Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятия государственного сектора, государственной собственности, их роль в экономике.




Тема: Основы функционирования государственного и муниципального сектора экономики

Понятия государственного сектора, государственной собственности, их роль в экономике

Механизм функционирования государственного сектора

Муниципальный сектор экономики и особенности его функционирования

Целями освоения дисциплины «Экономика государственного и муниципального сектора» являются:

- иметь научные представления о закономерностях функционирования экономики государственного и муниципального сектора, о тенденциях ее развития;

- знать основы современных теорий экономики государственного и муниципального сектора, а также его особенности как структурного элемента смешанной экономики;

- владеть методикой оценки эффективности функционирования государственных и муниципальных предприятий, а также методикой оценки экономических, социальных, политических условий и результатов осуществления государственных и муниципальных программ.

Понятия государственного сектора, государственной собственности, их роль в экономике.

Государственный сектор экономики (сокр. госсектор) — совокупность предприятий, организаций, учреждений, находящихся в государственной собственности и управляемых государственными органами или назначаемыми ими лицами.

Государственный сектор экономики включает в себя все экономические ресурсы, которыми владеет государство, и все организации, с помощью которых осуществляется государственное регулирование экономики. Это - государственный бюджет, государственные производственные предприятия, государственные организации в сфере управления, здравоохранения, образования, обороны, государственные земли.

Основой государственного сектора является совокупность государственных предприятий, которые независимо от сферы деятельности и национальных особенностей можно сгруппировать в три большие группы:

1) несамостоятельные публично-правовые предприятия (монетные дворы, тюрьмы, государственные и муниципальные колы, детские сады);

2) самостоятельные предприятия, действующие в рамках публичного права (почта, железные дороги, государственные холдинги и корпорации);

3) юридически самостоятельные предприятия, действующие в рамках частного права (в форме акционерных обществ).

Важную роль в современной экономике играет государственное предпринимательство.

Государственное предпринимательство инициативная деятельность предприятий и других государственных структур, направленная на получение прибыли и осуществляемая непосредственно собственником имущества или управляющим на условиях договора (контракта).

Низкая эффективность функционирования государственных предприятий и большие расходы государства на их содержание часто ведут к осуществлению приватизации.

В нормативных актах и экономической правоприменительной практике в настоящее время соседствуют различные толкования понятия “госсектор экономики”. В соответствии с наиболее полным определением он включает государственные унитарные предприятия (на правах хозяйственного ведения и оперативного управления), госучреждения, хозяйственные общества (открытые акционерные общества) с долей госсобственности, превышающей 50% уставного капитала, а также открытые акционерные общества с государственным участием, в которых государство наделено правом “золотой акции”.

Понятия “госсектор” и “госсобственность” не совпадают. С одной стороны, госсектор включает в себя не только предприятия, основанные на госсобственности, но и хозяйственные общества, где отношения между участниками регулируются обязательственными правами. Помимо отношений собственности, возникающих по поводу владения, пользования и распоряжения государственными унитарными предприятиями, в госсекторе появляются отношения по поводу участия государства в управлении акционерным капиталом, которые регулируются нормами обязательственного права, а не права собственности. С другой стороны, существуют объекты госсобственности, не относящиеся прямо к госсектору.

Текущее состояние управления госсектором свидетельствует об отсутствии какого-либо специфического механизма управления госпредприятиями.

Положение унитарных предприятий ничем не отличается от положения хозяйствующих единиц частного сектора. Их отношения с государством ограничиваются перечислением налоговых платежей в бюджет (а для казенных предприятий и дополнительных платежей из прибыли). Система управления акционерными обществами с преобладающей долей государства в совокупном количестве голосующих акций говорит об отсутствии значительных различий между положением государства-акционера и частных акционеров, поскольку имущественные права государства-акционера регулируются в общем порядке нормами законодательства об акционерных обществах.

Одно из перспективных направлений развития госсектора – создание вертикально-интегрированных структур, в которых головная организация находится под контролем государства. Поскольку для таких структур нет законодательного запрещения формировать сеть дочерних обществ, контролируемых частным капиталом, это повсеместно осуществляется на практике. Преобладающее участие государства в головной организации достаточно для того, чтобы компания в целом осталась под государственным контролем.

Диапазон составляющих государственного сектора очень велик: от чисто госу­дарственных предприятий до смешанных, от фи­нансов центрального правительства до финансов органов местного самоуправления, от прямого владения правительством предприятиями, произ­водственными фирмами (то есть государственная предпринимательская деятельность) до чисто правовых способов воздействия на частные фир­мы. Мас­штабы государственной экономики огромны, хотя и трудно определимы с высокой точностью.

Функции государства здесь будут следующими:

1. Создание общих законодательных и правовых предпосылок для хозяйствующих субъектов, действующих в рыночной экономике

2. Прямое государственное владение и управление основными элементами инфраструктуры народного хозяйства, естественными монополиями, особо важными в политическом, экономическом и финансовом отношении производствами;

3. Разработка и проведение активной промышленной политики, участии в ключевых инвестиционных, структурно – технологических программах путем полного или частичного их финансирования, предоставления экономических гарантий, льготных кредитов и других видов финансовой помощи частного сектору экономики.

Партнерские отношения между частным сектором и государством являются основополагающим элементом функционирования экономики стран. Эти отношения включают в себя широкий спектр видов деятельности и различных действующих лиц. Партнерские отношения формируются в процессе объединения ресурсов, финансовых средств и знаний частного сектора и государством с целью:

(а) снижения затрат;

(б) обеспечения повышения качества услуг

(в) совершенствования механизма предоставления различных услуг.

Государственный сектор экономики включал по состоянию на начало 2014 года 83700 субъектов. Из них государственные унитарные предприятия насчитывали 19900 единиц, государственные учреждения – 59780 единиц, хозяйственные общества с долей государственной собственности, превышающей 50% уставного капитала – 5990. Необходимо отметить, что хозяйствующие субъекты государственного сектора экономики составляют по данным Единого государственного регистра предприятий и организаций около 55% от числа всех предприятий и организаций, находящихся в государственной собственности.

В ряде отраслей государственный сектор занимает ведущие позиции: электроэнергетика – 86-88%, оборонно-промышленный комплекс – 51%. Существенный уровень госсектора сохраняется в микробиологической, медицинской и нефтеперерабатывающей промышленности – порядка 20%. Менее 5% производства продукции приходится на нефтедобывающую, угольную, химическую и нефтехимическую, лесную и пищевую промышленность. Хозяйствующие субъекты государственного сектора практически отсутствуют в машиностроении и металлообработке.

В общем объеме выпуска продукции сельского хозяйства сельскохозяйственными организациями доля государственного сектора составляет около 9%.

На государственный сектор в транспортном комплексе по результатам 2016 года приходилось около 38% общего объема коммерческих перевозок грузов, около 85% общего грузооборота и почти 65% общего объема пассажирооборота транспортных организаций всех форм собственности.

Доля государственного сектора в объеме платных услуг связи населению в последние годы составляет порядка 50%.

На потребительском рынке предприятиями государственного сектора оказывается порядка 20% от общего объема платных услуг, предоставляемых организациями всех форм собственности.

В социально-культурной сфере имеет место тенденция увеличения доли государственного сектора в объеме предоставления платных услуг. Так в сфере образования на государственные учреждения приходится 45%, в области здравоохранения – порядка 25%, в сфере культуры – 16%.

При этом количество научных организаций госсектора за 2016 год должно сократиться на 10% и составить в общей численности порядка 45%.

По данным Минэкономразвития, доля государственного сектора в экономике страны достигает 50% ВВП. К 2018 году министерство ожидает снижение этого показателя до 20%.

Доля среднесписочной численности работников госсектора в 2016 году составляла 25,7% от общего числа экономически активного населения (в 2011 году этот показатель составлял 24,9%, в 2009 году — 24,6%).

в ключевой для страны отрасли — нефтедобыче — госкомпаниям принадлежит 40-45%, в банковском секторе — 49%, в транспортном — 73%. доля госсектора в услугах связи в 2012 году составляла 13,8%, в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды — 25,8% (в 2009 году — 14%). Существенно увеличилась доля госсектора в добыче полезных ископаемых — до 16,5% в 2016 году (в 2009-2010 годах — 10-11%).

Доля госкомпаний в индексе РТС — около 51% (в 2007 году — 66%).

В период с 1995 по 2016 год общий объем приватизационных сделок в России составил $111 млрд. В 2014 году государство рассчитывает получить от приватизации 427,7 млрд руб. Доходы от приватизации в 2014-2016 годах, согласно планам Минэкономразвития, составят 1,7 трлн руб. В этот период предполагается реализовать пакеты акций 436 акционерных обществ и 513 федеральных государственных унитарных предприятий.

Доля подконтрольных государству компаний в экономике России существенно возросла, В ключевой для страны отрасли — нефтедобыче — в 1998-1999 гг. государство контролировало 10%, сейчас — 40-45%; в банковском секторе — 49%, в транспортном — 73%. В 2006 г. доля госсектора в экономике, посчитали в Институте Гайдара по базе «Эксперт-400», составляла 38%, а к 2016 г. превысила 40%. Кризис катализировал процесс: госсектор, по данным Минэкономразвития, увеличился до 50% ВВП при среднемировых 30%.

К началу 2004 года Российская Федерация владела 38,7 % акций «Газпрома» и имела большинство в Совете директоров. По данным на 26 октября 2016 года государству принадлежит 50 % плюс 1 акция «Газпрома», 10,8% - зарубежным компаниям.

Общие параметры государственного сектора:

• объем реализованной продукции 10 самых больших государственных корпораций составляет более 20% российского ВВП;

• в десятке наиболее крупных по объемам реализации российских компаний шесть принадлежат государству;

• «Газпром», формирующий около 8% бюджета страны, по уровню капитализации вошел в тройку мировых лидеров;

• доля госсектора в экономике страны оценивается, как уже отмечено выше, на уровне не менее 50% ВВП.

Крупнейшие государственные компании можно разделить на несколько групп предприятий, монопольно контролирующих определенные виды деятельности:

• инфраструктура – транспортная (РЖД «Газпром», «Транснефть»,

«Транснефтепродукт», «Госкорпорация по организации воздушного движения»), коммуникационная («Связьинвест», «Почта России», ФАПСИ, собственные системы связи Минобороны РФ, «Газпрома», РЖД, РАО

«ЕЭС»), энергетическая («ЕЭС России», «Росэнергоатом», ТВЭЛ);

• добыча и экспорт сырья − «Роснефть», алмазная монополия

«АЛРОСА», «Газпром», дочка «Газпрома» нефтяная компания Газпромнефть» (бывшая «Сибнефть»). По данным Организации

экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), госкомпании контролируют 33\% добычи нефти и 80\% газа в России;

• оборонно-промышленный комплекс – «Росавиакосмос», судостроение, авиационная промышленность, ФПГУ по видам вооружений. Уже несколько лет государство пытается объединить предприятия ВПК в холдинги, специализирующиеся на производстве отдельных видов вооружения. Пока этот процесс идет очень медленно, но неуклонно продолжается;

• финансовый комплекс – государственные банки и негосударственные, но так или иначе аффилированные с государством пенсионные фонды и страховые компании, прежде всего − Сбербанк, Внешторгбанк, Россельхозбанк, Газпромбанк, Внешэкономбанк, Еврофинанс- Моснарбанк, Росэкимбанк, Российский банк развития, НПФ «Газпром»,

«СОГАЗ» и т.д. Доля около двух десятков таких кредитных организаций в совокупных активах сектора приближается к 40%. Сбербанк контролирует около 54\% рынка банковских вкладов физических лиц. Группировка госбанков активно растет.

• информационный комплекс – включает в себя ВГТРК с радио и телеканалами, холдинг «Газпроммедиа», контролирующий многие средства массовой информации (НТВ, «Известия», «Эхо Москвы» и др.), РАО «ЕЭС» (REN TV и др.), «Российская газета» и другие издания, включая издания Федерального собрания, министерств и ведомств.

В настоящее время происходит формирование новых государственных корпораций с использованием как ядра (по аналогии с «Газпромом»)

 

Исторически государственный сектор экономики существовал в европейских странах в виде почтовой службы, оружейного производства в доиндустриальный период развития и господства рыночных отношений. Сегодня государственный сектор неодинаково представлен в экономиках малых и больших стран, он преимущественно действует в таких отраслях или видах экономической деятельности как транспорт и связь, коммунальное хозяйство, здравоохранение, образование, культура. В странах с большой экономикой порой наблюдается значительное, если не монопольное государственное присутствие в таких отраслях как атомная, аэрокосмическая, автомобильная (Франция), судостроительная (Швеция), сталелитейная (Австрия, Италия, Республика Корея), во Франции 39% общего числа компаний не являются частными.

В смешанной экономике объем государственного сектора превосходит долю государственной собственности, так как в дополнение к собственности государства оно является субъектом распорядителем государственного бюджета, достигающего 50% от ВВП. Поэтому мера влияния государственного сектора на регулирующие возможности государства превосходит долю государственной собственности.

Ведущим звеном такого влияния является налогообложение, которое носит принудительный характер.

Налоговая деятельность государства, проводимая благодаря его властным функциям, является первым шагом первым шагом на пути становления государственного сектора экономики. Налогообложение, проводимое государством, является выражением закона ограничения разнообразия экономического поведения домохозяйств и фирм, как в производстве, так и в потреблении.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...