Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Механизм функционирования государственного сектора




Поведение государства в экономической сфере жизни общества является выражением сущности механизма функционирования государственного сектора экономики. Его регулирующее влияние на экономику в целом определяется соотношением целей и используемых средств социально-экономического развития. Исполнительные органы власти используют следующие средства воздействия на экономику государственного сектора:

- управление производственными ресурсами, являющимися объектами государственной собственности;

- налогово-бюджетное регулирование;

- денежно-кредитное регулирование.

Управление производственными ресурсами, являющимися объектами государственной собственности, ведется в пределах государственного сектора в разном качестве: как предприниматель (Газпром и другие государственные компании) и организатор производства общественных товаров и инвестор, организатор научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР), потребитель товаров и услуг.

В качестве собственника государство управляет пакетами акций, принадлежащих ему компаний, определяет структурную и инвестиционную политику в соответствии с государственными программами. Будучи крупнейшим предпринимателем, государственный сектор через организацию выполнения государственных заказов влияет на акционерные компании негосударственного сектора. Являясь собственником капитала предприятий, государство перечисляет прибыль в бюджет, а затем на финансирование наиболее значимых инвестиционных проектов.

Государственный сектор функционирования НИОКР включает:

- исследовательские институты и лаборатории, подчиненные государственным органам власти;

- научные подразделения компаний, находящиеся в долевой собственности государства;

- исследовательские институты и лаборатории государственных высших учебных заведений.

Источниками финансирования НИОКР в пределах указанной структуры являются: государственный бюджет, ресурсы компаний и вузов, фондов, иностранный капитал различных экономических субъектов. Роль каждого источника финансирования НИОКР зависит от модели государственного регулирования экономики, от наукоемкости действующего производства, производства общественных товаров, размеров минимальной стоимости результатов научных исследований.

В высокоразвитых странах вместе с повышением роли научных исследований в прогрессе экономики, растет доля затрат на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) в валовом внутреннем продукте (ВВП). Особое место в НИОКР занимают фундаментальные исследования, так как они не обещают непременной коммерческой отдачи и в целях устойчивости, а также связи с экономической жизнью общества, они нуждаются в финансировании из разных источников: бюджета государства, крупных компаний, бесприбыльных организаций.

Фундаментальные исследования служат основанием для получения продуктов прикладного характера: изобретения методов производства, новой технологии, разработки программных продуктов. Прикладные исследования патентуются и на них распространяется нормативно-законодательное регулирование об интеллектуальной собственности. Результаты исследований и разработок применятся в массовом производстве за пределами НИОКР в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, что и составляет область инноваций.

В осуществлении НИОКР надо различать инновационный потенциал и инновационную активность. В соответствии с рекомендациями Всемирного банка, комиссии Евросоюза в качестве индикаторов инновационного потенциала необходимо рассматривать:

- численность специалистов с высшим образованием в возрасте до 30 лет в сфере НИОКР в расчете на 1000 человек населения страны;

- количество исследователей на 1000 человек населения, объем государственных и предпринимательских расходов на НИОКР (в % от ВВП);

- доля высокотехнологичных НИОКР и высших учебных заведений на НИОКР;

- распространенность венчурного капитала (% от НИОКР);

- затраты на информационно-коммуникационные технологии на одного занятого в экономике.

В качестве показателей инновационной активности применяются следующие индикаторы:

- доля высокотехнологичного экспорта;

- удельный вес инновационно-активных организаций в общем числе организаций;

- доля инновационных товаров в общем объеме отгруженной продукции;

- взаимодействие в НИОКР между вузами, исследовательскими организациями и компаниями производственного сектора экономики

- количество патентов статей в научно-технических журналах на миллион человек населения.

Большинство из указанных индикаторов инновационного потенциала и инновационной активности представлены статистических сборника ведущих стан мира.

Регулирование НИОКР государство осуществляет административно-правовыми и экономическими методами. Административно-правовое регулирование научной сферы проявляется в защите прав интеллектуальной собственности. В настоящее время в России за субъектом открытия, изобретения в течение 20 лет сохраняется монопольное право на суверенное использование научных трудов, патентов, чем устранен монополизм государства, существовавший в центрально-управляемом хозяйстве.

Экономические методы и инструменты государственного регулирования НИОКР включают:

- подготовку научных кадров и распространение научной информации;

- финансирование государственных научных центров лабораторий;

- целевое финансирование научно-технических программ на конкурсной основе;

- финансирование научных проектов на конкурсной основе в форме предоставления грантов;

- государственный заказ на НИОКР и последующая закупка продукции;

- передача технологии двойного назначения предпринимательскому сектору;

- налоговые скидки на исследовательские расходы венчурным компаниям;

- создание на бюджетной основе инновационных центров для малого научного бизнеса (технопарки, бизнес-инкубаторы).

Налогово-бюджетное регулирование является второй составляющей триады влияния государственного сектора на экономику страны, экономической основой которого выступают общественные или государственные финансы. Государственные финансы по своему происхождению являются результатом перераспределительной деятельности государства на основе принуждения, что предопределяет их функции и эффективность возникновения и применения.

Денежно-кредитное регулирование является третьей составляющей основных средств государственного регулирования и предполагает достижение макроэкономического равновесия посредством установления определенных пропорций на денежном рынке с помощью монетарных методов Центрального банка.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...