Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 13. Познавательная деятельность человека (внимание).




ТЕМЫ ПО ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ (ЛИТЕРАТУРА В КОНЦЕ, можете скачать или взять в библиотеке учебники по общей психологии и психологии развития. Особенно рекомендую учебник «Общей психологии» Маклакова).

Тема 1. Предмет, задачи, методы общей психологии. Отрасли психологии.

 

Тема 2. Формирование психики в онтогенезе

Понятие психики, стадии развития. Развитие психики человека и животных. Понятие психики. Специфика психического отражения. Основные формы проявления психики. Общественно-историческая природа психики человека. Стадии развития психики: Становление низших форм поведения и психики. Развитие психического отражения у животных. Стадия элементарной сенсорной психики. Стадия перцептивной психики. Ориентировочно-исследовательская фаза в деятельности животных. Понятие высшей психической функции. Отличие человеческой психики от психики животных. Способность отражения абстрактных признаков, обобщения, инстинктивного познания, воображения, планирования и прогноза, сознательного управления и целенаправленного формирования психики и поведения. Знаковый, опосредованный, социальный характер человеческой психики.

 

Тема 3. Общение и его роль в формировании личности

Определение общения. Психологическая характеристика общения. Содержание, цели и средства общения. Структура и функции общения. Виды общения. Подходы к пониманию общения в психологии. Психологические и социальные функции общения. Уровни общения. Структура общения. Общение как обмен информацией. Общение как взаимодействие. Общение как взаимопонимание. Понятие о коммуникативной компетентности личности (Л.А.Петровская), о продуктивном общении (А.А.Бодалев). Роль общения в психическом развитии человека. Роль общения в семье. Значение общения в жизни человека.

 

 

Тема 4. Категории сознания и самосознания.

Сознание как высшая форма психического познания. Сущность сознания. Возникновение и развитие сознания. Сознание как философско-научная проблема. Сознание как осознанное социальное бытие. Практика сознания как предмет психологического анализа. Психологическая структура сознания. Сознание и бессознательное. Самосознание. Образ «Я». Самопознание, самооценка. Рефлексия, механизмы и средства рефлексии. Формирование и развитие личности. Внутреннее противоречие как источник развития. Понятие о механизмах психологической защиты.

Методы диагностики и развития самооценки, рефлексии.

 

Тема 5. Мотивационно-потребностная сфера личности. Потребности

Общее понятие о потребностях, их функциях и свойствах. Основные виды потребностей, их классификация (А.Маслоу, Г.Мюррей, К.Г.Юнг). Потребности как внутреннее условие, предпосылка жизнедеятельности и как сила, направляющая и регулирующая деятельность.

Методы диагностики и развития потребностей и интересов.

Тема 6. Мотивационно-потребностная сфера личности. Мотивы

Мотивы: понятие, функции (побуждающая, направляющая и смыслообразующая). Основные характеристики мотивов. Виды мотивов и уровни их осознания. Осознаваемые мотивы: интересы, убеждения, ценности, мировоззрение, идеалы. Мотив как предмет потребности. Функции и основные виды мотивов. Мотивация. Самооценка. Уровень притязаний личности. Факторы, определяющие уровень притязаний. Направленность личности как система доминирующих мотивов. Неосознаваемые мотивы: установка, внушаемость. Соотношение мотивов, потребностей и целей. Общее строение мотивационной сферы человека.

Методы диагностики и развития мотивов.

 

Тема 7. Эмоционально-волевая сфера личности. Эмоции и чувства

Общая характеристика понятий «эмоции», «эмоциональные состояния», «чувства». Основные виды эмоциональных состояний. Стресс и фрустрация. Эмоции и чувства. Чувства. Связи эмоций с потребностями и деятельностью. Роль эмоций и чувств в регуляции активности человека.

Методы диагностики и развития эмоций и чувств.

 

Тема 8. Эмоционально-волевая сфера личности. Воля

Понятие воли. Основные признаки воли. Волевые качества личности. Развитие воли. Волевые качества личности. Развитие воли. Развитие воли у человека.

Методы диагностики и развития воли.

 

Тема 9. Познавательная деятельность человека (ощущения, восприятие)

Общее понятие об ощущениях и их функциях. Рефлекторная природа ощущений. Физиологическая модель ощущений. Классификация ощущений. Закономерности ощущений. Восприятие, его виды. Свойства восприятия. Восприятие как система перцептивных действий.

Методы диагностики и развития ощущений и восприятия.

 

Тема 10. Познавательная деятельность человека (мышление, речь)

Понятие о мышлении и этапах его протекания. Основные виды мышления. Мыслительные операции и процессы. Мышление и деятельность. Речь как форма общения и обобщений (мышления). Виды речи, их назначение. Отличие речи от языка. Соотношение мышления и речи.

Развитие мышления и речи в разные периоды жизни человека.

Методы диагностики и развития мышления и речи.

 

Тема 11. Познавательная деятельность человека (воображение).

Понятие о воображение, его отличие от образов памяти и восприятия. Виды воображения. Функции воображения. Психологические механизмы воображения. Связь процесса творчества с воображением. Способы воображения. Развитие воображения у человека.

Развитие воображения в разные периоды жизни человека.

Методы диагностики и развития воображения.

 

Тема 12. Познавательная деятельность человека (память).

Сущность и закономерности памяти. Процессы памяти. Классификация видов памяти. Индивидуальные особенности памяти, их качественные и количественные характеристики. Законы памяти.

Развитие памяти в разные периоды жизни человека.

Методы диагностики и развития памяти.

 

Тема 13. Познавательная деятельность человека (внимание).

Особенности внимания как психического процесса и состояния. Свойства внимания. Функции и виды внимания. Внимание и познание. Развитие внимания и его роль в жизни человека.

Развитие внимания в разные периоды жизни человека.

Методы диагностики и развития внимания.

 

Тема 14. Индивидуальные особенности человек (темперамент).

Общее понятие о темпераменте, физиологические основы темперамента. Типы темпераментов и их психологическая характеристика. Темперамент и индивидуальный стиль деятельности.

Учет темперамента в учебно-воспитательном процессе.

Методы диагностики и развития темперамента.

Тема 15. Индивидуальные особенности человек (характер).

Общее понятие о характере. Черты характера. Характер и мотивация. Типология характера. Акцентуация черт характера (К.Леонгард). Проблема формирования характера.

Методы и развития диагностики характера.

 

Тема 16. Индивидуальные особенности человек (способности).

Понятие о способностях и задатках. Врожденное и приобретенное в структуре способностей. Общие и специальные способности.

Способности и одаренность. Понятие о таланте и гениальности.

Развитие способностей в разные периоды жизни человека.

Методы диагностики и развития способностей.

 

Тема 17. Психические состояния. Методы диагностики психических состояний. Понятие о психических состояниях.Виды психических состояний. Методы диагностики и развития психических состояний. Провести анализ наиболее известных методик.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...