Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Муниципальный сектор экономики и особенности его функционирования




Муниципальный сектор экономики – это экономическая категория, выражающая экономические отношения между органом местного самоуправления, являющегося органом власти и субъектом хозяйственных отношений и вследствие этого имеющим двойственную природу, и субъектами хозяйственной и иной общественно значимой деятельности по поводу использования местных ресурсов в коллективных интересах территориальной общности.

Муниципальный сектор – совокупность первичных единиц – муниципальных образований, каждое из которых представляет форму территориальной организации и деятельности населения, сочетает производственные, социальные, управленческие функции на определенной территории.

Муниципальный сектор формируется как структурное подразделение национального хозяйства – единого комплекса взаимосвязей производства, распределения, обмена и потребления. Национальное хозяйство обеспечивает производственное, социальное и духовное развитие общества с учетом исторических, геополитических условий, местных традиций, природных и других факторов. Стержнем национальной экономики является экономика, которая дает методы его рационального владения.

Национальное хозяйство характеризуется сложным внутреннем строением, пропорциями, соотношением частей, т.е. определенной структурой. Для национального хозяйства характерно структурное многообразие. Каждый классификационный признак раскрывает одну из сущностных основ содержания понятия «национальное хозяйство».

Существуют следующие виды структур:

1) материально-вещественная. Вскрывает пропорции между видами продукции национального хозяйства и натуральным выражением. Данная структура предполагает деление хозяйства на различные виды производства (товаров и услуг, отрасли производства и т.д.). Примером материально-вещественной структуры может служить производство металлов, добыча газа и нефти и пр. Доля муниципального сектора количественными показателями не определена, т.к. очень мала;

2) стоимостная. Выделяет соотношение разных видов труда, расходуемого на производство общественного продукта.

Весь общественный труд подразделяется на овеществленный и живой. Овеществленный переносится на продукт, образую фонд возмещения израсходованных средств производства. Вновь затраченный труд создает национальный доход, который является наиболее обобщающим показателем развития национального хозяйства. Национальный доход служит источником потребления и накопления. Следовательно, стоимость общественного продукта определяется как совокупность фондов потребления (расходуется на личное и общественное), накопления (для расширения производства, создание резервов и запасов) и возмещения;

3) отраслевая. Представлена в стоимостном выражении по видам экономической деятельности.

Согласно классификатору отраслей (ОКОНХ) выделяют отрасли материального, нематериального производства. К сфере производства товаров относят: промышленность, сельское и лесное хозяйство, строительство, производство и распределение энергии, газа и воды. Остальное-сфера услуг. С 2005гв структуре ВВП на долю услуг приходится 54%, на долю товаров – 46%. Стоит заметить что в 2004г преобладала сфера товаров.

Доля муниципального сектора в промышленности менее 1%, в с/х примерно 0,6-0,7%, в строительстве менее 1%. В сфере услуг доля муниципального сектора приблизительно 2-3%;

4) социальная. Определяется формой собственности на средства производства. Выделяют следующие формы собственности: государственная, негосударственная, муниципальная. Доля предприятий различной формы собственности в производстве товаров и услуг такова: государственные предприятия 5-7%, муниципальные – 1,4-1,5%, остальное частные и иностранные предприятия 90%;

5) территориальная. Предусматривает размещение национального хозяйства по административно-территориальным единицам. Такая структура позволяет выявить пропорции размещения по регионам между трудовыми ресурсами, сырьевой базой, производственными мощностями, реализуемыми доходами. В составе 8 федеральных округов функционирует хозяйство 83-х субъектов Федерации, в составе которых на 1 января 2010г 23,9 тыс. муниципальных образований. Наибольшее число МО в Приволжском ФО – 28%, Центральном ФО – 22%, Сибирском ФО – 17%; наименьшее число в Уральском ФО – 5%;

6 ) секторная. Предусматривает деление национального хозяйства на секторы – укрупненные группы различных видов деятельности, объединенными общими целевыми и функциональными признаками.

В современных условиях муниципальный сектор и его муниципальные образования становятся эпицентром социально-экономической политики государства, поскольку именно здесь решаются проблемы жизнеобеспечения населения. Органы управления муниципального образования несут главную ответственность перед населением за положение дел на на его территории.

Основной проблемой муниципального сектора и его муниципального образования являются:

1) существенная дифференциация в социально-экономическом развитии, в уровнях дохода населения;

2) дотационность бюджетов;

3) недостаточное развитие инфраструктуры;

4) нехватка квалифицированных кадров.

Главной целью муниципального образования выступает, прежде всего, улучшение условий и качества жизни всех слоев населения, проживающих на его территории и сделать это можно в первую очередь за счет повышения эффективности и доходности предприятий, учреждений и организаций, служб, находящихся в муниципальной собственности и на территории муниципального образования.

Задачами для развития муниципального сектора тогда будут являться:

1) разработка плана экономического развития муниципального образования;

2) разработка мер, направленных на достижение конкретных положительных результатов;

3) организация контроля за достижением поставленных задач [18].

Стоит отметить, что сложным направлением является финансирование развития муниципального образования. Укрепление финансовой основы требует создание эффективного механизма формирования местного бюджета, достаточного для решения проблем. Также присутствует финансовая помощь вышестоящих уровней в виде субвенций, дотаций, субсидий и пр.

Надо отметить немаловажную роль малого бизнеса для муниципального образования:

- организации осуществляют выпуск продукции, часто нужной конкретному муниципальному образованию, в т.ч. и муниципальный заказ

- являются основным плательщиком местных налогов, сборов, штрафов

- малые предприятия выступают в качестве источника финансирования муниципальных программ и пополнения бюджета

-участвуют в реализации инвестиционных проектов в качестве одного из основных инвесторов

- создаются дополнительные рабочие места, ремонтируются арендуемые нежилые помещения и благоустраивается территория.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...