусловно, происходит и целостное воздействие на все аспекты. Перейдём к описанию содержательной части программы. Совершенствуемый аспект будем помечать цифрой: причисление себя к полу (1), представления об «идеале» женственности (2), желание соответствовать «идеалу» (3), самовосприятие/самооценивание (4), желание самосовершенствоваться (5), самоопределение (6).
Таблица 3.
№ занятия
| Совершенствуемый аспект
| Краткое тематическое содержание основных частей занятия
|
Теоретическая
| Практическая (традиционная)
| Практическая (креативная)
|
| (1)
| Особенности представительниц женского пола: общие представления. Обсуждение.
| «Визитная карточка» – представление участниц: «Я -…». Тренинг. Мини-сочинение: «Женщина - …..» (указание как можно большего числа признаков).
| Танцевальные импровизации, осознание себя во время них.
|
| (1)
| Особенности представительниц женского пола: внешний облик, характер, поведение (выделение признаков). Рассказ, дискуссия.
| Анализ характеристик литературных женских персонажей, фото материалов. Описание девушки, изображённой на фото.
| Парные импровизации.
|
| (1)
| Особенности представительниц женского пола: общение, социально значимые умения, статус (выделение признаков)
Дискуссия.
| Анализ характеристик литературных женских персонажей, видео материалов. Описание девушек из просмотренных видеосюжетов.
| «Отзеркаливание» в парах
|
| (1)
| «Мои особенности как представительницы пола»: внешний облик, характер, поведение (выделение признаков у себя). Обсуждение.
| Повторная «визитная карточка» -«Я – девушка» (выделение как можно большего количества признаков пола). Тренинг.
| Аутентичное движение. Релаксационные и дыхательные упражнения
|
| (1)
| «Мои особенности как представительницы пола»: общение, социально значимые умения, статус (выделение признаков у себя). Обсуждение.
| «Мне нравится быть девушкой, потому что…» (осознание и переживание своей половой принадлежности). Тренинг.
| Танцевальная «визитная карточка» (самопрезентация).
|
| (2)
| Понятие об «идеале», «идеальных» признаках как о примерной опоре, желательном ориентире.
Мини-лекция, беседа.
| Развитие традиционных показателей характера (особо – отзывчивости) (подобная работа проводится с помощью стимулирования проявлений данного / данных показателей). Ролевые игры. Выделение среди известных женщин прошлого и настоящего возможных идеальных «образцов».
| «Отзеркаливание» - «круг в круге». Релаксационные и дыхательные упражнения.
|
| (2)
| Традиционные и современные показатели женского характера. Обсуждение, рассказ.
| Развитие современных показателей характера (твёрдость, решительность). Ролевые игры, проблемные ситуации. Анализ фото и видео. Выбор из списка черт характера – «идеальных» (письменно, потом – устное обсуждение)
| Изображение девушки: отзывчивой, доброй, решительной, стойкой.
|
| (2)
| Традиционные и современные показатели женского поведения. Обсуждение, рассказ.
| Развитие современных показателей характера (сила, стойкость). Ролевые игры, проблемные ситуации. Анализ фото и видео.
Выбор из списка показателей поведения – «идеальных».
| Изображение девушки: скром
ной, терпеливой, заботливой, обая
тельной, целеуст
ремлённой, само
стоятельной.
|
| (2)
| Традиционные и современные показатели женского общения девушки. Дискуссия, рассказ.
| Развитие традиционных показателей поведения (скромности, терпеливости). Анализ фото и видео. Игра «Приветствие – прощание». Выбор из списка показателей общения – «идеальных».
| Изображение девушки вежливой, умеющей слушать собеседника, общительной.
|
| (2)
| Традиционные и современные показатели женских социально значимых умений. Обсуждение.
| Развитие традиционных показателей поведения (обаятельности, воспитанности, заботливости). Характеристики женщин прошлого. Выбор из списка умений женщины – социально значимых.
| Изображение девушки: аккуратной, ухоженной, утешающей кого-либо, отстаивающей своё мнение.
|
| (2)
| Традиционные и современные показатели социального статуса женщин. Обсуждение.
| Развитие современных показателей поведения (целеустремлённости, самостоятельности). Характеристики современных женщин. Выбор из списка показателей социального статуса женщин – «идеальных».
| Изображение заботливой матери, деловой женщины (на работе).
|
| (3)
| «Идеал для меня…» (осознание идеальных показателей как желаемых). Беседа.
| Исключение негативных показателей поведения.
Выбор из выделенных ранее списков показателей – «идеальных», значимых для себя.
| «Отзеркаливание» группой движений одного человека.
|
| (3)
| «Идеал для меня…» (переведение компенсаторного желания – в осознанное). Обсуждение.
| Развитие традиционных показателей общения (вежливости, способности к сочувствию, сопереживанию). Игры: «Пойми другого без слов», «Угадай настроение другого человека».
Дальнейший выбор из выделенных ранее списков показателей – «идеальных», значимых для себя.
| Изменение характера движений в зависимости от стиля и настроения музыки
|
| (4)
| «Показатели моего характера» (с точки зрения женственности, оценка с опорой на «идеал»). Обсуждение. Анализ.
| Развитие традиционных показателей общения (умения слушать собеседника, выражать свои чувства открыто). Тренинг общения. Игры-упражнения: «Комплимент», «Волшебные слова».
Выделение из списка показателей характера – присущих себе.
| Изображение себя: в школе, дома, на празднике, на улице, в магазине и т.д.
|
| (4)
| «Показатели моего поведения» (с точки зрения женственности, оценка с опорой на «идеал»). Обсуждение. Анализ.
| Развитие умения общаться со взрослыми, сверстницами, преодоление негативных показателей. Ситуации общения со взрослыми, сверстницами, младшими детьми. Ролевые игры и ситуации: «Помоги ребёнку, пожилому человеку, другу и т.д.» (моделирование желаемого поведения и общения).
Выделение из списка показателей поведения – присущих себе.
| Изображение различных настроений и чувств. Выбор наиболее подхоящей музыки под свои характер, настроение.
|
| (4)
| «Показатели моего общения» (с точки зрения женственности, оценка с опорой на «идеал»). Обсуждение. Анализ.
| Развитие умения адекватно общаться с лицами
противоположного пола, преодоление негативных показателей. Тренинг, ролевые игры и ситуации общения с противоположным полом. Выделение из списка показателей общения – присущих себе.
| Изображение животных и птиц, потом – выбор соответствующих себе (проекция самоотношения и самовосприятия). Развитие пластичности, грациозности, мягкости движений.
|
| (4)
| «Показатели моих социально значимых умений» (с точки зрения женственности, оценка с опорой на «идеал»). Обсуждение. Анализ.
| Развитие умения адекватно общаться с лицами
противоположного пола, преодоление негативных показателей. Ситуации знакомства, отказа от знакомства, продолжения общения (моделирование желаемого поведения и общения).
Выделение из списка показателей социально значимых умений – присущих себе.
| Танец-настроение (остальные угадывают, какое настроение изображает в танце человек).
|
| (4)
| «Показатели моей социальной активности» (с точки зрения женственности, оценка с опорой на «идеал»). Обсуждение. Анализ.
| Развитие показателей традиционных женских умений: ухода за собой. Практикум.
Выделение из списка показателей социальной активности – присущих себе.
| «Выплёскивание» негативных эмоций и чувств с помощью танца (например, свободные движения шаманских ритуальных танцев)
|
| (4)
| Восприятие и оценивание себя как представителя пола в целом (в сумме всех показателей своих проявлений). Анализ и самоанализ.
| Развитие показателей традиционных женских умений: умение помочь человеку, утешить, поддержать; воспитательные. Игра: «Угадай девушку по самоописанию» (основные пока-затели, индивидуальные особенности, без указания имени).
Оценивание выделенных у себя из списков показателей в сравнении с выделенными ранее значимыми, «идеальными» показателями женственности. Мини-сочинение: «Мой «идеал» девушки и соответствую ли я е ему».
| Развитие экспрессивного репертура. Танец «Я – сейчас». Танцы: доброты, нежности, тепла, скромности, отзывчивости.
|
| (5)
| «Я желаю совершенствовать в себе…» (на основе выявленных у себя в ходе самоанализа несовершенств). Самоанализ. Обсуждение.
| Развитие показателей современных женских умений (правильно и красиво говорить, уметь отстоять своё мнение). Игры-упражнения: «Диктор», «Построй высказывание на тему…». Выявление несоответствий в желаемых и реальных списках показателей.
| Танцы: силы, стойкости, решительности, целеустремлённости.
|
| (5)
| «Я буду самосовершенство-ваться» (переведение желаемого в осуществляемое). Беседа. Мини-лекция.
| Развитие показателей современных женских умений (одеваться и причёсываться со вкусом, современно). Игра-упражнение «Стиль и цвет». Практикум. Постановка для себя ближайшей цели на основе самоанализа (письменно, затем – устно).
| Совмещение танцев 19 и 20 занятий, переключение с одних на другие, попытка сделать это органично и гармонично
|
| (6)
| «Моё будущее» (планирование своей будущей семейной жизни). Обсуждение. Дискуссия.
| Развитие показателей традиционного статуса женщины. Рисунок женщины будущего и рассказ о ней. Ролевые игры: «Я-будущая мать», «Моя будущая семья». Ситуации семейной жизни, требующие проявления самостоятельности, ответственно-сти.
| Танцы «Я в будущем», «Я-мать».
|
| (6)
| «Моё будущее» (адекватное планирование своей профессиональной деятельности). Обсуждение. Дискуссия
| Развитие показателей современного статуса женщины. «Моя будущая профессия» (письменное упражнение, потом – устное обсуждение). Игры: «Я-взрослая женщина», «На работе».
| Танец «Я-женщина». Групповые импровизации, передача движения «по кругу».
|
| Заключительное
| Итог – заключение по всем темам: совместный анализ и индивидуальный самоанализ итогов проведённой работы. Обсуждение вопросов, касающихся успешности проведения занятий и их значимости для участниц: Что я узнала? Чему научилась? и т.д. (сначала письменно, затем устно без конкретизации личностей участниц). «Круглый стол». Чаепитие. Общее оценивание успехов всей группы в целом. Далее – индивидуальное оценивание успехов каждой участницы с комментариями – письменно в виде небольших «аттестатов». По желанию – личное индивидуальное обсуждение после занятия.
|