Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ, ПЕДАГОГАМ, ПСИХОЛОГАМ ПО ОПТИТМИЗАЦИИ СТАНОВЛЕНИЯ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДЕВОЧЕК И ДЕВУШЕК КАК ПРЕДСТАВИТЕЛЬНИЦ ПОЛА




 

Общие рекомендации.

Для оптимизации становления умственно отсталых девочек и девушек как представительниц женского пола необходимо воздействие на самосознание в целом, в том числе на осознание себя как представителя пола, что благоприятно повлияет на личностное развитие и социальную адаптацию:

1. Необходимо учитывать потенциальные возможности умственно отсталых учениц в осознании себя как представительниц пола.

2. Нужно учитывать наличие положительных и отрицательных факторов, влияющих на осознание себя как представительницы пола в каждом конкретном случае.

3. Необходимо опираться на «идеал» умственно отсталой девушки, основанный на эталоне женственности современного общества, но учитывающий реальные возможности и особенности данной категории учениц.

В зависимости от адресата (педагоги, психологи, родители) рекомендации будут несколько варьироваться, так как в процессе становления умственно отсталых девочек / девушек как представительниц пола данные группы лиц играют неодинаковую роль, выполняют разные функции, обладают различным запасом собственных потенциальных возможностей в плане влияния на умственно отсталых девочек и девушек как представительниц пола, разной квалификацией и образовательным уровнем. Безусловно, в идеале работа по оптимизации становления умственно отсталых девочек / девушек как представительниц пола должна идти не разрозненно, а в определённой системе, взаимосвязи, преемственности между всеми участниками данного учебного, воспитательного, коррекционного и развивающего процесса: девушками, педагогами, психологом, родителями. Необходимы связи между всеми элементами (компонентами) данной системы, но ведущая роль должна принадлежать психологу, которому нужно являться координатором, руководителем. При этом умственно отсталая девочка / девушка должна находиться в центре системы и быть не пассивным объектом, а активным субъектом. Только в этом случае будут реализовываться потенциальные возможности данной категории девушек в осознании себя как представительниц пола. Конечно, эта работа является очень сложной, кропотливой, требует от всех участников огромного терпения. Оказываемые воздействия должны быть планомерными, направленными, иногда – построенными на интуиции и жизненном опыте, и, безусловно, длительными и непрерывными, начиная с момента рождения в семье девочки.

Рекомендации родителям.

1. При воспитании девочки нужно учитывать фактор пола, при этом стараться вводить девочку в социум в соответствии с реальной действительностью, формируя необходимые качества для личностной самореализации.

2. Нужно создавать благоприятную семейную атмосферу любви, взаимопонимания и поддержки, представляя собой социализирующие полоролевые модели: мать – женщины, жены, матери, подруги и др.; отец – мужчины, мужа, отца, друга и др.

3. Ближайшее социальное окружение также должно быть благоприятным и представляющим собой полоролевые социализирующие модели.

4. Нужно помогать разбираться дочери в сложной окружающей действительности, формируя необходимые для её понимания представления, используя при этом воздействие собственного положительного примера.

5. Прививать в семейной обстановке необходимые социально значимые умения: традиционные и современные.

6. Разнообразить досуг дочери, пробуждать творческую активность во всех проявлениях.

7. Прислушиваться к советам и рекомендациям педагогов, психолога и реализовывать их. В свою очередь, проявлять собственную активность, обращаясь за помощью к педагогам и психологу: узнавать особенности дочери, её поведение в различных видах деятельности, задавать интересующие вопросы, консультироваться и т.д.

8. В доступной форме с помощью объяснений, рассуждений, описаний, показа, анализа и т.д. формировать представления о женственности, выделяя женские образы в литературе, кино, реальной действительности.

9. Стараться уделять дочери значительное внимание: её интересам, возникающим проблемам, волнующим вопросам; постоянно беседовать с ней, поддерживать, помогать.

10. Представлять и учитывать специфику и особенности возрастных периодов дочери, в зависимости от этого варьируя возможные воздействия, объём предоставляемой информации и т.д., учитывая индивидуальные особенности девочки / девушки.

11. Представлять и учитывать своеобразие психического, личностного развития категории умственно отсталых лиц в целом, а также особенности умственно отсталых представительниц женского пола, при этом учитывая индивидуальные особенности и потенциальные возможности своей дочери.

12. Постоянно самосовершенствоваться, не стоять на месте, читать литературу, посвящённую описанию особенностей своих дочерей и вопросам их воспитания, предназначенную для родителей.

Рекомендации педагогам.

1. Для оптимизации становления умственно отсталых учениц как представительниц пола - использовать потенциал практически всех учебных предметов: русского языка, литературы (чтения), естествознания, истории, СБО, трудового обучения, физкультуры, музыки, ритмики и др., выделяя желательные женские образцы, ориентиры. Так, учитель биологии может проводить специальные циклы занятий с девушками; во время уроков труда и СБО девушек необходимо учить ухаживать за собой, прививать им социально значимые умения, например, умения готовить разные блюда, накрывать на стол, встречать гостей и т.д. Возможно приглашение в школу специалистов: медиков, хореографов, парикмахеров и др., которые помогут воспитать вкус к одежде, научить красиво двигаться, лучше понимать себя и свои особенности.

2. Возможно введение в учебный процесс специальных уроков, курсов, практикумов: этики, эстетики, нравственного воспитания, основ психологии, тематических бесед для девушек и др.

3. Использовать потенциал системы дополнительного образования, например занятий по хореографии, изобразительному искусству, организации семейного досуга и др.

4. Вводить новые кружки и секции, отвечающие интересам и потребностям учениц СКОУ VIII вида.

5. С научной точки зрения, но в доступной форме, объяснять ученицам явления современной действительности, особенности представительниц женского пола, используя фактические материалы из учебных курсов, тем самым совершенствуя представления, полученные в семье.

6. Использовать собственный пример, опираясь не только на свойственный девушкам данной категории механизм подражания, но и постоянно пробуждая творческую активность, интерес и осознанное желание учениц.

7. Активно и творчески работать с семьёй, привлекать родителей, совместно обсуждать с ними особенности их дочери, давать рекомендации.

8. Прислушиваться и учитывать в своей работе особенности семейного воспитания учениц; информацию, предоставляемую родителями и воспитателями.

9. Прислушиваться к советам психолога, касающимся описания психологических особенностей учениц как представительниц пола, а также специфики работы с ними.

10. Проводить музыкальные вечера, праздники, игры, эстафеты, во время которых учить адекватному общению, вхождению в контакт. Например, передать информацию незнакомому человеку по эстафете.

Рекомендации психологам.

Для оптимизации становления умственно отсталых девочек / девушек как представительниц пола, психолог в своей деятельности должен использовать все направления собственной деятельности: психодиагностику, психологическую профилактику, психологическое просвещение, психологическое консультирование и психокоррекцию.

1. Необходимо выявлять психологические особенности осознания себя как представительниц пола умственно отсталыми ученицами и негативные факторы, влияющие на появление тех или иных особенностей у каждой девушки. Для осуществления диагностики нужно подобрать, адаптировать или разработать соответствующие методики. Изучение данного психологического явления можно осуществлять с помощью использования специально разработанного в данном диссертационном исследовании диагностического комплекса. Также необходимо постоянно анализировать динамические изменения изучаемых особенностей в ходе проведения психологической работы.

2. Проводить психологическую профилактику появления отрицательных психологических особенностей осознания себя как представителя пола умственно отсталыми ученицами путём целенаправленной и планомерной работы со всеми участниками данного процесса: ученицами, семьёй, воспитателями, учителями. Для осуществления цели профилактики начинать работу нужно достаточно рано: с дошкольного возраста, продолжая в младших классах школы, тем самым предупреждая формирование искажённых, нереальных, неадекватных представлений в рамках изучаемого психологического явления и оптимизируя в целом процесс становления умственно отсталых девочек / девушек как представительниц пола.

3. Осуществлять психологическое просвещение по вопросам социокультурного развития, процесса взросления, психологических особенностей умственно отсталых девочек / девушек как представительниц пола, их потенциальных возможностей в рамках изучаемого явления, значения примеров и эталонов в подростковом и раннем юношеском возрасте, создания необходимых условий для становления данной категории учениц как представительниц пола в виде мини-лекций, рассказов, объяснений, рекомендаций в адрес учителей, воспитателей, родителей. Например, с родителями нужно проводить систематические занятия информационного характера. Также сюда относится и работа с умственно отсталыми ученицами: групповая, подгрупповая, индивидуальная, во время которой можно формировать представления об «идеале» женственности, окружающей действительности и др.

4. Консультировать всех участников данного процесса, используя групповые, подгрупповые и индивидуальные формы работы. Консультирование может быть как запланированным, так и осуществляться «по обращению».

5. Осуществлять психокоррекционную и развивающую работу по оказанию помощи умственно отсталым старшеклассницам в осознании себя как представительниц пола, включая как классические направления, формы, методы, приёмы работы психолога, так и используя положительный потенциал средств искусства, например, направления артпедагогики и арттерапии. Для осуществления цели психокоррекции возможно использование созданной и апробированной в данном диссертационном исследовании коррекционной психологической программы по оказанию помощи умственно отсталым старшеклассницам в осознании себя как представительниц пола.

6. Оказывать постоянную помощь всем участникам данного процесса, давать рекомендации, осуществлять контроль выполнения, анализировать изменения, вносить коррекцию в деятельность всех участников и т.д. Такая работа должна осуществляться как планомерно, целенаправленно, так и по мере необходимости, в случаях обращения к психологу за помощью.

7. В своей работе психолог должен учитывать информацию об умственно отсталых ученицах, их индивидуальных особенностях, получаемую от педагогов и родителей, а также исходя из результатов объективной диагностики.

В ходе осуществления всех направлений деятельности психолог может использовать следующие формы и виды работ: вечера вопросов и ответов с ученицами СКОУ VIII вида (по организации досуга, проведению праздничного вечера, общению с противоположным полом и т.п.); выпуск тематических газет; праздники; круглый стол; тренинги, беседы со всеми участниками процесса; систематические занятия информационного характера с родителями, касающиеся особенностей познавательной деятельности, социокультурного развития, особенностей взросления их дочерей, роли примера, эталона, «идеала» для них.

Анализ данных рекомендаций в адрес различных групп лиц, участвующих в процессе становления умственно отсталых девочек / девушек как представительниц пола, ещё раз показывает и доказывает, что ведущая и определяющая роль в реализации, осуществлении данного процесса, а также основная ответственность в большей мере принадлежат специальному психологу, являющемуся регулятором, координатором и связующим звеном между всеми участниками.

В современной действительности значение специального психолога в процессе становления умственно отсталых девочек / девушек как представительниц пола становится ещё более явным, так как семья часто не выполняет своих функций и обязанностей по отношению к данной категории детей и подростков, а традиционные условия организации учебно-воспитательного процесса в СКОУ VIII вида в полной мере не способствуют становлению учащихся как представителей пола.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Осознание себя как представителя пола умственно отсталыми старшеклассницами является необходимым условием для совершенствования их личностных и социальных проявлений и играет положительную роль в социальной адаптации. Эта проблема является недостаточно исследованной, в связи с чем затруднён подбор наиболее адекватных психологических средств воздействий в целях оптимизации процесса становления умственно отсталых старшеклассниц как представительниц пола.

На основе теоретических принципов специальной психологии, положенных в основу программ изучения умственно отсталых старшеклассниц, и учёта полученных экспериментальных данных в процессе исследования нами предложена модель коррекционно-психологической программы, направленной на реализацию выявленного потенциала у старшеклассниц СКОУ VIII вида в их осознании себя как представительниц пола. Программа строится с учётом потенциальных возможностей умственно отсталых старшеклассниц, теоретических представлений об образе традиционной и современной женственности, знания о значении психологических воздействий, включающих использование классических направлений, форм, методов, приёмов работы и средств искусства.

Апробирование коррекционной психологической программы на практике покывает позитивную динамику в осознании умственно отсталыми девушками себя как представительниц пола: появление осознанности в причислении себя к полу; содержательность, большая чёткость и реалистичность представлений об «идеале» и своём будущем; приобретение «идеалом» роли стимула; большая адекватность самооценки; появление осознанности желания самосовершенствоваться и его реальное осуществление в некоторых показателях личностных и социальных проявлений.

Данная программа показала свою эффективность, а значит, принципиальную возможность практического применения. Подобная программа может быть одним из возможных вариантов программ в работе специального психолога по оптимизации становления умственно отсталых девушек как представительниц пола. Данная коррекционно-развивающая программа может быть применена в психологической работе с другими категориями девушек: как непосредственно в ходе их психолого-педагогического сопровождения в школе, так и в учреждениях системы дополнительного образования. Возможна адаптация программы в отношении подростков - юношей (в этом случае лучше, если с ними будет работать психолог-мужчина). Необходима также дополнительная работа по нейтрализации влияния неблагоприятных социальных факторов на умственно отсталых старшеклассниц. Аналогичная психологическая работа, начатая с умственно отсталыми девочками младшего и среднего школьного возраста, может стать профилактикой несовершенств в осознании ими себя как представительниц пола.

Полученные в результате исследования данные позволили разработать некоторые общие рекомендации в адрес педагогов, психологов и семьи по оптимизации процесса становления умственно отсталых старшеклассниц как представительниц пола.

 

 

 

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Алёшина, Ю.Е. Проблемы усвоения ролей мужчины и женщины [Текст] / Ю.Е. Алёшина, А.С. Волович // Вопросы психологии – 1991. - № 4. – С. 74-81.

2. Бендас, Т.В. Гендерная психология: учеб. пособие [Текст] / Т.В. Бендас – СПб. - 2005. – 431 с.

3. Бодалёв, А.А. Восприятие и понимание человека человеком [Текст] /А.А. Бодалёв – М., 1982. – 200 с.

4. Грёнлюнд, Э. Танцевальная терапия. Теория, методика, практика [Текст] / Э. Грёнлюнд, Н.Ю. Оганесян – СПб., 2004. – 288 с.: ил.

5. Добрович, А.Б. Беседы о половом воспитании [Текст] / А.Б. Добрович – М., 1984. – 96 с.

6. Каган, В.Е. Стереотипы мужественности-женственности и «образ Я» у подростков [Текст] / В.Е. Каган // Вопросы психологии. - 1989 - № 3 – С. 53-62.

7. Кожалиева, Ч.Б. О возрастной динамике образа «Я» у умственно отсталых подростков [Текст] / Ч.Б. Кожалиева // Дефектология. – 1997.- №4 – С. 36-42.

8. Кон, И. С. Психология старшеклассников [Текст]: пособие для учителей / И. С. Кон – М., 1980. – 192 с.

9. Куницына, В.Н. Межличностное общение: Учебник для вузов [Текст] / В.Н. Куницына, Н.В. Казаринова, В.М. Погольша – СПб., 2001. – 544 с.: ил.

10. Мухина, В. С. Возрастная психология [Текст] / В. С. Мухина - М., 1997. – 432 с.

11. Столин, В. В. Самосознание личности [Текст] / В. В. Столин – М., 1983. – 284 с.

12. Тимощенко, Л.Н. Воспитание старшеклассниц: Кн. для учителя [Текст] / Л.Н. Тимощенко . – М. - 1990. – 191 с.

13. Хасан, Б.И., Тюменева Ю.А. Особенности присвоения социальных норм детьми разного пола [Текст] / Б.И. Хасан, Ю.А. Тюменева // Вопросы психологии - 1997. - № 3. – С. 32-39.

14. Шкурко, Т.А. Танцевально-экспрессивный тренинг [Текст] / Т.А. Шкурко - М., 2003. - 192 с.: ил.

 

Учебное издание

 

Алмазова Светлана Леонидовна

 

 





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015- 2021 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.