Тема 1. Предметные области философии науки и истории науки
Стр 1 из 15Следующая ⇒ МинисТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ и науки РФ ФГБОУ ВПО «МАГНИТОГОРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. Г. И. НОСОВА» КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФИЛОСОФИИ НАУКИ: КУРС ЛЕКЦИЙ для обучающихся в магистратуре и аспирантуре по всем направлениям подготовки Магнитогорск, 2015
УДК 101 (075) ББК 87я7 Ч 493
Автор-составитель: канд. филос. наук, доцент Э.Г. Чернова
Основные проблемы философии науки: курс лекций для обучающихся в магистратуре и аспирантуре по всем направлениям подготовки. Магнитогорск: ФГБОУ «МГТУ», 2015. – 50 с.
Рецензенты: Зав. кафедрой философских, социально-экономических и гуманитарных дисциплин МаГК им. М.И. Глинки, к. ф. н., профессор Г.Е. Гун Зав. кафедрой культурологии и социально-культурной деятельности ФГБОУ ВПО «МГТУ им. Г.И.Носова», кандидат искусствоведения, доцент Е.Н. Курбан
Учебное пособие «Основные проблемы философии науки: курс лекций» предназначено для обучающихся в магистратуре и аспирантуре по всем направлениям подготовки. Включает теоретический материал по ключевым темам указанного раздела дисциплины «История и философия науки», вопросы для самостоятельной работы по каждой теме и литературу по курсу.
© ФГБОУ ВПО МГТУ им. Г.И. Носова, 2015 © Чернова Э.Г., 2015 ВВЕДЕНИЕ Учебное пособие «Основные проблемы философии науки: курс лекций» составлено в соответствии с квалификационными требованиями к подготовке выпускника ФГОС ВПО, учебными планами подготовки магистров и аспирантов и примерной рабочей программой по дисциплине «История и философия науки». Федеральные государственные стандарты высшего профессионального образования по всем направлениям подготовки магистров и аспирантов включают в себя компетенции, для формирования которых предназначена дисциплина «История и философия науки». Для аспирантуры данная дисциплина является обязательной в цикле базовых дисциплин, для большинства направлений магистратуры в базовой части учебного плана указаны либо данная дисциплина, либо дисциплины тождественного содержания: «Философские проблемы науки», «Философия и методология науки» и т.п.
Учебное пособие «Основные проблемы философии науки: курс лекций» предназначено для обучающихся в магистратуре и аспирантуре по всем направлениям подготовки и включает в себя теоретический материал по ключевым темам указанного раздела дисциплины «История и философия науки», вопросы для самостоятельной работы по каждой теме и литературу по курсу. В пособии дается развернутое объяснение таких вопросов как основные формы бытия науки, основания науки, структура и формы научного познания, эмпирические и теоретические методы научного познания, основные проблемы развития науки, периодизация истории науки и общая характеристика основных этапов ее развития, типы научной рациональности, проблемы философии и методологии науки в позитивизме, неопозитивизме и постпозитивизме, сциентизм и антисциентизм, этические проблемы современной науки. Материал данного пособияпозволит обучающемуся в аспирантуре усвоить мировоззренческие основания научно-исследовательской деятельности, грамотно подготовиться к сдаче кандидатского экзамена и написанию выпускной квалификационной работы. Работа с учебным пособием «Основные проблемы философии науки: курс лекций» позволить обучающимся решить следующие задачи: ― сформировать представления о научных и философских основаниях современной картины мира, о многообразии форм человеческого знания, о соотношении истины и заблуждения, знания и веры, рационального и иррационального в познании, о системах ценностей, на которые ориентируются ученые;
― ознакомиться с историей возникновения и развития науки, проследить современные социальные и этические проблемы, связанные с научной деятельностью; ― сформировать представления о научной рациональности, классификации научного знания, периодизации этапов его развития, функциях и роли науки в современной культуре; ― ознакомиться с основными концепциями философии науки; ― сформировать представления о структуре, формах и методах научного познания, их эволюции и предметной специфике. При работе с пособием студенту рекомендуется после внимательного изучения материала лекции письменно ответить на предлагаемые вопросы, что предполагает обращение к дополнительным источникам и самостоятельному анализу. Таким образом, использование материалов данного учебного пособия студентами в процессе обучения позволит сформировать такие предусмотренные государственными образовательными стандартами компетенции, как способность к критическому анализу и оценке современных научных достижений, способность проектировать и осуществлять комплексные исследования на основе целостного системного мировоззрения с использованием знаний в области истории и философии науки. ОБЩИЕ ПРОБЛЕМЫ ФИЛОСОФИИ НАУКИ Тема 1. Предметные области философии науки и истории науки
Философия науки есть одно из направлений философии, которое можно определить как систему теоретических знаний об основаниях бытия науки и принципах ее познания. Это направление возникает во второй половине XIX века в связи с усилением роли науки в жизни общества и усложнением ее функций в виде оригинальных моделей развития науки и эпистемологии, авторами которых прежде всего были представители позитивизма. В первой половине XX века в ответ на потребность осмыслить социокультурные функции науки в условиях НТР философия науки становится дисциплинарно организованной. Философскому знанию как таковому присущи эссенциальность, рациональность, обоснованность, открытость, проблемность и неустранимость ценностного компонента. Перечисленные свойства сохраняются и в области философии науки.
Предметную область философии науки составляют наиболее общие закономерности существования науки. Первой проблемой является определение самого понятия «наука», от решения которой зависит решение вопроса о начале науки как таковой. На этом этапе важно разведение понятий «научное знание», «научное мышление», «наука как деятельность». Другие проблемы философии науки: - как возможна наука, каковы основания ее бытия; - каковы логика и закономерности развития научного познания; - в каких формах функционирует научное знание; - каковы принципы организации научной деятельности. При решении перечисленных проблем наука рассматривается в исторически изменяющемся контексте, гипотезы и модели развития научного знания проверяются на историческом материале. Перечисленные факторы, а также то, что научная деятельность всегда персонифицирована, делает необходимым обращение к истории науки. Предметной областью истории науки как научной дисциплины являются факты, свидетельствующие о функционировании науки. История науки исследует возникновение и развитие конкретных наук, описывая и анализируя процессы и результаты деятельности ученых. Для философии науки материалы истории науки служат «вспомогательной», но необходимой информацией. Интерес к исследованиям истории наук активизировался в связи с деятельностью представителей постпозитивизма во второй половине ХХ века. Таким образом, философия науки представляет собой рефлексию над бытием науки, определение ее сущности, смысла и роли в жизни общества. Она позволяет ученому выйти за рамки конкретной области исследований и осмыслить их в контексте науки как целого. Вопросы для контроля и самоподготовки: 1. Каковы причины возникновения такого направления как философия науки? 2. Какие проблемы исследует философия науки? 3. В чем состоит предметная область истории науки? 4. Почему решить проблемы развития науки невозможно без обращения к ее истории? 5. Как проявляется взаимодействие истории науки и философии науки? Поясните на конкретных примерах.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|