Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 10. Научные революции




 

В динамике научного знания особую роль играют этапы развития, связанные с перестройкой исследовательских стратегий, задаваемых основаниями науки. Эти этапы получили название научных революций.

Основания науки обеспечивают рост знания до тех пор, пока общие черты системной организации изучаемых объектов учтены в картине мира, а методы освоения этих объектов соответствуют сложившимся идеалам и нормам исследования. Но по мере развития науки она может столкнуться с принципиально новыми типами объектов, требующими иного видения реальности по сравнению с тем, которое предполагает сложившаяся картина мира. Новые объекты могут потребовать и изменения схемы метода познавательной деятельности, представленной системой идеалов и норм исследования. В этой ситуации рост научного знания предполагает перестройку оснований науки. Последняя может осуществляться в двух вариантах: как революция, связанная с трансформацией специальной картины мира без существенных изменений идеалов и норм исследования; как революция, в период которой вместе с картиной мира радикально меняются идеалы и нормы науки.

Перестройка картины мира и идеалов познания требует особых идей, которые позволяют перегруппировать элементы старых представлений о реальности и процедурах ее познания, элиминировать часть из них, включить новые элементы с тем, чтобы разрешить имеющиеся парадоксы и ассимилировать накопленные факты. Такие идеи формируются в сфере философского анализа познавательных ситуаций науки. Они играют роль весьма общей эвристики, обеспечивающей интенсивное развитие исследований

Перестройка оснований исследования означает изменение самой стратегии научного поиска. Процесс утверждения в науке ее новых оснований определен не только предсказанием новых фактов и генерацией конкретных теоретических моделей, но и причинами социокультурного характера. Новые познавательные установки и генерированные ими знания должны быть вписаны в культуру соответствующей исторической эпохи и согласованы с лежащими в ее фундаменте ценностями и мировоззренческими структурами.

Развитие науки (как, впрочем, и любой другой процесс развития) осуществляется как превращение возможности в действительность, и не все возможности реализуются в ее истории. При прогнозировании таких процессов всегда строят дерево возможностей, учитывают различные варианты и направления развития. Представления о жестко детерминированном развитии науки возникают только при ретроспективном рассмотрении, когда мы анализируем историю, уже зная конечный результат, и восстанавливаем логику движения идей, приводящих к этому результату. Но были возможны и такие направления, которые могли бы реализоваться при других поворотах исторического развития цивилизации, но они оказались "закрытыми" в уже осуществившейся реальной истории науки. В эпоху научных революций, когда осуществляется перестройка оснований науки, культура как бы отбирает из нескольких потенциально возможных линий будущей истории науки те, которые наилучшим образом соответствуют фундаментальным ценностям и мировоззренческим структурам, доминирующим в данной культуре.

Качественный скачок в развитии научных знаний, который можно охарактеризовать как научную революцию, предполагает перестройку философских и методологических оснований науки и формирование новых стратегий деятельности. Отечественная философия науки достаточно широко исследовала эту проблему. (В. Степин, П. Гайденко и др.)

Научная революция имеет следующие существенные признаки: это качественное изменение в системе знаний и мышления, на основе которого меняются стратегии научного поиска и способы производства знания. Меняются общефилософские основания науки, мировоззренческий контекст. Происходит переоценка самой природы науки, ее познавательных возможностей. Переосмысливаются понятия, значимость законов и принципов, и в результате – общенаучной картины мира. Изменения стратегии научных исследований основываются на определенном понимании свойств объекта познания и поведения субъекта.

Одна из возможных классификаций научных революций в истории естественных наук, которой придерживается сегодня большинство отечественных исследователей, наиболее полно представлена в работах B.C. Степина.

Первая революция

XVII - первая половина XVIII века - становление классического естествознания. Основные характеристики:

- господство механистической картины мира как общенаучной картины реальности;

- объект познания понимается как малая система, как механическое устройство с жестко детерминированными связями, при этом свойство целого полностью определяется свойствами частей;

- субъект и процедуры его познавательной деятельности полностью исключаются из результата познания для достижения его объективности;

- объяснение как поиск механических причин и сущностей является основным методом,

- редукция знаний о природе к принципам и представлениям механики.

Вторая революция

Конец XVIII - первая половина XIX века, переход естествознания в дисциплинарно организованную науку. Основные характеристики:

- механическая картина мира перестает быть общенаучной, формируются биологические, химические и другие картины реальности, не сводимые к механической;

- объект познания понимается в соответствии с научной дисциплиной не только в понятиях механики, но и таких понятиях, как «вещь», «состояние», «процесс», предполагающих развитие и изменение объекта;

- субъект и процедуры его познавательной деятельности элиминируется из результатов познания;

- возникает проблема разнообразия методов, единства и синтеза знаний, классификации наук;

- сохраняются общие познавательные установки классической науки, ее стиля мышления.

Третья революция

Конец XIX - середина XX века, преобразование параметров классической науки, становление неклассического естествознания. Существенные революционизирующие события: становление релятивистской и квантовой теорий в физике, становление генетики, квантовой химии, концепции нестационарной Вселенной, возникновение кибернетики и теории систем. Основные характеристики:

- научная картина мира признается развивающимся, относительно истинным знанием;

- интеграция частнонаучных картин реальности на основе понимания природы как сложной динамической системы;

- объект познания понимается как сложная, развивающаяся динамическая система;

- объект соотносится со средствами и операциями деятельности;

- состояние целого не сводимо к сумме состояний его частей;

- вероятностная причинность вместо жесткой, однозначной связи;

- новое понимание субъекта как находящегося внутри, а не вне наблюдаемого мира, что обусловливает необходимость фиксации условий и средств наблюдения,

- учет способа постановки вопросов и методов познания, зависимость от этого понимания истины, объективности, факта, объяснения;

- вместо единственно истинной теории допускается несколько содержащих элементы объективности теоретических описаний одного и того же эмпирического базиса.

Четвертая революция

Конец XX - начало XXI века, радикальные изменение в основаниях научного знания и деятельности, рождение новой постнеклассической науки. Основные революционизирующие события: компьютеризация науки, усложнение приборных комплексов, возрастание междисциплинарных исследований, комплексных программ, сращивание эмпирических и теоретических, прикладных и фундаментальных исследований, разработка идей синергетики. Основные характеристики:

- научная картина мира представляет собой взаимодействие различных картин реальности;

- взаимодействие наук путем «парадигмальных прививок» идей из других наук, стирание жестких разграничительных линий между дисциплинами;

- научное познание обращается на уникальные системы - объекты, характеризующиеся открытостью и саморазвитием, исторически развивающиеся и эволюционно преобразующиеся, «человекоразмерные» комплексы;

- знания об объекте соотносятся не только со средствами, но и с ценностно-целевыми структурами деятельности;

- в объяснения включаются аксиологические факторы, научное знание с необходимостью рассматривается в контексте социального бытия, культуры, истории как нераздельное с ценностями и мировоззренческими установками, что в целом сближает науки о природе и науки о культуре.

 

Вопросы для контроля и самоподготовки:

1. Дайте определение научной революции.

2. Приведите примеры научных революций из истории науки.

3. Каково содержание понятия научной революции в концепции Т.Куна?

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...